Размышления об идеальном

Сергей Васильев 3
В философии идеальное противопоставляется материальному. Т.е. идеальное не есть материальное и наоборот. Значит, чтобы найти, где начинается идеальное, надо найти, где заканчивается материальное. Для начала попытаемся определиться, что же такое материальное, материальный мир.

О существовании материального тела сторонний наблюдатель (человек) может судить только посредством своих органов чувств, т.е. только тогда можно узнать о существовании материального тела, когда оно воздействовало на наблюдателя каким-либо образом. Из физики известно, что существуют только четыре вида взаимодействий между материальными телами (из которых под одним материальным телом рассматривается в данном случае наблюдатель): гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное (ядерное). Ученые, правда, уже близко подошли к тому, чтобы объединить все эти четыре взаимодействия в одно, расщепление которого и дает видимость четырех якобы разных (П.Дэвис "Суперсила"). К примеру, электромагнитное и слабое взаимодействия уже удалось объединить.

Неважно, тем не менее, одно это взаимодействие или четыре разных, только этими взаимодействиями определяются все связи между материальными телами, и, следовательно, определяется материальный мир. Значит, если выделить такие процессы, причиной которых не являются упомянутые взаимодействия, то там, скорее всего и может скрываться идеальное.

Для выполнения поставленной задачи воспользуемся еще одним понятием - состоянием материального тела. Состояние материального тела в данный момент времени определяется полной энергией тела и его положением в пространстве. При переходе тела из одного состояния в другое оно может обмениваться энергией с окружающими телами посредством одного или нескольких известных взаимодействий. Вот этот то обмен и может почувствовать наблюдатель непосредственно или посредством инструментов. По этим процессам только и можно узнать о существовании тела и судить о состояниях этого тела.

Начнем с материальных объектов самых малых размеров, которые, как правило, представляют собой квантовые объекты. Состояние квантовых систем в общем случае описывается нестационарным уравнением Шредингера, дифференциальным уравнением для волновой функции первого порядка по времени и второго порядка по координате. В уравнение входит как параметр энергия системы. Т.о. волновая функция квантовой системы, т.е. функция, описывающая все возможные состояния, зависит от времени, координат и энергии квантовой системы. Если последние переменные известны для какого-либо объекта абсолютно точно в любой момент времени, то также точно известны и все состояния этого объекта. Однако, в действительности, это невозможно, что следует из т.н. соотношений неопределенности Гейзенберга. Соотношения Гейзенберга строго выводятся с использованием уравнения Шредингера и утверждают, в частности, что невозможно знать абсолютно точно энергию системы в конкретный момент времени. Произведение неопределенности по энергии, помноженное на неопределенность по времени, не может быть меньше т.н. постоянной Планка, величина которой хоть и маленькая, но все же конечная. Для макромира, в котором мы ощущаем себя повседневно, эта неопределенность незаметна, но в микромире она становится существенной. Смысл приведенного соотношения неопределенности Гейзенберга заключается в том, что чем точнее задается промежуток времени измерения, тем хуже будет точность определения энергии системы в этот промежуток времени. Наоборот, чем точнее известна энергия системы, тем неопределенней будет временной интервал, внутри которого реализовалась данная энергия. Причем, неопределенность в том и заключается, что неизвестно, в какой именно момент времени внутри временного интервала реализовалось состояние системы с этой энергией. Наконец, крайние случаи. Абсолютно неизвестно время, т.е. временной интервал равен бесконечности, для состояния системы со вполне конкретной энергией, и абсолютно неизвестна энергия системы в любой конкретный момент времени.

Следует отметить, что ограничения, накладываемые соотношениями неопределенности Гейзенберга, носят фундаментальный характер, такой же фундаментальный, как, скажем, запрет на вечный двигатель. Т.е. его невозможно обойти никакими ухищрениями. Это закон природы.

Итак, сама физика, как наука, установила закон, границу, которую она не может преодолеть для более полного описания поведения и состояния материальных тел. За этой границей не просто нет законов для описания поведения материальных, их там в принципе не может быть. Поскольку законы есть связь между какими-либо характеристиками, одна из которых в нашем случае состояние тела, то предыдущее утверждение означает отсутствие каких бы то ни было характеристик из материального мира, которыми бы определялось состояние тела в указанных границах.

Если предположить, что в любой конкретный момент времени тело не имеет никакого состояния, следовательно, энергии и положения в пространстве, то интегрированием по любому заданному промежутку времени также получим нулевые соответствующие характеристики, что означает отсутствие наблюдаемого тела. А это уже не согласуется со здравым смыслом, с тем, что мы наблюдаем ежесекундно, и, в частности, с соотношением Гейзенберга. Ведь в этом случае произведение временного интервала на энергетический будет равно нулю, а должно быть больше постоянной Планка.

