Генезис коррупции

Александр Клюшников
На мой взгляд, коррупция, идеологически, не более чем следствие принципа современного капиталистического общества – «всё на продажу». Что имеем и умеем – тем и торгуем. Имеем ресурс – торгуем ресурсом, имеем мозги – мозгами, навыки – навыками.
Потому чиновники «просто» являются нормальными участниками рынка, занимаясь, соответственно, торговлей имеющимся в их распоряжении ресурсом - властью, который они обменивают во взаимоотношениях с бизнесом на вполне материальные вещи. То есть получается, что чиновники в реальности являются теми же бизнесменами, торгующие более или менее монопольным ресурсом. Соответственно существует рынок услуг, балансом спроса и предложения определяющий на них цены.

Таким образом, выходит, что побороть коррупцию на имеющемся идеологическом поле можно, изменив выгоду и риски разных рынков – с одной стороны сделав коррупционный рынок более рисковым и менее доходным, одновременно с другой - увеличив доходность и уменьшив рискованность рынка лояльности государству.

По сути что-то подобное проделал Путин в самом начале своего правления, практически покончив тем самым с оппозицией, которую подпитывали отставные чиновники, вылетевшие из властной обоймы.

Как можно изменить баланс технически?
Я считаю, что стоит, в первую очередь затруднить, или сделать, в идеале, невозможным, пользование коррупционными доходами. Наиболее логичной может быть следующая мера: запрет чиновникам любого ранга иметь крупную зарубежную собственность и счета в зарубежных банках свыше определённой суммы. Контролем за этим должна заниматься специальная структура, подчинённая непосредственно Президенту страны. За нарушение этого положения неминуемо должны следовать уголовное преследование с конфискацией имущества и пожизненный запрет на деятельность. Этим сразу будет смещён баланс лояльности.
Во вторую – неуклонно, разными мерами, уменьшать монополизацию рынка государственных услуг на всех уровнях, что неизбежно снизит коррупционные расценки (что-то в этом направлении, вроде, делается и сегодня).
В третьих – создать систему положительных материальных стимулов за действия, повышающие эффективность системы управления (что включает в себя и уменьшение затрат на её содержание) и увеличивающие налогооблагаемую базу без изменения, в процентном отношении к доходам каждого налогоплательщика, налоговой нагрузки на предприятия и граждан (то есть за действия, увеличивающие количество и качество организаций и предприятий – налогоплательщиков, а так же, благосостояния граждан).
В четвёртых – систему негативных материальных и нематериальных (вплоть до уголовной ответственности) стимулов, основой которой должна быть персональная ответственность. Соответственно это подразумевает, что за каждый участок должен нести ответственность совершенно конкретный человек, что позволит оставить в прошлом современную практику, когда отвечают все – и никто.