Оборона Алексина 1472 г. Князь Дмитровский

Людмила Гайдукова
ОБОРОНА АЛЕКСИНА 1472 г.: КНЯЗЬ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ДМИТРОВСКИЙ

Про оборону Алексина в 1472 году от татарской орды Ахмата написано немало. Эта героическая страница в истории города, дающая нам право гордиться своими корнями, послужила основой для создания герба Алексина: на червлёном поле две златые перекрещенные булавы. С эпизодом обороны связано много известных имён, одно из которых - имя Юрия Васильевича, князя Дмитровского. Он был одним из тех удельных князей, которые пришли на помощь осаждённому пограничному городку и не позволили татарам переправиться через реку. Ведь за Окой открывалась дорога на Москву, ставшую к этому времени столицей объединённых русских земель. Гражданская позиция князя Дмитровского, несомненно, заслуживает того, чтобы мы, потомки славных алексинцев, не забывали это имя.

В биографической справке читаем:
Георгий (Юрий) Васильевич младший (старший брат его, того же имени, родился в 1437 г., умер в 1441 г.) - второй сын великого князя Василия Тёмного, князь Дмитровский (1441 - 1472). В 1454 г. Георгий, с братом Иваном, выходил к Оке против татарского царевича Салтана, который бежал от московских войск. В 1460 г. Георгий сопровождал отца в Новгород, откуда великий князь послал его на псковский стол. Есть известие, что Георгий, по приезде в Псков, посылал рать свою на немцев. В том же году к нему приезжали от рижского магистра послы хлопотать за юрьевцев (жителей Дерпта) о перемирии: Георгий назначил срок для заключения мира. Удовлетворив просьбу псковичей о назначении к ним наместником князя Ивана Васильевича Оболенского-Стриги, Георгий выехал из Пскова; посадники и весь Псков перед отъездом подарили ему 100 руб. и провожали на 20 верст за Псковский рубеж. В 1468 г. Георгий, с братом Андреем, принудил казанского царя Ибрагима заключить мир на всей воле великого князя. В 1472 г. участвовал в походе против хана Ахмата, дошедшего до Оки и сжегшего Алексин. Георгий и воеводы стояли на другом берегу и плакали, но помочь не могли по глубине Оки в этом месте. Истреблением Алексина ограничились успехи Ахмата, и хан двинулся назад, в свои улусы. Летописи замечают, что татары боялись Георгия Васильевича ("имени его трепетаху"). (1)

Как видим, ко времени обороны Алексина у князя Юрия Дмитровского был уже довольно большой послужной список, который характеризует его не только как активного участника политических событий своего времени и защитника русских земель, но и как человека, пользующегося уважением. Сведения летописей о личных качествах и характере князя дополняет церковная житийная литература. Перед тем, как отправиться в поход под Алексин, князь Дмитровский исповедовался у отца Пафнутия Боровского в его обители. «… Ожидая служителя, отец, устав от многих трудов, задремал. И видит во сне: вот открылись ворота монастыря, и множество людей со свечами направляются к церкви, посередине же их князь Георгий Васильевич. Подойдя к церкви, князь сотворил поклоны и потом до земли поклонился отцу, и отец Пафнутий поклонился ему также. И спросил его отец, говоря: «Что, княже и сыне, ты уже преставился?» Он же ответил: «Так, честный отче». Отец же: «Каково тебе ныне там?» Он же говорит: «Твоими святыми молитвами оказал мне Господь милость и больше за то, что я, когда шёл против безбожных агарян под Алексин, у тебя покаянием очистился» ... Ещё долгое время тот князь приходил душою к отцу. Жил этот князь жизнью безбрачной и чистой, и говорил бывало: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются» - настолько князь был добродетелен и богобоязнен…». (2)

О битве с татарами под Алексином в 1472 году мы знаем из летописей. «…поидоша вборзе на берег к Оце с многою силою и ринушася вси в реки, хотя перелезли на нашу сторону, понеже же бо в том месте рати не было… но толико стоял тута Пётр Фёдорович да Семён Беклемешов с малыми зело людьми… Они же начаша с ними стрелятися и много бишася с ними, уже и стрел мало бяше у них, и бежати помышляху, а в то время приспе к ним князь Василий Михайлович с полком своим, и по сем поидоша полци княже Юрьевы Васильевича, в той же час за ними и сам князь Юрьи приде…» (3)

Однако в оценке событий, предшествовавших обороне, летописцы несколько расходятся. До нашего времени дошли два варианта рассказа. Один вариант находится в великокняжеском летописном своде и близких к нему летописях (Воскресенская, Вологодская, Пермская и др.). Второй вариант появился в независимых летописях (Ермолинская, сокращенные летописные своды конца XV в.). Поэтому основная канва событий под Алексином не может вызывать сомнений в своей достоверности, так как оба варианта сложились сразу же после описываемого события, когда были живы не только знавшие об этом событии, но и его участники. В то время как великокняжеский летописный свод отмечает централизованное руководство Ивана III выдвижением московских дружин к Алексину для защиты переправы, независимые летописи подчеркивают, что Алексин и его жители были брошены на произвол судьбы. Из их повествования следует, что и успех в отражении попытки прорыва за Оку принадлежит не великокняжеским войскам, а отрядам удельных князей: Василию Михайловичу Верейскому и младшим братьям великого князя Юрию Васильевичу и Борису Васильевичу, с которыми у Ивана III всегда были очень натянутые отношения. (4)

Но вне зависимости от того, исходила ли инициатива выдвижения войска на переправу от самого князя Дмитровского, или же он действовал по указу своего старшего брата великого князя, активное участие Юрия Васильевича в событиях 1472 года сомнений не вызывает. И, хотя дружины удельных князей не смогли спасти Алексин, Орде был нанесён очень тяжёлый удар.

12 сентября 1473 г., вскоре после отражения нашествия Ахмата, Дмитровский князь Юрий Васильевич скончался и был похоронен в Архангельском соборе.
__________________________



МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ:

(1) - Русский биографический словарь (сетевая версия) http://www.rulex.ru/01041030.htm;
Биографическая энциклопедия «Биография.ру»
http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?ID=23343.

(2) - Преподобный Пафнутий Боровский Чудотворец: житие, сказание о кончине, служба, акафист. - Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, 2007.
Похожее изложение этих событий встречалось автору статьи и в издании: Преподобный Пафнутий Боровский и всея Руси чудотворец. - Калуга, 1991 (репринт).

(3) - ПСРЛ Т. 25 С. 297

(4) - По материалам Тульской областной универсальной научной библиотеки