Остается заключить, что в любой момент времени тело все же принимает вполне определенные, хотя и неизвестные состояния. Воспользуемся теперь аксиомой, что у каждого следствия есть своя причина. Если тело приняло некое вполне определенное состояние в некий конкретный момент времени и никакая сила материального мира за это не "ответственна", спрашивается, кто или что повлияло на реализацию этого состояния, какая причина "произвела" это следствие? Единственный напрашивающийся ответ - причина эта материальному миру не принадлежит, т.е. она идеальна.

Идеальное человека

Разберем сначала вопросы, являются ли все действия человека следствием реакции на внешние воздействия, или какая-то их часть может иметь сугубо внутреннюю природу, однозначно не связанную с внешними воздействиями. Отдельно рассмотрим детерминированность человеческих реакций на внешние воздействия, т.е. являются ли реакции человека на внешние воздействия однозначными или в этих действиях человек имеет определенную свободу выбора.

Начнем с последнего вопроса. Внешние воздействия человек ощущает с помощью пяти органов чувств: осязание, зрение, слух, вкус и обоняние. Каждый из этих органов чувств имеет свои рецепторы, чувствительные к определенного вида воздействиям. Кроме внешних рецепторов у человека существуют еще и внутренние рецепторы, сигнализирующие о состоянии организма. Количество рецепторов в теле человека исчисляется миллиардами. При раздражении одного или нескольких рецепторов сигнал по нервной системе передается в центр управления (мозг), который принимает решение о реакции на данное воздействие. По принятии решения из центра управления подается один или группа сигналов к соответствующим органам (мышцам) для совершения определенных движений соответствующими частями тела. Детерминированность предполагает, что на любое внешнее воздействие человек реагирует однозначным образом. Наиболее строгая детерминированность означает, что различным воздействиям соответствует различная реакция (набор движений и, как вариант, последовательности движений). Для более слабой детерминированности один набор движений может соответствовать нескольким разным воздействиям. Для того чтобы человек мог отреагировать однозначно на воздействие, в центре управления должна быть записана информация, как реагировать на воздействие, т.е. должна быть память, в которой хранится программа действий.

А теперь посчитаем, сколько же этой памяти должно быть у человека, чтобы однозначно реагировать на любое воздействие. Ячейки памяти – это материальные объекты, приведенные в определенные физические состояния. При опросе ячейки памяти на нее производится некоторое воздействие каким-либо образом, например, электрическим сигналом. После этого она переводится в другое (энергетическое) состояние, а разница энергий между начальным и конечным состояниями считывается в виде определенного сигнала, например, электрического. Допустим, что одна ячейка памяти – это один атом. Скорее всего, для записи одного бита памяти нужна, по крайней мере, многоатомная молекула, но для наших оценок можно использовать даже такое допущение. Исходя из среднего веса человека около 70 кг, получаем, что в теле человека около 10^27 атомов. Т.е. ячеек памяти у человека не может быть больше этого количества. На самом деле их должно быть порядка на четыре меньше, учитывая молекулы, а не атомы, и размеры мозга.

Далее, количество ячеек памяти должно быть не меньше количества программ, по которым осуществляется реакция человека на раздражения рецепторов. Количество программ должно быть на все случаи жизни. Следовательно, на любую комбинацию (сочетание) сигналов от рецепторов должна быть соответствующая программа. Т.е. количество программ должно быть не меньше суммы чисел сочетаний по всем рецепторам. Это только в предположении, что каждый рецептор выдает только логический ноль или логическую единицу. Если же сигналы от рецепторов аналоговые (рецепторы реагируют не только на присутствие раздражения, но и на его величину), то в сумме чисел сочетаний необходимо учитывать чувствительность рецепторов. Нетрудно посчитать, что даже если не учитывать аналоговую обработку сигналов раздражения, даже если считать, что все 10^27 атомов используются для записи программ откликов, то это количество может обслуживать всего 90 рецепторов. А в человеческом теле их, как уже говорилось, несколько миллиардов.

Это означает, что у человека нет и не может быть программ на все случаи жизни для автоматического отклика на все возможные внешние воздействия. Причем, случаев, на которые нет программ, гораздо больше. В любом из таких случаев человек должен выдавать какое-то уникальное, доселе им не испробованное решение. Причем ссылки или оговорки на предыдущий жизненный опыт здесь не проходят. Любой опыт записывается в виде программ, а их то и нет.

Предыдущие рассуждения и оценки показывают, что человек не является чем-то детерминированным, роботом, послушно исполняющим заложенные в него программы по сигналам извне. Зачастую его действия должны инициироваться чем-то внутренним, как бы это внутреннее начало ни назвать.

