Плач Иеремии. Исцеляющий урок отчаяния

Арье Ротман
Пост Девятого ава – время, когда еврейский народ оплакивает разрушение Храма и другие бедствия, сопутствовавшие этому дню. «Плачет, плачет она по ночам» - исходя из этих слов «Плача Иеремии» мудрецы постановили читать свиток скорби в ночь Девятого ава.
Учительная книга еврейского народа, его Тора, хранит уроки, извлеченные из истории Израиля; из истории, которая благодаря этим урокам называется «Священной». Уроки Израилю дает Бог, но выучить их, как любой ученик, может только сам народ.
Исход из Египта, завоевание Ханаана, расцвет и закат Израильского и Иудейского царств – таковы важнейшие события и одновременно уроки Священной истории. Разрушение Иерусалима стоит в одном ряду с ними и, подобно им, требует осмысления.
Иерусалим был не просто столицей маленького горного царства, а Храм – не просто его главным культовым центром. Место, которое они занимали в еврейском сознании, можно сравнить разве что с Торой. Сион был оплотом веры, олицетворял присутствие в истории Бога Израиля. Храм казался незыблемой твердыней, которую не в силах поколебать племена земные:
Господь – щит наш и крепость,
опора в бедствиях, помощник скорый.
С Ним не устрашимся биений бездны,
скал грохочущих, рушащихся в пучины.
Вспенятся бешенством великие воды,
валы, вздымаясь, сотрясут предгорья,
а стан Божий упоят ливни благие,
возрадуется влаге город неомрачимый.
Храм святой
– и не устоит в корчах земных покровов?
Зов наш рассветный услышит Господь
и спасенье ускорит.
      
Глас Господень ужасает народы,
рушит царства,
тверди плавит огненной жижей.
Но Бог воинств с нами,
оплот Якова в горних, Господь жизни.
Поразитесь, племена, деяниям Божьим,
разрушение мира узрите.
Над землею разверстой смолкли кровавые брани.
Луки и копья сломил,
пожег колесницы Господь-победитель.
– Грядет Судия! Познайте Его, народы и страны.
Господь над землей вознесен безмерно,
во гневе Он непокорным страшен.
То Бог воинств явился,
оплот Якова в горних, убежище наше.
Теилим (Псалмы) 46 (Здесь и далее поэтический перевод А.Ротмана)

Падение Иерусалима и разрушение Храма знаменовали нечто гораздо большее, чем военное поражение. Ощущением гибели, эсхатологическим ужасом конца света веет от слов Иеремии:
«Пришел нам конец, исполнились дни, погибель ныне!»
Эйха 4:18

Крушение Сиона стало крушением внутреннего мира; падение каменных стен отозвалось духовным надломом, поразившим сынов Израиля в самое сердце. И потому описания физических разрушений обжигают, как вопль человека, мучимого нестерпимой болью. Это крик горящей заживо веры и надежды Израиля:
Яростью помрачил дочь Сиона Господь,
день ясный – хмурою тучей.
красу Израиля наземь с небес швырнул,
сокрушил Святыню дланью могучей.

Не щадил земного подножия Своего,
добра не попомнил святому чертогу.
Веси и грады, освирепев, пожрал,
пажити изгубил пастырь строгий.

В сердцах сокрушил дочь Иегуды,
втоптал в прах, крепости ее с землею сровнял.
Похулил царство, царствующих унизил,
обесчестил вельмож, мольбам знатных не внял.

Рог доблести обрубил Израилю,
сломил десницу его, занесенную над врагом.
Как пожар лесной запылал в среде Якова,
опалил его яростью, пожрал кругом.
Эйха 2:1-5

Обгорелые руины Иерусалима обильно политы кровью его жителей:
На улицах умирали юноши и старики,
падали отроки, погибали под лезвием девы.
В ярости Ты поразил их, не пощадил,
на бойне кровавой заклал нас в годину гнева.

На праздник расправы народы созвал окрест,
беглецам уцелевшим заступил к спасенью пути.
Все, что я взращивал, вытоптали враги,
все истребили, что пестовал я и святил...
Эйха 2:21-22

Проломлены не только стены Иерусалима, прорвана плотина Божественного терпения, и гнев Его неудержимым потоком изливается с небес:
Замыслил стены Сиона сровнять с землей,
мерный шнур протянул, не унял мести,
стены могучие сокрушить не раздумал,
обрушил стены с валами вместе.

