тюрьма, или еще одна история любви, 17часть

Валерий Чернышов
В первые месяцы дела в молодой фирме не шли, но настойчивость и ежедневная работа, принесли свои результаты, и почти одновременно у каждого работника пошли дела. Тогда и начался рост молодой, новой на рынке того города, компании по недвижимости. Дела пошли в гору медленно, но уже не останавливаясь. Сказать, что это был грандиозный, успех было нельзя, но успех был стабильным.

На работе Вадим проводил много времени, офис работал до семи вечера, а после еще сидели дежурные агенты, и клиенты могли связаться с фирмой до десяти вечера. Рынок менялся как бурная река в местах перелома. Через года два вышел закон о приватизации, и все квартиры начали приватизировать, стали просто продавать квартиры, а не менять. Как говорится, чтобы быть постоянным, надо уметь изменяться. Первые годы так и менялись, подстраиваясь под эту бурлящую реку рынка недвижимости.

Спустя год, Вадим с фирмой переехал в другой, более просторный и уже, что главное, собственный офис. Но, как известно, лучшее - враг хорошего, и часто Вадиму казалось, что он управляет гоночным автомобилем, который рванул сильно, а управлять им трудно. Где притормозить, где поддать газа. Стал возникать вопросы. Например, Вадим добился того, что компания уже работает, а что делать с этим успехом, он не знает. Вот компания есть, что теперь, это простой вопрос, и сложный. Система, которую создал Вадим, замыкается на одном человеке - на нем самом. И система эта, как он догадывался, не правильная, инфарктная. Виндовс должен работать без Билла Гейтса, телевизор работает без создателя, и фирма должна меть работать без создателя, но как это сделать, он понять не мог. Назначить себе заместителя, чтобы система уже работала без него, но как. Как найти такого человека, который будут за дело болеть так, как сам Вадим. Чтобы этот человек думал о деле, а не просто о себе, хотя это нормально, думать человеку о семье своей, а не владельца. Как отдать финансовые потоки кому-то в руки, как найти такого человека, которому можно это доверить. Более того, тут важно найти не человек, которому доверяешь, а выстроить систему. Как это узнать, в какой книге вычитать о том, что дальше.

Бывают месяцы без доходов, как обеспечить стабильный доход, чтобы еще хватало и управляющему. Может, это удел всех владельцев бизнеса, которые работают на себя, всегда быть рабом этого бизнеса. Вадим понимал, что задает себе много простых вопросов, на которые каждый ответит и аргументирует по-разному, но Вадим хочет знать как правильно. Ведь должны же быть правила, основы что ли. А может наоборот, если будут думать о деле много человек, тогда увеличиться само дело. Больше всего Вадима интересовало, кто ему может это сказать. Не такой, как он, начинающий бизнесмен. Его интересовало мнение таких, кто скажем, сотни лет ведет бизнес, передавая из рук в руки его по наследству, кто доказал временем состоятельность этого. Не просто сказал, как думает, а показал и доказал, что именно такие управленческие решения приводили к такому результату. Вадим вздохнул, ведь кого не спроси, за ошибки тех, кто скажет, придется платить самому.

Давали поводы к размышлениям еще несколько случаев. Один случился, когда в России был дефолт или очередной кризис. Однажды пришел в кабинет к Вадиму подписывать договор о продаже квартиры один солидный бизнесмен из России. Он продавал хорошую, достаточно дорогую недвижимость, когда подписывал договор, Вадим спросил
- рвете когти, с улыбкой,
- приходится, вздохнув, сказал клиент,
- переезжать будете, на меньшую площадь или большую, не отрываясь от подписания бумаг, говорит Вадим,
- продаю, у нас плохо в стране, мне это только часть долгов закрыть и то не все, вздохнув, грустно задумавшись, сказал клиент,
- что, настолько все плохо…, оторвав взгляд от бумаги, спросил Вадим, округляя глаза,
- нет, просто …опа, причем полная. Клиент не пошлил, не пытался острить, и было видно, что ему сейчас не до шуток.
Вадим ответил,
- это бизнес, так и есть, держитесь, все наладится,
Но потом долго не выходил из головы этот приятно одетый, солидный человек, который не казался глупым, или плохо ведущим бизнес. Откровенно говоря, Вадим все же не верил, что если нормально работать, можно так упасть. Вадим считал, что с ним этого быть не может, потому, что он уж точно не попадется на коварные удочки финансовых ошибок.

