Когда не было войны 13 - Дневальный

Эдуард Ратников
          ((На фото Ирина в зимнем пальто, которое мне очень нравилось за свою мягкость материала, из которого оно было сшито. Именно под этот воротник я засовывал свой нос, когда было холодно. Кстати, эта кроличья зимняя шапка на её голове - моя. Наверное, Ирина одела её специально для фото, как бы для меня, а может, и просто в ней ходила, тогда было модно ходить в мужских шапках-ушанках. Вот и опять я ввёл вас в заблуждение, дело в том, что я действительно довольно долго ходил в этой шапке, а мой обман для вас во временной путанице, это не Ира в моей шапке, а совсем наоборот это я после армии долго ходил в её шапке.))

              Это мои армейские воспоминания одного из периодов в нашей стране, КОГДА РЕАЛЬНО НЕ БЫЛО ВОЙНЫ. Венгерские события уже прошли в 1956 г., а Чешские ещё только будут в 1968 г.

              Кстати, моя дивизия, в которой я так мирно прослужил три года,  была участником и тех прошедших и этих будущих событий по причине близости расположения к этим двум границам. Я же, действительно, совершенно мирно прослужил в этой опасной точке, без всяких поездок в соседние страны.
              В основу этого мемуарного повествования положены письма, присланные мне в армию моей первой женой Ириной, за период службы с 1963 г. по 1966 г.

    
 13 глава.  ДНЕВАЛЬНЫЙ

      Одни из самых первых дежурств в части для молодых солдат - наряды на кухню и дежурство дневальным. Наряд на кухню - он вообще без всякого оружия, а дневальный - он вооружен штыком от автомата.   Дежурство дневальным – оно, конечно, не из тех, что даются как внеочередные наряды за провинность, а как раз скорей из тех, что по очереди для всех. Дежурство ДНЕВАЛЬНОГО, как и всё в армии, измеряется сутками. И в нашем случае он скорее был НОЧЕВАЛЬНЫЙ, чем ДНЕВАЛЬНЫЙ.

       Основная задача дневального - это мытьё полов и топка печей, хотя на самом деле должна быть охрана помещения (казармы). Кажется, дело не мудреное, как мытьё полов, так и другое - топка печей. Что касается охраны, то этим дневальному заниматься некогда, сейчас узнаете почему.

         Это только на первый взгляд кажется - дневалить не так уж и сложно, но оказывается, при отсутствии специальных навыков, хоть в мытье полов, так и в топке печей, дневалить совсем не просто. Полы в казарме были бетонные, серые и довольно гладкие, чуть ли не блестящие. Кажется, протереть такие полы при помощи швабры не столь уж и сложно, но после такой протирки обязательно останутся разводы, хорошо видимые невооруженным глазом, поэтому шваброй протирали только под кроватями.

        Дежурные по части, как всегда очень бдительные и глазастые, и такого безобразия вряд ли потерпят. Чтобы этого избежать, необходимо сделать стяжку. Процедура не сложная, и для этого нужна большая тряпка, и умение хорошо отжимать её над ведром с водой.
 
        Правильно отжимать тряпку умеют не все, я в этом убедился впоследствии, сталкиваясь с людьми на гражданке и не прошедших службу в армии. Первое условие, тряпка при окунании ее в ведро должна быть обязательно распрямлённая по всей поверхности, и её в таком виде надо несколько раз окунуть в воду, и поднимая из воды подождать пока последняя стечёт с распрямлённой тряпки.

        При таком окунании с тряпки очень хорошо смывается грязь и оседает на дне ведра. Окунув раза три и подождав пока стечёт вода, тряпку собирают гармошкой в одну руку, продолжая держать над ведром. После этого эта висячая в  руке гармошка берётся другой рукой посредине длины тряпки, а рука с зажатым концом опускается вниз и соединяется с другим концом тряпочной гармошки. Тряпку нельзя складывать вчетверо, она становится слишком толстая, и вам не удастся хорошо её выжать, а для стяжки, чем суше тряпка, тем лучше.

