2. Беловежская пуща

Вадим Бусырев
                2  .
                «   Б  е  л  о  в  е  ж  с  к  а  я    п  у  щ  а»   .
                           
                « Заповедный напев, заповедная даль, свет хрустальной зари,
                Свет  над  миром  встающий ,  мне  понятна  твоя  вековая  печаль , 
                Беловежская  пуща ,   Беловежская  пуща … » .               
                Н. Добронравов ,  А. Пахмутова .               
                Ансамбль  « Песняры» ,  В. Мулявин .               
                ---------------------------------
               

        -  А   вот  чего  это  ты   евреев  так  не  любишь ?  -
        -  воззрился  на  меня  Жека  высокомерно .  -   Давно  хотел  прояснить ,  а  всё  недосуг  был .   
         Ну ,  просто  о … обалдел  я  от  такого  « демарша»  внезапного  друга  моего .  И  ничем  не
обоснованного  ведь .  Так  мне  в  первый  миг  показалось .  Согласитесь ,  Друзья  мои ,  коли  та-
кие  ещё  имеются ,  что  в  миг  первый  хотел  я  высказать  ему  всё !  Что  накопилось .  Пошарил
вокруг  глазами .  В  поисках  бутылки  пустой ,  что  ли .  Да  не  было  их  под  рукой  -  пустых .
Не  было .  Только  полные .  Из  ларька  я  их  припёр  сей  миг .  А  пустых  -  ни  одной .  Все  сдал 
перед  этим .  А  полной  в  него  запускать … ,  добро  тратить .  Он  и  похлеще  выдавал ,  бывало . 
           И ,  гляньте – ка ,  сформулировал  как ?   Ещё  и   « на  грудь не приняли» ,  а  поди  ж  ты ! 
           Но  -  « Вопрос конечно интересный…» .  Вылетело   как – то  с  эстрады ,  помнится ,  такое .
Принялся   я  откупоривать  « пузырь»  и  ввязываться  в  дискуссию .  Сказал  « физику – лирику»
вполне  дружелюбно :
                ------  9  ------
            -  На  себя – то  погляди ,  энштейн – грёбаный.  От великой любви  «к ним» ,  из  Эрмитажа -
               - то   слинял ,   поди ,  а  ?   
            Тут  надо  прерваться  на  миг .    Бутылка  -  вскрыта !   Обстановку   прояснить   следует.  Так
 сказать ,  тогдашнюю   « диспозицию»  -  жизненную .  В  которой  пребывали  мы  с  другом  моим
в   те  времена .  Не  по  своей ,  блин ,  воле ,  однако .   И  слово  это  сорное   « блин»  ( уж  ме -
ня  извините,  блин ) - самое из всех  безобидное .  Чтоб  те  времена  вспоминать  и  описывать .
               А  если  подумать  -  то  и  нынешние  тоже .    Б …  блинные .
                ------------------------------------------
               Лично  я  не  знал  сколько  « их»  там  в  Эрмитаже  окопалось .  Ни  в  те  времена ,  ни  в
иные .  Какой  они  составляли  процент .  В  главном  хранилище  культурном .  « По  фиг»   мне 
это  было .   Хотя ,  судя  по  всему ,  заправляли  там  « наши люди» .  О  которых  провидчески
сказал  ещё  Карамзин   когда – то  :  « Воруют …» .  В  виду  он  имел  весь  наш  «  Великий  Рус –
ский» .  И  в  чём  ни  сколько  не  ошибался .
                В   лаборатории  эрмитажной   Жека  колдовал  у  какого – то  хитрого  прибора .  То  ли
Спектрометра  ,  то  ли  …  Коллайдера .  Наверное  всё  же  у  последнего .  По  всему  видать ,  его
позднее   тоже  украли ,  вывезли  в  Швейцарию ,  там  закопали  и  … ,  теперь  мы  имеем   об –
щими  силами  то ,  что  мы  имеем . 
