Иисус как вдохновитель медицины

Андрей Охоцимский
Бог создал человека здоровым. Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества является прямым исполнением замысла Божия о человеке. Явившись нам как Целитель и исцелив множество безнадежно больных людей, Иисус освятил и благословил медицинскую профессию. Поэтому Иисус - не только Глава Церкви, но и Вдохновитель и Покровитель медицины.


МЕДИЦИНА  В  ВЕТХОМ  ЗАВЕТЕ.   

Медицинская тематика в Библии появляется в книге Левита, которая по детальности медицинских описаний напоминает древний учебник дерматологии. Священникам предписывалось исполнять функции санитаров и предохранять общество от заразных болезней, в первую очередь от проказы. Вся эта медицина имела чисто карантинный характер, о лечении речи не было. Больной проказой должен был быть «извергнут из общества». Принцип прост и понятен: прокаженный – это враг общественного здоровья, его следует удалить ради общего блага. Подозреваемого держали под арестом, пока симптомы не определятся. Книга Левита уделяет огромное внимание различению проказы и лишая. Если волосы на язве не белели,  это означало лишай, и человек сохранял статус «чистого». Если побелели, это означало проказу. В этом случае человек объявлялся «нечистым» и приговаривался к изгнанию из стана.

Не только о лечении, но и об уходе за больными проказой в книге Левита ничего не написано. Как они должны были жить - непонятно.  О возможности исцеления там заходит речь только связи с необходимо следующим за этим сложным обрядом очищения.  Для возвращения статуса «чистого» было недостаточно просто выздороветь. Исцелившийся должен был пройти длительный и многоступенчатый ритуал очищения, сопоставимый по структуре  с описанным в той же книге посвящением во священники.  При этом очистительные жертвы приносились  не в благодарность за исцеление, а в «уплату» за временную ритуальную нечистоту, связанную с болезнью, т.е. как своего рода вступительный взнос обратно, в общество здоровых и ритуально чистых.  Характерно, что жертвоприношения, связанные с отпущением грехов и проступков, были значительно проще.

Такое отношение к больным, сводящее медицину к карантину, трудно понять, если не проникнуться ветхозаветным взглядом на болезнь, как на отклонение, патологию и следствие греховности. Болезнь для тела – это то же, что грех для души. Грех и болезнь – явления одного порядка. И то и другое - патология, заслуживающая отвращения и отвержения. Здоровый и праведный человек чист, больной или грешный – нечист. Больной – это плохой человек. Такое отношение к больным кажется диким, но нам оно тоже не чуждо. Говорила же моя мать в детстве: «У тебя, мерзавец, опять температура». Мы можем сказать про больного: «совсем плохой стал». Вид больных часто бывает нам неприятен.  Далеко не все способны работать врачами или медсестрами.

В Ветхом завете все внимание сосредоточено на праведности как таковой и здоровье как таковом. Главное действующее лицо – народ, сыны Израилевы. Имеет значение народная праведность в целом и народное здоровье в целом. Основные персоналии в Ветхом Завете – пророки или вожди. Пророки нужны для того, чтобы через них Бог говорил с народом. Вожди важны потому, что от них зависит, что народ делает и каким путем идет. Редким исключением является деятельность пророка Илии и его духовного сына Елисея. Елисей исцеляет от проказы знатного сирийца Неемана. Впрочем, это исцеление не является реальной победой над болезнью – проказа оставившая Неемана, перескакивает на неблагочестивого израильтянина. Илия воскрешает сына вдовы с помощью молитвы и тепла своего тела.  Илия, пророк-целитель, духовно связан с Иисусом. Когда Иисус спрашивает учеников, за кого его принимают люди, один из ответов – за Илию (Мк. 6:15). Это звучит на первый взгляд странно, но если учесть, что Илия также исцелял и даже воскрешал и был взят живым на небо, как и сам Иисус, то связь между ними выглядит естественной.