Реакция человека на внешние воздействия может быть как немедленной, так и отсроченной на некоторое, иногда длительное время после воздействия. Вряд ли можно строго доказать, что человек способен на действия, вообще никак не связанные со внешними воздействиями. Но предпосылки, указывающие на возможность таких действий, существуют. Кому не приходилось мечтать: «Чего бы такого сделать?» А потом действительно что-то совершить чисто из внутренних побуждений: книжку почитать, картину нарисовать, стихи написать и т.п. Но даже если это и не верно, т.е. не существует действий человека безо всякой связи со внешними воздействиями, выше приведенного доказательства того, что у человека есть некое внутренне начало, побуждающее его к действиям, достаточно для доказательства идеальности этого начала.

Движение частей человеческого тела происходит при поступлении к ним определенных сигналов, передаваемых по нервной системе. Сигналы эти поступают из центра управления (мозга). Мы уже выяснили, что основная их часть не является машиноподобной переработкой внешних воздействий в собственные действия. Существенная часть сигналов рождается внутри центра управления. Рассмотрим, как может родиться любой даже самый простой электрический сигнал, такой, чтобы его можно было усилить и передать далее по нервной системе. Электрический сигнал, как известно, это движение заряженных частиц, электронов или ионов. Чтобы привести их в движение, необходимо воздействовать на них физической силой. Энергия этого воздействия должны быть такова, чтобы ее можно было воспринять, усилить и передать далее по нервной системе. Т.е. по крайней мере, выше теплового фона элементов, отвечающих за восприятие этих сигналов. Это означает, что первоначальный сигнал должен исходить от одной, но весьма энергетичной заряженной частицы, либо от ансамбля заряженных частиц, движущихся синхронно. Чтобы представить порядок энергии, необходимой в качестве первоначального толчка для восприятия, усиления и передачи сигнала, воспользуемся следующей оценкой. Для записи, хранения и считывания информации может использоваться магнитный поток. При очень маленьких значениях магнитный поток квантуется, т.е. уменьшается или увеличивается на величину, кратную кванту магнитного потока Ф0 ~ 2*10^(-15) Вб. Для размеров порядка атома, т.е. 1 Ангстрем, это соответствует энергии ~ 2*10^(-14) Дж. Для сравнения, до такой энергии разгоняются частицы в не очень маленьком ускорителе. В соответствии с соотношением Гейзенберга элементарная частица может «занять» такую энергию из ниоткуда на время ~ 2*10^(-20) сек. За это время свет может пройти расстояние ~ 10^(-12) м, что в сто раз меньше размеров атома. Поскольку электромагнитные взаимодействия осуществляются посредством излучения-поглощения световых квантов (фотонов), то на размерах порядка или больше атомного сигнал, исходящий от одной заряженной частицы считать маловероятно. Тем не менее, такую возможность не будем сбрасывать со счетов.

Если начальный толчок (сигнал), воспринятый, усиленный и переданный далее поступил от одной частицы, то возникает вопрос, кто или что заставило эту частицу двигаться так, а не иначе? Если бы движение частиц, сигналы которых заставляют в конечном итоге совершать какие-то движения частями человеческого тела, было случайным, то и результирующие движения также были бы случайными. Тем не менее, и каждый может проверить это на себе, человек имеет возможность управлять этими движениями. Т.е. между конечным движением и начальным импульсом существует однозначная связь. В начале статьи мы разобрали вопрос об идеальном начале, управляющим движением элементарной частицы в определенных пределах. В случае с человеком подобное управление осуществляется началом, которое уже можно приписать к человеку. Неизвестно как, но человек, получается, может направлять движение материальных частиц для инициации начального сигнала, причем, намеренно и предсказуемо (для него). Человек может управлять движением этих частиц в той области, в которой не действуют физические силы (ниже пределов, определяемых соотношениями Гейзенберга), т.е. с помощью некого идеального человеческого начала.

Теперь рассмотрим более вероятный случай, когда начальный сигнал инициируется группой частиц, движущихся синхронно. Чтобы обеспечить синхронность, каждая из частиц должна «знать», когда и куда ей нужно начать движение и с какой энергией. Кто-то или что-то должно либо воздействовать на частицы в определенное время и определенным образом, чтобы задать им нужное движение, либо, как вариант, сообщить частицам информацию с необходимым «знанием». В последнем случае частицы должны представлять собой определенный организм со своей памятью для записи программы поведения и исполнительными механизмами. А если учесть, что эти механизмы должны действовать в рамках все тех же соотношений Гейзенберга, т.е. без участия материальных взаимодействий, то это уже детализация того же идеального. Реализуется тот или иной вариант, достоверно не известно. Но в любом случае мы приходим к единому идеальному началу для группы частиц, человеческому началу.

