Силуанская плотина. Часть 1

Роман Янушевский
Роман Янушевский
"Вести-2", еженедельное приложение к газете "Вести"
21 октября 2010 года

Как в сердце трещина, проходит невидимая граница сквозь Иерусалим. В Израиле действуют силы, заинтересованные в разделении города де-факто на две части – так будет проще его делить...

Эти силы делают все возможное, чтобы в арабских деревнях, вошедших в состав Восточного Иерусалима в 1967 году, не наступило благоденствие. Ведь вместе с ним пропадет желание местных жителей бороться против «израильской оккупации».

В свое время евреи выкупили участки на западном склоне горы Сион, где открыли туристическо-археологический парк «Град Давида». Немало жителей 45-тысячного арабского квартала Силуан нашли здесь работу. Соответственно, стали реже беспорядки - это ударило по исламистам. Они придают этому плацдарму огромное стратегическое значение. Шейх Раад Салах, глава северного крыла Исламского движения, сделал немало, чтобы взорвать спокойствие в Восточном Иерусалиме. В ход идет все – пропаганда, обман, подстрекательство, подкуп.

Выясняется, что местные подростки получали плату за то, что забрасывали камнями еврейские автомобили. Хорошее совмещение игры и заработка!

Исламисты при поддержке израильских леворадикальных сил и попустительстве властей периодически способствуют обострению ситуации. Второй год подряд в Суккот здесь происходили столкновения.


Праздничные беспорядки

В 2009 году они были спровоцированы слухами, распространявшимися исламистами, о намерении евреев подняться на Храмовую гору во время праздника. Начались стычки арабской молодежи с полицией в Рас аль-Амуде и Шуафате. Хулиганы  швыряли камни и бутылки с горючей смесью. Спецназ полиции обнаружил на Храмовой горе в мечети «Аль-Акса» и рядом с ней груды камней, предназначавшихся евреям, молящимся у Стены плача.

22 сентября этого года охранник-еврей, проезжавший по Силуану, попал в засаду. Нападавшие блокировали машину со всех сторон, разбили камнями стекла и целили прямо в водителя. Поняв, что существует угроза его жизни, охранник открыл огонь на поражение. Погиб 32-летний араб. При себе он имел холодное оружие. Позже выяснилось, что у него было уголовное прошлое. Глава полиции Иерусалима Аарон Франко сообщил, что охранник действовал в рамках необходимой самообороны.

Тем не менее, началось брожение среди арабов. Представители полиции вступили в переговоры с семьей убитого и старейшинами квартала.  Чтобы успокоить местных жителей, полиция пошла на беспрецедентную меру – разрешила провести торжественные похороны камнеметателя и позволила толпе пройти от Силуана до Храмовой горы.

По мнению Шеваха Шерензона, жителя еврейского квартала Маале-Зейтим, возвышающегося над Силуаном, время похорон выбрали не случайно. Наступал Суккот, в городе присутствовали десятки тысяч евреев, а внимание СМИ было приковано к Старому городу. По словам Шерензона, полиция даже не оцепила район похорон, тем самым допустив беспорядки. Агрессивно настроенная толпа начала бить стекла припаркованных машин, подожгла патрульный автомобиль…


Силуан или Шилоах?

Следует объяснить, что такое Силуан. Это квартал, заселенный преимущественно арабами, находящийся напротив Старого города и облепляющий оба склона Кидронской долины. Он вплотную подобрался к туристическому комплексу «Ир Давид», с одной стороны, и к еврейскому кладбищу на Масличной горе, с другой.

Но так было не всегда. Евреи жили здесь еще в танахические времена, и называлось это место Шилоах. Тут находилась знаменитая купель, вода которой считалась особенно чистой - ее пили даже священнослужители, а в Суккот ею поливали алтарь Храма.