        Итак, держа в руке ещё мокрую висящую во всю длину тряпку, берёте её за середину другой рукой и перегибаете пополам. Теперь удерживаете сложенную пополам тряпку только одной рукой над ведром. Берёте другой рукой внизу сложенных вместе два конца тряпки, и начинаете её выкручивать. Ни маловажно правильно держать тряпку в руке которая посредине тряпки, пальцы руки при выкручивании остаются зажатыми по средине тряпки, так её легче удерживать свёрнутой в тугой жгут. Тряпка при таком скручивании активно выжимается, освобождается от пропитавшей её воды и грязи одновременно. Естественно, всё это делается над ведром, чтобы не лить зря воду на пол. После такого правильного, лишь двойного складывания, её (тряпку) довольно легко сделать сильно отжатой и чистой.

        Распрямив уже отжатую тряпку вы с ней идёте в дальний конец прохода меж кроватей, расстилаете её  на полу, и взяв тряпку за самые кончики на ширине рук, стараясь не отрывая от поверхности пола тащить её по проходу. Делается это нагнувшись, пятясь назад к ведру, естественно, затирая собственные следы осуществляемой вами стяжкой.

        Стянув, таким образом, мокрый пол поочерёдно во всех проходах, вы получаете каждый раз намокшую тряпку для очередного полоскания и отжима и почти сухой и без разводов пол после правильно проделанной стяжки. Главное, теперь дать ему высохнуть окончательно, и только тогда на нем не останется следов и разводов. Чистый пол сохранится до сдачи смены, если, конечно, кто-то не вздумает раньше времени топтаться после стяжки в мокрых сапогах. В таком случае всю процедуру придется повторить.

        Итак, потренировавшись в описании процесса стягивания воды с полов, я могу смело переходить к очередным письмам Ирины.

       


      Фрагменты из писем Иры (с 23-го по 26-е письмо).

      Эдька, любимый мой, здравствуй!
     Только что получила твоё письмо. Я сижу страшно усталая, потому что приехала с физкультуры. У нас сегодня был кросс на 500 м. Норма – 2 мин., а твой хлюпик уложился в 1,57. Здорово, да? Ты пишешь, что рад моим рисункам. Так вот, они устарели. Теперь я хожу дикой пижонкой. В серых туфлях на каблуках, в серой юбке, мягкой (помнишь, из-под моего так называемого костюма, в котором я тебя провожала), и в новой чёрно-серой кофте. Все говорят, что мне очень это идёт, а когда я пришла в первый раз, ребята окружили и сказали, что у меня на кофте «клёвая планировка».
     А там такой рисунок.
     А вообще действительно «клёвая кофта».
     Вот! Эдька, милый, я тут была на вечере в школе. Ведь ты знаешь, что мы должны были собраться у Ольги Самуиловны 7 декабря. Но вдруг все получили трогательные открытки с приглашением на вечер встречи. Подписаны они «А.М.» Мы долго ломали голову, пока Приленский не догадался, что это Артемий Михайлович.

   ((Артемий Михайлович - это наш преподаватель по рисунку, если по-честному, то мы его недолюбливали. Он не был столь сильным преподавателем, как Сергей Леонтьевич, наш преподаватель по живописи и композиции. Именно ему мы обязаны знаниями оформительских основ. Сергей Леонтьевич уже в то время действительно был большим мастером монументалистом, а сейчас он просто известный всеми признанный заслуженный художник России. Но впоследствии, когда школа уже стала несколько другой и даже поменяла свой номер, и даже основной уклон, почему-то именно Артемий Михайлович возглавил эти художественные классы и долгие годы их возглавлял.))

 Ну вот, все учителя сказали, что я повзрослела. Все спрашивали как ты там, пишешь или нет, нравится тебе служить, и т.д. Нина Николаевна передаёт тебе огромный привет, и ребята тоже.