Во время Преображения всё становится ясным: Иисус появляется в сопровождении Илии и Моисея (Мк. 9:2-7). Этим подчеркиваются два главных аспекта земной миссии Иисуса: исцеления, милосердие и воскресение (Илия) и роль учителя и вождя (Моисей). В этой троице Иисус появляется в центре, как глава, удостаивающий двух других своей беседой. Очевидно, что Иисус не является реинкарнацией Моисея или Илии. Он - другой и выше их обоих.


МЕДИЦИНА  В  ЕВАНГЕЛИИ. ИИСУС  КАК  ВРАЧ

С появлением Иисуса, медицина выходит в Библии на видное место. Евангелие от Марка, первое по написанию и в определенном смысле наиболее фундаментальное из четырех Евангелий (см. ссылку 2),  начинается последовательностью проповедей и исцелений, причем эти два вида деятельности почти всегда упоминаются одновременно, как будто нельзя было проповедовать без врачевания. Причем если проповеди просто упоминаются, то об исцелениях повествуется подробно. Евангелист Марк не приводит нагорную проповедь, зато детально повествует об исцелениях тёщи Петра (Мк.1:30-31) и расслабленного (Мк.2:3-12). В других Евангелиях также подчеркивается, что люди приходят к Нему «слушать и врачеваться» (Лк. 5:15, Мф. 4:23).

В богословии обычно подчеркивается символическое значение исцелений. Действительно, если для иудеев болезнь была проявлением греха, то исцеление было зримым подтверждением способности Иисуса прощать грехи. Исцеляя расслабленного (Мк. 2:5), Иисус говорит: «прощаются тебе грехи твои», и болезнь исцелена. Болезнь является и следствием греха и его видимым образом. Исчезает грех – исчезает и болезнь. Иисус и сам подчеркивает эту параллель, когда говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»(Мк. 2:17). Он также говорит одному из исцеленных: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5:14). С этой точки зрения рассказы об исцелениях - это своего рода притчи, подтверждающие авторитет, силу и божественность Иисуса. Получается, что если Вы уже поверили в Иисуса, то можете пропустить в Евангелиях рассказы об исцелениях и сосредоточится на Его учении. А рассказы об исцелениях нужны для того, чтобы и самые недогадливые поняли, кто такой Иисус.

Но ведь в распоряжении Иисуса было много других внешне эффектных способов продемонстрировать свое могущество.  Моисей, к примеру, несколько раз показывал свою силу совсем иными способами. Однако Иисус именно исцеляет, а также насыщает голодных и спасает тонущих, т.е. проявляет реальную заботу о конкретных людях тогда, когда они в этом нуждаются. Его поведение совсем не демонстративно. Наоборот, он часто говорит исцеленным, чтобы они держали факт исцеления в секрете. Похоже ли это на демонстрацию Божественности? Так может сбросить с Евангельских рассказов об исцелениях привычно прикрывающую их маску аллегории и прочитать их просто как рассказы о реальных событиях? Может стоит взглянуть на дела Иисуса не как на символические акты, а как на живое проявление Его милосердия, сочувствия и доброты? Может быть Иисус исцелял не потому, что хотел кого-то этим поразить или заставить в Себя поверить, а просто потому, что не мог не помогать людям, которые в этом нуждались? Может Он хотел показать что безнадежных больных нет, что болезни исцелимы и что с ними можно и нужно бороться?

Евангелия занимают совершенно уникальное место в Библии и вообще в древней духовной литературе не только по количеству описанных исцелений, но и по тому вниманию, которое уделено в них простым людям и их личным проблемам. Если герой Ветхого Завета – народ, то действующие лица Евангелий – конкретные личности, имеющие имена, возраст, профессию, семейное положение. Страницы Евангелий населяет многонациональное сообщество простых людей, персонажей совершенно обыденного, бытового характера. Здесь и теща Петра(Мк.1:30), и начальник синагоги Иаир (Мк.5-22, Лк. 8:41) , и римский сотник с больным слугой (Лк. 7:2-10), слепой Вартимей сын Тимеев(Мк. 10:46-52), Иоанна жена Хузы вместе с некоей Сусанной (Лк. 8:3), безымянные нищие, безвестная язычница сирофиникиянка (Мк. 7:26), самаритянская дама сомнительной репутации и многие другие.  Эти люди оказались на страницах Евангелий потому, что их мелкие, частные, личные, заурядные проблемы привлекли внимание Сына Божьего и показались ему достаточно важными, чтобы Он принял участие в их жизни. Иисус занимается не человеком вообще, а конкретными людьми, которые просят о помощи или просто попадаются на Его пути.  Новый Завет провозгласил наступление Новой Эры, в которой на первом месте не закон или народ, а индивидуум, человеческая личность. 

