Рецензия на фильм Компенсация

Олег Татков
Доброе кино от Веры Сторожевой на «трэшнутую» тему о трёх сёстрах…


Есть у великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова прекрасные строки в «Мастере и Маргарите» - слова Воланда, адресованные Маргарите: «...Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут».  Наверное, - согласно новейшим веяниям наших российских реалий, - слово «сильнее» следовало бы   заменить на «богаче», но и тут Мастер, мне представляется, оказался более чем  прав –  богатые тоже, как выясняется,  плачут.

Собственно, новый фильм Веры Сторожевой «Компенсация»  об этом и ещё о том,  «как часто детям без отцов так не хватает леденцов» и какими они потом на этой «безледенцовой»  диете вырастают…


Премьера фильма «Компенсация» режиссёра Веры Сторожевой на днях прошла в Большом зале дома кино. Если что-то и показалось мне в этом фильме неудачным, - так это его название.  Может я и не прав, но, -  согласитесь – на фильм с таким названием как-то не тянет «мчаться на всех парах»...


Вера Михайловна Сторожева человек  многограннейший и давно состоявшийся в кино, - она ученица Александра Митты, актриса в фильме «Астенический синдром» Киры Муратовой, режиссёр культового фильма-события «Небо. Самолёт. Девушка».  Мне думается, что и новый фильм «Компенсация» займёт достойное место в её «послужном кино-списке.


Фабула фильма не нова – папа бросает маму и двух дочек, ради красивой, но стервы. Ослеплённый её чарами и любовью к новой дочке он живёт буквально захлебнувшись своим счастьем ничего и никого не замечая и ни о ком,  и ни о чём не вспоминая, зарабатывая при этом неплохие деньги, причём легально…


И всё бы ничего, но жизнь берёт своё, брошенные девочки выросли, похоронили свою маму и решили повидать папулю… 


А вот, что из этого у них вышло – об этом собственно и фильм.



Фильм жесткий, местами жестокий, но, странное дело, - он  очень-очень светлый и очень – очень женский – чего бы там ни «пели» критики о жёсткости и «мужском кино-стиле» режиссёра Веры Сторожевой.


Режиссёр и актёры большие молодцы – они сделали кино очень деликатно, на полутонах, не скатываясь в трэш - такой «востребованный»  ныне кинокритиками и «продвинутой» молодёжью. 


Кроме Гоши Куценко, Любови Толкалиной  и Владимира Епифанцева в фильме практически нет засвеченных актёров, но у режиссёра сложилась команда единомышленников – это очень заметно на экране.

Очень порадовала и удивила в хорошем смысле   работа актёра Куценко в этом фильме.  Ну, -вот взял человек и решительно сбросил с себя  амплуа брутального полумаргинала с накачанной мускулатурой. И вдруг выяснилось, что это  тонко чувствующий драматический актёр, от игры которого взяла и заплакала в середине фильма, сидевшая рядом со мной дама…


Думаю метаморфоза Куценко не в последнюю очередь  связана ещё и с тем, что роль его средней  кино-дочери сыграла Полина Куценко – его настоящая дочь...

Роль старшей дочери – «организатора и вдохновителя» интриги достойно сыграна Ириной Горбачёвой, в роли младшей – Анфиса Медведева.


После просмотра я испытал огромную радость от того, что сценарий «Компенсации» так лихо «просквозил»  мимо  распиаренной TV-специалистки по школьной тематике с античными паспортными данными ...   Иначе лилась бы с экрана ненормативная лексика  в исполнении несовершеннолетних актёров, было бы отсмаковано с подробностями несколько суицидов, изнасилований и трупов, а вот чувства радости от просмотра не было бы вовсе, - ну у меня,  по крайней мере. Не знаю как кто, а я лично только ради этого чувства в кино и хожу.