Москва-Воронеж

Реймен
(Из Альманаха военной контрразведки. Выпуск второй "На суше и на море")      

      Весна 2000 года.  Президент  Российской Федерации,   в связи с серьезными злоупотреблениями в банковской системе Страны, поручил Генеральной прокуратуре России  организовать соответствующую проверку с принятием мер реагирования   и последующим докладом в Кремль.
       Привожу выписку из Протокола совещания Совета безопасности:
«…Совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации провести проверку предприятий и организаций, участвовавших в сомнительных операциях по проведению налоговых платежей через проблемные банки, и принять действенные меры по отзыву ими ранее направленных соответствующих платежных поручений.
Результаты работы доложить Президенту Российской Федерации в срок до 1 сентября 2000 года».

       Уже в апреле нами было установлено, что на счетах 76  проблемных   банков России, ввиду их неплатежеспособности «зависли» более 10 миллиардов рублей  налоговых платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
       В то же время, с учетом разработанных банками на базе несовершенства действующего законодательства правовых схем, и внедрения их в повседневную практику при «расчетах» с бюджетом, на тот момент, правоохранительные и контролирующие органы России были практически лишены возможности привлечь к  установленной законом ответственности руководителей банков и предприятий, участвовавших в реализации указанных схем и обеспечить возврат государству причитающихся ему денежных сумм.
       Более того, с принятием 12.10.98 Конституционным Судом Российской Федерации постановления №24-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в РФ» (п.1 резолютивной части   Постановления) предприятия, применяющие схему уплаты налогов через проблемные банки, получили полную правовую неприкосновенность от кого бы то ни было.
       При таких, прямо скажу патовых условиях, организовывалась эта проверка.
Тем не менее, в нашем управлении все-таки была разработана методика, позволяющая не только оперативно выявлять, но и квалифицировать названные деяния как преступления. 

       Первое уголовное дело мы возбудили в апреле. Вот копия постановления.


                Постановление

                о возбуждении уголовного дела

г.Москва                18 апреля 2000 года               

       Старший прокурор отдела управления по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации советник юстиции К.Г. Чиев, рассмотрев материал проверки соблюдения налогового законодательства Московским коммерческим банком «Витта»,-

                у с т а н о в и л :

       Председатель Совета директоров МКБ «Витта» Подгорных А.Ю., злоупотребляя своими полномочиями, по договоренности с руководителями ОАО «Софринский завод стройматериалов», ОАО «Глуховский текстиль» и ООО «Вито», организовал и реализовал схему уклонения от уплаты налогов и взносов в бюджет и внебюджетные фонды для этих организаций путем проведения фиктивных платежей через МКБ «Витта».
       Для этого, в 1-м полугодии 1999г.  в МКБ «Витта», который согласно акта выездной налоговой проверки №08-0901 от 10.02.2000 в указанный период был неплатежеспособным, этим организациям были открыты расчетные счета, через которые перечислены налоговые платежи в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды на сумму 11 470 666,9 руб.
       Из-за неплатежеспособности банка, перечисленная сумма в бюджет и во внебюджетные фонды не поступила.
       Всего за отмеченный период, различным организациям и предприятиям в этом банке были открыты более 20 расчетных счетов, по которым проведена оплата налоговых платежей на сумму более 500 млн.руб., также не поступившая в бюджет и названные фонды.
      Пополнение расчетных счетов предприятий денежными средствами проходило через АКБ «Агротехпромбанк» по платежным поручениям (внутренней проводкой) от «подставных» фирм, зарегистрированных по утерянным паспортам.
       Факт сговора между Подгорных и руководителями предприятий с целью уклонения от уплаты налогов, подтверждается объяснениями заместителя председателя правления АКБ «Витта» Леончиковой Г.В., гл. бухгалтера МКБ «Витта» Мироновой О.Ф., заместителя гл.бухгалтера Грибковой Т.И. и др.,  из которых усматривается, что при открытии расчетных счетов клиенты ставились в известность о неплатежеспособности банка и о том, что денежные средства перечислены в бюджет не будут.
       Клиентов приводил в банк Подгорных, который принуждал сотрудников открывать расчетные счета, оформлять соответствующие документы по зачислению денежных средств и перечислению их в бюджет и фонды.
Таким образом, в результате умышленных действий Подгорных, неплатежеспособность банка значительно увеличилась, что привело к его банкротству.
       Принимая во внимание, что в материале проверки имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступлений, предусмотренных ст.ст. 33, ч.2 ст.199, 196 и 201 УК РФ в действиях руководителей МКБ «Витта», ОАО «Софринский завод строительным материалов», ОАО «Глуховский текстиль» и ООО «Вито», руководствуясь ст.ст. 108,109,112 и 115 УПК РСФСР,

                п о с т а н о в и л :

1. Возбудить уголовное дело в отношении руководителей МКБ «Витта», ОАО «Софринский завод стройматериалов», ОАО «Глуховский текстиль» и ООО «Вито» по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 33, ч.2 ст.199, 196 и 201 УК РФ.
2. Направить дело для предварительного следствия в Главное следственное управление ФСНП России.

