18 Белый единорог

Галина Польняк
После завтрака Антон спешит к своим друзьям. Лето в полном разгаре. Меленький южный городок полон детворы, которая приехала на каникулы к бабушкам, дедушкам и другим родственникам. Самое беззаботное и удивительное лето. Короче говоря, будни как будни, заполненные рыбалкой, работой, озорством, играми, сказками у костра и прочими летними происшествиями. И вот в этот маленький сонный городок приехал праздник. Именно приехал, пришёл, прискакал - красочный, шумный веселый и незабываемый.

И первым, как всегда узнал об этом радостном событии Антон. Он с дедом поправлял антенну на крыше своего дома и увидел все это. Антон со всех ног бежит на улицу и кричит.
- Вот вы тут сидите, рассуждаете, кто какой уровень прошёл в новой игре, скучаете как сонные мухи и не знаете, что к нам приехало кино. Здесь будут снимать фильм «Гуттаперчевый мальчик» - кино про цирк.

Крикнул, развернулся на пятках, так что песок и мелкие камешки с ракушками брызнул из-под ног и растворился, исчез, как его и небывало.

С минуту все молчали, потом, не сговариваясь, бросились во всю прыть за Антоном. И успели в самый раз. Разноцветное, шумное, весёлое шествие циркачей вступало в городок. Мальчишки и девчонки гурьбой высыпали из-за угла, застыли на миг и тут же закричали, потому что не могли удержаться от радости. Зрелище было небывалое. В городок входил праздник.

Впереди гордо шагали белоснежные лошадки, на них танцевали, крутили сальто в сверкающих костюмах наездницы. За ними вышагивал двугорбый верблюд, На морде у него застыло высокомерное, презрительное выражение. Сегодня я разрешаю на меня посмотреть просто так, а потом деньги будете платить. Следом бежали учёные собачки, маленький ослик вез тележку с обезьянкой в алых штанишках, за тележкой шли маленькие пони с султанчиками на головах.

Большая машина везла за собой целый поезд из разноцветных вагончиков. На крышах вагончиков сидели, стояли весело улыбались и всем махали рукой артисты. Акробаты делали свои трюки, силач поднимал неправдоподобные огромные гири.
За последним вагончиком шла беленькая красивая лошадка с золотым рогом на лбу. Единорог – сердце Антона сжалось. Он уже видел единорога, знал о нём всё. Он не мог налюбоваться на это грациозное волшебное животное.

За единорогом шагала серая козочка. И если бы не ленты, завязанные вокруг шеи, если бы не соломенная шляпа с цветами, сквозь которую торчали рожки, ничем бы этот цирковой артист не отличался бы от домашней козы Дашки, которую бабушка очень любила, так как коза давала по три литра молока в день.
Вёл козу стройный, тонкий мальчишка. Антон почувствовал на себе внимательный серый взгляд. Он улыбнулся мальчику, и тот улыбнулся в ответ. Мальчишка был старше Антона, наверное, года на два, но, сколько уверенности было во взгляде и походке этого молодого артиста.

- Вот это да - восхищался Антон, - у козы и пятна белые, там же где и у Дашки! Артистка!

Неожиданно из последнего вагончика выскочил человек, и сразу все догадались, - это клоун. У человека было все, что полагается иметь настоящему клоуну: рыжие волосы, огромные башмаки, клетчатые штаны, большой бант в крупный горох и красный нос. Клоун добежал до маленького пони и оседлал его. Потом стал посылать во все стороны воздушные поцелуи.
Цирковой поезд медленно удалялся.

- Давайте за ним! - крикнул Антон, - и дети всей гурьбой побежали за разноцветным поездом.

Антон вспомнил вечерние огни Днепропетровского цирка, луна-парк, комнату смеха, американские гонки, и,…но вся эта церемония напоминала что-то особенное, будила в душе светлые чувства праздника, легкого настроения, безудержного веселья.
Удивительно ловко разворачивались циркачи. На пустыре выстроились жилые вагончики, быстро исчезли яркие костюмы артистов. Их сменили рабочие комбинезоны. Кто-то вбивал колышки. Размечал круг, самые сильные собирали и устанавливали высокие стойки из металлических труб. Гудел мотор. Скрежетали лебедки, извивались веревки. В самом центре лежал яркий разноцветный купол, огромный и пятнистый, как уснувший дракон.

