Муки творчества

Анна Дудка
Сон был восхитительный, радужный, весенний. Как будто Лиза летела к морю или возвращалась на самолёте и смотрела в иллюминатор, за которым толпились дымные облака, спеша искупаться в лазури неба. Лиза смотрела, а в голове рождались строки:

О памяти небесная река!
Тебя целуют нежно облака,
И наполняют мудростью века,
Оберегая жизни берега…

Тут Лиза проснулась с радостной улыбкой, откинула тёплое одеяло, выпрыгнула и подбежала к столу записать ночные стихи, чтобы не забылись, не стёрлись суетой из памяти. Нажала на пуск в компьютере – бумаги под рукой, да и ручки, как всегда, не оказалось. Ожидая, пока монитор заработает, Лиза стала убирать постель и услышала на кухне возню матери и её монолог с котом.

– Ты слышишь, Тимочка? Опять она уселась за свой мордогляд спину гнуть и время терять. Пойди укуси её. И скажи, чтобы пошла тебе рыбки купила да матери хлеба с картошкой… Лиза! Каша готова, иди завтракать…

Лиза стала набирать: «О памяти небесная река…» Как там дальше?

– Я кому говорю? Лиза! Ты слышишь меня? Тимочка, пойди скажи этой бездельнице, что хватит дурака валять, пора за ум браться, работу искать, а не сиднем сидеть и ждать у моря погоды. Ты будешь печёночку, пушистик мой, самый красивый котуся на свете? Ну-ка, попробуй… Бесстыжие твои глаза… Такой же, как и твоя хозяйка! Только бы мне нервы трепать. Лиза! Иди сейчас же завтракать, не то не знаю, что я с тобой сделаю…

«О памяти небесная река! Тебя целуют даже облака…» Зачем они её целуют? Чушь какая-то…

– Лиза! У тебя совесть есть? Ты только посмотри, который час! Так и будешь за этой бандурой сидеть, сгорбившись?

– Ма, я сейчас! Мне тут кое-что нужно…

– Тебе нужно выйти и купить коту рыбу… Вот список остального. И не трепи мне нервы… Этот бездельник не ест то, что ему дают. Весь в тебя… Что вы без меня делать будете? Я умру, а вы по миру пойдёте… Овсянка на столе стынет. Ты меня слышишь?

– Ма! Всё я слышу, ещё минуточку…

– Знаешь, что я тебе скажу, моя дорогая…

– Ма, я только отвечу на письма. Мне же пишут…

– Такие же бездельники и придурки, как ты! Что они тебе могут умного написать? Выключи его сейчас же, я тебе сказала!! Что ты к нему прилипла? Мёдом тебе там намазано. Каша остынет, говорю, я уже в тарелку налила…

– Хорошо, мамочка…

– «Мамочка»! Как что, так «мамочка», а как сделать то, что мать просит, сразу «отойди», «не мешай». Что ещё от тебя можно услышать?..

– Ма, я хочу вспомнить стихотворение, оно мне приснилось, понимаешь?

– Ты совсем ополоумела, Лизка! Какое стихотворение? Кому оно нужно? Я тебя спрашиваю? Тебе за него заплатят? Ты делом когда, наконец, займёшься, а?

– Ма, ты вроде умный читающий человек… В библиотеку ходишь…

– Да, я читаю. И что? Так это чтобы немного забыться от того ужаса, в котором я живу, ты хоть это понимаешь?

– Ма, ну дай же мне вспомнить…

– Не дам! Не дам! Ты сейчас же пойдёшь в магазин… С утра там скидка, а после часа всё втридорога… И кот голодный… Печёнку не ест, скотина безрогая. Нервы мне трепет, как и ты.

– Ма, ну не стой над душой…

– Как ты с матерью разговариваешь? Тебя Господь за меня уже наказывает - ума лишает, а накажет ещё больше, помяни моё слово!

– Ма, ну что ты из мухи слона делаешь? Дай мне немного побыть одной! Не дави, как танк. Это же невыносимо…

– Мать встала, завтрак приготовила, налила ей в тарелочку: кушай, детонька, а детонька что? Я тебя спрашиваю!.. Лизка, ты доведёшь меня до белого каления! Сама не обрадуешься потом! Разобью твою бандуру. Я тебе устрою…

– Всё! Иду. Видишь, уже выключила…

Выйдя из дому, Лиза облегчённо вздохнула – никто больше не зудел, не требовал безоговорочного повиновения и не грозил концом света и Страшным судом. Однако сколько Лиза ни пыталась по дороге в магазин вспомнить строки, показавшиеся ей во сне удивительными, воздушными, светлыми, как те облака, которые она видела в иллюминаторе, ничего не выходило. В памяти вертелись только обидные слова мамы…

Уже потом, когда мама, накормив варёной пикшей кота - он ел урча от восторга, села разгадывать свои очередные кроссворды, Лиза украдкой включила "мордогляд" и написала:

О памяти бессмертная река!
Сказительно-былинна и тиха,
Слагают тебя мудрые века,
Оберегая жизни берега.
Ты то светла бываешь и легка,
Прозрачна и бездонно-глубока,
А то мутна и к истине глуха
И гибелью грозишь наверняка
Тому, кто приоткрыл тебя слегка…

Лиза не знала, хороши или плохи её стихи, кому они нужны, но ей стало немного легче на душе, и она набрала их на своей странице, ожидая, что кто-нибудь хоть что-то о них ей скажет... Вечером заглянула и прочла в отзыве:

А суть не в том, чтоб написать получше,–
здесь всё и так понятно, что к чему,
а в том, чтобы, стихом себя помучив,
стать хоть на каплю лучше самому.
И если б мир наш можно было взвесить,
то удивленно бы увидел ты
на каплю меньше трусости и спеси,
и хоть на каплю больше доброты...

На глаза навернулись слёзы радости и благодарности тому, кто так чутко и бережно отнесся к состоянию её души и поддержал её муки творчества.