В прах осели врата, засовы Господь срубил.
Царь и князья в плену у племен жестоких.
Забыта Тора, провидцы утратили дар,
откровений не обретают пророки.
Эйха 2:8-9

 «Обрушил стены с валами вместе», «забыта Тора», «откровений не обретают пророки» – все это свидетельствует о катастрофе мирового масштаба. Не стена разрушена, а ограда мира. Не город пал, а Бог покинул Свой престол, ушел из мира. И зрелище этого невыносимого бедствия венчает картина гибели опустевшего, лишенного Божественного присутствия Храма:
Скинию сада разметал на сушняк,
обнажил святыню Свою перед вражьим взором,
праздники и субботы сионские забвенью обрек,
царя и священника осквернил позором.

Презрел Господь святой жертвенник Свой,
погнушался земным чертогом Всесильный.
Врата дворцов распахнул, захватчикам выдал столицу –
воплями торжества Храм Его враги огласили.
Эйха 2:6-7

Враги празднуют победу – над кем? Только ли над маленьким иудейским царством, или над Богом, которого им удалось изгнать из мира? Нет больше Торы и нет изучающих ее. Заброшены субботы и праздники. Нет ни царя, ни священника:
Воззри же, Господь, кому причинил Ты зло!
Когда еще чад взлелеянных безумные матери ели?
В святилище Божьем, когда погибал пророк,
в Храме Твоем убийцы священников не жалели?
Эйха 2:20

Пророк оплакивает тьму, сгустившуюся над миром. Отныне судьба Израиля не будет озарена явным свидетельством Божественного внимания и заботы. Черные клубы дыма поднимаются над тлеющими руинами и скрывают от глаз Божественный лик. Мир изменился, в нем стало темней. И со всех сторон разом надвинулись ужасы.
Бездна особенно впечатляет, когда распахивается с высоты. Иеремия постоянно проводит параллели между настоящим и прошлым Сиона, сопоставляя глубину падения с былым величием города, высоко превознесенного Всевышним:
Вспоминает Иерушалаим минувшие годы,
в скитаниях горьких – отрады утешные.
Под ругателем беспомощная столица,
над упадком ее глумятся насмешники.
Эйха 1:7

Как потускнело злато червонное, сиянье утратило,
самоцветы по стогнам рассыпались, выпали из оправ.
Сыны Сиона золотом были, сосудами драгоценными,
как скудельной утварью стали, лепкою гончара?

Ценители яств изысканных на улицах околевают,
почивавшие на пурпуре роются в нечистотах.
О, тяжка кара народа моего! Содом затмила,
град, в одночасье погибший – не от дланей жестоких.

Знатные твои чище снега были, белей молока,
важен их стан горделивый, лик – отблеск солнца.
Как омрачилась краса их! Подернулась мглою,
встретишь на улице – не признаешь знакомца.
Эйха 4:1-2, 5-8

Даже враг потрясен глубиной падения Иерусалима:
Присвистывают путники, видя Иерусалим,
всплескивают руками, головами качают:
– Это ли град вселенский, совершенство красы?
Радостью мира его ль величают?
Эйха 2:15

Пророки предостерегали жителей Иерусалима, предупреждали о надвигающемся бедствии. Однако уверенность в том, что святость Храма защитит город, была всеобщей. Казалось немыслимым, что Бог Израиля, всемогущий Творец неба и земли не защитит Свой земной престол. Тщетными были увещевания пророков, пытавшихся разрушить кичливые языческие предрассудки, призывавших народ к исправлению своих путей. Призывал к раскаянию и Иеремия:
«Так сказал Господь Цваот, Бог Израиля: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я дам вам жить в этом месте. Не надейтесь на лживые слова говорящих: "Это храм Господень, храм Господень, храм Господень". Как: красть, убивать, прелюбодействовать, клясться лживо… а (потом) приходить и предстоять предо Мною в доме этом, названном именем Моим, и говорить: "Мы спасены", – чтобы (опять) совершать все эти мерзости? Разве пещерой разбойников стал в глазах ваших дом этот, названный именем Моим?».
Иеремия 7:3-12

Однако ни народ, ни власть имущие не прислушались к предостережениям пророка, продолжая верить, что храмовые жертвоприношения сами по себе обеспечивают божественное покровительство. Эта языческая иллюзия настолько укоренилась в сознании масс, что ее разрушение оказалось едва ли не болезненней разрушения Храма. Народная вера была сокрушена вместе со стенами Иерусалима; гибель Храма Господня отозвалась разрушением храма гордыни в человеческих сердцах.
Осознал ли еврейский народ собственные заблуждения или, напротив, усомнился в могуществе Бога Израиля, не сумевшего защитить свой Храм?
Плач Иеремии дает недвусмысленный ответ на этот вопрос: Сам Бог предал разрушению Храм, оскверненный нечестием молившихся в нем. Это Он навел на Иерусалим полчища врагов. Предостережения пророков возымели свое действие – но лишь после того, как сбылись наихудшие пророчества. Сыны Израиля наконец прозрели, хотя было уже слишком поздно...