                А  может  я ,  спьяну ,  как  говорится ,  совершенно  заврался ,  а  оттуда  спёрли  од –
ну  только  уникальную  « Регину» ,  что  в  сериале  « Бандитский  Петербург»  разукрашена .   Ро –
мантично  там   изложено ,  сыграно ,  снято ,  музыкой  прекрасной  завуалировано . Аплодирую .
Хрен  знает ,  не  буду  глубже  вдаваться .  Жеку  из  кладезя  культурного  вытеснили.  Ничего  мне
не  рассказал ,  стервец .  Явно  сам не знал .  Перебивался  последние  времена  частными  урока –
ми .  И  портвейном .  От  « Регины»  ему  не  обломилось .  И  мне  тоже .  И  -  Слава  Богу .
                Выпили  мы  с  ним .   Закусили  килькой  в  томате .  Со  всей  страной  вместе .
                Начинаю  выяснять  у  « совести  своей»  закадычной  :
                -  И  пошто  ж  это  в  нелюбви  ко  всем  иудеям   меня  ты  заподозрил ?
                Килька  видать  шибко  в  голову  мне  ударила ,  стал  выражаться  вычурно  и  культурно.
Хотя   и   без  нецензурщины .
                -----   10   ------
                Наоборот .  Ох , наоборот  постарался  обьяснить  мне  Жека ,  как  умственно  отстало –
му .  Но , правда ,   тоже  без  мата :
                -  На  шоссе  пушкинском   « братки»  из  чёрной  « Волжанки»  нас  чуть  на  запчасти
                не   распатронили .  Почему  так  могло  нарисоваться ?  Да  потому ,  что  ты ,  му –
                дила ,  из  своего  последнего  рейса  припёр  коврики  турецкие  дурацкие .  Да  и
                сбагрил  их  на  барахолке .  И  нет  -  чтоб  пропить  выручку  по – нормальному ,  по
                человечески .  Добыл  « Москвича»  убогого  поношенного .  И  меня  сблатовал  на
                этом  « лорене – дитрихе»  грибы собирать ,  чёрте знает  где .  А  давала  тебе  судь –
                ба   шанс ,  ох ,  давала .  Сам  рассказывал .  В  порту  « штатовском»  Саванне ,  что
                ли?  В  морде –лица  доверчивого  еврея  польского  Яцека .  В  нём  был  счастливый
                билет  твой  лотерейный ,  может быть .  Судьба тебе Яцека- мацека блаженного пос-
                лала.  Вроде тебя.  Иначе  он  бы  другому  предложил  на  его  мостках  причальных
                остаться .  На  евонной  дочке  жениться .  Эх ,  меня  там  не  было .  Я  б ,  с  места  не
                сходя ,   обрезанье  себе  сделал .  Сам !  И  чего  Всевышний  раздаёт  бонусы  таким
                придуркам ?  Ведь  не  в  коня  же  корм – то . (См.расск. «Искушение», прим.Жекино).
                Истинно  Жека  маялся  и  вопрошал ,  уж  в  который  раз ,  как  белогвардеец  Кайда –
новский  в  советском  вестерне  младшего  из  Михалковых  « Свой  среди  чужих …» .  Не  давала
ему  покоя  совершенно  моя  глупость .  Одно - сердце  мне  грело .  Была  она  лишь  одна  моя  и
была она -  безобидная .  А – то , к  слову , усмотрел  тут  недавно  я  книжку.  Кого- то  из  англичан
даже :  « Может  ли  дурак  уничтожить  свою  страну ?» .  Или  как – то  так .  Это  он  про  Горба –
того .  Читать  книгу  эту  совершенно  не  обязательно .  Всё  ясно  из  одного  названия .