Управление частями человеческого тело, как известно, исходит из коры головного мозга, причем разные участки коры управляют разными частями. Часто человек совершает одновременное движение разными частями тела, например, говорит и жестикулирует, подкрепляя все это мимикой. Это значит, что для начального сигнала идеальное человека должно одновременно инициировать несколько значительно удаленных друг от друга частиц или групп частиц. Как видим, и в случае управления группами частиц и в случае управления отдельными частицами идеальное человека существует на некотором множестве частиц, т.е. реализуется второй из вышеупомянутых вариантов: идеальное - на множестве частиц.

Мы рассмотрели идеальное человека. Однако, если вместо человека подставить любое другое существо, имеющее рецепторы восприятия внешних воздействий, и какой бы то ни было центр управления, пусть даже и не мозг, то и к нему будет применимо все вышесказанное. Т.е. и другие живые существа также имеют свое внутреннее «я» идеальной природы. Отличие состоит лишь в количестве частиц, которыми это «я» управляет. Отсюда методом математической индукции можно показать, что идеальное может существовать на любом множестве частиц вплоть до бесконечности. Т.е. вариант «идеальное – на абсолютно всех частицах во Вселенной» также имеет свое обоснование. Здесь мы уже подходим к понятию Бога.

Есть ли какая-то связь между одно-частичными, много-частичными и все-частичным идеальными началами? Допустим, что все эти начала неизменны и строго «приписаны» к своим частицам. Тогда при уничтожении частицы для одно-частичного начала и некоторого множества частиц для много- и все-частичного начал они должны исчезать и возникать совсем другие начала. Человеческий опыт, однако, показывает, что на протяжении всей жизни личность человека сохраняется, хотя какие-то из клеток человеческого мозга при этом отмирают и выводятся из жизненных процессов, в том числе и те, которыми идеальное начало человека управляет непосредственно. Это говорит в пользу того, что идеальные начала, по крайней мере, много-частичные не привязаны жестко к набору частиц. Поскольку связь не жесткая, много-частичные идеальные начала могут менять какую-то часть своих частиц, а возможно и все.

Рассмотрим последний вариант подробнее. В теле человека есть некоторое множество частиц, на которые идеальное начало может воздействовать непосредственно. Это своего рода кнопки пульта управления. Нажимая на них, задействуется сложный механизм движения частей тела человека. Кроме кнопок должны быть еще и ячейки памяти, к которым идеальное начало может обращаться непосредственно. За неимением лучшего выскажем предположение, что для памяти используются материальные частицы или группы частиц, связанных физическими взаимодействиями, т.е. память хранится на материи. Наиболее характерный случай, когда много-частичное идеальное начало может поменять весь набор своих частиц, это физическая смерть. Весь механизм приходит в негодность. Кнопки нажимать уже бесполезно. Ячейки памяти тоже разрушаются. Дальше идеальное начало либо перестает существовать, либо оно должно найти себе другой «приют». Как следствие, либо смерть – это конец пути, либо – загробная жизнь или переселение душ. Есть ли какие-то свидетельства в пользу последнего? Какие-то свидетельства конечно же есть, только вряд ли их можно считать достоверными. Тем не менее, попробуем ответить на некоторые вопросы в рамках гипотезы возможности существования человеческого идеального после смерти.

Если переселение душ существует, почему человек не помнит своих предыдущих воплощений? При жизни идеальное записывает память на той материи, которая имеется «под рукой», т.е. на частицах мозга. Это пока что из человеческого опыта. Предположим, что при жизни связь идеального с той группой частиц, на которой оно существует, более сильное, чем после смерти. Когда тело умирает, идеальное переселяется на группу частиц, возможно и не связанных между собой физическими силами, в частности, весьма удаленных друг от друга. Возможно также, что в этом состоянии идеальное может менять набор своих частиц когда и как заблагорассудится, если, конечно, они не заняты другими идеальными. Т.е. идеальное как бы размывается на пространстве и может перемещаться по материальным частицам, в частности, посещая те из них, на которые в свое время записывало свою прижизненную память. В этом состоянии идеальное может помнить свои предыдущие воплощения. Поселяясь в теле, идеальное связывается с набором частиц более сильно и, в частности, уже не может посетить те частицы, на которых записана предыдущая память. Существуют, правда, свидетельства тех, кто утверждает, что помнит какие-то из своих предыдущих воплощений. В рамках гипотезы это объясняется менее жесткой связью идеального с набором частиц в своем теле, чем у среднестатистического человека. Такое идеальное может при жизни «посещать» те частицы, на которых хранится память о предыдущих воплощениях.

В качестве гипотезы можно высказать предположение, что одно-частичные идеальные могут эволюционировать, объединяясь друг с другом и образуя уже много-частичные идеальные начала. Последние, объединяясь с другими одно- и много-частичными «повышают свой статус» и в конце концов должны слиться со все-частичным идеальным началом. Может это и есть тот самый процесс слияния с Богом?! Возможен, конечно, и обратный процесс, деградация. Вероятно, раздвоение личности объясняется как раз такой деградацией.