Яростью помрачил дочь Сиона Господь,
день ясный – хмурою тучей.
красу Израиля наземь с небес швырнул,
сокрушил Святыню дланью могучей.

Не щадил земного подножия Своего,
добра не попомнил святому чертогу.
Веси и грады, освирепев, пожрал,
пажити изгубил пастырь строгий.

В сердцах сокрушил дочь Иегуды,
втоптал в прах, крепости ее с землею сровнял.
Похулил царство, царствующих унизил,
обесчестил вельмож, мольбам знатных не внял.

Рог доблести обрубил Израилю,
сломил десницу его, занесенную над врагом.
Как пожар лесной запылал в среде Якова,
опалил его яростью, пожрал кругом.

Недругом сделался, лук вражды согнул,
десницей мощной напряг тетиву до звона.
Лучших сынов Иегуды истребил – радость очей,
безумие гнева излил на шатры Сиона.
Эйха 2:1-7

Не армия врагов в сражении одолела Бога Израиля, а Сам Бог Израиля наслал вражеские полчища, чтобы вырвать языческую скверну из сердца Своего народа:
Простирает руки с мольбой дочь Сиона,
о милости тщетно взывает в мучениях.
Окружил Якова ненавистниками Господь,
позорят Иерушалаим, как блудную в истечениях.

Праведен, справедлив Господь карающий.
Не вняла я словам Его, речения уст нарушила.
Узрите же, племена, как прозябаю в горести,
дев моих враг забрал, полонил юношей.
Эйха 1:17-18

Что же изменилось с разрушением Храма? Отныне еврейским сердцам предстояло черпать надежду и утешение не из самонадеянной веры в свою «богоизбранническую неуязвимость», а из проясненного страданием осознания справедливости и неподкупности Судьи, который никогда не оставит Свой народ и не позволит ему вечно коснеть в грехе и заблуждениях. Храм был разрушен, но из руин ослепительным светом засияла вечность Бога Израиля:
Господи! Но Ты ведь превечно Сущий,
Твой небесный престол в роды родов незыблем.
Отчего Ты забыл нас? Неужто навек оставил?
Не покидай нас, мы без Тебя погибнем.
Эйха 5:19-20

Не скрывая греховности Иерусалима, пророк, тем не менее, не пускается в подробное перечисление его пороков, ведь он не судит, а оплакивает Сион. Иеремия не был бы милосердным и сострадательным человеком, если бы перед лицом кровавых ужасов остался непоколебим в своей вере. Картина всеобщих страданий беспокоит человеческое сердце. Может ли божественный суд быть столь суровым, а наказание – коллективным, когда рядом с преступником страдает невинный? Разум восстает против самой мысли о жестокости Всевышнего! Даже тень несправедливости немыслима, если исходит от Бога. Авраам вопрошает о судьбе Содома:
«Чтобы погубить праведного с нечестивым… Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?»
Берешит 15:25

Праотцу вторит пророк:
В тяжбе с людьми законы не извратит Всевышний,
не опорочит мужа – справедлив Его суд.
Сбудется ли реченное, если Господом не заповедано?
Добро ли, зло не из уст Его – не пройдут.
Эйха 3:34-38

Что может человек ответить себе на подобные вопросы? Пути Господни скрыты от него. Праведник не судья высшей инстанции, не ему отменять божественный приговор. Даже пророческая близость к Богу не позволяет измерить Его пути. Но знание Бога, вынесенное из опыта откровений, пересиливает сомнения. Это знание называют верой, хотя правильней было бы назвать его безграничным доверием к Богу:
Ибо Господь казнящий не навеки оставит,
в глубинах скорби щадит, милость Его безмерна.
Не по злобе карает, гнетет виновных печалью –
попрать не желает страдальцев, томить в узилищах смертных.

