Последний урок

Галина Радциг
Эта клиентка была необычной по многим причинам.
Женщина, назовем ее Еленой,  умирала от рака. Она знала, что ей остались считанные недели.
Поработать с ней меня попросила ее мать. Обычно я не работаю опосредованно. По моим глубоким убеждениям эффективно работать с человеком возможно только тогда, когда он сам просит об этом . Но тут случай был особый.
Елена умирала и … очень боялась умирать. Мать Елены попросила меня рассказать Елене «о жизни после жизни». У нее самой не получалось.
Я стала приходить к Елене 2-3 раза в неделю. Елена была слаба. Большую часть наших встреч говорила я. По мере наших бесед Елена стала успокаиваться, страх понемногу отступал.

Однажды я застала Елену в сильном волнении. Она была раздражена и сердита. Оказывается, у нее пропало очень дорогое кольцо с бриллиантами, подаренное много лет назад бабушкой. Кольцо старинное, фамильное. Елена была уверена, что кольцо взяла женщина, которая приходила за ней ухаживать. Елена возмущалась цинизмом и жестокосердием женщины, взявшей кольцо, и просила совета, что ей делать? Поговорить с женщиной самой или сразу заявить в милицию?

Я ответила, что такие вопросы может решать только она сама и спросила, действительно ли ее волнует только кольцо? Или что-то совсем иное?
- Как Вы не понимаете?- почти со слезами воскликнула Елена, собрав остатки сил, - это же память о бабушке! Я носила его всю жизнь, пока у меня не распухли пальцы!

-Елена, - мягко начала я.- Вы осознаете, что в какой-то момент, совсем скоро, Вам придется расстаться с кольцом?
- Ну… в принципе- да…, - растерянно ответила Елена.
- А сколько Вам еще нужно времени, чтобы Вы расстались с ним легко и свободно? Вы уйдете, а кольцо останется. Так стОит ли так волноваться о его пропаже?
Елена задумалась .
- Это не важно, - наконец произнесла она.- Никто не имел права брать мои вещи!
- Скажите, убудет от Вас что-то, если вы лишитесь  этого кольца? Вы станете от этого менее значимой?
-Да!- поспешно ответила Елена.- То есть, скорей всего нет… Я не знаю…

На некоторое время в комнате воцарилась тишина. Мне показалось, что Елена впала в забытье. Она прикрыла глаза.
Я хотела уже уйти, но вдруг Елена заговорила:
- Сначала я подумала, что без кольца я стала менее значимой. Знаете, как это бывает? Когда я еще работала, у нас в офисе принято было ходить зимой в норковой шубе. Я помню, как мы все снисходительно смотрели на одну из новых сотрудниц, у которой шубы не было. Так же и кольцо… А потом я почувствовала, не поняла, а именно почувствовала, что я не стала менее значимой! Я как бы почувствовала, что Я- есть…С кольцом или без кольца, Я- есть! И мне так стало радостно от этого чувства!

- Это чувство бытия. Умение жить здесь и сейчас, не привязываясь к условностям, как мы это часто делаем. Это не значит, что не надо запирать входную дверь. Это всего лишь значит, что умение расставаться с вещами порой важнее, чем стремление держаться за них. Какой смысл в Вашем кольце? Не важно, есть оно или нет, Вы-то –ЕСТЬ! Что с кольцом, что без кольца.
Елена вновь закрыла глаза. Я поняла, что силы ее покинули. Она слишком много говорила и волновалась сегодня.

В последние недели своей жизни она слабела очень быстро. Силы покидали ее, но сама она становилась все спокойнее. Из нее как бы шел свет. Она захотела раздать многие свои вещи подругам, соседям, просто знакомым. Несколько вещей она отдала той женщине, что предположительно взяла кольцо. С каждой отданной вещью Елена становилась все лучезарнее и безмятежнее. Силы Елену покидали, а тихая светлая радость в ней прибывала. Жизнь на последнем отрезке пути предложила Елене опыт, максимально способствующий росту сознания. И Елена, несмотря на физическую слабость, этот опыт с радостью и достоинством приняла.

Вскоре Елена ослабела настолько, что мое присутствие уже не имело смысла. Через несколько дней мне позвонила ее мать и сообщила, что Елена умерла. И еще мать сказала, что нашлось Еленино кольцо. Оно завалилось между матрацем и спинкой кровати…