Чувства у девиантов

Алексей Гадаев
Особенности эмоционально-волевых процессов у девиантных подростков.
        Эмоции и чувства – это субъективное отражение объективного мира, но только в переживаниях. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное от-ношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на её протекание.
Предметы и явления объективного мира, деятельность человека, различные изменения, происходящие в организме человека, являются источником эмоций и чувств.
Уже отсюда ясно, что антиобщественная, часто античеловеческая деятельность делинквента не может не оказывать определенного негативного воздействия на его эмоции и чувства.
Эмоции и чувства как переживания человека тесно связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Так, девиантные подростки, находясь во власти своих извращенных потребностей, порой теряют человеческий облик, проявляя агрессивность по отношению к другим людям.
Часто переживания выступают в виде самостоятельного мотива. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются результатом и механизмом её движения. К этому можно добавить, что эмоции и чувства придают деятельности личностный характер. Так стыд, пробудившаяся совесть, достоинство могут заставить человека отказаться от совершения преступления, а девианта – стать на путь исправления, осознать свою вину.
Рассмотрим конкретное воздействие тех или иных видов чувств на психологию девиантных подростков.
Чувства присуще человеку как личности, следовательно, как сугубо общественному существу, несут в себе общественную природу и охватывают все стороны жизни человека.
Чувства подразделяются на:
; нравственные;
; практические;
; правовые;
; интеллектуальные;
; эстетические.
Нравственные чувства – это переживания, возникающие в связи с осознанием человеком соответствия или несоответствия его поведения или поведения других людей требованиям общественной морали, идеологии. Эти чувства могут быть связаны с мировоззрением, политическими и нравственными убеждениями, идеалами человека. К ним относятся: любовь к Родине, интернационализм, коллективизм, долг, честь, совесть и др.
У девиантных подростков, которые отличаются антиобщественными взгляда-ми и убеждениями, эгоизмом, человеконенавистничеством, моральные чувства или совсем не развиты, или понимаются ими ложно. Не руководимые разумом чувства приводят к отклоняющемуся поведению. Так, круговая порука, следование «групповому долгу» воспринимается ими как явления нравственные, а честная явка с повинной, любое проявление человеческого достоинства, совести, стыда, патриотического чувства – как безнравственное поведение. Длительные неприятные эмоциональные состояния вызывают нервные и психические расстройства и органические заболевания (гипертонию, язву желудка и т.д.). Педагогу – психологу необходимо проводить корригирование девиаций подростка путем воспитания у него культуры чувств.
Тесно связанные с нравственными чувствами - практические чувства, которые отражают отношение подростка к различным видам трудовой деятельности. Далеко не все девианты испытывают потребность в трудовой деятельности, переживают чувство удовлетворения от успехов в труде. Ясно, как важно всеми средствами и способами (организация наглядного трудового соревнования, моральные и материальные стимулы при эффективном труде) формировать у девиантов практические чувства. Особое значение для процесса становления девиантов на путь исправления имеет формирование у них правовых чувств, которые отражают отношение человека к своим действиям и действиям других людей с точки зрения норм права. Именно формирование отвращения к различным видам преступлений, чувства вины, правовой ответственности должно составлять сущность правового воспитания, которое поможет каждому девианту понять свою вину, раскаяться в содеянном. Правовые чувства у девиантов, как правило, или не развиты, или искажены.
Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называются интеллектуальными чувствами. К ним относятся: любознательность, удивление, сомнение, чувство нового. Эти чувства побуждают человека к интеллектуальной деятельности, положительно влияют на протекание познавательных процессов.
У девиантных подростков интеллектуальные чувства нередко или слабо развиты, или притуплены в результате отклоняющегося поведения, злоупотреблений алкоголем, наркотиками. Отсюда не желание учиться, скептицизм, отсутствие стремления развивать свой кругозор.
Ярко выраженные особенности наблюдаются у многих трудных подростков в проявлении эстетических чувств – переживаний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей. Чувства прекрасного, безобразного, трагического, комического, возвышенного, низменного тесно связаны с нравственной направленностью личности, с образом жизни. Так, например, отдельные трудные подростки воспринимают протяжные, заунывные блатные песни, тюремный жаргон, наколки как проявления прекрасного. И, например, то, что воспринимается нормальным человеком как воплощение прекрасного, воспринимается ими как комическое, низменное. Развитие эстетических чувств у девиантов проявляется в их поведении, отношении к труду, режиму школы, колледжа, в межличностных отношениях. Основные виды чувств дополняют друг друга и тесно связаны со свойствами личности. Эмоциональные особенности и свойства девиантов являются, с одной стороны, врожденными (эмоциональная возбудимость, импульсивность, лабильность), они окрашивают проявление эмоций и чувств, задают им темп, силу. С другой стороны, они приобретаются в процессе жизни человека в обществе, к ним относятся: отзывчивость, впечатлительность, жизнерадостность, оптимизм.