     Эдька! Это письмо будет маленьким и следующее, наверное, тоже не больше. У меня совсем нет времени, а я еще где-то грипп схватила, и теперь всё равно хожу с насморком в институт, потому что болеть сейчас некогда.  Но я решила посылать тебе хотя бы такие малюсенькие письма, а то тебе ведь скучно без меня, и хоть сам разрешаешь писать реже, но в душе, наверное, хочешь, чтобы я не слушалась, и письма бы приходили каждый день.
 
     Эдька, я тебя очень-очень люблю. Ты знаешь, я в первые дни, когда ты уехал, страшно волновалась и боялась. А вдруг, думала, мне кто-нибудь понравится? Ведь я привыкла, что Эдька всегда рядом, привыкла гулять, ходить на мультфильмы, целоваться. А тут – три года одна. А теперь я настолько спокойна. Ну знаешь, я даже не знаю, как тебе это сказать. А потом я очень часто думаю, что у нас с тобой ведь замечательные отношения.  Я ведь считаю тебя своим лучшим другом, самым близким человеком.

     Вот сейчас мне иногда хочется что-то сказать, сделать, и я опять вспоминаю тебя. Ведь тебе я могла всё рассказывать, и ты понимал меня, а иногда ругал даже. Здорово ругал, и в большинстве – за дело. В общем, все мои мысли обязательно заняты тобой. Не полностью, ведь ты же знаешь, что я зубрила, так вот я учу начерталку и тут же думаю, что когда ты будешь учить её, я буду помогать тебе.
     Эдька, я больше не могу писать, а то опоздаю в институт.
    
     Целую тебя, любимый.
     Твоя Ирина.
     12.11.63.

      Эдька,  времени нет ни минутки!
     Сейчас сижу на технологии, поэтому могу хоть что-то написать.
     Вот сейчас ты поймёшь, сколько у меня дел.
     1. К сегодняшнему дню я должна была подготовить доклад по английскому. У нас была конференция об английских художниках. Мне достался Рейнольдс. Раньше я никогда не обращала на его картины никакого внимания. Да и по правде говоря, не жалею. Ничего хорошего. Ну вот, сегодня я его сделала. Говорят – неплохо.
     2. К завтрашнему дню мне надо сдать проект (отмывка). Я уже промывала его раз 40, а надо ещё 200-250. Представляешь, мыть почти водой, так называемой слезой. Наверное, буду сидеть ночь. Но получается – ничего. Сейчас нарисую, что я делаю. Ну вот.
     3. К завтрашнему дню я должна бы сдать реферат по истории искусств, но это уже не осуществимо.
     4. На этой неделе я должна сдать задолженности по английскому, 3 задания по начерталке, 8 лабораторных по строймату, письменную работу по физ-ре (да-да, «комплекс физзарядки»).
     5. В эту субботу контрольная по математике, во вторник зачёт по строймату, зачёт по английскому, в среду зачёт по начертательной, зачёт по истории КПСС.   И т.д.
     А если я не сдам их, то к экзаменам меня не допустят. А Алка Чернета предупредила, что не допустят даже в том случае, если один незачёт по физ-ре. Вот!
     Погиб твой хлюпик.

     Теперь твои вопросы! Ты просто глупенький, раз думаешь о чём-то плохом.
     Ведь я тебя люблю!!!
     Твоя Ирина.
     18.11.

      Эдька! Получила я вчера твоё письмо. Что это за финты? Открываю, полчаса ищу начало, наконец вижу, что это только 3 и 4 страницы. А остальное где? С каких это пор ты стал разбивать письма на две части? Из него я очень мало что поняла, но одно – точно. Ты запутался в том, кто тебе послал кошку. Так вот. Кошку тебе посылала Наташа. Она сделала ей голову из пуговицы и припаяла хвост, лапы и глаза. Получилось отлично. Я как-то к вам пришла, а кошка стояла на столе. Я ей и предложила послать её тебе. А теперь она, видимо, пропала. Такая чудесная, жалко! Да, ещё не поймёшь, какая Наташа. Так вот: Наташа Ратникова. Ну ладно, ещё сделает.