На страницах Евангелий мы встречаем много серьезных недугов, которые часто описываются серьезно и конкретно (см. Приложение). В  Евангелиях описано больше исцелений, чем случаев духовного обращения. Так и хочется спросить – духовная ли это книга, или медицинская? Кого она призвана вдохновлять: священников или врачей?  Характерно, что Иисус никогда не называет сам себя учителем (хотя к нему всё время так обращаются) но несколько раз называет себя врачом (Мф. 9:12-13, Мк. 2:17, Лк. 5:31) (Лк. 4:23), как будто хочет таким образом указать на Свою истинную роль. Интерес Иисуса к медицине виден и в притче о добром самаритянине: спаситель перевязывает раны избитого купца и платит за уход и лечение (Лк. 10:34).

Поражает то, что Иисус был вообще первым в истории человеком, который исцелил столько людей. Но удивительно также и то, что Он вобще захотел этим заниматься. Часто говорят о том, что Он не гнушался мытарей и грешников, и что это было необычно. Но ведь то, что Он не гнушался больных – это тоже было необычно. Это сейчас мы привыкли ставить интересы больных во главу угла, и то, как Он относится к больным, кажется нам просто нормальным человеческим отношением. Но так было не всегда. Это именно Он первый начал так относиться к больным. Даже тем, кто не верит в Божественность Христа, очевидно, что Его земная жизнь оставила такой след в истории именно в силу необычности Его человеколюбия, которого до него просто не было. За это Его и критикуют Евангельские оппоненты. С их точки зрения, Он не прав потому, что Его привлекает не хорошее, а плохое: не здоровье, а болезнь; не праведность, а грех.

Деяния Иисуса замечательны не только успешностью Его исцелений, но и самим Его отношением к больным, тем отношением, которое мы теперь называем «христианским». Нужды больных имеют в глазах Иисуса очевидный приоритет: Он заходит к больным меняя первоначальные планы. Ради больных Он отказывает себе в отдыхе и покое. Наше обычное, привычное отношение к больным, нашедшее наиболее полное выражение в профессиональной медицинской этике, происходит от этих введенных Иисусом новых для того времени стандартов – ставить интересы больных на первое место, всегда проявлять к ним сострадание, ухаживать за ними, делать все возможное для излечения и, самое важное, считать болезнь исправимым и временным нарушением, всегда надеяться на лучшее, на исцеление, как на возвращение к нормальному, «целому» состоянию.

Иисус провозглашает и проводит в жизнь новое отношение к людям, основанное не столько на законе и правилах, сколько на милосердии и сострадании к слабым. В наше время это отношение вошло в повседневный обиход не только через медицину, но и через систему социальных благ и гарантий, которые направлены на поддержку именно наиболее слабых членов общества. Во время обеда у начальника фарисеев, Иисус предлагает ему пригласить «нищих, увечных, хромых и слепых», т.е. именно те категории, о которых в современных государствах заботится система социального страхования.

Иисус демонстрирует новое отношение и к больным и к грешникам. В силу уже упоминавшейся параллели между болезнью и грехом, к больным относились с известной брезгливостью, также как и к нравственно нечистым людям. Иисус же проявляет внимание к обоим. Вместо брезгливости и осуждения, Он подает пример любви и сочуствия. В грешнике Он видит потенциального праведника. В больном Он видит здоровье, которое нужно восстановить. Появление Христа на Земле было таким мощным порывом к хорошему – к добру, любви и здоровью, что мы живем до сих пор освещенные светом этого сияния не подозревая, как все могло  бы быть, если бы этого не произошло. А может быть Бог потому и решил в конечном счете простить людей, что Сам прочувствовал, каково живется в человеческом обличье? Пожив как мы, увидел Он воочию жалкость и уязвимость нашей бренной доли, всю худость и слабость нашу и, пожалев нас,  подарил нам надежду на Вечное Исцеление.


