МИЭТ и КИНО

Владимир Платонов
(фрагмент)
 
 Первый курс - 1974 год. Сначала два семестра мне было легко и не интересно – в школе проходили. Быстренько сдал первую сессию на 5 (и теперь получил стипендию, ведь с тройкой по абитуре мне ее не давали, ведь поступал-то в МИЭТ после МГУ, типа это фигня, да не фигня оказалась). Боцман тоже со мной в одной группе учился, и Андрюша Волков, наш одноклассник. Друган наш общий.
 
 На первом курсе сняли очередной фильм - «Убийство после полуночи». К хренам учебу. Я с Боцманом и актеры из друзей. Параллельно на нашем факультете ребята снимали другой фильм – «В списках на стипендию не значился»: Мухин с Залевским работали, еще один мужик, потом этот мужик тут же ушел (не интересно ему это показалось). В начале второго курса произошло слияние творческих групп. Долго думали о направлении творчества. Название группы с какого-то хрена определили как «Рафинад». Остался коллектив – Я, Мухин, Залевский и Боцман.

 Весь МИЭТ ждал от нас очередного фильма. Мы заблудились в творческих поисках. Год искали общие точки и понятия. А народ ждал. Нас уже знали. В конце концов родили андеграунд «Рафинад выходит из подполья». Никто ничего не понял. Жуткая критика. Угу – поняли мы. Нечего гениями прикидываться. Проще надо. С рабочими вместе постоять. Далее на четвертом курсе сняли «0,05 вольт» про практику на предприятиях, «Эхо веков» (пародия на приключения с поиском клада), «Герои рядом» (пародия на военные шпионские фильмы). И вот собственно и все. Учеба в ВУЗе кончилась. Поступили на работу. По два-три месяца заниматься кино время не стало. А для кино тогда, когда не было видео в каждом кармане, нужно было технического времени не менее двух месяцев. Пленки, господа, требуют очень много денег, кинокамер, реактивов, монтажа и времени.

 Работали так. До нового года осенний семестр учимся, во вторую сессию кладем на учебу и начинаем сочинять сценарий, к апрелю ищем натуру, актеров и места съемки, продолжаем доделывать сценарий. Деньги и аппаратуру давал МИЭТовский комитет комсомола (нормальные деньги и неплохую аппаратуру). Что бы воровать выделенные деньги у нас даже не было и в мыслях. Хотя отчетности не было никакой! Во, времена были! В общаге было выделено две комнаты под киностудию. Одна комната – творческий кабинет, вторая – монтажная, проявочная. Вот сейчас это возможно? А вы говорите комсомол - говно.
 
 Далее, с конца апреля начинаются съемки, посещаем только военную кафедру, это святое, это жестко, за это выгоняют. В начале мая – монтаж. Все делается к 15 мая «Дню ФТ» (Физико-технический факультет)- грандиозному празднику. Более круто было только позже – «Школа комсомольского актива».

  14 мая вечером Боцман (монтаж за ним) объявляет, что последняя склейка высыхает, но он еще бы перемонтировал пару эпизодов, да и переснять бы вот тут надо бы. Ага, говорим мы с Мухином (режиссер и оператор, соответственно), еще бы два месяца и мы бы сняли «Белое солнце в пустыни». В ночь на 15 мая озвучивание (поиск и подкладывание музыкальных тем под эпизоды).

  Сидим всю ночь, лопатим магнитофонные пленки, кассеты, ищем темы. Режем музыку их по-кадрово, по-теме кадра. Записываем на магнитофон синхронно с кинорядом. В ручную! Параллельно с работой кинопроектора. К полудню следующего дня все готово.

  В 16 ноль-ноль вечера премьера нового фильма. Народ на взводе, зал переполнен. Пришли, установили в кинобудке весь механизм. Время. Свет в зале выключается. Открывается экран. Пошел показ. Я с Мухиным держим петли пленки в работающем кинопроекторе «Украина-5» что бы не затянуло. Рядом Боцман на магнитофоне «Электроника-2» за муз сопровожденим следит, что бы четко под эпизоды попадало. По окончанию гром оваций. Спускаемся их кинобудки на сцену и кланяемся. Неимоверный кайф признания.

 Ездили, конечно, В МФТИ, МГУ, МИФИ с фильмами, очень успешно. В конце 90-х, с подачи А. Грицая, оцифровали материал, пока пленки еще были живы.
 
 Нет, учились все же в МИЭТе, но это не так интересно. Да, разумеется, общага, дикие споры о жизни, забеги за вином за 15 минут до закрытия магаза, посещение женского 03 корпуса общаги. Все было, как же без этого. В прочем про баб уже на 6 курсе было весьма актуально. Уже 22 - 23 года стало. Об этом может позже. Очень личное.

 При выпуске МИЭТа у меня был средний балл – 3,9. Ну да и хрен бы с ним. Все равно меня брали в НИИМП автоматом по памяти отца. Ну, об этом дальше.