Интервью...

Анатолий Киселёв
               Я долго размышлял о том, стоит ли размещать это интервью на своей
               странице в Проза.ру
               И - решился.
               Не подумайте, что это какое-то честолюбие что-ли.
               Нет. Просто хотелось, чтобы друзья мои по Прозе и читатели знали, как    
               «досталась» мне моя первая книга.
               Как это всё непросто.
               В нашем городе издаётся цветной, иллюстрированный журнал «Радуга», 
               редактором которого является Елена Чепух.
               С её матерью мы знакомы с моей юности. Вероятно, с её подачи и начался 
               этот разговор.(Правила сервера соблюдены).
               Итак, читайте.
               Если кому-то он поможет в чём-то, я буду рад.
               Удачи.

        Интервью редактора журнала «Радуга» (сентябрь, 2006 г.) Е.Чепух 
                с автором книги «Безотцовщина» А. Киселёвым.


Наши читатели уже, наверное, заметили, что мы стремимся рассказывать
о людях нашего родного города,
об их судьбах, о радостях и достижениях.
Поэтому я всегда с особым интересом отношусь к именам земляков,
которые находятся в поиске, ищут и находят свои особые пути развития и не останавливаются на достигнутом.
С одним из таких людей, я сегодня беседую.
Это коренной житель нашего города – Анатолий Иванович Киселёв,
автор книги рассказов «Безотцовщина».

И. – Интервьюер
А. – Автор

И. – Для нашего провинциального города издание
книги местного автора событие редкое и немаловажное.
Я знаю не более 5-7 таких изданий,
из которых почти все можно отнести к жанру документальному,
научно – исследовательскому, поэзии.
Скажите, что Вас, человека, практически не имеющего
профессионального отношения к литературе,
толкнуло на написание книги «Безотцовщина»,
которая, по моему мнению, вполне может считаться художественной.

А. – Конечно меня нельзя считать профессиональным автором,
если иметь ввиду, что  не имею специального литературного образования,
не состою членом литературных клубов, образований, союзов.
Я  никогда не был корреспондентом, если не считать
принятия участия в издании стенной печати в школе, на предприятии.
Не могу просто ответить на Ваш вопрос, что же послужило толчком.
Скорее всего, это ряд событий, происходивших со мной в течение всей жизни:
Я рано научился читать. Люблю это дело.
Ходил в школьный литературный кружок, который хоть и просуществовал недолго,
но какой- то след в жизни оставил.
Потом некоторое время вёл свой личный дневник.
Несколько лет мы с товарищами по работе ходили  в походы на спасательных плотах
по реке Ишим, во время которых (мне это было поручено «по должности»)
я вёл «Вахтенный журнал».
На привалах, по  просьбе друзей, читал, написанное за прошедший день.
Все смеялись. Членам команды нравилось.
А ещё хотелось поделиться с родными, близкими, знакомыми и
незнакомыми  людьми  интересными случаями из жизни,
рассказать о тех, кто мне  особо запомнился.
Я уверен, что у каждого человека есть такие случаи, 
но не каждый имеет  способности, чтобы рассказать о них,
или думает, что у него нет таких способностей,
боятся наделать грамматических ошибок.
Я не побоялся.
Желание оставить после себя  след и память для детей, внучат перебороло.

И. – Книга  посвящена внуку Егору – где он учится, сколько ему лет?
С чего  началась книга?

