7 ноября 1991 г

Игорь Хлебников
   Оборона "Красного дома"

   Рассказать об этой "неизвестной" странице истории нашей страны меня вынуждают известные потуги руководителей "Суда времени" Н. Сванидзе и Л.Млечина.
   Историк-любитель (по собственной публичной аттестации) Млечин, заметим мы, от профессионала отличается тем, что довольствуется ознакомлением с популярными изданиями, не удосуживаясь постановкой вопросов и поисками ответов на них.
   Итак, 23 августа беснующаяся толпа заполнила Лубянскую площадь. Милиция в форме благоразумно убралась подальше, дабы даже своим официальным видом не провоцировать победивших "демократов"....
  ...Через 6 дней на постаменте снесенного памятника Дзержинскому в центре площади появилась горькая надпись под Красным флагом "Прости нас, Феликс!" (Они сохранялись более полутора месяцев).
  А это уже был прямой вызов московским властям (о том, что мэр Москвы Г.Х. Попов давно планировал снос памятника я говорил еще 5 сентября 1990 г., в День города на митинге на ВДНХ - ныне ВВЦ).
  Понимая, что подавляющая часть населения находится в состоянии шока, и что, пользуясь моментом, надо идти максимально дальше в деле уничтожения советского социо-культурного типа, мэр Москвы 24 августа своим постановлением (абсолютно противозаконным!), распорядился закрыть центральный музей В.И.Ленина, располагавшийся на Театральной площади в здании бывшей городской Думы.
  И вот уже это политический демарш "демократов" встретил неожиданное сопротивление со строны "широких трудящихся масс".
  У Музея появились ежедневные и ежевечерние "цепочки" его защитников; письма, в том числе коллективные, президентам  Горбачеву и Ельцину, Генеральным прокурорам СССР и РСФСР В.Г. Степенкову, прокурору Москвы....
  Вы думаете, хотя бы кто-нибудь из этих "строителей " и "правового" и "демократического" государства ответил на них?
  5 сентября у Музея прошло первое открытое собрание коммунистов Москвы, на котором, по оценкам ГУВД, присутствовало от 5 до 6 тысяч участников.
  Именно эти еженедельно повторяющиеся "открытые" собрания и стали точками выкристализовывания, зарождения и формирования общероссийского оппозиционного движения.

  Нельзя не упомянуть и о том, какое впечатление "разорвавшейся бомбы" произвело переданное 7 сентября ТАСС сообщение о том, что Коардинационный совет Марксистской платформы в КПСС на своем расширенном заседании в Москве принял решение начать работу по воссозданию коммунистической партии в нашей стране.
  Чуть позже возникло Общественное движение  защиту прав коммунистов, для оказания помощи лицам, ставшим жертвой разнузданных антикоммунистической травли и истерии.
  Его членами было подготовлено и передано участникам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившего в Колонном зале Дома Союзов 8 - 11 сентября, в котором на основе международных пактов, подписанных СССР, раскрывался противоправный характер действий президентов Горбачева, Ельцина, мэра Москвы Попова.

 {Пикет и демонстрация}

  Одним из итогов этого стал видит в Москву председателя СоцИнтерна Вилли Бранта, который ненавязчиво разъяснял Горбачеву и Ельцину что травля политических оппонентов не принята "в демократических государствах".
  Это разъяснение в какой-то мере охладило совсем полыхавшие "священной ненавистью" головы в Кремле и на Тверской 13. Но только не начальника ГУВД столицы А. М. Мурашева, который еще неоднократно появится на этих памятных страницах.
  Ежедневные "живые цепочки" протестовавших против действий столичных и российских властей москвичей и представителей других регионов у Музея В.И. Ленина, бесспорно, явились важным фактором возрождения коммунистического движения  СНГ - от Таджикистана и Латвии до Грузии и Молдовы.
  Странно, что  российские "демократы", являвшиеся членами "Межрегиональной депутатской группы" Съезда народных депутатов СССР, начинавшие свою политическую биографию с требования "предоставить свободу выражения мнений меньшинству", не слышали и не желали слышать на этот раз мнения большинства населения страны....
  И именно здесь, у стен музея Ленина, родилась идея проведения демонстрации 7 ноября 1991 г., идея образования коалиционного блока "Трудовая Москва", который и стал одним из инициаторов заявки на ее проведение.
  Надо сказать, что Горбачев и Ельцин, Бурбулис, Шахрай и прочие их присные, а также стоявшие за - и управлявшие ими силы, совершенно искренне полагали, издав указание "о роспуске партийных организаций и партийных комитетов", они похоронили коммунистическую идею и коммунистическое движение в нашей стране. Поэтому и деятельность активистов левых сил (еще в июне 1991 г. в Нижегородской газете "Наш выбор" я опубликовал большую аналитическую статью "Левый фланг"), у Музея Ленина, хотя и была известна столичным властям, первоначально не вызывала у них беспокойства.
  А вот более 400 тысяч - именно эта цифра указывалась ГУВД столицы в мэрию о прошедшей демонстрации, - демонстрантов в колоннах от Калужской до Красной площади.....
  По договоренности О.А. Ульяновой со службой охраны на трибуну Мавзолея поднялись (что вечером того же дня, благодаря документалистам CNN и увидел весь мир) О.Ульянова, актриса О.А. Аросева, М.Ножкин, Р.И. Косолапов и другие.
  Манифестация, в которой принимали также участие делегации других бывших республик ССР, со всей очевидностью доказала крах иллюзии "конца коммунизма" в нашей стране.
  Исходя из этого началась работа по разработке долговременных планов "отбрасывания коммунизма", на этот раз собствееными "либерально-демократическими силами".
  5 декабря, в день принятия "сталинской" Конституции СССР 1936 г. "Трудовая Москва" организовала Марш пустых кастрюльк телецентру Останкино.
  Демонстранты закономерно требовали предоставления эфирного времени представителям оппозиции. Отметим, что это требование никоим образом не противоречило ни законодательству, нипринципам демократии и плюрализма.
  В декабре 1991 - феврале 1992 г. митинги, пусть и менее многочисленные, практически еженедельно проходили на Театральной и Манежной площадях.

  В ряду этих событий особняком стоит трагически-кровавая дата 23 февраля 1992 г.
  Сразу отметим, что автор "парадно-официозной" биографии Ельцина, вышедшей в сентябре 2010 г., Б.Д. Минаев также стыдливо обходит молчанием это преступление властей.