Да, этот человек не кажется недоумком, но значит, что-то все таки у него не так. Не может человек, который все рассчитывает, так рухнуть. Вадим понимал, что сытый голодного не поймет. Понимал, что каждый смотрит со своей колокольни, но все же, Вадим ходит в костюме, он может строго посмотреть на работников, может уволить кого-то, и провести утром собрание, значит, с ним такого не произойдет. Что-то с этим человеком не так, наверное, делал рисковые инвестиции, которые делать точно не надо было, или не мог строго посмотреть на работника.

Был еще случай, когда однажды один из клиентов кавказской национальности, сказал Вадиму
- еще месяц назад я мог тебе подарить машину, а сейчас я думаю, как покушать купить. Он продавал квартиру, сказав, что это за долги. Подсознательно Вадим понимал, что это какие-то знаки. Знаки ему лично, но тогда разгадать он их не мог.

А еще один случай несколько поколебал доверие к клиентам. Это было осенью, октябрь месяц. Красивая, дождливая и прохладная пора. Вадим вел обмен квартиры, в которой жила одна очень порядочная и приятная женщина лет ближе к пятидесяти, ее имя Нина. Когда он пришел первый раз к ней, чуть не пустил слезу у нее в квартире.
Квартира была бедная и простая, пледы застелены, шторки висят старые, но не потерявшие достоинства. Полы пошарпаны, но чистые и помытые. Женщина Нина в очках, очень держалась аккуратно, образованная, но ей не повезло в жизни, ее бросил муж, и с работой не сложилось, у нее уже возраст, устроиться на работу не может, всем подавай молодых и красивых. Вадим старался ей сделать добросовестно, чтобы она получила приличную доплату и однокомнатную квартиру, вместо своей трехкомнатной.

Вадим достаточно быстро подобрал все, что ей надо. Профессионально провели сделку, все хорошо. Когда получили ордера на обмен, надо было выписываться, у Нины долг за квартплату, который надо оплатить. Вадим в таких случаях часто ехал сам, прямо там, на месте платил в домоуправление деньги и давал на руки оставшиеся суммы после оплаты долга. Нина пришла, оплатили, Нина получила сумму основную, за исключением той, которую она должна была получить после покидания квартиры. На следующий день договорились встретиться, чтобы передать ключи уже новому владельцу. Пришел сам Вадим, новый жилец, но почему то, никто не открывал дверь. Спустя минут десять таких попыток, решили уже уходить.
Поняли, что Нина пошла в магазин за кефиром, или покупать продукты для тефтелей, придет скоро. Случайно Вадим облокотился на дверь, та и открылась, оказалась не заперта. Новый хозяин и Вадим, удивились, дверь медленно с небольшим скрипом открывается, а там такая картина. Сначала на полу вместо линолеума, пустые бутылки. Усеяно все так, будто специально разравнивали бутылками поверхность, потому, что ни одна не стояла, все лежали. На цыпочках, как балерины, Вадим с новым хозяином, зашли в жилую комнату, а там на двух кроватях лежат люди. На правой какой-то мужчина, прикрытый пледом, а слева, божий одуванчик Нина, почти без одежды, но в очках. Она приоткрыла один глаз, второй спал дальше, рот сказал
- а, Вадим… рот закрылся дальше, и второй глаз тоже опять заснул.

Нет, это не значит, что Вадим не стал всем не доверять или теперь все по-другому, он даже не осуждал Нину. В конце концов, это ее деньги, может пить, это ее дело, но чувство сострадания к ней исчезло. И с тех пор Вадим стал не то, чтобы не доверять, а стал делить слова клиентов на два. То есть может это так, но может, и нет.