Антон и его друзья пытались помочь. Их не прогоняли. Ребята что-то тянули, тащили, вбивали, перекатывали, но ничегошеньки не понимали во всей этой толкотне, суете и неразберихе.
Лишь один человек ничего не делал. Он стоял в стороне маленький, кругленький и негромко командовал. Потом всем детям стало ясно, что всё окончательно запуталось и перемешалось и распутать это нет никакой возможности. Как вдруг маленький человек сказал в микрофон:
- Отойти всем от купола.

Все разбежались в стороны от разноцветного дракона.
- Включить мотор на счет «три»- сказал маленький человек.
- Р-р-раз! Два! Три-и-и! - крикнул он, и дракон зашевелился и полез вверх.
«Сейчас улетит в небо», - подумал Антон.

Но дракон не собирался улетать. Купол натянулся и получился огромный шатер, старинный цирк - Шапито. Это был фокус, но никто из детей не удивился, на то и цирк, чтобы фокусы и чудеса.
Антон и Леша старались от души. Они таскали в шатер пластиковые кресла, помогали засыпать арену опилками и песком, забивали бесчисленные колышки вокруг Шапито. Купол начинал звенеть от натяжения и, наконец, пришла награда. Их заметил человек с микрофоном и поманил пальцем.

- Цирк любите?
Антон и Леша враз кивнули.
- И я люблю, - поспешно влез в разговор Егор.
- И я!
- И я!
- М-м-мда! - прогудел человек с микрофоном и насупил густые брови.
- Ему только волшебной палочки не хватает - настоящий волшебник, - прошептал Антон.

- Я и есть волшебник, - засмеялся он (и как только услышал).
- А вы надолго к нам приехали? - спросил Антон.
- Мы приехали снимать фильм о старом цирке и пробудем у вас два месяца. За это время дадим несколько представлений. Вот вам входные билеты на первое представление. Раздай всем, кто нам сегодня помогал, - обратился он к Алеше, - не хватит, приходи ко мне. Спросишь директора. А теперь брысь по домам. Он так крикнул в микрофон, что все вздрогнули, а Оля даже присела от испугу.

Контрамарок хватило на всех.
В день первого представления цирк был набит до отказа, а вокруг Шапито гудела и волновалась толпа неудачников, они просительно заглядывали в глаза счастливчикам, гордо шагающим в объятия контролера, и жалостливыми тонкими голосами спрашивали, нет ли лишнего билетика.

Контрамарочники прекрасно устроились в проходах, а Антон, Егор и Леша с Олей заняли лучшие места на самой первой ступеньке. Ноги их упирались в барьер.

Начался волшебный праздник. Собачки играли в футбол воздушными шариками, акробаты и гимнасты совершали немыслимые прыжки и кульбиты. Верблюд танцевал вальс, обезьянка показывала высший класс верховой езды на маленькой лошадке. Тяжелоатлет жонглировал огромными гирями. Маленький худенький мальчик - гимнаст делал такие сложные трюки, что замирал весь цирк, дружно потом аплодируя ему.

- Это он будет играть главную роль в кино, - шепнул Антон Оле.
На сцену вышел жонглер он начал с трех шариков, постепенно добавляя ещё восемь. Он жонглировал стоя на коленях, потом лежа. Красные, зеленые, желтые, белые шарики стремительно кружились в воздухе, неизменно возвращаясь в руки мужчины. Казалось, что вокруг него высоко в небо взлетают разноцветные радуги.

Клоун?! Да, это был замечательный клоун! На нём была остроконечная шляпа, с которой свисали разноцветные шарики. Одежду его с головы до самых туфель покрывал узор из красных, синих, белых, черных, желтых, зеленых и оранжевых треугольников. На разрисованном лице застыла широкая размалеванная улыбка. Он начал танцевать, раскинув руки, и в воздух полетели разноцветные искры. Клоун замер на миг. Затем он снова завертелся волчком, но на этот раз прижал руки к телу. Все, убыстряя вращение, он, наконец, превратился в язык пламени.