Черствость, жестокость, бессердечие многих девиантных подростков, насильников явились важнейшими причинами совершенных ими проступков и преступлений.
Эмоции и чувства можно охарактеризовать не только по содержанию (основные виды), по направленности, но и по силе, длительности, действенности, то есть по форме их проявления. По форме проявления эмоции и чувства подразделяются на эмоциональные процессы и эмоциональные состояния.
Эмоциональные процессы характеризуют период (протекания) какого либо чувства, его начало, конец, смену одного чувства другим.
Эмоциональные состояния выражаются в виде настроений, аффектов, страстей, увлечений, стрессов и в данной работе мы не рассматриваем эмоциональные состояния.
Аффекты – это сильные, бурные и кратковременно протекающие чувства, имеющие характер эмоциональных вспышек, взрывов. Бывают эффективные проявления гнева, отчаяния, радости. Академик И.П. Павлов назвал аффект «буйством подкорки». Это значит, что в состоянии аффекта у человека выключается кора больших полушарий, т.е. разум и воля. Аффекту более подвержены люди холерического темперамента. Важно отметить, что аффект можно предупредить и преодолеть на начальных стадиях его возникновения. Для этого человек должен осознавать, что возникшее раздражение может привести к взрыву, если на нем длительно сосредоточится и  анализировать его. В этом случае надо заставить себя переключиться на какую-либо деятельность, желательно достаточно напряженную.
Стресс – состояние большой нервно-психической напряженности, вызванное какими-либо чрезвычайными обстоятельствами (опасностью, необходимостью принять важное решение, умственным и физическим перенапряжением в относительно краткие периоды времени и т. д.). Стресс выражается либо в перевозбуждении и дезорганизации деятельности, либо в значительной пассивности. Частые стрессы вызванные конфликтами и стычками с отдельными учителями и соучениками, слишком нервозная обстановка на уроках, особенно при проведении контрольных, экзаменов и т. д., делают учеников девиантами: недисциплинированными, неорганизованными, грубыми и т.д. Но желательно в щадящей форме приучать детей избегать и преодолевать стрессы, так как стресс умеренной силы мобилизует все ресурсы человека на их устранение.
Страсть – стойкое и глубокое чувство, характеризующееся большой длительностью и связью с волей. Эта страсть сама по себе не является отрицательным явлением. Более того, страстное отношение к своему делу помогло многим людям стать великими. Но страсть, например, к накопительству превращает человека в скупого, страсть к вину – в алкоголика, страсть к острым ощущениям в авантюриста. Следовательно, важна направленность страсти. Отсюда девиантного подростка важно переключить на полезное дело, которое могло бы увлечь его, а не сводить перевоспитание просто к гашению пагубной страсти.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного периода времени психические процессы и поведение человека.  Учет особенностей настроения важен при осуществлении психокоррекционной работы со многими девиантными подростками, особенно с теми, у кого ярко выражены акцентуации характера (гипертимическими, дистимическими, аффективно-лабильными, возбудимыми, застревающими личностями). Следует помнить о различии чувств по быстроте и силе, внешней выраженности, что является свойством определенного типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Особенности холериков делают их в глазах некоторых учителей девиантными. Их считают недисциплинированными, несдержанными, грубыми. Поэтому к ним подчас применяют методы дисциплинарного воздействия.
Сангвинику много прощают за остроумность, общительность и т. д. и это делает его любимчиком учителей и сверстников. Они много ему прощают, а между тем такое отношение способствует возникновению у него легкомысленного поведения, поверхностных чувств. Они не всегда могут глубоко сопереживать другому человеку, даже близкому для них. У флегматика на основе инертности может развиваться обломовские черты. Меланхолика часто замыкается в себе, отгораживается от людей. Тегунов Б.М. установил важный факт: повышенная чувствительность и эмоциональность меланхоликов благоприятствует развитию у них художественных способностей (Степанов В.Г. Психология трудных подростков, с. 246).