МЕДИЦИНА И ЦЕРКОВЬ

Целительные способности Иисус передает апостолам (Мк. 3:15, 6:13, Лк. 9:1). Апостолы продолжают дело Иисуса – они также исцеляют не меньше, чем проповедуют. Люди присоединялись к христианским общинам, движимые как силой проповеди, так и фактами исцелений (Деяния 5: 14-16) и атмосферой человеческого тепла. Там, где не происходило чудес, больным был гарантирован уход и внимание. Сам перечень болезней, описанных в Евангелиях, свидетельствует о внимании к медицине и известном уровне осведомленности людей, писавших эти тексты. Воскресший Христос, мистически воплотившийся в Церковь, продолжал исцелять. Образ Христа-целителя занимал видное место в христианском искусстве первых веков.

В течение последующих столетий Церковь и здравоохранение идут рука об руку. Уже в Деяниях Апостолов чувствуется зарождение традиций ухода за больными. В дальнейшем Церковь берет на себя те функции сохранения общественного здоровья и социального обеспечения, которые позже стали прерогативой государства.  Церковная десятина была по существу налогом на социальное обеспечение. Больницы организовывались как правило при монастырях, монахи и монахини занимались уходом за больными. Монастыри, кроме того, часто брали на себя функцию домов престарелых. Многие святые  подвизались в здравоохранении. Известный хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий был недавно прославлен как Святитель Лука Симферопольский (см. 3). Знаменитая Мать Тереза Калькуттская работала фактически как организатор здравоохранения (см. 4). В России духовенство занималось лечением народа, пока земская медицина не развилась достаточно, чтобы его заменить. В частности, священники использовали и  распространяли гомеопатию (см. 5, 6). Во многих странах Церковь и сейчас частично опекает систему здравоохранения.
 
Все знают, что развитие медицины основано на научных фактах, но не все осознают, что приложение этих знаний, само понятие о бесценности человеческой  личности и здоровья, без которого медицина вряд ли бы так развилась и стала играть столь важную роль, в значительной мере основываются на христианских принципах отношения к больным, которые Церковь передала воспитанному ею обществу. Христианский гуманизм вдохновлял и вдохновляет врачей и ученых работающих в медицине. Христианка Флоренс Найтингейл, окончившая институт диаконис в Германии, стояла у истоков движения сестер милосердия. Христианин Анри Дюнан организовал Красный Крест, организацию, призывающую врачей лечить всех раненых – и своих и противника. 

Обращение к Вере для врачей естественно не только в силу духовной значимости самой профессии, но и потому, что они как никто другой видят невероятную сложность и таинственность внутреннего устройства человека, неполноту наших знаний о себе и относительное несовершенство всех материальных целительных средств, могущих принести лишь частичное и временное исцеление. Верующий врач осознанно со-работает Богу и понимает место своей деятельности в разумной системе Божьего Творения.

Врачи продолжают целительную миссию Христа. «От Вышняго врачевание, и от Царя получает он (врач) дар» (Cир. 38:2). Вооруженные в наше время невероятным по сложности оборудованием и изощренными химическими средствами, творят они подчас чудеса, похожие на те, которые творил Он силой своей Божественности. Подобно тому как солнце освещает нас и наше бытие физическим светом, освящает и благословляет Христос невидимый человеколюбивые и Богоугодные дела медиков.