Антон открыл рот от изумления. Клоун умел делать все, что делали другие артисты, только очень смешно. Кроме того, он умел играть на обычной расческе, пускать струйки слез из глаз, вынимать из-за пазухи живую курицу, учить её умирать и оживать и делать ещё множество занимательных и непостижимых вещей.
Вот на арену вывели маленького белого единорога с красивым седлом и султанчиком на голове. Мальчик-гимнаст быстро вскочил на него, и резво объехал арену. Клоун вытащил из своих бездонных карманов большой будильник и огромную коробку конфет. Антон такой будильник только в книжке видел. Сейчас такие будильники не продавали, раритетная вещь.

- Вот замечательный хронометр и самые вкусные в мире конфеты, - закричал он, - тот, кто просидит на этом прекрасном животном всего одну минуту, тот получит коробку конфет и овации зрительного зала.
Цирк притих. Мальчишки переглянулись. Никто не решался выйти на освещенный лампами манеж. Хорошо смотреть на артистов из зала, а как представишь себя на их месте, становится страшно. Сотни глаз на тебя смотрят, а ты на манеже…

- Ха - ха - ха! - смеялся клоун.
- Неужели во всем этом прекрасном городке не найдется храброго наездника!? - Неслыханно! - продолжал смеяться клоун. - Бояться маленького смирного единорога! Эту чудо - лошадку! Он не кусается!

Вдруг Егор шагнул к барьеру и махом перемахнул через него.
- Кто? Кто это - Егор Юхим?! Ужаснулся клоун.
- Это я, - скромно сказал мальчик.
- Ой, ой! Пропала моя голова, - запричитал клоун, и из его глаз брызнули слезы на два метра в длину.

Зрители захохотали, Егор улыбался. Твердой походкой он подошел к единорогу и сел на него. Пони не шелохнулся. В цирке стало очень тихо. Отчетливо тикал будильник в руках клоуна. Егор улыбнулся, поднял руку и приветственно помахал зрителям. Зал ответил громким рукоплесканием.

- Эх, я олух, прохлопал такие конфеты, - прошептал Дима Абаза, протиснувшийся к Антону.
- Тридцать секунд! Тридцать две, ой, ой пропали мои конфеты! - кричал клоун, бегая за пони.
- Слышали, - крикнул Егор. - Говорит в нашем городе наездников нет! - Он поднял над головой руки.
- Сорок две, сорок пять! Мама! Мамочка! Пропал! Пятьдесят!
Зрители смеялись и хлопали, что есть силы.
Р-р-раз! Никто сначала не понял, что произошло, - единорог так резко взбрыкнул задом, что показалось, он сделал стойку на передних ногах.

Егор как мячик покатился на манеж. Он быстро вскочил и, не обращая внимания на хохот зрителей, притворное сочувствие клоуна стал медленно подходить к такому на вид невинному и спокойному животному. Егор в это время был похож на своего разъяренного кота Сильвера. Глаза его горели. Он вскочил на единорога и погнал его по кругу, изо всех сил держась за густую гриву. Когда он проносился мимо Антона, тот видел решительное лицо своего приятеля и шевелящиеся губы. Единорог бежал все быстрее и быстрее и вдруг остановился на всем скаку. Ноги его взрыли опилки манежа. Инерция выбросила Егора вперед, он соскользнул по шее животного и шлепнулся на арену.

- Последняя третья попытка! - прокричал клоун. - Оркестр! Туш!
Громко откликнулись музыканты, загремели барабаны. Егор, растерянно озираясь, вновь подошел к маленькому белому единорогу, и опасливо уселся на него. Но животное, не дав ему опомниться, стало медленно, медленно заваливаться на бок, и мальчику ничего не оставалось, как спрыгнуть на манеж.

