Осенние этюды

Татьяна Беляева4
 

        29 сентября.
 Закончилось бабье лето. Второе, а обещали три. И хотя синоптикам особой веры нет, но надежда все же присутствует. Может, побалует еще теплом своим осень хотя бы промельком, но прохладней уже точно будет.

Небо затянуло серым. Облака переваливаются, перекатываются, дышат … Ветер зашумел в ветвях мягко, вольготно, развалисто как-то… Холоднее. А парк еще зеленый. Только каштаны почти обронили свои покоричневевшие с зелеными прожилками листья.  И мрячка – невесомая водная пыль в прозрачном воздухе…

Озеро живет своей жизнью. Молодые утки паруются. Селезни уже украсили свои головы изумрудными масками и заигрывают, подныривая и пощипывая своих подруг. И вдруг, с громким покрякиванием, парами взлетаю вверх, проходят кругом над парком и снова с шумом опускаются на воду.

А вот у моей  вербы какой многоголосый шелест, стрекот, клекот, но щебетом это назвать нельзя. Многоголосье спутало все звуки – не различишь. Но тихонько шепотом болтают. О чем ? Не разобрать. И сойка вдруг крикнула, пролетая, чуть громче, назидательно как-то и унеслась.

Не вижу их. Запутались в ветвях высоченного дерева. Ах, вот, это белогрудки. Наверное, стаю собирают, чтоб лететь куда, где тепло. Вдруг всполошились и взлетели. Много их. Да это же скворцы! Уже точно осень. Осенний сбор. Легкости вам на крыле, друзья.


        30 сентября.
 Утро. Чуть пригрело солнце, просачиваясь сквозь прозрачную тюль высоких облаков. Чуть теплее и местами замаячили цветы весенние: одуванчики, незабудки, ромашки и травы зазеленели юно, а листья деревьев и кустов постепенно меняют свой цвет  на естественно осенний. Но зеленого значительно больше.
Набрала маленький букет из незабудок, мыльнянки, табачков, ромашек и еще таких светло-желтых цветочков, которые похожи на львиный зев, и добавила крошечную веточку багряно-красную с какого-то кустика. Красиво. Гармонично. Слияние.

Затрепетали листья, зашуршали, чуть вздыбилась вода, пошла широкими кругами, наполненными рябью, будто споткнувшись обо что-то, о какую-то преграду, и потекла, гонимая… Ветром.  Как  он вообще умудрился, не задев меня, сидящую тут, на берегу, растолкать и погнать воду по каналу?  Чудак какой-то. Но точно-то как, ювелирно, точечно коснулся, толкнул ее и погнал, а она потекла, наверное, от неожиданности его касанья…

Вот он и пошел, вернее, посыпал, меленький такой дождь. И вообще непонятно откуда он сыплет.  Небо высокое, практически белое, обесцвеченное, но с почти невидимой сероватой дымкой.  А он сыплет. Даже на листьях не видно его следов. Смеркается. Тишина.

       2 октября. 
Все зеленое. Если рассматривать листья  по отдельности, то они в большинстве своем зеленые, но если смотреть в общем, то явно видно как желтизна вливается в зелень, пронизывает ее, вытесняя как-то исподволь. И только дикий виноград категорично и настойчиво проявляет себя, взбираясь по стволам деревьев красными стремительными мазками.
Вода  в озере и в канале чуть мутновата – теплая еще. Еще пару дождей и ее пронзит студёность. Она станет кристально-прозрачная, маняще-пугающая. Холодная красота отталкивает.

Рыбы жируют. Когда сидишь тихонько на берегу видно, особенно на мелком канале, множественные танцующие круги на воде. И вдруг сквозь эту круговую рябь будто прыжками: раз-два-три-четыре-пять-всплеск и большой круг – хищник съел кого-то. И тишина. Где-то птичка чуть потехкала, отдаленные звуки редких машин – суббота все-таки… Неслышно плывет утка, а  вот еще две. Забавные – по очереди, а то и вдвоем взбираются на небольшое бревно, но оно неустойчиво, крутится в воде, сбрасывая их. Утки соскальзывают в воду плавно, без звука и снова начинают свою игру. А теперь побрели вдоль воды, высоко поднимая лапы… Дурачатся что ли?