А. – Да. Это действительно так.
Иначе и быть не могло, ведь во многом благодаря внуку были написаны рассказы.
И в предисловии это отмечено.
Егору тогда было пять лет (значит это был 1999 год).
Обычно укладывали его спать либо его мать (моя дочь Алёна),
либо бабушка (моя жена Люба).
При этом рассказывали сказки.
Алёна иногда сама (как я ей, когда - то) сочиняла их.
Пришлось однажды и мне «усыплять» внука.
Я был приятно удивлён, когда понял, что внук знал все сказки,
которые пытался  в то время ему рассказать.
Я ему сказал, что сейчас расскажу «За жизнь».
Не помню уже, о чём я тогда рассказывал внуку,
но слушал он с большим интересом.
Иногда спрашивал понятия незнакомых слов.
Мне это и сейчас в нём нравится.
То, что он не просто слушает, а  слушает с интересом,
переспрашивает непонятное.
Когда моя дочь поняла, что её сын с удовольствием слушает мои рассказы,
она при случае постаралась присутствовать.
Ей они тоже понравились.
«Слушай, папа, а почему бы тебе это всё не записывать?» - сказала она.
Я размышлял недолго.
И вскоре начал записывать всё, что рассказывал до этого внуку.
Так и началось. Писал я рассказы где было можно.
Дома (вечерами, ночами), в больнице (в городской и областной),
в гостинице, в комнатах отдыха.
Для этого конечно должен был быть «посыл», вдохновение.
Писал в больших (так называемых «амбарных» книгах), ручкой.
Было написано 4 таких «амбарных» книги.
Потом начал заносить написанное в рабочий компьютер.
Приходил на работу иногда часов в шесть- семь утра,
уходил тоже в шесть – семь вечера.
Плюс обеденный перерыв.
Одной рукой держал раскрытую рукопись,
другой набирал текст. (Я так и сейчас печатаю одной рукой, привык).
В 2001 году мне должно было исполниться 50 лет.
Поэтому решил сам себе сделать подарок – напечатать один экземпляр
(так называемый «самиздатовский») книги.
Понял, что по срокам не успеваю, поэтому попросил помощи
у Вали Васильевой – дочери племянницы, у Светы Беляевой
и Светы Девиковой – коллег по работе.
Потом проверка, распечатка.
Переплёт и обложку книги выполнил тоже товарищ - Геннадий Вохмин.
Им за помощь большая благодарность.
Так с помощью  друзей я сделал к своему пятидесятилетию  себе подарок.
Внуку Егору сейчас двенадцать лет.
Учится в  ж.д. школе №31. Перешёл в шестой класс.
Учителя его учёбой довольны.
С компьютером на ты.

И. – Получается так, что первая «самиздатовская» книга
вышла в августе 2001 года,
типографский тираж в 2005 году, а что между ними?

А. – А между ними была тоже работа над книгой.
После первого экземпляра, в котором было семнадцать рассказов,
я написал ещё два.
Занимался правкой. Что-то добавил, что-то убрал, заменил.
Затем отпечатал десять экземпляров книги.
Отдал переплетать.
Почти все книги из второго тоже «самиздатовского» издания были подарены.
Я не думал отдавать книгу для печатания, но товарищи,
прочитавшие её, интересовались, когда она будет издана типографией.
Тогда и началась работа над официальным изданием.
Я даже не предполагал, что это займёт столь длительное время.
Презентация книги «Безотцовщина» состоялась 17 декабря 2005 года.

И. – Можно ли считать рассказы, вошедшие в книгу, документальными?
Соответствуют ли имена героев и персонажей настоящим?

А. – Это всё относительно.
В предисловии есть оговорка, что повествование ведётся  о том,
что наблюдал сам, или слышал от товарищей.
Там же говорю о том, и что все случаи имели место в жизни.
Недаром после названия книги «Безотцовщина» имеется пометка «Рассказы за жизнь».
Почти все имена героев или персонажей настоящие.
Исключение составляют несколько персонажей.
Изменил их имена намеренно.

И. – А имя Вашего «Злого гения», если её так можно назвать,
из – за которой, как можно понять по одному из рассказов,
вы были вынуждены оказаться «досрочным выпускником» школы?

А. – Да оно изменено.
Меня об этом попросили.
Боялись, что если рассказ «дойдёт» до персонажа,
то её сердцу может быть плохо.
Я на это заметил, что не может быть плохо такому органу, которого нет.
Кстати, спустя какое то время после выхода книги, я встретил того,
о ком мы говорим.
Я никогда не здоровался с этим преподавателем (иначе я её назвать не могу),
не поздоровался и в этот раз.
Она сказала, что купила мою книгу, прочла её и спросила, 
почему я не назвал настоящее её имя, мол «…побоялся».
Я ответил почему. Спросила и то, почему я так оскорбил
в одном из рассказов уважаемого учителя, она назвала имя.   
Ну что я ей мог на это ответить? 
В рассказе ведь в этом, где упоминается этот уважаемый учитель
(а я его называю именно так, в этом есть моё понимание
и отличие от названия преподаватель) о нём рассказано как раз с любовью,
очень трогательно и нежно.
Это поняли и его дети, которые прочли рассказ,  и говорили мне об этом.
А вот она не поняла.
И никогда не поймёт.
Я даже не стал продолжать разговор.
Попрощался и молча ушёл.

И. – Если не секрет, кто финансировал издание книги,
и какую помощь оказала администрация города?

