Мат в современной русской поэзии

Максим Гуреев
          В качестве предисловия отмечу, что употребление любой нецензурной лексики в ОФИЦИАЛЬНОЙ речи абсолютно недопустимо, и если таковые исключения мы всё же встречаем в СМИ, то это говорит только о низком уровне развития нравственности «ведущих» политиков, деятелей искусства, «бизнесменов», а также тех, кто без необходимого цензурирования запускает подобные речи в эфир, на газетные полосы и т.д. Ни одно уважающее себя издательство или конкретное издание (как физическое, так и электронно-виртуальное), ни одна высококачественная телепередача и т.д. не пропустит нецензурную лексику в печать в исходном, некупированном виде. Эти слова будут либо полностью замещены многоточием, либо многоточие будет стоять между первой и последней буквами слова. Исходя из этого, особую культурную настороженность вызывают многие передачи телеканала ТНТ.
          Абсолютно не приемлю тиражируемый жаргон, в частности, презираю рэпперские и рокерские разновидности сквернословия. Хотите выражаться, как подзаборные жители гетто и «чёрных» кварталов (хотя кавычки в слове «чёрные» можно и снять, ибо метафоричность и реальность в данном случае практически идентичны друг другу во всех смыслах), езжайте в Чикаго, Нью-Йорк и прочие зарубежные города и наслаждайтесь там нечленораздельным гавканьем с себе подобными. Всему свои время и место. Я ничего не имею против того, чтобы люди, образно говоря, выпускали пар у себя на кухнях в общении с единомышленниками, но когда речь касается социального контекста, то нужно помнить не только о своей юридической ответственности (потому что невозможно над каждым поставить сторожа с дубинкой, да и на каждого сторожа нужен будет другой сторож, над ним – ещё один, и так – до дурной бесконечности…), но, прежде всего, о моральной и нравственной.
          Любой пример заразителен, и не нужно старшему поколению якобы искренно удивляться тому, что несовершеннолетние детки сейчас извергают потоки грязной ругани направо и налево. Значит, прецеденты были и ранее, хоть и в более мягких формах… но общество-то развивается. Прогрессивно или регрессивно – другой вопрос, но то, что развивается, – это факт, отображающий неотъемлемую сущность социума. Может быть, кто-то из старших сам подал младшим негативный пример, может быть, слишком халатно отнеслись к тем, кто нарушал общечеловеческие социальные нормы и впоследствии смог удачно прикрыться символическими щитами «либерализма» и «демократии» (в данном случае – оба термина только в кавычках!).
          Теперь конкретно по поводу «современной русской поэзии». Во-первых, что следует понимать под данным словосочетанием? Современная – это какая? Какова точка отсчёта для сегодняшней современности? Последние 10, 20, 30 лет или вся вторая половина ХХ и начало XXI веков? Если вести речь о последних двух десятилетиях, то абсолютно непонятно, кого воспринимать в качестве обсуждаемых поэтов? Тех, кто постоянно пиарится в СМИ на всю страну (как правило, в рамках музыкальных и околомузыкальных тусовок), могут считать поэтами только профаны; а что касается талантливых авторов, известных только в узких кругах, издающих свои произведения ограниченными тиражами и публикующими их в бесплатных интернет-изданиях, то нужно ещё определённое время, чтобы народ в эту тему окунулся с головой. Мало кому скажут что-то следующие имена и псевдонимы (с их произведениями можно, в частности, ознакомиться на национальном сервере Stihi.ru): Светлана Зернес, Алхимия Чувств Натали, Юлия Петрушина, Алексей Селадьин … А ведь лично я их творчество ценю весьма высоко по художественно-философским критериям, даже в сравнении к теми, кого на уроках литературы вполне заслуженно называют классиками.
          Другой факт: начиная с 2009 года, благодаря поддержке ректора Новгородского государственного университета и усилиями организаторов и участников Литературного клуба при НовГУ раз в полгода выпускаются литературные сборники стихов и прозы, и у меня большие сомнения по поводу того, что они станут объектом внимания для, условно говоря, массового новгородского читателя (разве что в библиотеках и на отдельных факультетах). Тем не менее, произведения некоторых авторов (среди которых могу, например, выделить Сергея Арсентьева), на мой взгляд, вполне заслуживают внимания человека читающего. С другой стороны, разумеется, не каждый истинный поэт стремится к широкой популярности, которая в современном мире очень часто находится на грани с пошлостью и безвкусицей, с бездарным, усреднённым во вкусах коммерческим заказом.
