5. Пение в школе Практика работы с хором Выпускник

Павлова Вера Калиновна
      Фото из интернета Пение в школе Правильное вокальное развитие детей

      Очень серьезно на хоровом отделении была поставлена практика работы с самодеятельным хором.

      Все учащиеся были закреплены за существовавшими в г. Магнитогорске самодеятельными хоровыми коллективами, и в течение года нужно было подготовить определенную программу.

      За мной был закреплен коллектив, организацией которого я занималась в одном из цехов Магнитогорского металлургического комбината. В работе с хором пыталась применять вокальную методику.

      Методист- куратор, отмечая результат моей работы, сказал:
- Хор поет почти как капелла... Это  было, конечно, преувеличением, но элемент  академизма в звучании хора, видимо, был..

      Практику с профессиональным  хором студенты проходили с учебными хорами: женским хором первого-второго и смешанным хором*третьего-четвертого курсов.
 
* Смешанный хор – коллектив, состоящий из женских и мужских голосов

      Выпускники готовили выпускную программу с капеллой или с одним из ведущих самодеятельных хоровых коллективов города, руководителями которых, как правило, были преподаватели училища.
   
      Например, некоторые учащиеся преподавателя Васильевой М.Г. готовили программу с руководимым ею хором горного института.

      Я работала с капеллой. Выпускная программа у меня была довольно драматичной: №9 Hostias (Жертвы)  из  Реквиема Моцарта  и драматичный по содержанию хор «Былое» Ленского на текст  Д. Бедного

      Практику по методике преподавания «Музыки» в школе мы проходили непосредственно на уроках пения в школах по расписанию. Порядок был строгий.

      То ли мы, студенты, были не так уж далеки по возрасту от предлагаемого объекта работы, то ли методисты так «высушили» содержание предмета «по Кабалевскому», но всеобщей любви к дисциплине не было. Не было её и у меня.

      Признаки выхолащивания  преподавания уроков пения в школе методикой Д.Д. Кабалевского наблюдались уже тогда.

      В одном права методика Д.Д Кабалевского: качество преподавания музыки, или уроков пения, в общеобразовательной школе зависит от профессионального и творческого уровня  педагога.

      Есть творческая личность, - есть и методика по Кабалевскому. Если угодно, есть и методика вообще, но каждый раз своя, индивидуальная.
 
      Общеизвестны основные «киты», по которым строится стратегия предмета:

1.Музыкальная грамота.
2.Пение.
3.Элементарное музыковедение.

      К музыкальной грамоте (сольфеджио, теория) и пению тесно примыкает детская вокальная педагогика. От степени компетентности педагога и владения им навыками в этой области зависит всё направление
педагогической работы: качество избираемого для освоения репертуара, воспитание музыкального восприятия, эстетического вкуса, уровня интеллекта учащихся, в конечном счете.

      К сожалению, в нашем государстве хорошие традиции общего образования в этом направлении за последние двадцать пять лет только утрачивались. Увы, это общеизвестная истина.

                ВЫПУСКНИКИ

      На хоровом отделении тогда (1965 – 70 г.г. было много способных студентов: Никитин Александр, Богомолов Олег, окончившие Московскую консерваторию, туда же собирались поступать Надя Павкина и Иванов Саша, в Свердловскую консерваторию -  Яковлева Алла и Жихарева Наташа.   

      Петрова Лена собиралась поступать в Ленинградскую консерваторию. С ней мы учились  у одного педагога, Небесной В.И., к которой она была переведена от Чернушенко В.А. после его отъезда из училища.
 
      Слава о Чернушенко В.А., как о необычайно тонком дирижере-интерпретаторе, чудесном человеке и талантливом музыканте ещё долго звенела в стенах училища. Он уехал в родной г. Санкт - Петербург, тогда Ленинград, и стал продолжателем дела выдающихся музыкантов в Капелле и консерватории.

      Под влиянием впечатлений, высказываемых Романовской Н.И., Небесной В.И., студентами, я сожалела о том, что в музыкальном училище В.А.Чернушенко не застала.

      Окончила я училище за четыре года, как и учащиеся дневного отделения, сэкономив один год путем совмещения учебы на первом курсе с учебой в одиннадцатом классе.

      Сданы государственные экзамены. В дипломе большинство пятёрок. Я мечтала и очень хотела поступить в Ленинградскую консерваторию.

      С самого начала  обучения в училище я знала, что обязательно буду учиться дальше.
 
      Но я понимала также, что тот пробел по фортепиано, который сложился у меня волею судьбы, не дает мне твердой уверенности на поступление в Ленинградскую консерваторию.
 
      Получив рекомендацию из училища, производственную характеристику из капеллы и совет Небесной В.И. «Поступать наверняка», - я поехала в Новосибирскую консерваторию, - в одну из ведущих консерваторий после Ленинграда и Москвы.

               
              Продолжение:  http://www.proza.ru/2010/11/16/267