Единорог тут же вскочил, и резво побежал по кругу, покачивая головой и своим разноцветным султанчиком. Мальчик гимнаст догнал маленькую лошадку и проскакал на ней несколько кругов.
Да! Это был настоящий артист. Публика просто шалела от восторга.
Антон и Леша сидели, понурившись, опустив глаза. Им было очень жаль Егора. Они-то знали его гордый и добрый характер, они-то понимали, каково ему сейчас. Завтра все мальчишки и даже девчонки в маленьком городке будут судачить о победе этого белого единорога.

Что же случилось, ведь Егор не раз ездил не только на пони, но и на хорошей лошади в горы за орехами и просто помочь деду, он у него лесничий.
На следующий день с утра у кассы цирка толпился народ. Антон, Леша и Оля из кожи вон лезли, чтобы заработать себе контрамарки. Они граблями разрыхляли манеж, сметали метелочками пыль с алого бархата барьера, с усердием чистили и скребли пони, носили ведра и все время старались попадаться на глаза директору.

- Вижу, вижу, - сказал директор и вручил друзьям контрамарки.
Все шло по плану. А план был такой. Вчера вечером друзья зашли к дедушке Егора. Он хорошо ездил на лошади. Друзья в красках рассказали историю с единорогом и очень просили дедушку Никиту пойти на представление и попытаться усмирить непослушную лошадку. Дед согласился и вот он сидит с бабушкой Галочкой в седьмом ряду и громко смеется, как кот возит коляску, спит в кастрюле, ездит на собаке.

В конце представления вышел клоун и вывел на манеж маленького белого единорога. Антон уже знал, что это не единорог. Это обычный пони и рог у него не настоящий. Он мысленно успел с ним пообщаться.
Сегодня лошадка была просто великолепна. На голове у нее красовался сверкающий султанчик, на спине удобное и мягкое седло. Клоун вынул будильник и прокричал слово в слово то же самое, что и вчера.

- Вот ещё дополнительный приз тому, кто удержится на волшебном животном одну минуту, - и он поставил в центр манежа большую коробку.
Среди зрителей послышался шум, движение. Мальчики повернули головы в ту сторону и увидели деда Никиту пробиравшегося на арену.

- Вот я сейчас покажу всем, как надо сидеть на лошади. Дед распушил свои усы, провел рукой по маленькой бородке и лукаво улыбнулся зрителям. Зрители тут же его поддержали. Не пристало взрослому человеку ездить па такой маленькой лошадке, пусть она и ученая, но я проеду.

- Вот бесстрашный человек! - закричал клоун и схватился за голову. Ой, пропали мои конфеты и мой приз, ой горе мне, это настоящий наездник!
- Мне не нужны твои конфеты, и дед похлопал клоуна по плечу. Сейчас ты увидишь, что может сделать хороший наездник с твоим волшебным единорогом. Зрители снова захлопали.

- Прошу садиться! Самая смирная лошадка ждет вас! Минута! Всего одна минута - и приз ваш! – громко сказал клоун.
Антон пристально смотрит на арену.
- Смертельный номер! Джигитовка на волшебном животном! Джигит дед Никита! Маэстро! Музыку!

Он протянул руки к оркестру, и загремела музыка.
- Тридцать секунд!.. Сорок! Ой, пропал мой приз! Пятьдесят! Ой, горе мне!
Р-р-раз! И снова наездник на арене, повторился вчерашний трюк. Антону стало жаль деда. Дед Никита поднялся и стал подкрадываться к единорогу, а животное спокойно стояло и качало своим султанчиком. Дед снова сел на единорога. Лицо его было серьезным.