         ((Дело в том, что моя сестра Наташа училась в другой школе. Так как мы четверо – Мама, Папа, я и сестра жили в одной комнате, то я часто оставался у бабушки, она жила недалеко и даже ближе к моей школе, чем от родительского дома. Так вот, в то время, в связи с одиннадцатилетками, во многих школах сделали различные уклоны трудовой деятельности: художники, повара, механики, швеи…… и т.д. и т. п. Наташина школа была на Сретенке, и у них был уклон радиомонтажников, вот она и сделала эту кошку из припаянных проволок.))

     Теперь ещё одна хохма. Вчера у нас должна была быть лекция Натальи Сергеевны. Ну вот. Сижу я в зале с девчонками, вдруг ко мне подходят две совсем незнакомые девушки и говорят, что меня ждёт внизу в вестибюле какой-то старик. Я пошла. Иду и никак не могу понять кто это. Вдруг вижу, как ты думаешь, кого? Натурщика. Помнишь, старичок такой влюблённый был. Ты не можешь себе представить, как я была поражена. Он меня так довёл в школе, что когда я его увидела, я еле сдержалась, чтобы не заплакать. Как только я увидела его шапку, я тут же бегом наверх. Он меня не видел, да если бы и увидел, то вряд ли узнал бы. Ведь он меня видел с косой, а сейчас меня подстригли очень коротко. Наверху я встретила одного парня из нашей группы. Он так удивился моему виду, а я не растерялась и попросила его спуститься вниз и сказать старичку, что Крюкова больна. Ну, он спустился. Старик начал ему говорить какая хорошая девушка, твоя любимая, какая она внимательная, отзывчивая. Он (а это был Карапетян) так был удивлён этим, ну, я ему потом объяснила.  Он так смеялся над моим поклонником.

       ((Да, действительно, у нас был натурщик, который симпатизировал Ирине, ему было где-то под пятьдесят, вот вам и старик. Всё в мире относительно, вот он теперь совсем и не старик, а даже вполне молодой для меня человек.))

      А сейчас я дописываю это письмо дома. Оно будет первым после трёх дней молчания, но ты не хнычь. Я так долго не писала не потому, что меньше люблю тебя, ты ведь знаешь это. Просто мама сегодня уезжает в Финляндию, и мы все её укладываем. Тётя Наташа тоже едет, и поэтому мне надо было всеми вечерами делать проект, чтобы она утвердила мне до отъезда. Вот сейчас все собирают маме вещи, а твоя любимая сидит и пишет тебе.  А сейчас я суну свой носик в чемодан и вытащу «стружки», которые ты мне прислал и съем их немедленно. Вот.
 
     А ещё я очень поздравляю моего любимого. Он теперь настоящий боец, принял присягу. И вообще он хороший у меня, правда?
     И ещё напиши, только правду, если это можно, как ты стреляешь – лучше меня? Я тебе напомню: я выбила 23 из 50. Но тебе я могу скинуть ещё 3 очка на нос, он у тебя больше моего и поэтому, наверное, больше мешается.
 
     ((Конечно, нос у меня, действительно, больше чем у Иришки. У неё так вообще просто маленький с двумя маленькими дырочками и такой площадочкой на конце. Но стрелял я, тем не менее, лучше Ирины, 43 из 50-ти -  легко. Но в армии не стреляют по мишеням на количество очков, в армии мы стреляли из автомата короткими очередями, самая короткая очередь считается в три патрона, но я умудрялся стрельнуть очередь в два патрона и поразить цель. В результате такой экономии у меня иногда оставались лишние патроны, и однажды этот сэкономленный патрон мне очень пригодился. Я об этом обязательно ещё напишу.)) 
 
