А раньше...

Злой Шарманщик
А раньше…

Вышел я сегодня прогуляться. Жена в магазин, за овощами отправила. Сумки дала большие. И то, и это надо купить. Иду, не торопясь, сочетаю приятное и полезное, то есть, прогулку и овощи. Смотрю, на центральной площади народ собрался. Много. С красными флагами, с транспарантами. На трибуне кто-то речь толкает. Вспомнил! Сегодня же 7-е ноября!

А тут увидел, математичка из нашей школы, Вера Антоновна, бежит куда-то, торопится, в новом пальто. На днях хвасталась в школе, что в Секендхенде пальто себе отличное отхватила. Наверное, оно и есть. Ничего пальтишко… Было когда-то.

Окликнул её.
- Это вы на демонстрацию торопитесь? – спрашиваю.
- Да, что вы, Николай Павлович! Скажите такое! Что мне там делать?
- Так, послушать, посмотреть…
- Нет уж! Быдло собралось и языками треплет. Назад, в социализм зовут. Сами пусть туда и топают! А с меня хватит! Пожила при коммунистах. 
- А что, плохо было? – интересуюсь.
- А что хорошего? Вот сейчас я свободный человек, как хочу, так и живу, - отвечает.
- А тогда, значит, вы подневольны были? Или, как понимать «свободный человек»?
- Да вы и сами, знаете, Николай Павлович! Даже за границу, в любую страну можешь поехать. А тогда? Только один раз в год выезд разрешался.
- И много вы по заграницам поездили?- спрашиваю. Хоть раз были?
- Была и не один раз! Три раза в Болгарии, на Солнечном берегу и один раз в круизе была. Представляете, круиз по странам южной Африки?! Здорово было! Никогда не забуду!
- Да-а-а. Интересно. А почему же вы молчали? Ни про Африку, ни про Болгарию в школе не рассказывали?
- Так это же давно было! Ещё до этой школы! – говорит.
- Как до этой школы? Вы у нас уже лет двадцать работаете, не меньше!
- Да, ровно двадцать лет я уже в этой школе! С девяностого года. Так, а ездила я в восьмидесятых. Помню, отпускные получила, родители с пенсии добавили, и я укатила. Сейчас уже и не съездить… С нашими зарплатами далеко не уедешь. Да вы и сами знаете. Получишь деньги и думаешь, как бы до аванса дотянуть. Хотела выкроить на поездку в Египет, говорят туда много денег не надо, но не получилось… А через год на пенсию пойду, тогда совсем без денег буду. Попрошу в школе, чтобы мне хотя бы полставки оставили.
- Ну, ладно, отдыхайте, Вера Антоновна, а я пошёл. Дела.

Иду дальше. Смотрю, Нина Павловна идёт, завуч наша. Вот денёк! Поздоровался. Тоже спросил:
- Уж не на демонстрацию торопитесь, так идите быстрей, а то скоро уже закончится.
- Нет, Николай Павлович! – отвечает, - Не люблю я никакие парады, митинги, шествия и демонстрации. И никогда не любила.
- Ну, раньше не спрашивали, любишь, не любишь, надо было идти, и шли. Мы же учителя.
- Да, и я ходила. Как не ходить? Зато, в другом было хорошо.
- Что вы имеете в виду? – спрашиваю.
- А вспомните нашу школу при советах! Какое было отношение к учителю? Я была молода, а так гордилась тем, что в школе работаю! А заработная плата какая была? Помню, мама мне говорила: «Ты, дочка, молодец, больше отца денег в дом приносишь». И за классное руководство доплачивали и за проверку тетрадей.
- Да, это так! – соглашаюсь, - но не все же в школе работали.
- Не все. Но, пенсию все получали такую, что детям своим взрослым помогали. Теперь же, мои родители не знаю, как бы и жили, если бы я не помогала. Пенсии-то только на аптеку и хватает! А лекарства очень дорогие. Мои соседи, престарелая пара, прожили всю жизнь в своей трёхкомнатной квартире, привыкли к ней, а пришлось менять на однокомнатную. Задолженность по коммунальным накопилась, что им и не погасить. Плакали, а переехали. Старым людям трудно менять место жительства.
- Да, пенсионерам не сладко… Зато другим…
- А что другим? Вот меня возьмите, к примеру. Муж мой бизнесом занимается. Не бедствуем. Всё у нас есть… И дом, и квартира, и в квартире... А если бы могла, то поменяла бы всё это на прежнюю спокойную жизнь. И без сожаления. Вот я сейчас о детях своих думаю. Один уже в институте учится, второй ещё школьник. Пройдусь по улице вечером, страшно становится, глядя на молодёжь. Пиво, а то и что-то покрепче, громкие разговоры, нецензурщина, курево…
- Да-а-а… Не доехал наш паровоз до «коммуны»… А теперь, что же делать? Назад повернуть? Или другим транспортом добираться?

Расстались мы не в очень хорошем настроении. Она пошла по своим делам, а я за овощами. Купил, возвращаюсь, а все сравниваю этих двух женщин, моих коллег. В чём же дело? Одна пальто ношенное-переношенное купила, а не хочет возвращаться к прежней жизни при советах, а вторая, дом имеет- полная чаша, а с теплом вспоминает то время. Почему?