Антон закрыл глаза и мысленно повторял одну и ту же фразу.
- Стой! Стой!
Единорог стоял неподвижно и кивал головой. Клоун запнулся на счете пятьдесят, с изумлением уставился на старика, который сидел как Санчо-Панса и улыбался зрителям.
- Пятьдесят шесть закричал кто-то из зала.
- Пятьдесят семь, - машинально продолжал клоун.
- Пятьдесят восемь! - надрывался зал.
- Минута…растерянно и негромко произнес клоун. - Ну и дела.
Но, видно клоун был не только замечательным артистом, но и настоящим мужчиной. Он взял себя в руки, и голос его прозвучал весело и звонко:

- Грандиозно! Великолепно! Удивительно! Джигитовка на волшебном единороге! Этот замечательный старик настоящий наездник, прирожденный дрессировщик! Уж если он смог укротить это волшебное животное, ему не страшны никакие дикие мустанги!
Зрители смеялись и громко аплодировали, думая, что это очередная шутка. Клоун подошёл и протянул коробку конфет и приз. Дед Никита, торжественно улыбаясь, взял коробку и поднял её над головой. Зал взорвался аплодисментами.
Очевидно, издали лицо клоуна, всё раскрашенное, казалось веселым, но Антон видел, что глаза его были печальны, а лицо озабоченным.

Представление окончилось.
- Пойдем скорее клоуна повидаем, - тянул Егора за рукав Антон. Это не честно. Клоун думает, что его единорог заболел. Он тревожится. А это я во всем виноват, понимаешь. Это я приказал ему стоять, вот он и стоял.

- Да, ну, ты! Разве такое возможно, чтобы животное по твоему мысленному приказу выполняло команды?
- Наверное, можно, раз это случилось. Я многое могу, сам не знаю почему. Только ты об этом никому не говори.
- Не верю.
- Не верь.

Антон и Егор шагнули в сторону от ярко освещенного входа и сразу окунулись в непроглядную темноту. Только тускло светились лампочки у домиков, в которых жили артисты. Мальчики осторожно подошли к одному из них и увидели клоуна. Он стоял рядом с лошадкой, гладил её, целовал теплую замшевую мордочку и горестно шептал:

- Ну что же ты мой дорогой, заболел? Что же с тобой случилось сегодня? Эх, какой номер пропал! Сколько мы с тобой работали и все зря. Заболел ты бедняга, переутомился, наверное.
- Да не заболел он. Не беспокойтесь, - проговорил Антон, подходя к клоуну, - это я заставил вашу лошадку стоять смирно. Сам не знаю как. Вы можете сейчас проверить, и она снова проделает все свои трюки, чему вы её учили. Долго пришлось мальчику уговаривать артиста повторить свой номер.

Клоун был поражен увиденным, Единорог то делал все, чему его учили, то стоял смирно безучастный ко всему. Егору пришлось несколько раз падать на арену, но он не жалел об этом.
- Для чего же ты все это проделал? - спросил артист.
- Понимаете, когда дедушка Никита упал, мне его стало жаль, ведь я знал, что падать ему придется ещё два раза. Мы вчера вечером так красочно рассказали про цирк, про единорога, вот он и решил пойти и посмотреть всё своими глазами. Потом я увидел, как ему было стыдно после первого падения, вот я и приказал стоять единорога смирно. Я не знал, что у меня это получится.

- Знаешь что мальчик, приходи к нам работать. Мы из тебя такого дрессировщика сделаем.
- Я подумаю, - ответил Антон. И друзья отправились домой.
- Слушай Антон, а что ты ещё можешь делать?
- Я как-то не анализировал свои поступки и на многое не обращал внимание. С единорогом получилось все случайно. «Если бы это был настоящий единорог, - подумал он. - Вот тогда бы Антон показал чудеса, а так…»

- Ты, наверное, его загипнотизировал.
- Все может быть, может, и загипнотизировал.
- Постой, у тебя разные глаза, а что если…Егор умолк.
- Нет, наверное, с глазами не получится.

Друзья попрощались и разошлись по домам. Антон подошёл к зеркалу. Он с детства привык, что у него разные глаза и это теперь не доставляло ему много хлопот, хотя у всех людей, которых он знал, глаза были одного цвета. Антон всматривался в свое отражение, вот бы у него были одинаковые глаза. Какие лучше голубые или зеленые, наверное, голубые. Антон лег в постель, В окно заглядывали звезды. «Где же находится его планета Завирион», - думал он.

Продолжение следует.
http://www.proza.ru/2010/11/22/116