     Ты ругаешься, что я не присылаю карточки. Ну, во-первых, тебе придут очень много посылкой, а, во-вторых, я посылаю ещё две. Но за ту, где я, я не уверена, что она тебе понравится. Если не понравится, пришли её назад. И вообще, какие карточки тебе мешают или не нравятся, присылай.

     Ну, что ещё тебе написать? Что я тебя очень люблю? Ты это знаешь. Что я очень хочу, чтобы ты посмотрел сейчас на меня? Ты знаешь, твой любимый хлюпик носит сейчас такой легкомысленный хохол на голове, что мама приходит в ужас. Сейчас я попробую изобразить. Очень высоко подняла, сейчас нарисую только макушку. Видишь? Ну вот. И каждый подходит и приглаживает, а он всё равно стоит. И все говорят, что он подходит к моему характеру.

     Вообще я в очень хороших отношениях со всеми в группе. Никаких особых симпатий, никаких увлечений с моей стороны не наблюдается. Понял? Со стороны ребят тоже, если у кого в мыслях и было что-то подобное, то пример со Львовым их охладил. Ты ведь знаешь, что он одно время оказывал мне всяческое внимание, провожал до метро, даже читал свои стихи. Так вот, пока он относился ко мне как все, без всякого ухаживания, я была с ним в дружеских отношениях. Могла сидеть с ним за одним столом, могла ехать в троллейбусе.  Но после того как он так повёл себя, он мне настолько опротивел, просто ужас. Он и раньше не был мне приятен, теперь же я его видеть не могу. И он это видит,  да и все, мне кажется,  поняли, почему я с ним не могу находиться рядом. А сейчас он ещё стал отращивать бороду, такой страшный. Тут мама пришла на кафедру, а он там сидел. Я ей его показала, а когда выходили, я спросила, как он ей понравился. А она говорит: «У…у какой страшный!»

     Вот видишь. Так что ты можешь спокойно дежурить на кухне, твой хлюпик в это время или занимается, или сидит дома с бабушкой и Нанкой. А гулять не ходит, не с кем. Но я так верю, что дождусь тебя! Просто очень-очень верю. И у меня все мысли или начинаются, или кончаются тем, что я думаю: «Это, когда Эдька приедет!», или «Когда Эдька приедет, тогда …» Так что, если бы примета была правильной, то у тебя уши краснее помидора были, и ты бы икал не переставая.

     Ну что ещё написать? Люблю и жду очень. И ещё сильно-сильно хочу обнять тебя, и так долго-долго стоять рядом.
     Ну, ничего, ты правильно пишешь. У нас ещё очень много времени, вся жизнь.
     Тут по радио была передача для молодёжи о любви. Если бы не бабушка, я бы выключила эту чушь. Такую ересь несли. Какая-то восьмиклашка, которая никогда не любила, заявляет, что любви вообще нет. И они устроили что-то вроде диспута, правда одна тётка хорошо отвечала на их вопросы.

     А эту девчонку она просто пожалела. Так вот она сказала, что надо себе очень ясно представить, что человек, с которым ты ходишь в кино, целуешься, нужен тебе. Надо спросить себя, тот ли это человек, который станет для тебя всем, для которого ты, может быть, пожертвуешь всем, за которым пойдёшь на край света?

     Ну вот, так я настолько уверена в этом, что никто другой мне не нужен, слышишь? Только ты для меня самый родной, самый хороший человек. И лучшего мужа мне не надо.
     Приезжал бы ты скорее! Я так жду тебя, любимый.
     Сейчас я нарисую кошку Наташину.
     А это моя новая шерстяная кофта, она серая с чёрным рисунком и очень длинная. Но я её ещё ни разу не одевала. Когда будет холодно, тогда и одену.
     А сейчас у нас проливной дождь. Ужас, какая погода! Жду не дождусь снега. Так надоела слякоть. Ладно, кончаю, а то поздно. Скоро надо ехать маму провожать, поезд отходит в 11.40 ночи.
     Нанка отняла ручку, а в моей нет чернил.