Еврейские паломники, стекавшиеся в Иерусалим на Песах, Шавуот, Суккот, совершали тут ритуальные омовения, прежде чем подняться по широкой каменной лестнице к Храму. Ее ступени археологи обнаружили несколько лет назад. Они чередуются – одна короткая, одна длинная. В Храм нельзя торопиться, туда можно только восходить…

У жителей Силуана своя версия – деревня возникла в эпоху правления калифа Умара Ибн аль-Хаттаба.

При мусульманах кладбище на другом склоне горы стало привлекать жителей-арабов – они вскрывали и грабили гробницы. В середине XIX века евреи стали выплачивать крупные суммы силуанцам, лишь бы те не оскверняли еврейские могилы на Масличной горе.

В 1882 году 150 семей йеменских евреев, услыхав, что барон Ротшильд покупает земли в Израиле, перебрались сюда. Один из еврейских филантропов подарил им крупный участок земли на Масличной горе, а к 1885 году еврейская благотворительная организация «Эзрат нидахим» построила им первые каменные дома. Их до сих пор отличают нетрадиционная постройка, черепичные крыши. Поселение назвали Кфар ха-шилоах, или «Йеменская деревня». Ее жители были очень бедными. Поначалу их собратья, проживавшие в Старом городе, даже сомневались в их еврействе и отказывали в помощи. Потом все наладилось.

Согласно британской переписи 1922 года, в Силуане (Кфар Шилоахе) проживали 1699 мусульман, 153 еврея и 49 христиан. А в 1929 году в Палестине прошли арабские беспорядки, закончившиеся кровавой резней в Хевроне и изгнанием оттуда еврейской общины. После серии нападений на  «Кфар ха-тайманим», часть евреев перебралась оттуда под защиту Старого города, а 20 семей остались охранять имущество и синагогу. Перепись, проведенная в 1931 году, показала, что здесь жили уже 2553 мусульманина, 124 еврея и 91 христианин.

Арабы постепенно построили дома вокруг еврейского квартала, взяв его в кольцо. Несмотря на многочисленные обращения к местной британской администрации, она в 1938 году вывела силы полиции из Силуана, а затем принудительно эвакуировала евреев. Их дома были немедленно захвачены арабами, осквернившими заброшенную синагогу.

В ходе Войны за независимость Силуан оказался под контролем Иордании, а когда после Шестидневной войны бывшие владельцы-евреи пришли в квартал, то обнаружили, что их жилища либо захвачены, либо разрушены, и на их месте возведены арабские дома.

В последние десятилетия две общественные организации плотно занимаются вопросом возвращения еврейской собственности в Восточном Иерусалиме: фонд «Града Давида» (сокращенно - «Эльад»), основанный в 1986 году Давидом Беэри, и амута «Атерет коаним», действующая с 1978 года. Естественно, их действия радуют далеко не всех.


Интервью с зачинщиком

Фахри Абу-Диаб представляется главой совета деревни, хотя с этим согласны далеко не все. Ведь у деревни есть мухтар, и тем самым его власть оспаривается. Абу-Диаб – один из активистов и руководителей радикальных сил в Силуане. Во время столкновений его всегда можно видеть в первых рядах, хотя в разговоре он лукав и стремится затушевать свою роль.

- Отчего происходят беспорядки в деревне?

- На людей давит политическая ситуация, экономическая. А тут прошло сообщение, что убили кого-то, ну и молодежь остро реагирует на это.  С другой стороны, когда дети возвращаются из школы, им нечем заняться – нет никаких кружков, секций, вот и слоняются по улице.
Мы все платим налоги, а муниципалитет не оказывает минимальных услуг. Люди дезориентированы, теряют надежду. Мы не чувствуем, что у государства есть какой-то план. Не ясно, что будет завтра. Вот и начинаются трения между полицией и местными жителями.

- Полиция бывает у вас нечасто?

- В последнее время полицейских стало гораздо больше, вот молодежь и бросает камни. А ее разгоняют слезоточивым газом.

- Но ведь полиция находится тут, чтобы следить за порядком…

- Знаете, если не будет полиции, станет спокойнее.