          Матерщина в том направлении творческой деятельности, которое условно обозначается, как «современная поэзия», – сейчас далеко не оригинальность, а серая невыразительная банальность развращённого псевдодемократией и утрированно трактуемой свободой слова века. На поверку оказывается, что по-настоящему талантливые авторы, те люди, которые любят и уважают русские язык и литературу, стараются этого приёма выражения чрезвычайной экспрессии по возможности избегать; даже если когда-либо ранее они к таковому обращались. Любая серьёзная творческая эволюция даже изначально взбалмошного хулигана постепенно возводит на пьедестал зрелого в гражданском отношении мужа; через эту стадию художественного развития прошли такие известные поэты, как, например, Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Те же субъекты, которые так и остались на уровне дешёвых показных выкриков, нецензурного выпендрёжа, по определению не могут считаться поэтами. В этом смысле современные фигуры широко разрекламированного музыканта Сергея Шнурова и ему подобных – это просто низ безвкусицы и бездарности. Постоянно следует помнить о том, что истинный поэт – это не просто стихоплёт, который изливает на публику свою жизненную боль в цензурной или нецензурной форме, не просто брызжет во все стороны, на все студии слюнями и соплями своих переживаний, НО именно тот, кто в процессе глубокой творческой рефлексии, приобретения нового опыта приобщения к Миру Эстетически Прекрасного, ИЗМЕНЯЕТСЯ в ЛУЧШУЮ сторону, корректирует свою личность, а не пестует свои недостатки, которые современные психологи лояльно именуют «особенностями».
          Отталкиваясь от научно-объективных критериев, не будем забывать, что поэзия – это часть искусства, а искусство – часть культуры. Культура же в своём истинном значении – это всё то, что способствует или может способствовать возвышению (над самим собой!), облагораживанию и совершенствованию отдельно взятой личности и общества в целом. Исходя из этого, новомодные сборники а-ля «Антология русской рок-поэзии» по определению не являются культурными, ибо, как правило, нацелены на выражение не созидательных, а деструктивных интенций человеческой деятельности. Лишь редкие исключения этой самой рок-поэзии свидетельствуют о каких-то возвышенных интонациях души их авторов, примером чего может послужить музыкальная биография Виктора Цоя, который НИ В ОДНОМ своём стихотворении, положенном на песни, не употребил НИ ОДНОГО матерного выражения или слова.
          Во-вторых, следует отметить, что творческое отношение к мату не должно у современных авторов отталкиваться от позиции «нравится – не нравится». В рамках такой научной дисциплины, как этика, давно доказано, что людям может нравиться совершать и грехи, злодеяния, но далеко не каждый получает удовольствие, далеко не каждому нравится делать какие-то благородные, возвышенные по своим духовным смыслам вещи. Мат, используемый в поэзии, имеет право на существование только как средство наиболее острой реакции на несовершенства социального мира (ибо в первозданной Природе нет ничего лишнего или дефицита в чём-либо) только в единичных, исключительных случаях и должен исходить только от нравственно развитых людей, которые полностью осознают и несут ответственность за свои слова, как минимум, перед своей совестью. В противном случае, переведённый в ранг дурной привычки, связанный с чистой психомоторикой, он профанирует и себя, и тех, кто его употребляет. Нравственная личность постоянно находится в состоянии рефлексии и реализует свой творческий порыв таким образом, что изначально уверена в оказании помощи или, как минимум, в непричинении вреда другим, не менее страждущим людям. Первая истина Будды о том, что «жизнь есть страдание», актуальна для всех без исключения, хоть и в бесконечно-вариативных формах; однако, одни люди управляют собой и своими позитивными и негативными эмоциями, а другие – управляются ими сами. Можно провести аналогию и по отношению к употреблению алкоголя, к которому современная российская культура повседневности в доминирующем её значении постоянно отсылает каждого индивида вне зависимости его от статуса и тому подобных социальных маркеров. Не нужно лицемерить и с пеной у рта клеймить других (чисто психологически «другой» всегда неправ!), ибо пьют или выпивают ВСЕ поголовно, только в разное время, в разных количествах и по разным поводам и мотивам. Что мы наблюдаем? Малые дозы алкоголя (тем более, если это – алкоголь высококачественный, к которому лояльно относятся даже медики), действительно, могут тонизировать организм, а большие – его РАЗРУШАЮТ. По всей видимости, то же самое можно сказать и о мате и его влиянии на современную поэзию.