                Да  и  вообще  читать  ничего  не  надо .  Современный  мир  понял  это  резко  и  окон –
чательно .  Передовая  часть  его .  Прогрессивная .  Молодёжь ,  стало  быть .  Говорю  всё  это
без  каких – то  обид .  Да  и  не  я  это  сказал  вовсе .  Мне  это  донёс ,  напомнил ,  разобьяснил
опять – таки  он ,  Жека :
                -  Слушай  сюда ,  Графоманчик  наш  тёмный .  Гегель !  Гегель  сказал :   « Всё  дей –
                ствительное  -  реально ,  всё   реальное  -  действительно» .  И  вывод  отсюда  не  тот
                вовсе ,  что  нам  в институтах  « вбивали» :   « материальный  мир – познаваем»,  яко-
                ------  11  -----
                бы.  А  вовсе  даже   наоборот .   И  воспринимать  это  надо  ,  как  « данность» .
                Помолчал  Жека .  Помолчал  я .  «Шлёпнули»  ещё .  Кильку  доловили  из  томата  всю .
                Добавил  « спиноза»  доморощенный  и ,  сомневаясь ,  и  сомнительно :
                -  А  уж кем  «данную»  - так  это, фиг  его  знает .  Да  и  не  важно .  На  это  другой  из
                Великих  Немцев  сказал .  О  двух  непознаваемых  для  нас  вещах .  Одна  из  них :
                « Звёздное  небо  у  нас  над  головой» . Оно !  Оно  и  « даёт»  и  руководит . О  дру -
                гом   постулате   кантовском   -   по … потреплемся  может   как - нибудь  позже .
                Ошибался  тут  Жека .   Второй  парадокс  Великого  Канта  ждать  себя  долго  не  заста –
вил .  С  одной  стороны  обрадовался  я ,  что  друг  мой  промахнулся  в  оценке .  Во  времени ,  то
есть .  А  с  другой  -   так  лучше  б  никогда  и  не  пришёл  момент  тот .  Но … ,  человек  предпола-
гает ,  а  Бог  располагает .  Так  говорят ,  да ?  Не  уверен ,  однако ,  что  всегда  таким   образом
обстоят  дела  наши  земные .  Я  не  лезу  в  умники ,  честное  слово .
                Сами  глядите … .
                -----------------------------------   
                А  хотелось  ли  мне  сидеть  в  сторону  задвинутым ?  Ясно  дело  -  нет .  « Сам  себя  не
похвалишь   -  сидишь ,  как  оплёванный»  -  ходила  такая  поговорка  в  кругах  институтов  науч –
но – исследовательских .  Подвизаясь  там  последние  годы ,  накануне  перестройки  « горбатой»,
одно  это ,  видать ,  и  уяснил  я  себе .  Уяснил … ,  да  -  не  в  коня  корм – то .  Поздно  слишком .
Иначе ,  черте  когда  ещё ,  лезть  надо  было  бы  типа  -  в  « депутаты» .  Однако  -  поезд   ушёл .
И  рад  я .  Что  с  Вами  сейчас  здесь .  Клянусь ,  не  ёрничаю .
                А  тогда  стал  торопясь  ( спотыкаясь  и  падая ) ,  излагать  другу  своему  приятелю  пу –
таные  мысли  свои  ( типа , « панимаишь  креда ») ,  переживания ,  чаяния .  Что  знал  я  ,  знал ,
всегда ,  всю  жизнь ,  каждую  минуту   какая  у  нас  Великая  и  грустная  Страна – Родина .  Много
людей  хотело  « свалить» ,  « сделать  ноги» .  Кто – то  делал  это .  Кто – то  из  них  приживался ,
кто – то  мучился .  Но  я  и  Друзья  мои ,  кто  в  моря  ходил ,  более  всего  в  жизни  любили  и
ценили  возвращаться  на  Неё .  Приходить,  причаливать  .  Ничто  с этим  не могло  сравниться !
                Торопился  я  далее  формулировать ,  без  высоких   слов  и  выкрутасов ,  свою  « пози –
цию» .  Что  встречались  в  жизни  мне  евреи ,  что  сбегаю  я  ещё  раз  в  магазин  и  что  расскажу
                ------  12  -----
другу  об  этих  весёлых ,  незабываемых  встречах .   Составляли  они  неотьемлемую  и  важную
часть  в  моей  работе ,  жизни  и  биографии .  Что  было !  Ох  было ,  много  наших  « русских» .
