Сватовство

Валентина Склизкова
СВАТОВСТВО

Я рано потеряла родителей, и мне многое пришлось пережить. Казалось, была готова ко всему. Но то, с чем я столкнулась в тот радостный для меня день, изменило моё представление об отношениях между людьми и о самих людях.

С Марией Егоровной мы вместе работали. Она часто и подолгу болела. Я, хотя была очень занята работой, учебой, навещала её часто, стараясь помочь: у неё было четверо сыновей.
 
Старший Саша служил в армии, второй сын работал, младшие учились в школе. Частный неблагоустроенный дом уносил последние силы хозяйки. Сочувствие приводило меня в этот не очень уютный дом и после работы, и в мои выходные дни. Я делала все работы по дому, ухаживала за больной.

Муж и сыновья делали всё неохотно и как-то небрежно. Между членами семьи не было дружбы и взаимопонимания. Каждый жил сам по себе. Не знаю, почему, да и думать об этом просто было некогда. Мой весёлый нрав, готовность помочь вносили некоторое потепление, и парни сами стали предлагать свою помощь. Переделав все дела, накормив больную, мы, весело болтая, садились за стол, потом дружно мыли посуду, и ребята провожали меня до дома.

Здоровье Марии Егоровны улучшилось, она вышла на работу.
Из армии вернулся Саша и стал оказывать мне усиленные знаки внимания. Я перестала посещать их дом.

Начались вступительные экзамены в университет. Времени не хватало. Да и отвечать на Сашины чувства я не спешила. Меня смущало отсутствие общности интересов. Настороженость усилилась, когда я заметила его в компании завсегдатаев пивного бара. Встреч с ним я избегала, чем только усилила его интерес к себе.

Лето было трудным и вместе с тем радостным. Я сдала экзамены и гордилась, что стала студенткой вечернего отделения.

Освободившись от груза переживаний, в свой первый свободный день, напевая и сортируя учебники, тетради, записи, я думала о том новом и интересном времени, которое меня ждет. Звонок прервал мои мысли.

Открывая дверь, удивилась, увидев входящих Марию Егоровну и Сашу. Предлагая садиться, сложила рассортированные стопки снова в одну кучку. Включила чайник. Доставая и выставляя на стол чашки, сахар, печенье, извинилась за скудность: «Гостей не ждала», - пояснила я.

Сели за стол. Саша поставил бутылку водки. Я выжидающе молчала. Мария Егоровна начала разговор, удивив меня ещё больше. Оказывается, меня пришли сватать. Растерявшись, вопросительно глядя на Сашу, я смущенно произнесла, что о таких вещах предупреждать надо и так сразу ответ дать я не готова. Этими словами я хотела смягчить отказ, надеясь, что позднее объяснюсь с ним. Мария Егоровна стала убеждать меня в привлекательности семейной жизни, рассказывая о больших заработках Саши и о том, что все они полюбили меня, как родную. Я молчала, не находя слов. Саша истолковал моё молчание по–своему.

Разлив водку по рюмкам, предложил выпить.

- Считаю этот вопрос решенным. Чего много говорить. Я и матери сказал, что возражений с твоей стороны не будет. Не урод же я какой.

От такой наглой самоуверенности я чуть не расплакалась и вышла на кухню. Возвращаясь с чайником, взглянула на гостей и замерла. Сердце сжалось от обиды. Мария Егоровна, сидя возле моей кровати, деловито откидывая углы постели, оценивающе рассматривала её.

Испытав полной мерой трудности сиротской жизни, я обрела ту внутреннюю позицию, которая помогала мне преодолевать их. Этот поступок сразил меня.

Всё дальнейшее происходило в каком-то другом, нереальном мире. Озарение осветило происходящее, внося всеобъемлющую ясность.

Я вдруг поняла истинную суть этих людей. Черствость души Марии Егоровны не позволила ей оценить доброту моего самоотверженного сердца, переполненного состраданием. Для неё важнее были другие - материальные ценности. И мне стало жаль эту женщину, которая не будет получать тепла и ласки от своей семьи, так как сама не стала источником любви. Не сумела сплотить семью теплом своей души.

А Саша, как отражение опыта жизни в подобной семье, так и будет приходить к любимой с бутылкой вместо  цветов, лишенный стремления ко всему возвышенному. Этот красивый молодой человек будет нести в себе грубость непонимания и самодовольства.

Мария Егоровна уловила мой взгляд, закрыла постель, попросила чая погорячее.

Видя мое необычное состояние, Саша всё же настаивал на получении «вразумительного» ответа на своё предложение.

Поблагодарив за честь, ссылаясь на то, что теперь я студентка и мне будет трудно совмещать работу, учебу да еще семью, ответила отказом.

Недовольная реакция гостей только подтвердила правоту отказа.

После их ухода я раскрыла окна. Убирая посуду, почувствовала радость освобождения.
Я простилась с людьми, к которым испытывала искреннее сочувствие.

                В. Склизкова.