- Почему?

- Тогда не в кого будет кидать камни. В кого молодежь будет бросать камни – в меня что ли? А так дома они слышат, как их родители разговаривают - не знают, где достать денег на пропитание. Дети тоже переживают. Вот если бы были кружки или там всякие экскурсии!

- Это бы предотвратило забрасывание автомобилей камнями?

- Ну тогда им просто некогда было бы этим заниматься. У нас же в деревне нет ни матнаса, ни бассейна, ни театра. Ребенок получает образование на улице.

- В чем заключаются ваши функции как главы совета деревни?

- Я борюсь со сносом домов. Мы стараемся убеждать жителей, чтобы все проходило без насилия. Я против сноса - не хочу, чтобы люди страдали. Хватит уже крови.

- Какова ситуация в деревне в плане незаконного строительства?

- По данным муниципалитета Иерусалима, в восточной части города имеются 23 тысячи домов, возведенных без необходимой лицензии. Столько нарушителей закона потому, что власти не оставляют выбора. Нам отказывают под предлогом, что это не предусмотрено генеральным планом строительства, и ситуацию пустили на самотек.

За весь период с 1967 года по 2010 год власти выдали около 150 разрешений. Нужно побегать от трех до пяти лет по различным инстанциям, чтобы получить заветную справку. Но для меня важнее крыша над головой, чем ее легитимность. На мой дом уже выписано три ордера на снос, хотя ему 25 лет, а я плачу муниципальный налог.

- Вы пытались что-то предпринять, чтобы переломить ситуацию?

- Я Ольмерту, когда он был мэром города, написал письмо, в котором описал ситуацию, попросил открыть у нас клуб. А мне ответили, что нет бюджета на решение вопроса. Мы даже привели человека, который согласился отдать свой дом, чтобы там по вечерам собирались старики. Но теперь он, получив три ордера на снос, уже думает отказаться.

Мы решили, что это политический вопрос. Мэрия сама подталкивает нас к нарушению закона. Говорит, что нет места, или там идут раскопки. Мы не против археологических раскопок, главное, чтобы не было политических игр. Чтобы не пытались доказать, будто до нас здесь кто-то был и жил. Пусть это будет что-то для всего человечества.

А еще я хочу, чтобы мои дети получили хорошее образование. И если в деревне нет своей школы, я готов отправить своего ребенка хоть в школу ХАМАСа, лишь бы учился. Все лучше, чем улица.

Я готов жить в палестинском государстве. Будем с вами сосуществовать и ходить друг к другу в гости.


Рвется там, где тонко

Поняв, что засады с камнеметателями – это может быть эффективно, так как привлекает внимание прессы, организаторы беспорядков стали развивать успех. 8 октября они подкараулили Давида Беэри, председателя фонда «Град Давида», проезжавшего с сыном по улице Силуана. Один автомобиль пропустил его вперед, а потом заблокировал сзади, поставив Беэри перед толпой подростков, бросавших крупные камни в автомобиль, а также группой репортеров и фотографов, снимающих происходящее.

Дело должно было закончится либо линчем, либо очередной антиизраильской пиар-бомбой. Впрочем, вместо бомбы получилась нестрашная петарда, но и ее старательно прогнали по «Аль-Джазире» и других каналам, озаглавив сюжет: «Еврейский поселенец сбивает палестинских подростков».

Беэри действительно был вынужден проехать сквозь толпу, сбив 12-летнего мальчика, но на первом же блокпосту сообщил о произошедшем. После этого инцидента Беэри словно воды в рот набрал. Он не общается ни с кем из прессы, предпочитая вести войну не в СМИ, а в зале суда.

Уже выдвинуто обвинение в отношении одного из совершеннолетних нападавших, и полиция допросила того самого 12-летнего мальчика, который заявил, что случайно оказался на месте, где бросали камни…

Окончание следует...
http://www.proza.ru/2010/10/28/966