Будет ли Европа способствовать восстановлению СССР

Александр Клюшников
Знаете, смотрю я на всё это международное политическое безобразие, и всё больше уверяюсь в том, что посетившая меня несколько лет назад мысль была верна - чем больше времени будет проходить после развала Союза, тем больше европейцы будут уверяться в том, что этот развал в итоге им был невыгоден. Кроме вполне конкретного головняка они от этого ничего больше не имеют все эти годы. Причём можно заметить, что этот головняк имеет свойство со временем только увеличиваться. И это касается не только даже бывших союзных республик, типа Украины, но так же и Польши, которая половину всех своих сил тратит на вставляние палок в колёса Евросоюзу, и Чехии, которая, как выясняется, не очень то и хочет быть в ЕС и пр. Кроме того, львиная доля консолидированного бюджета ЕС уходит на развитие этих территорий, чему совсем не рады старожилы - ведь это, в основном, их деньги.
Пугает их и Кавказ, и они начинают вспоминать, что до прихода туда России, это была зона вечной войны всех со всеми. Да и Средняя Азия тоже - если в ней придут к власти исламские фундаменталисты, мало никому не покажется.
Так что, я вполне допускаю, что европейцы могут через какое-то время выступить с инициативой о том, чтобы Россия забрала каким то образом эти территории обратно под свой контроль. Сначала эта мысль, скорее всего, будет звучать как некий курьёз, шутка. Но постепенно европолитики задумаются над этим всерьёз. Тем более что такое развитие ситуации позволит им иметь одного предсказуемого противника вместо двух, как сейчас - нас и Штатов. А на эту тему европейцы уже высказывались в том плане, что судьбу Европы должны решать европейцы, а не те страны, которые находятся вдали от региона - явный и недвусмысленный намёк.
Соответственно Российско-Украинские газовые конфликты только добавили аргументов европейцам, обосновывая именно вышеизложенную точку зрения, подкрепляя легитимность Российских прав на контроль и доминирование на территориях бывшего Союза и сопредельных им. На то же указывает и изменение позиций ЕС по этим конфликтам – от полной поддержки Украины в начале, до перехода на сторону России. Это же видно и по войне, и результатам войны с Грузией, в том числе и признание вины Грузии «международным европейским судом», чего многие не ожидали, но что вполне укладывается в канву моих рассуждений. Ещё, чего доброго - они нас и уговаривать будут усилить контроль, вплоть до военно-политического, и включения в состав РФ разных бывший территорий СССР. Тем более, что Штаты, по сообщениям, вынашивают мысли вернуть Украине ядерный статус - вот европейцы то тогда на уши встанут! С тамошним бардаком, да ещё и ядерное оружие....
Реально Европа уже несколько лет осознаёт, что Штаты действуют не в их интересах (как, впрочем, и мы - но мы, хошь/не хошь - европейцы, а те - нет, потому их интересы более иные, больше расходятся с европейскими, чем наши) и противодействуют их политике. На это указывает и всё больший крен Европы в сторону отхода от «евроатлантического единства», что всё больше беспокоит Штаты – как же, Европа пытается выйти из под контроля. Не зря же Буш в своё время говорил, что им нужно "разрешить противоречия и вновь выступать единым фронтом, восстановить евроатлантическое единство". 11 сентября несколько пригасили противоречия, но теперь они вновь усиливаются, начиная с войны в Ираке. Вообще постепенно должно дойти до конфронтации со Штатами (которая в некоторых вопросах уже наблюдается – по тем же войнам в Ираке и Афганистане, например, при сохранении позы внешнего подчинения), и тем быстрее, чем более сильной и независимой будет становиться Европа. И здесь важно, как мы сыграем свою партию, сумеем ли в полной мере обратить эти нарастающие противоречия в свою пользу. Пока что это удавалось довольно неплохо (да что там неплохо – иногда просто великолепно, не зря Путина считают великолепным тактиком) тактически, но не стратегически, просто потому, что стратегии у нас, увы и ах, просто нет в природе. А без этого играть в большую политическую игру и выигрывать в ней в долгосрочной перспективе нельзя - не выйдет. Вот, кстати, и ответ, и обоснование того, зачем нужна сверхидея. Ответ чисто утилитарный.

Но это непростая игра, тем более что мы в неё возвращаемся после долгого перерыва - мы ведь вернулись, как бы, из "долгих странствий", где не имели возможности проводить в Европе традиционную для России, на протяжении столетий, политику. От нас отвыкли. Но, учитывая, что Россия очень долгий срок играла в Европе куда большую роль, чем сейчас Штаты, и куда большее время - всё должно вернуться на круги своя. Они отвыкли, присматриваются, но узнавание чем дальше, тем сильнее. Так что - никуда не денутся, и старые отношения, "старая любовь", вернётся. :) Мы уже сейчас тесним Штаты в Европе, дальше этот процесс будет только нарастать. А Штаты вернутся к своей исторической роли "дальнего родственника" - странного, невоспитанного, но родного - плоть от плоти, так сказать. Конфронтации, в этом разрезе, если и будут, то так же, как это бывает между родственниками - когда кто-то не понимает своего реального места в иерархии. Но как только он успокоится, всё поймёт, займёт подобающее место и станет себя вести подобающим образом (даже если это произойдёт через вооружённый конфликт) - всё тут же успокоится. Это подкрепляется и тем фактом, что практически всегда, на протяжении всей истории Европы против внешнего врага Европа выступала единым фронтом (например – в подавлении «восстания боксёров» в Китае).

Что же касается поисков опор для игры в самой Европе, то ей, традиционно, в первую очередь может стать наш естественный союзник – Германия, в силу геополитической близости и по обстоятельствам своего континентального существования. По хорошему, нам бы с ними расширять нужно договорную базу, имея в виду перспективу создания единого государства. И здесь разделяющие нас ныне территории - Польши, Прибалтики, если они будут совместными, не поделёнными, владениями (может быть сначала – через тотальный экономический контроль), позволят обкатать взаимодействие и модель единого управления.

Честно говоря, мне самому крайне интересно - прав ли я. Ну да посмотрим.