Тут у нас завелись водные курочки. Сразу я подумала, что это какой-то одинокий гусенок, а птичка стала взрослеть – крылышки как-то растопырила и стала двигаться порой чуть рывками. Я уж подумала, что заболела или подранок. Но вскоре выяснила, что просто она не утка, другая она – курочка водная. И это странное поведение просто ее видовая особенность.  А чуть позже появилась вторая. Теперь они парой плавают. Откуда они взялись на утином озере не знаю.

Лягушек уже не видно. А неделю назад видела змейку водную. Она плавала и лазала по веткам ивняка у берега . Точно не знаю – это ужик или нет. А летом видела довольно крупную черепаху. Она перешла через парковую дорожку и плюхнулась в озеро. Так порадовалась. Несколько дней подряд наблюдала перед этим странный след на воде от движения под водой – рыбы перпендикулярно не плавают. Но мы с ней встретились, и все мне стало понятно.

Я хорошо себя чувствую, когда они все есть, а я на них смотрю. Просто смотрю.


        5 октября.
 Вода уже приобретает прозрачность. Сверху она кристальная, а чуть глубже – муть. Верхние части водорослей уже четко просматриваются в совершенных деталях, а нижние воспринимаются, как нечто хаотичное и единое.

А главное сегодня то, что небо открыто, солнце ясное и, сидя у воды, можно еще чуть позолотить лицо. А ветер, мой дружочек, разыгравшись, шалит. Он переваливается по верхушкам деревьев, потом подныривает и со щенячьим азартом проносится по кустам, гнет камыш, гонит воду, треплет мои волосы и вдруг взмывает  вверх стремительно и легко и, ухватив небольшое облако, гонит его с моих глаз. Красиво. И все зеленое.

 Раньше, когда я не смотрела вокруг, я думала, что осень наступает в сентябре, а весна в марте. Теперь я знаю, что это совсем не так. Осень приходит в сентябре, а наступать начинает во второй половине октября.  А вот как они там с зимой разберутся – это вопрос неоднозначный. Зима может проявиться, как в ноябре, так и в декабре.  Если в декабре, то уставшая осень уступает свое место спокойно, а вот если в ноябре – жди перепадов.
 
Когда я сидела у канала, глядя на зеркальную гладь воды, в которой отражалось все: небо, солнце, прибрежная трава , камыши вдруг увидела диковинное явление. Рядом со мной светлая зелень камыша спуталась с уже окрашенными в осенние цвета ветками ежевики и кустиками череды – красивый букет. Неожиданно по этому букету вверх от воды стал медленно двигаться мягкий и теплый свет. Создавалось впечатление, что растения сами светятся  равномерной, пульсирующей волной – очень красиво. Но чуть позже я поняла, в чем тут дело. Это опять ветер пробрался тихонько на канал, погнал аккуратно воду, изогнув её равномерными выгнутыми ребрами, и она засветилась, разбрасывая вокруг блики играющего отраженного солнца. Чудеса…

А чуть позже я валялась под кустами и фотографировала солнце сквозь листья. Красиво. Но на видио смотрится интересней – листья поворачиваются, блестят вразбивку, сходятся-расходятся и получается, что солнце дышит.


Ну, а это – вообще фантастика. С северо-запада движется, закрывая все небо густой темно-серый фронт облаков. Половина парковой дорожки уже в сумерках, а я стою на ее еще солнечной стороне.  Тень тихонько подползает ко мне…


Спасибо за утро ясное, Ангел мой.

        8 октября.
 Ветер чуть гонит легкой зыбью уже прозрачную гладь воды, по которой плывет  желтый лист тополя, чуть выгнувшись, он завернул свою ножку вверх – кораблик. А жабка малая зависла в воде в вертикальном положении – только глаза на поверхности. И тут на нее этот кораблик и наехал, а она – под воду в траву.

Анабиоз – от греч. оживление -  состояние организма при котором жизненные функции резко  замедляются, что способствует его выживанию в неблагоприятных условиях….

Невесомость… Тишина и невесомость.  Невесомость листа, плывущего по воде и жабки, которая повисла в ней, невесомость плывущей утки и парящей чайки, невесомость царственного луча, который, пробившись через густую зелень вербы, ласкает мое лицо… И невесомость ветра, который окончательно спутал мои волосы.

Парить, как птица – это все равно, что плавать, как рыба – не прилагая усилий, просто опираясь на родную стихию. Нужно научиться так жить. Тогда - счастье.

Я сижу у высокой вербы, прислонившись к ней спиной, и она дарит мне свою силу. Я явственно чувствую тепло, которое течет по позвоночнику. Хорошо.

