Сказ о мудром царе Панкрате Часть 4

Виктор Владимирович Мартынов
Сказ  о  мудром  царе Панкрате,  былинном богатыре  Селиване 
и  чудодейственной  Встань – траве    Часть  4

Царь Панкрат лежал и охал,
Матерясь на всю столицу.
Самодержцу было плохо –
Шутка что ли, так свалиться?

Лишь приняв чекушку водки
Сил восполнил он урон
И нетвёрдою походкой
Кое-как взошёл на трон.

Все притихли, как плебеи.
Не решаясь молвить слова,
Гнева царского робея.
И сказал Панкрат сурово:

- Что молчите, истуканы?
Ваш совет мне не помог.
Больше этих шарлатанов
Не пускайте на порог.

Видно царскую корону
Сыну мне не передать
И наследника для трона
Не судьба мне воспитать…
 
                ***

Дни проходят. Царь в кручине.
И опальные бояре
Порешили: надо ныне
Порадеть для государя.

Перво-наперво - охота.
Нагуляет аппетит.
После в баньку. И забота
Вместе с паром улетит.

                ***
Соблазнился царь. Ещё бы!
Баня, водка, пиво, раки.
Дичь затравлена в чащобе,
Лают гончие собаки.

Рог трубит, летит ватага,
След почуя на бегу.
Между лесом и оврагом
Тень мелькнула на снегу.

Царь коня ударил плёткой
И понёсся по кустам.
Зверь метнулся к лесу. Вот как?
Ничего, возьмём и там.
След мелькает среди елей,
Тьфу ты, пропасть, заплутал.
Потемнело, видно еле.
Лес вокруг стеною встал.

Чу, за елями избушка.
Померещилось, аль нет?
На завалинке старушка,
И в оконцах жёлтый свет.

Царь к избушке по сугробам.
- Здравствуй, бабка, кто ты здесь?
Сам на страже – смотрит в оба –
Вдруг колдунья или бес.

- Здрав и ты, Панкрат Иваныч,-
Бабка вторила ему, -
Что же это глядя на ночь
К дому вышел моему?

- Заплутал, отстала стража,
Лес уж больно тут густой,
Да стемнело. Жутко даже.
Примешь, бабка, на постой?

- На постой? Чего же проще!
Только я тебя посмела
Заманить вот в эту рощу
Для совсем другого дела.

Обомлел Панкрат. Колдунья!
С ней, известно, не шути.
С головы снял шапку кунью,
Поклонился:
                - Отпусти.

А колдунья продолжала:
- Полно, я и не держу,
Только выслушай сначала
Всё, что я тебе скажу.

К твоему, Панкрат, недугу
Есть надёжные ключи.
Но, услуга за услугу.
Сговоримся?
                - Научи!

Всё отдам, и медь и злато,
Шёлк и атлас дорогой.
Будешь как княжна богата …
- Нужен мне барыш другой.



Как вернутся твои силы
И уйдут недуги прочь,
Явишься сюда, мой милый
Провести со мною ночь.

- Ах, развратная старушка,
Я ведь если захочу,
Прикажу спалить избушку…
- Вовсе я и не шучу.

Впрочем, можешь ехать с миром,
Удовольствуйся судьбой,
Да забудься пьяным пиром…
- Ладно, ведьма, чёрт с тобой!

Говори, что делать надо –
Всё исполнится точь-в-точь!
Если вылечишь, в награду
Проведу с тобою ночь.

- На ка вот, держи синицу,
Холь, лелей и не забудь:
Знает только эта птица
В дальний край заветный путь.

А теперь, Панкрат, не мешкай!
Подыщи богатыря,
Чтобы крепким был орешком
И не сгинул бы зазря.

Чтоб ни холода, ни жара
Не боялся твой гонец.
Цель – гора Килиманджаро,
Там пути его конец.

Как достигнет этой кручи,
Пусть найдёт тропу сперва,
Камень там лежит горючий.
Рядом с ним и Встань-трава.

А сорвёт он эту траву,
Пусть летит во весь опор.
Завари и пей на славу,
Только помни уговор!

Не сказав ни слова боле,
Ведьма сгинула. И вдруг,
Лес исчез, и только поле
Простирается вокруг…