ПРИЛОЖЕНИЕ  Болезни и исцеления в Евангелиях

Безумие (Мк.1:23-27, Лк. 4:33-35), (Мк.5:2-10, Лк. 8:27-36), (Мф. 15:22-28, Мк. 7:25-30)
Горячка(Мк.1:30-31,Лк. 4:38-39, Мф. 8:14-15), (Ин. 4:46-53)
Проказа(Мф. 8:2-4, Мк.1:40-44, Лк. 5:12-14)(Лк. 17:12-17)
Паралич(Мк.2:3-12, Лк. 5:18-25, Мф.  9:2-8) (Мф. 8:5-10, Лк. 7:2-10)
Водянка(Лк. 14:2-4)
Сухорукость(Мк. 3:1-5, Лк. 6:6-10)
Кровотечение (Мф. 9:20-22, Мк. 5:25-34, Лк. 8:43-48)
Летаргический сон(Мф. 9:18-25, Мк. 5:34-43, Лк. 8:49-55)
Слепота(Мф. 9:27-30) (Мк. 8:22-26) (Мк. 10:46-52, Лк. 18:35-43)
Врожденная слепота (Ин. 9)
Немота (Лк. 11:14)
Глухонемота (Мк. 7:32-37)
Хронический радикулит (Лк. 13:11-13)
Детально описанная эпилепсия (Мк. 9:17-30, Лк. 9:38-42)
Язвы(Мк. 3:10)
Отсеченное ухо(Лк. 22:50).
Иисус воскрешает сына вдовы у врат Наина (Лк. 7:11-15) и Лазаря (Ин. 11). Отвечая ученикам Иоанна Крестителя, Иисус так перечисляет болезни, от которых он исцелял: «слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают»(Лк. 7:22).


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ЧТЕНИЕ

(1)     Клятва Гиппократа
http://www.opvr.ru/gippokrat.htm

(2) Ernest Best. Mark: the Gospel as Story. T&T Clark, Edinburgh, 1983, 162 pp.

(3) Святитель Лука Симферопольский (В. Ф. Войно-Ясенецкий)
http://www.idrp.ru/htm/fair/html/luka.htm
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1828

(4) Мать Тереза  Калькутская (биография)
http://selfire.com/2008/07/1175/

(5) О. Антоний Ильин. Православна ли гомеопатия?

(6) Лечебная система священномученика митрополита Серафима
http://www.mhc.ru/doclad/2003_1.asp

(7) О. Ианнуарий Ивлиев. О дарах духа.
http://azbyka.ru/ivliev/o_darah_duha-all.shtml

(8) В. Самарина. Христианство и медицина (сборник статей).

(9) Общество православных врачей России им. Св. Луки Симферопольского. На сайте общества можно найти много интересных материалов.
http://opvr.ru/

(10) Список православных святых – медиков и целителей
http://opvr.ru/saint_healers.htm

(11)    Основы социальной концепции РПЦ
http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/xi/


ПРИМЕЧАНИЕ:  БОЛЕЗНЬ  КАК  ЛИЧНЫЙ КРЕСТ ?

Христиане подчас понимают страдание от болезни как исполнение христианского долга, как личный крест, дарующий искупление грехов и спасение. Думают, что даже если человек не следовал Христу при жизни, серьезная болезнь и предсмертное страдание являются своего рода спасительным духовным даром и искупительной жертвой, приводящей человека в конечном счете ко вратам Царства Небесного. Я не берусь однозначно судить, так это или нет. Однако нельзя не отметить, что именно этот аспект отношения к болезням в Новом Завете отсутствует. Само понимание болезни в Евангелии и апостольских текстах вполне ветхозаветное.  Для Христа и апостолов болезнь – это всегда плохое, следствие греха. Вид больного вызывает у них только желание помочь. Они никогда не говорят: «Болей, страдай и заработаешь спасение».  Напротив, духовное обращение и спасение все время ассоциируются с выздоровлением.  В Новом Завете вообще нет противопоставления тела и души (см. 7).  Апостолы видят христианскую деятельность в исцелениях и уходе за больными, в облегчении их страданий, а не в принятии страданий от болезни.

Ведь Иисус принимает свой крест как кару за активную проповедь Веры и добрые дела. Значит и следование Христу подразумевает проповедь Слова, христианское служение, твердость в Евангельских принципах, смирение и активное добро, т.е. такой образ жизни, который в любую эпоху и в любом обществе ничего кроме трудностей не предвещает и гарантирует страдание в той или иной форме. Я думаю, что следование Христу – это прежде всего нравственный выбор, в котором смиренное переживание болезни может присутствовать, но не является определяющим.