Жить хорошо

Сергей Воробьёв
                (Ассоциативные размышления с  демократического похмелья)

Жить – хорошо. Кто сказал? Николай Островский? Или Артур Шопенгауэр? Нет, старый сквалыга так говорить не мог. Он говорил, кажется, что только воля может определить всё сущее… «Волю» старый безбожник писал с маленькой буквы, и ему не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Может быть, он и жил хорошо. Но «хорошесть» того времени не чета «хорошести» нынешнего. Нынешнее гламурное – это ж знак небес. Гуляй, рванина! Человек человеку кто? А кто хошь! Друг, волк, товарищ и брат, портянка и пушечное мясо.

Главное, что жить хорошо! Всюду всё есть. Выкладывай только евры, латы, юани и рубли. Иногда – доллары. Багамы, Бали, Бермуды. Богема. Бог подаст. Мы всеядны. Главное в этой буче себя не потерять. А потеряешь, пиши – пропало, ищи ветра в поле. Скажут, велика, мол, пропажа, да не наша.

Ты, вот, маленький человечек, что-то сказать всем хочешь, всё стремишься обозначить себя во времени, отметиться на скрижалях вечности. А кому это надо? Японскому императору это надо? Анатолию Борисовичу Чубайсу? Питерской элите первого поколения? А если им не надо, тогда зачем?... Зачем затевать немыслимый вираж из слов, букв и знаков препинания? Одно мимическое выражение лица может сказать гораздо больше, чем роман со сложным сюжетом и многоуровневым смыслом. А какое у Вас сейчас мимическое выражение? Напряжённое. Скорбное. Зависимое. (От кого, если не секрет?) Понурое. Как будто Вы из понурого стада. Или – из Панургова. А должно ведь быть каким? – Выражение. Весёлым. Радостным. Беспечным. А почему? А потому что кругом – изобилие. Изобылие. Изобразительное бытие. Всюду всё есть. Как в Греции. Не хватает только драхм, крузейров, пенёнзов, пиастров, бабок, качественной долларовой зелени. Все эти знаки сублимации мужской энергии ушли к олигархам. Есть такая малая народность. Они всё гребут под себя. Так говорят в народе. А народ, он всё видит. А сделать ничего не может. Народ обобрали, а он большой кукиш в кармане покажет. Мировому правительству. Или Великому Магистру белого капитула ордена иллюминатов. Знай, мол, наших! А наши знают, что фигу в кармане может показать только член Бильдербергского клуба. И то только с разрешения Верховного Патриарха всемирного масонства. А народ без разрешения. Вот вам! Потому что допекли!

Будет совсем плохо – в прорубь головой. Закалка-тренировка. По системе моржового бога Порфирия Иванова. Помните песню? «Закаляйся, если хочешь быть здоров, постарайся, обойтись без докторов, водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров!» Ведь здоровье главное богатство. Когда есть здоровье, деньги не нужны. Деньги вещь проходящая. То есть, как приходят, так и уходят. Вчера был деревянный рубль, сегодня конвертируемый юань. Завтра за всё будем расплачиваться юанями. Видели сто юаней с портретом Мао? Сталин и Мао смотрят на нас. И в упор не видят. Москва – Пекин, идут, идут народы, естественно, – под знаменем свободы. Русский с китайцем братья на век.

Век прошёл, родство кончилось. Началась вакханалия суверенитетов и торжество плюрализма и толерантности: от каждого всё, каждому ничего. А некоторым – мятный пряник. Некоторых немного, всего миллиард. Золотой миллиард. Слышали? Говорят, что его сократят до миллиона. Пряников не хватает. Но жизнь-то всё равно – хороша! И с пряником и без пряника.

Надо понять только одно – всё в этой жизни делается помимо нашей воли, поскольку наша воля по сравнению с Волей Божьей есть пустяк и недоразумение. Конечно, не дано нам много понять: откуда, почему и зачем. Но жизнь-то идёт. Всё в ней движется по кругу, или по спирали. А, может, как и по другому. Поскольку пути неисповедимы. Божьи. А человеческие? Человеческие чаще хаотичны. В поисках человек пребывает. В неустанных походах за истиной и смыслом, выражающихся в итоге в материальных благах, которым нет конца. Поскольку они замкнуты в единое кольцо (помните знак змеи кусающей себя за хвост?).

Неразрешимая дилемма жизни заключается в том, что во всех этих поисках и хождениях за три моря (а некоторые и за семь морей ходят) мы всегда пребываем в одиночестве, так как наша вторая половина утеряна навсегда со времён Адама. Польстились на яблоко, потеряли всё… А теперь, вот, польстились на демократию. Улавливаете параллели? Как легко обольстить человека!

Одинокими мы входим в этот мир и одинокими уходим из него. Лишь иногда мы соединяемся в забвении, чтобы наплодить себе подобных – одиноких озирающихся существ, вобравших в себя всю Вселенную. Тщета всё, государи мои и государыни. И в тщете этой берегите только то, что от Бога. Остальное всё пыль. Бог и сделал человека, чтобы он восхитился плодами труда Его. Можно, конечно, и не верить в Него. Именно в этом выборе и заключается единственная наша свобода: или отрицать очевидное и не замечать его, или, пользуясь результатами творения, как культурному человеку, хотя бы изредка благодарить за это Творца. Ибо, если есть творение, есть и сам Творец. Вы же не будете отрицать, что автомобиль, на котором вы ездите, не случайный итог самопроизвольной концентрации случайных атомов и молекул на основе объективных законов физики, а результат конкретного труда конкретных людей. Но в вечном беге за так называемыми ценностями материального бытия, мы и этого не хотим осознать.

Очень важно, хотя бы изредка, остановиться в этом порочном марафоне повседневности, и посмотреть по сторонам. Увидеть жизнь, её изменчивый и неповторимый лик. И убедиться, наконец, что жить всё-таки – хорошо. «Если умело пользоваться антидепрессантами» – добавляет один мой знакомый, успешный бизнесмен и политик.