Что на Бога роптать? На свой обычай пеняй, пути исследуй.
К Господу возвратимся! Поблудили стезями унылыми!
Раскаемся ныне, к небесам обратим сердца.
Повинимся: «Отпали мы, грешные, Ты не помиловал».
Эйха 3:31-33, 39-42

Не Бог навлекает несчастья на людей, а их собственные преступления. Каким бы тяжким не казалось божественное наказание, оно лишь встает последней преградой на пути зла.
Одна из центральных идей плача Иеремии – исполнение угрозы, содержащейся еще в Пятикнижии (Ваикра 26:14-46; Дварим 28:15-68). Пророк все время возвращается к предостережениям Торы, иногда почти дословно повторяет их и дополняет картинами предсказанного, а ныне свершившегося несчастья:

Разорена, измучена Иудея,
сослана невольницей на повинность,
бесприютно скитается меж народов,
настигают ее гонители в теснинах.
Эйха 1:3
«Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Господь тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души» (Дварим 28:65).   «И будут преследовать тебя, доколе не будешь истреблен за то, что не слушал ты голоса Господа, Бога твоего, и не соблюдал заповеди Его и уставы Его, которые Он заповедал тебе» (Дварим 28:45).
Праведен, справедлив Господь карающий.
Не вняла я словам Его, речения уст нарушила.
Узрите же, племена, как прозябаю в горести,
дев моих враг забрал, полонил юношей.
Эйха 1:18 «Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, ибо пойдут они в плен» (Дварим 28:41).
В прах осели врата, засовы Господь срубил.
Царь и князья в плену у племен жестоких.
Забыта Тора, провидцы утратили дар,
откровений не обретают пророки.
Эйха 1:18 «Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и будешь ты там служить божествам иным – дереву и камню» (Дварим 28:36).
Тучей гнева окутался, гнал, убивал без жалости,
от мольбы нашей скрылся за завесою глухоты.
Гадостной мерзостью перед народами выставил,
поносили нас ненавистники, щерили рты.
Эйха 3:44-45 «И станешь ужасом, притчею и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Господь» (Дварим 28:37).
Говорили: «Гнев Божий рассеял гонимых,
Он знать их не хочет, нет Ему в них печали».
Священников наших в скитаньях не почитали,
не щадили старцев, мудрых не привечали.
Эйха 3:44-45
Князей бичевали на дыбе, старейшин позорили,
обременяли юношей жерновами тяжкими,
отроки под ношами дровяными падали,
оступались под непосильной поклажею.
Эйха 5:12-13 «Подымет Господь на тебя народ издалека, от края земли… Народ наглый, который не уважит старца и юноши не пощадит» (Дварим 28:49-50).

Существует различие между предостережениями, содержащимися в Пятикнижии, и свитком Эйха. Как правило, Тора угрожает грешникам неурожаем, голодом и болезнями, стихийными бедствиями, в то время как Плач Иеремии сосредотачивается в основном на описании разрушений, постигших Иерусалим. Однако и в Эйха мы найдем немало упоминаний о голоде:
Стеная, молят граждане пропитания,
драгоценности отдают за хлеб насущный…
– Обжиралась бы я, как нищенка на помоях,
кем я стала, воззри же, увидь, Сущий!
Эйха 1:11

Звала я тщетно сынов лже-дружества,
во славе желали меня – в бедствии не захотели.
Старейшины мои истлевали от голода,
священники хлеба молили – удержать душу в теле.
Эйха 1:19

Как древо иссох, кожа сморщенная на костях обвисла…
Пронзенному лучше, истекшему кровью алой,
легче смерть от меча, чем гибель в муках голодных –
до костей нас бесхлебица изглодала.

Жены милосердные деток своих варили,
плотью младенцев питались матери!
Как же низко ты пала, дочь племени моего,
в пору бедственную, в час проклятия.
Эйха 4:9-10