          В-третьих, научно-философские исследования ещё на протяжении ХХ века последовательно доказали тот факт (который, на самом деле, гипотетически излагался намного ранее), что слово энергийно по своей природе. Каждый лексический элемент не только несёт в себе определённую абстрактно-смысловую нагрузку, не только маркирует конкретную ценностную оценку происходящего в мире, но и отображает свою глубинную сущность. Можно, конечно, пошутить в данном контексте, что одно и то же слово, которое у китайцев воспринимается как имя собственное, у нас звучит как самый популярный матерный элемент из трёх букв, временами попадающееся на грязных заборах. Однако, не следует забывать контекст возникновения и становления того и другого. В чём-то библейский миф о разрушении Вавилонской башни, действительно, перекликается с реальностью: одним мощным движением разгневанного Бога человеческие народы были рассеянны по всей Земле-Матушке и каждому из них был соотнесён строго определённый контекст бытования и развития, каждый из них стал по-своему думать и изъясняться. Однако, при этом не следует впадать в крайний релятивизм и забывать об общих культурных ориентирах человечества. И китаец, и русский, и американец, и японец всегда найдут стыки для успешной коммуникации, реализуют необходимую грань дипломатичности (в которую необходимо входит и элементарная профессиональная компетентность о культурных особенностях другой страны, вступающей в диалог) при одном условии. Желании любви и добра в этом мире.
          Энергия матерных слов и их сочетаний выражает не только сущность каких-либо феноменов, как правило, окрашенных произносящим субъектом в моральные тона. Споткнулся о камень, ударил по невнимательности голову о низкий дверной проём и понеслись обвинения (нередко и матерного характера) в адрес неодушевлённых объектов на предмет того, что они – «плохие», сякие и т.д. В этой связи очень показателен афоризм, согласно которому культурный человек, наступив в темноте на чёрную кошку, назовёт её только кошкой, а не как иначе. К началу XXI века учёные-естественники неоднократно проводили опыты, результаты которых показали, что под влиянием произнесённых рядом матерных слов меняется структура воды – она деформируется и разрушается. Каково же тогда воздействие этих слов на самого человека, который приблизительно на 70-80% сам состоит из воды, да, к тому же, произносит, изрыгает эти вербальные элементы изнутри себя?! Получается, что излишний мат способствует саморазрушению человека – так же, как упомянутый алкоголь, никотин и т.д.
          В-четвёртых, несколько слов необходимо произнести относительно мифа о том, что жизнь можно кардинально, раз и навсегда повернуть в лучшую сторону с понедельника, вторника и т.д. На самом деле, из безобидной, казалось бы, привычки изъясняться с помощью брани постепенно рождается целый характер, и этот процесс очень сложно обратить вспять, чем старше становится сам человек.
          Мы постоянно сталкиваемся со сквернословием в общественных местах; этим, в частности, грешат и некоторые студенты, у которых Оно, по определению З. Фрейда, довлеет над Супер-Эго, бессознательное в своих тёмных формах торжествует над Сверх-сознанием как источником морали и условием нравственности. Что касается проводимых мною в разных учебных заведениях занятий, то в случае если указанные персонажи обнаруживаются в аудитории, то я неизменно повторяю им, что нужно выйти в общественный туалет (он же, говоря обыденным языком, – сортир) и оставить ТАМ все свои грязные помыслы и эмоции вместе с физическими результатами дефекации; только после этого можно зайти в аудиторию снова, с очищенным сознанием и благородными помыслами, нацеленными на учёбу. Психологи, кстати, тоже рекомендуют нечто подобное в плане избавления от цивилизационного балласта.
          В целом же, следует отметить, что все современные кризисы, глобальный духовный кризис и его проявления в России – это всего лишь очередное испытание людей не только на физическую прочность, но и на морально-нравственную пригодность в плане служения Богу. Исходя из этого, крайне важно для обывателя, человека неискушённого во всех сложностях и перипетиях изучения развития культуры, НЕ поддаваться на многочисленные провокации и не съедать ядовитые суррогаты, которые продажные дельцы и те, кто им вторит, старательно завёртывают в разнообразные красочные фантики, в том числе в обёртки «поэтические» (в кавычках).

17 ноября 2010



Изначально речь готовилась для озвучивания на Новгородском областном телевидении (молодёжная программа "Есть контакт!"), но в силу не всегда ясных (во всяком случае, сразу) человеку судьбоносных причин произнесена для эфира не была.



Произведения цикла:

Гуреев, М. В. Мат как элемент русской культуры? [Текст] // Газета Новгородского Государственного Университета «Новгородский университет». – Великий Новгород. – 8 ноября 2007. – №35 (732). – С. 3-4. – [0,2 п.л.]. – Тираж: 2000 экз. (Электронная версия:

Гуреев, М. В. Каждый видит то, что хочет [Текст] // Газета Новгородского Государственного Университета «Новгородский университет». – Великий Новгород, 24 января 2008 г. №1 (741). – С. 4. – [0,1 п.л.]. (Электронная версия: Гуреев, М. В. Каждый видит то, что хочет видеть:

Гуреев, М. В. Мат в современной русской поэзии // Национальный сервер современной прозы РФ. - Режим доступа: http://proza.ru/2010/11/17/1468

Гуреев, М. В. Шахматы из Индии, а мат - из ниоткуда? // Национальный сервер современной прозы РФ. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/05/28/734





На иллюстрации кадр из х.ф. «День выборов» (2007).