Старший прокурор отдела Управления по надзору за
исполнением налогового законодательства
Советник юстиции                К.Г. Чиев               

       22 мая, с учетом имеющейся информации о распространенности этого явления в Воронежской области, туда выехала бригада Генпрокуратуры, где мне пришлось быть «рабочим бригадиром». В ее состав входили один из помощников Генпрокурора, несколько старших прокуроров и оперуполномоченных по особо важным делам МВД России и ФСНП.
       В ходе работы, членами бригады, на основе  имеющейся методики были проведены проверки  на всех предприятиях области, занимающихся производством и реализацией алкогольной продукции.
       При этом установили, что руководители  этих структур, с использованием фиктивных схем уплаты налогов, проведенных с рядом проблемных банков Москвы уклонились от уплаты налогов в бюджет на сумму более 180 млн. рублей.
Наиболее активно проявили себя в  преступном «бизнесе» с воронежцами такие московские банки как «Грифон», «Золотой век» и «Витта».   
       По результатам проверок были возбуждены девять  уголовных дел в отношении их руководителей, директоров коммерческих предприятий и сотрудников налоговых органов.  Заодно привлекли к уголовной ответственности и нескольких дельцов, организовавших подпольное производство «паленой водки», а также  оформили материалы о наказании в судебном порядке    нескольких сотен более мелких «бизнесменов».
       Первые же   допросы  местных «водочных королей» проведенные  в Воронеже показали, что фиктивные схемы обмана государства ими получались в крупных московских банках, причем далеко не безвозмездно.
       Не оставались в стороне от этой «кормушки»  и представители налоговых органов.  Обращал на себя внимание тот факт, что ряд столичных банков, занимаясь преступным бизнесом, имел множество таких «клиентов» по всей стране, а некоторые  беспрепятственно трудились на этой благодатной ниве даже после отзыва у них лицензий Центральным банком России. И весь его контрольный аппарат «не знал» об этих художествах. Видно были дела поважнее.
      Полученная бригадой информация была оперативно передана  на Большую Дмитровку и Маросейку, и, после доклада руководству,   послужила основанием для  возбуждения в столице еще   сорока  аналогичных дел, по которым   сотрудники прокуратуры и  ФСНП России безотлагательно провели ряд серьезных допросов, обысков и выемок. Они превзошли все ожидания.
       Причем на этой стадии два   банкира   при загадочных обстоятельствах отправились в «мир иной», а еще несколько   скрылись за границей и были объявлены в розыск.  И это нас не удивило. Откуда-то произошла утечка информации  о заброшенной прокурорской  сети.
      Более того, под разными предлогами, от различных достаточно высокопоставленных лиц других ведомств ( называть их я не буду) стали поступать просьбы и рекомендации о нецелесообразности проверки тех или иных воровских банков и коммерческих структур. Однако ни одна из них удовлетворена не была.
       А потом случилось еще более интересное. Дело в том, что в бригаде имелись списки всех «проблемных банков и их клиентов, подготовленные по нашему поручении. Главным оперативным управлением ФСНП России. С грифом «ДСП», поскольку на основании их планировались и проводились внезапные совместные проверки, обыски и возбуждения уголовных дел в отношении фигурантов. 
       Насколько важно было потенциальным  «сидельцам» заполучить их, думаю, объяснять не стоит. И они попытались сделать это, через своих посредников, предложив нам за вышеуказанный документ  внушительную сумму с шестью нулями, в зеленых бумагах естественно. Переговоры были проведены «в теплой дружеской обстановке» и «уважаемые люди» уехали несолоно хлебавши. К сожалению, работы  и противодействия было очень много, а сил, как обычно при таких проверках мало, и мы не успели провести с ними игру в «живца». Что это такое,  оперативники  и прокуроры знают.
       С учетом коррупционного характера выявленных преступлений и необходимости организации аналогичных проверок на всей территории России, планируемая по результатам выезда бригады коллегия Генеральной прокуратуры была перенесена, и работа продолжена.
       К сентябрю (времени доклада Президенту), по   стране было возбуждено уже триста таких дел, фигурантами по которым выступали руководители практически всех проблемных банков,  крупных коммерческих структур и ряд высокопоставленных  чиновников. 
       В ходе следствия, причиненный государству   действиями преступников, ущерб был   возмещен полностью  и многих привлекли к уголовной ответственности.
К сожалению, в места не столь отдаленные, из этой компании попали далеко не все. Очень уж защитники у них объявились влиятельные, и не только в адвокатской среде.
       Да и  наше демократическое правосудие до сих пор  почему-то считает налоговые преступления чем-то вроде мелкого хулиганства.  Кстати на Западе, по примеру которого оно сейчас выстроено, за такие «шалости» сажают,  не взирая на ранги любого, причем всерьез и надолго.  И это справедливо, поскольку  они угрожают экономической безопасности государства. 
       По результатам проверки, в адрес руководителей   министерств и ведомств России, курирующих банковскую систему,  Генпрокуратура внесла представления об устранении выявленных нарушений и наказании целого ряда чиновников.
       И незамедлительно получила ответы -  меры приняты, виновные привлечены к строгой ответственности. 
       Затем о проделанной работе были проинформирован Совет безопасности и Президент, по инициативе которого Государственная Дума  внесла необходимые поправки в налоговое законодательство, а кое-кто лишился  сановничьих кабинетов и теплых мест. Все  вроде встало встало на свои места.
       Но вопрос в другом.
       Чем думали  народные избранники, когда принимали очевидные для злоупотребления законы? А ведь их проекты экспертировались в нашем ведомстве,  и на Охотный ряд были представлены отрицательные заключения.
       Или чем руководствовался Конституционный Суд, состоящий из маститых правоведов,  давая «индульгенцию» банкам на осуществление преступных по своей сути действий?
       О чем думали  мы,  «зачищая» плоды их законотворческой деятельности?
       И, наконец, миллионы граждан, обездоленных этим  произволом.