        ((О чернилах в ручке сейчас расскажу такое, что у некоторых молодых волосы встанут дыбом. Сначала о чернилах в авторучке. У меня есть армейская история, просто убийственная в прямом смысле этого слова, и я о ней расскажу позже.
          А сейчас я хочу поведать молодым, что относительно недавно, в то время когда Ира писала мне письма, ещё не было обычных шариковых ручек. Первые шариковые ручки только начали появляться в продаже, и самое интересное, что к ним не было запасных стержней. Так вот, чтобы не выбрасывать столь дорогой предмет, а как-то его вторично использовать, нашлись предприимчивые люди, наладившие заправку использованных стержней новой пастой. Паста, конечно, была самодельная, и шариковые ручки текли безбожно, но все-таки ими можно было хоть как-то продолжать писать.))

 А за то, что я пишу это, она обозвала меня «мордой», а сейчас «морда несчастная» и «дурочка». Ну, я кончаю, а то её ругательствам конца не будет.
     До свидания. Тебе все передают приветы.
     Целую тебя, любимый.
     Твоя невеста.
     19.11.
    
       Итак, я продолжаю вам живописать, причём вообще без всяких ручек и даже бумаги, о таком способе письма те заправщики  шариковых стержней не то что не мечтали, но даже не догадывались. И что такое написание текстов станет возможным буквально через каких-то двадцать лет в принципе. А  буквально в повседневной жизни, когда у всех компьютеры - это уже безусловно в наше время. Такого, что сейчас в то время не мог знать вообще ни кто. Электрическая пишущая машинка - это тот предел фантастики для всех из того времени. Слово «компьютер» не существовало, даже слово ЭВМ (электронно-вычислительная машина) было только в научных статьях о предполагаемом развитии электронной техники в далёком будущем. То, что произошло за столь короткий промежуток времени лично для меня настоящее чудо, и я уже обещал поделиться своими воспоминаниями как я, будучи школьником, увидел впервые телевизор. Так вот обязательно напишу, так как моё впечатление от этого события совершенно иное, чем у тех, кто с ним (с телевизором) вырос с пелёнок. Кстати, и пелёнки успели упразднить за это время. Что-то ещё будет?

       А будет вот что. Завершу я своё повествование о дежурстве ДНЕВАЛЬНЫМ рассказом, как не просто топить печки углём  вперемежку с торфом. Надеюсь, что как правильно выжимать тряпку вы усвоили, так вот на очереди - как исхитриться топить обычную печку не просто углём и торфом, а пылью из угля и торфа.

       Именно пылью, так как кусковой уголь и брикеты торфа уже давно сожгли другие до тебя, а тебе, да и всем последующим осталась гора пыли. Внутри горы, конечно, можно найти куски того и другого, но добывать последние как золото сложней, чем освоить те хитрости, на которые станешь горазд, если жизнь заставит. Молодому дневальному требовалось освоить народную мудрость, дабы не попасть под гнев всего подразделения, замерзающего ночью в своих постелях.

        Мудрость топки печи пылью совершенно парадоксальная на первый взгляд. Оказывается, для того чтобы огонь в печи не гас, туда надо лить воду. Ну, как, круто? Это как же должна была работать народная смекалка, чтобы додуматься до такого. Чтобы не погасло, лить воду, это же противоречит любому здравому смыслу. Конечно, если просто лить воду, то результат предположить не сложно. В том-то и мудрость, что лить воду не абы как, а с умом. Сейчас попробую вспомнить и описать эту технологию. К сожалению в течении прожитой жизни мне так и не пришлось воспользоваться этим навыком,  не то чтобы печки нет, есть одна на даче в бане. Нет, конечно, угля и торфа, и тем более угольной и торфяной пыли.