Опять утки. Такое впечатление, что вода их просто носит, куда ветер гонит воду, туда и утки текут, чуть покрякивая… Ну вот, всполошились вдруг, взлетели и пошли кругом над парком… Пора и мне.


        10 октября.
Густая серая дымка залила небо, наполнив парк неким подобием тумана – пеленой, которая, спускаясь сверху, спутала кроны деревьев и заполнила воздух странной сухой вуалью. На этой дымке нарисовано зеркально-белое солнце, которое больше похоже на луну.  Прямо над головой дымка совсем прозрачная. В ее просветах открывается  ярко-синее  небо. Ветра нет. Тепло и сухо.

Как долго можно смотреть на солнце, не отрывая взгляда? На такое долго. Если смотреть на открытое утреннее солнце, прищурив глаза, то от него отделяется широкий луч  и направляется прямо вам в сердце. Но так, как солнце сейчас …

Я не успела дописать фразу потому, что Солнце мгновенно раздвинуло серую кисею и чуть не ослепило меня, но я вовремя успела прищуриться и широченный солнечный луч буквально ворвался в мое сердце, пронзив ее радостью. Мир вспыхнул вокруг горящим переливом красок, заискрился.  Мгновенное дарение

И тут же облака  снова сошлись над головой, но уже более плотным слоем. Туман расслоился по парку и зашелестел по листьям тихий,  невесомый  дождь.


        12 октября. 
 Как только я вышла на крыльцо, ветер захватил меня и понес. Нет, он не срывал одежду, не терзал и не принуждал меня, он кружил меня в нежных объятьях, увлекая в парк.  Наш парк..
Сегодня опять  «бабье лето» - тепло и вольготно. Дубы и клены уже вбросили красно-бардовые листья – яркие пятна на фоне насыщенной зелени. Осина и ясень еще насыщенно зеленые. Тополя и березы продолжают впускать в себя осенний цвет, но тут же сбрасывают желтые листья, а ветер кружит их в воздухе…
Сегодня удивительно солнечный день. Ясный, прозрачный, вольготный, наполненный светом и ветром. Очень красиво и тихо.  Только ветер шумит и шумит в ветвях. Давно он не был столь настойчивым.
Вода остывает медленно. Здесь, на канале неглубоко, она мутновата и сплошь усыпана березово-тополиными желтыми листьями. По легкому движенью листьев можно заметить, что под гладью воды скрывается легкое движение.

Листья, слова, слова, листья… Они летают, кружатся, пропитанные солнцем, нежные, яркие, теплые… Ложатся наземь, согревая ее, наполняя теплом и светом.

След от реактивного самолета, разрезав белой стрелой небо, нанизал на себя, как на шампур, парочку овечкообразных  облаков. Но  уже через минуту все изменилось и облака уселись на этот след, как птицы на проводе.

И над всем этим царство мушек-однодневок. Они висят в воздухе везде, где  к нему прикасается солнечный луч. Счастливые.

Как сфотографировать ветер? Только след его: рябь на воде, гнущиеся ветви, летящий косо лист… Как сфотографировать момент жизни. Невозможно. Только фрагмент. Можно сфотографировать, заснять, нарисовать только фрагмент. Тот, который у нас перед глазами. Но самое интересное, что это и не нужно. Зачем? Нельзя поймать жизнь. Но в ней можно жить.

Прекрасный день. Он реальный и совершенный, впрочем, как и  любой другой. К нему можно прикоснуться. Для этого нужно оторвать глаза от телевизора, компьютера, рабочего стола и просто посмотреть в окно. За окном реальный мир, живой, не виртуальный. Он существует помимо нас.  И если почистить от мусора наши органы восприятия, то станет очевидно, что мы счастливые люди.

Природа целостна и совершенна. Ущербным бывает только наше восприятие ее, наше потребительское отношение. Осень не заканчивается. Она просто превращается в зиму. Мир вокруг нас – это мир превращений, магии и красоты. И не нужно уподобляться глиняным или мраморным  изваяниям  в летнем саду. Превращение, трансформация, обновление, расширение – естественное свойство Человека, как части этого мира.

Природа не бывает умной. Она мудрая. Она творит, выискивая малейшую возможность, таинство жизни. Это Любовь. Нужно учиться у природы любить себя, Мир, Человека. Именно за этим мы и пришли сюда.