Тайны пророчеств монаха Авеля

Дневник Литератора
  Я заинтересовался историей монаха Авеля (крестьянина Ивана Васильева), которого можно назвать одним из первых отечественных "узников совести", после того, как в Тюремном корпусе Спасо-Ефимьевского монастыря в Суздале познакомился с его камерой и его "пророчествами" о судьбе династии Романовых, якобы записанных по приказу Павла I.
  Знакомство с его судьбой и публикациями об Авеле середины-конца XIX века, привели меня к выводу, что данная легенда, ныне усиленно распространяемая, является более поздней мистификацией.
  Удалось даже установить и дату и источник появления "пророчеств" - 1931 г., русскоязычная газета в Харбине.
  Давно хотелось  написать об этом, да вот только времени не находилось.
  А тут в руки 17 ноября попалась статья Андрея Григорьева ("НГ-религии"), где раскрывается история этой имстификации.
  Не могу не привести отрывок из нее:

  ...Для обоснования «теологии царя-искупителя» ее апологеты чаще всего упоминают некое «пророчество монаха Авеля», данное еще императору Павлу I. В эмиграции бывший царский офицер и черносотенец Петр Шабельский-Борк (1896–1952) написал небольшой рассказ о монахе Авеле под названием «Вещий инок», который был опубликован под псевдонимом Кирибеевич в харбинском журнале «Хлеб духовный» (1931, №5). Монархист вкладывает в уста Авеля «пророчества» о хорошо известных событиях времен Николая I, Александра II и Александра III, после чего переходит к последнему самодержцу: «Николаю Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий». Позже «сказание» было опубликовано в книге Шабельского-Борка (под псевдонимом Старый Кирибей) «Павловский гобелен» (Сан-Пауло, 1955).
   То, что этот рассказ представляет собой не более чем «благочестивый миф», было очевидно даже в эмиграции. Ныне работающий заместителем директора музея «Гатчина» Валерий Архипов нашел в описаниях Шабельским-Борком дворца Павла в Гатчине целый ряд ошибок, говорящих о весьма поверхностном представлении об описываемом предмете. В докладе на пресс-конференции «Император Павел I – взгляд XXI века» в 2004 году он рассказал о проверке сведений Шабельского-Борка и Сергея Нилуса о якобы хранившемся в Гатчинском дворце со времен Павла I ларце с пророчествами Авеля, которые в 1901 году, открыв ларец, якобы прочел Николай II. На самом деле ни в камер-фурьерском журнале, фиксировавшем день за днем жизнь императора, ни в дневнике Николая II нет ни слова о посещении им в указанные дни Гатчинского дворца. На фотографиях дворцовых залов на описанном Нилусом и Шабельским-Борком «пьедестале» (тумбе) виден не «запечатанный ларец», а ваза...
   В годы перестройки эти «исторические сказания» попали в Россию. В 1991 году «пророчества Авеля» без указания, что они взяты из романа Шабельского-Борка, были опубликованы Сергеем Фоминым в подборке «пророчеств о судьбах России» в журнале «Наш современник» (1991, № 9). Правда, в последующих сборниках Фомина «Россия перед вторым пришествием» (1993 год и последующие переиздания) указание на заимствование из романа появилось, но еще до этого в газете «Земщина» (1992, № 67) текст «пророчеств Авеля» был дополнен и приобрел следующий вид: «Николаю Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно». Этот дополненный вариант «пророчества» был опубликован в «Житии преподобного Авеля прорицателя» (1995 год) издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, а затем в целом ряде печатных и интернет-публикаций. Его активно цитируют и Бичевская с Кузнецовым, и многие другие....

           http://religion.ng.ru/society/2010-11-17/6_teology.html