        Так вот, воды, для поддержания огня, надо не так много. Её достаточно иметь в кружке, и она должна быть под рукой, так как лить её нужно в определённый момент. Сначала в печку для растопки кладутся обыкновенные дрова, и когда печка растопится основательно, то на недогоревшие угли сыпется порция пыли, так, слоем сантиметра три-четыре. Угли от дров снизу нагревают эту пыль, но она гореть не собирается, более того, она постепенно гасит все те старания добытые от сожжённых дров. Кислород, столь необходимый для горения, перекрыт пирогом из  пыли, и он (пирог) только греется, но не горит. И вот тут в отчаянье можно совершить роковую ошибку. Вы хватаетесь за кочергу и пытаетесь перемешать пыль с дровяными углями.

          Все………. Утром, а то и прямо сейчас ночью вам не сдобровать, гнев замерзающих сослуживцев неотвратим.

        Итак, надеюсь, вы поняли - этого делать нельзя, огонь обязательно погаснет окончательно, и вам придется его заново разжигать, а вы этого не сможете сделать, пока не вынете то, что там перестало гореть, поджечь эту смесь невозможно. Целое дело. Куда вынимать дымящиеся угли? Печи топятся прямо в спальне изнутри, дым не лучше холода всё равно все проснуться. В общем, всё, труба дело. Хотя бы остальные печи не загасить.

        Надеюсь, вы поняли, что дело не шуточное и это моё счастье, что в течение жизни мне так и не приходилось попадать в такую ситуацию.

         Поэтому дневальному было очень важно не пропустить момент, когда пирог из пыли достаточно разогрелся на углях, вот в это время его и надо полить водой, конечно слегка, не насквозь. В этом случае вода вступит во взаимодействие с разогретой пылью, и та спечётся в некую монолитную глыбу. Выждав правильный момент, надо кочергой разбить эту глыбу, и у вас получатся спекшиеся куски угля, вперемежку с торфом.

        А это совсем другое дело, если у вас вместо пыли куски, они вполне прилично начинают гореть, и вам остаётся только следить и вовремя подсыпать пыль сверху на горящие куски. Теперь, подсыпая пыль и поливая её водой, долбя кочергой спёкшиеся глыбы, и повторяя это опять и опять всю ночь в каждой печке, в результате вы даже не можете прикорнуть. Стоит вам это сделать, и это, чревато возможностью окончательно заснуть, а тогда никакая вода не поможет – финал будет один, все замёрзнут.
          Как говорил Жванецкий, «может в консерватории надо что-то подправить.»

         Топить требовалось, кажется, три печки - две в спальне и одна в коридоре. Конечно, вода, пыль, дрова - все подготавливалось заранее днём тем же дневальным, а также не забывайте - ещё мытьё и стяжка полов, а так же установка кроватей в струнку по полоскам на одеялах. Хорошо, что при этом хоть автомат не требовалось держать за спиной. Дневальному положен только штык на поясе, но и он мешался, достаточно активно, например, при стяжке полов тряпкой, да и при топке печей в рост не выпрямишься.

         Многое из того, что я описал, выполнялось по Уставу, но, конечно, стягивая пол тряпкой, вы снимете не то что штык, но и весь ремень, да и сапоги скинете, лучше уж в тапочках которые использовались всеми, в моменты личного времени перед отбоем.

         Как факт, на некоторые вольности, начальство закрывало глаза, в принципе оно все-таки понимало, что солдат действительно мало, и они и так как белки в колесе из наряда в наряд скачут. Поэтому, частенько, если нужно было что-то сделать многодельное, например, прорыть траншею для кабеля, то вместе с солдатами работали не только сержанты, но и офицеры. Все рыли траншею сообща. Особо бессмысленных работ, которые бывают, в других не кадрированных частях, у нас я вообще не помню. Вот почему, во время карантина в такой усечённой части как наша, нас молодых, как случайно привалившую рабочую силу, и постарались использовать на всю катушку. Смотри №4 «Переобувание КАТЮШ».

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Когда не было войны 14 - Почти в тему - 1.
   
 http://www.proza.ru/2010/11/04/918