Крови мне попортили -  не  в  пример  другим  многим .  И  что  испохабили  они  в  конце  кон –
цов   всю – то  мою  жизнь  и  эту  самую  биографию .  Да  и  всей  Страны  нашей .  (  Хрен – то
со  мной  там  вовсе ) .  Что  хочу  я  ещё  обдумать  и  попытаться  рассказать  нечто  своё : 
о  трёх  Великих  Народах .  О  Русских ,  Прусских  и  Евреях .  Как ?  Кто  и  почему  сталкивал  и
продолжает  долгие  века  стравливать  нас .  Мы  сами  это  делали ?  Не  похоже  что – то .
Цари  наши  и  правители ?  Значительно  теплее ,  да  всё  равно  загадочно .  По  сю  пору .
А  времени  нам  разобраться  остаётся  быть  может  с  « гулькин …» .
                Да  прервался  тут  мой  жалкий  словесный  выкрутас ,  экслибрис ( слово  непонятное
интересное ,  к  месту  ли  оно  не  знаю ,  но  пусть  остаётся ,  тем  более  тормознуть  меня надо).
                Вроде  телевизор  у  нас  был  включён .  Мы  тогда  меж  стаканом  и  беседой  краем
глаза  его  отмечали .  Старый   чёрно – белый  « ящик» .  Тогда  ещё  не  был  он  таким  убий –
ственно – подавляющим .  Увидали  мы  и  услышали  « Песняров» .  Белорусских .  Пели  они  чу –
до -  песню .  Трое  Русских  людей  её  сотворили .  Поэт ,  Композитор  и  Певец .  Уверен  :  свыше
им  было  это  спущено .  Со  « звёздного  неба»  загадочного . 
                Есть  там  такие  строки  :
                « Мне   понятна   твоя  вековая   печаль
                Беловежская   пуща ,   Беловежская   пуща …» .
                Выпить  под  эти  слова  хотелось  жутко .  От  загадочной  томящей  тайны .  О  чём  же
печалилась  ,  ты ?    Мудрая  Беловежская  пуша .    Неужто  предвидела ?
                Открылась  нам  она  через  несколько  дней .  Открылась  и  …  ужаснулись  мы .
                ---------------------------------------------
                Собралась   « троица» .  Скажите – ка  мне  пожалуйста ,  троицы  они  что ?  Все  духом
Святым  отдают ,  или  как  ?   Эту  какой  считать  будем ?  Или  это  чьи – то  особые  происки ?
                Вот  и  проявился  во  всей  своей  полноте  « нравственный  закон» ,  что  заложен  вну-
три  нас .  Второй  загадочный  кантовский  постулат .  В  каждом  из нас - свой .  Уж ,  это  точно ,  к
бабке  не  ходи .   В  каждом  из    « тех  троих» ,  стало  быть   -  один .  Ихний .  Иудовский .
                -----  13   -----
                Особенно  в  одном .  Без  сомнения  в  главном .  Язык  мой  -  враг  мой ( знаю  это,
понимаю ) ,  в  данном  разе  не  поворачивается  он сказать :  царство  ему  небесное .
                ------------------------------------
                Завязываю  я  пока  на  этом .  Прерываюсь .
                Иду  в  магазин . 
                А  Друг  мой ,  Жека ,   через  годы   уже  ,   говорит   мне  вслед :
                -   Помнишь   древние  ещё  такую  «  фишку  кидали» :  «  Что  позволено  Юпитеру  -
                - то  не  позволено  быку» .  У  нас ,  у  русских  трагически  вышло  всё  наоборот .
                Нам  же  выпивать   было  всегда  дозволено .  В  волюшку .  Но … !  До  той  поры -
                -  пока  не  стал  во  главе  всей  нации  главный  Алкаш .
                Только  б  не  стало  это  нашим  Финалом  .
                Не  хочется – то  как ,  а  ?