Многочисленные упоминания о голоде, постигшем как рядовых горожан, так и вельмож, говорят не только о физических муках, но и о глубине морального падения, о застарелом духовном голоде, который только сейчас стал виден воочию. Этот голод превращает изнеженных мягкосердечных женщин в жестоких хищниц, так что смерть от меча начинает казаться завидной долей в сравнении с участью обезумевших матерей, поедающих плод своего чрева.
Конечно, не все потеряли рассудок от голода. Но и те матери, что готовы на самопожертвование, ничем не могут облегчить участь своих детей. Пророк рисует душераздирающую картину детских страданий. Младенцы молят о хлебе и умирают на груди матерей, бессильных их спасти. Страдания невинных выражают весь ужас мира, в котором не к кому воззвать о помощи, не от кого ждать спасения. Бог изгнан из Иерусалима грехами его жителей. Лик Божий затмился, и с опустевшего неба равнодушно смотрит на погибающих страшная смерть, физическая и духовная.
Описания мук голода, от которых мороз продирает по коже, передают скорбь и отчаяние пророка, разделявшего эти муки. Но страдания Иеремии еще усугубляются сознанием того, что он не смог предотвратить несчастья, не сумел склонить народ к раскаянию. Ведь в отличие от иерусалимцев, Иеремия не пребывал в ослеплении. Он знал, какие кары навлекает на себя Иерусалим своими грехами. Хорошо известные предостережения Торы, к которым долгие десятилетия оставались глухи его современники, набатом звучали в мозгу пророка:
«А если… не послушаете Меня и пойдете против Меня, То Я пойду в ярости против вас и накажу вас всемеро против грехов ваших. И будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть».
Ваикра 26:27-29.

Тора сулит Израилю кары небесные за нарушение заповедей: «Если не послушаете Меня, и не будете исполнять все заповеди сии, и если презрите уставы Мои, и если Моими законами возгнушается душа ваша» (там же, 14-15), то рано или поздно наступит время, когда:
«Будешь ты есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых дал тебе Господь, Бог твой, в осаде и в угнетении, в которое повергнет тебя враг твой. Человек изнеженный и очень избалованный в среде твоей, злобно смотреть будет око его на брата его и на жену лона его и на остальных детей его, которых он сбережет, не давая никому из них от плоти детей своих, которых он будет есть, потому что не останется ему ничего в осаде и в угнетении, в которое повергнет тебя враг твой во всех вратах твоих. Изнеженная и избалованная в среде твоей, которая ступни ноги своей не пробовала ставить на землю от избалованности и изнеженности, злобно будет смотреть око ее на мужа лона ее и на сына ее, и на дочь ее, и на послед ее, выходящий из нее, и на детей ее, которых она родит; потому что она будет есть их, при недостатке во всем, тайно, в осаде и в угнетении, в которое повергнет тебя враг твой во вратах твоих».
Дварим 28:53-57.

В этих предостережениях Торы отчетливо видно расчеловечивающее воздействие греха. Зло ужасно еще и тем, что лишает человека нравственной стойкости, подтачивает его моральную основу, и когда приходит час испытаний, развращенное общество превращается в толпу ожесточенных безумцев, потерявших человеческий облик.
Не каждое поколение удостаивается быть свидетелем исполнения пророчеств. Поколению, пережившему разрушение Иерусалима и гибель Храма, было явлено своего рода негативное откровение. Современники Иеремии могли не знать священных книг, но всем были памятны слова пророка, в прошлом осмеянные и отвергнутые, а теперь благоговейно передаваемые из уст в уста:
«И накормлю Я их (иерусалимцев) плотью сыновей их и плотью дочерей их; и будет каждый есть плоть ближнего своего в осаде и в угнетении, в которые повергнут их враги их и ищущие души их».
Иеремия 19:9

Когда над человеком и его ближними нависает смертельная угроза, сердце само обра-щается к молитве. Желание жить выплескивается в страстную мольбу, обращенную к Богу. Человек с небывалой остротой переживает свою уязвимость и конечность – уже не как философское понятие, а как непосредственный опыт, столь же метафизический, сколь и душевный.
В дни мира и безопасности, думая о смерти, человек уповает на иную, вечную жизнь, очищенную от скверны и страха. Он молится о загробном спасении. Но когда земное существование перестает казаться надежным оплотом, когда повседневность раздергивается, как театральный занавес, и за ней предстает гибель, – в эти минуты человек молит о спасении в мире сем. В этом понятный парадокс человека, призванного жить в мире природы по нравственным законам. Жаль, что отчетливое осознание своего предназначение приходит в миг, когда на его воплощение уже не остается времени. Быть может, в мольбе о спасении слышится крик: «Позволь мне все исправить!»
…………………..
Бог преподал народу Израиля урок, который был усвоен надолго. Верность духу и заповедям Торы стала залогом человеческого достоинства и стойкости перед лицом многочисленных испытаний изгнания. За века упорного стремления к праведности в душе народа Израиля накопились немалые запасы нравственности, милосердия и целомудрия. Но они не бесконечны. Если мы ничего не предпримем для их пополнения, они, в конце концов, иссякнут. И тогда не миновать беды.