А. – На издание книги потребовалось около 50 тыс.руб.
У меня таких денег не было.
Я уже задумывался о том,  чтобы принять участие
в телепередачах («Как стать миллионером» или «Поле чудес»),
но для этого требовалось время, а его как раз всегда и не хватает.
Хочется быстро, желательно – сейчас.
Поэтому я обратился со своими проблемами к одному из своих знакомых
(он не очень бы хотел, чтобы я «афишировал» его имя),
с которым мы долгое время работаем на одном заводе.
Он вошёл в моё положение и дал деньги в долг.
Большое спасибо ему за доверие, но спасибо в карман не положишь,
а рассчитаться с ним до сих пор нет возможности.
К моему сожалению, от администрации помощи я не получил, хотя обещания были.
По сути дела презентацию книги организовали работники
краеведческого музея во главе с директором Галиной Евгеньевной Лукошиной,
курировала подготовку научный сотрудник музея  Надежда Сергеевна Лам,
они совместно с научным сотрудником Ольгой Николаевной Самсоновой
и провели презентацию.
(Хочу отметить, что стулья для гостей пришлось «занимать» у работников
здания «30 лет ВЛКСМ»). 
В бывшем помещении «Госбанка»  и встретились наши «гости».
Презентация книги «Безотцовщина» состоялась
17 декабря 2005 года в помещении  филиала музея.
Администрацию города представляла Нина Петровна Кузовкова.
Большое спасибо ей за тёплые слова, за подарок в виде
прекрасно оформленной книги о нашем городе.
 Было приятно то, что на презентации присутствовали люди,
о которых и  повествуют «Рассказы за жизнь».
Музыкальное сопровождение провела группа «Ребята с нашего двора».
Руководитель этой группы Н.Н. Хрулёв, являющийся героем
одного из рассказов, исполнил несколько песен,
популярных во времена нашего юношества, продемонстрировал саблю,
изготовленную лично. По просьбе присутствующих спел и я.

И. – В каком магазине можно купить Вашу книгу?
Как проходит реализация?

А.- Книга продаётся в магазине «Кругозор», «Живое слово»
и в филиале краеведческого музея (бывшее здание Госбанка)
очень медленными темпами, не так, как хотелось бы.
Здесь я был разочарован.
Анализируя такое положение, хочу отметить большое снижение
спроса на литературу у молодёжи.
Они предпочитают сейчас уединение с компьютером, игровыми автоматами,
«видиками – шмидиками». Не хотят читать.
А жаль. Я помню то время, когда за книгами занимали очередь с ночи.
А в сегодняшнее время, общаясь с молодыми людьми, я зачастую обнаруживаю,
что у них нет интереса к печатному слову.
А ведь от этого во многом зависит грамотность.
Ведь действительно страшно не то, что молодёжь пишет с большим наличием
грамматических ошибок, страшно то, что студенты ВУЗов пишут безграмотно.
Ошибки присутствуют в документах, на плакатах.
Пример – на большом плакате возле магазина «Успех», у вокзала,
приведены слова М.В. Ломоносова «Будущее России Сибирью ПРИРОСТАТЬ будет»
и подпись Н.В. Ломоносов.
Если бы автор этих слов вдруг, встав из могилы, прочёл это,
то обратно бы и лёг тут – же, перевернувшись.
Мою фамилию почти постоянно пишут «Кисилёв».
А ведь из-за такой «мелочи» могут быть большие неприятности.
Мой знакомый больше года ходил по судебным инстанциям, и судился,
чтобы доказать, что приватизированная квартира является его собственностью.

И. – Да. К сожалению, это наша действительность.
Ну, а сейчас Вы работаете над чем?
Продолжаете писать?

А. – Пишу «в стол», а вернее « в компьютер».
Дочь Алёна на презентации сказала о том, что книга «Безотцовщина»
посвящена внуку Егору, но за это время появился на свет ещё один внук – Миша.
Она выразила надежду, что следующая книга будет посвящена ему.
Надо постараться оправдать её надежду.
Начат рассказ «Алла», «Завод», сказка «Треугольники».
Идёт работа над эссе о замечательном человеке, подвижнике, патриоте,
много сделавшем для нашего города и незаслуженно забытом.
Ну, может и не всеми забытом.
Но, надеюсь, что, выполнив работу, я помогу вспомнить эту незаурядную личность.
Горожане должны знать своих героев.

И. – Спасибо. Успехов Вам.

А. – И Вам успехов, я ведь понимаю,
как сложно в нашем городе продвигать что-то новое!
Держитесь!