Суздальский уникум Татьяна Купреянова

Татьяна Зоммер
Алексей Кравченко, Татьяна Купреянова "Гитара и гусли 21-го века. Импровизации и стихи."

16 октября 2010г. в 19:30 состоится концерт гитариста Алексея Кравченко и Татьяны Купреяновой в магазине музыкальных иструментов "SOKURSHOP" Москва Адрес: м.Бауманская, Спартаковский пер., д.26 строение 1

Вход свободный!

Татьяна Зоммер
/Эссе/

СУЗДАЛЬСКИЙ УНИКУМ ТАТЬЯНА КУПРЕЯНОВА

ДАР

Когда Татьяне Купреяновой, ныне руководителю уникального суздальского Мета-театра «Плеяды», было пять лет, она упала с моста и стала не такой, как все. Об этом ей рассказывали родные и знакомые. Сама же она вспомнила все только через 20 лет.

- Это было в Астрахани, где мы жили тогда с семьей после переезда из Чирчика – небольшого городка в Ташкентской области. Я сидела на песке возле небольшого моста. А рядом шли люди. Они были все взрослые, и у них были такие унылые, озабоченные лица-маски. Глядя на них, я не захотела взрослеть и впервые глубоко задумалась о смерти...

ОТКРОВЕНИЕ

Теперь ОНА - не такая, как все. Аномальная. Не из нашего времени. Точнее, она просто растворилась во времени. Окончательно это произошло 21 ноября 1988 года, в день Архистратига Михаила (и день рождения ее матушки). В поезде «Волгоград – Москва» – не то во сне, не то наяву – она впервые ощутила беспредельность пространства: открытый космос, кругом планеты, звезды. И вдруг прямо перед ней возникла огромная малахитово-голубоватая сфера.

– Я осознала, что это Земля. Во мне прозвучало само это слово. Но она тут же стала удаляться и превратилась в такую же маленькую звездочку, как и все остальные. Тут я поняла, что это моя душа уходит от нее. Я испугалась, но, к счастью, я была не одна, со мной был проводник. Я ощущала его по правую руку – он был как золотистое свечение, и мы с ним общались. И я спросила у него: «Я ухожу?» «Да, ты можешь идти дальше», – ответил он. Я осознала, что моя душа уходит, что это я ухожу, но потом притяжение Земли меня вернуло. Я снова оказалась достаточно близко от нее. Я испугалась, Земля начала увеличиваться, но в какой-то момент я просто нырнула в нее. Она была такая живая, хрупкая, но – незыблемая.

В том ее измерении каждый сам определяет себе меру времени. Нет прошлого, нет будущего. Есть единовременность происходящего. Все случается мгновенно: ты помыслил – и все возникло. Ты подумал – и все ушло. Именно здесь каждый и может осуществить свою задачу, вложенную Господом, но только – в состоянии любви.

- Вся информация, все знания мира входят в тебя при этом одновременно. И осознаешь реальность мгновения. И состояние «я есть» становится равнозначно «я знаю». Только в состоянии «я есть» и можно понять фразу из Евангелия от Иоанна: «Бог есть любовь». Когда я ныряла в биосферу Земли, то ныряла в свою природу, природу самой себя, свое женское начало. И ощущала, что Земля – женская плоть.

В единовременности происходящего она почувствовала наконец единство плоти и духа. Почувствовала себя ребенком и матерью одновременно. И теперь то уходит, то снова возвращается в состояние «аз есмь».

ЛЮБОВЬ-ДИТЯ

В состоянии единовременья и сам Господь воспринимается по-другому. Он и есть все, то есть сама целостность мира. И ощущаешь себя Его частью и Его целым одновременно. Господь есть любовь (мира) и любовь-дитя. Он озаряет тебя лучом, и ты чувствуешь себя счастливым. И наступает озарение. Осознание своей конечности приводит на самом деле к бесконечности. Ты светел в момент озарения и в то же время слеп – для негатива. Ты видишь только «позитив» и хочешь только «лепоты» жизни.

– Я люблю. Это и есть мои знания. Все открывается только любящему человеку. Открылось вдруг, что «я есть» и «я была» - одно и то же. Мое «я» уже было не в режиме выживания, а в живом жизненном потоке. Я осознала, что есть только два типа людей: живущих и выживающих. Те, кто попадает в животрепещущий живой поток (часто при помощи любви), и награждаются особыми знаниями-откровениями.

СЛОВО

По-особому ей стало открываться и Слово. Она начала читать творчески, видя за буквами текста нечто большее, пока прочтение полностью не превратилось в авторское. Когда она впервые – по-своему – прочла «Слово о полку Игореве», ей неожиданно открылись и ее корни. Это произошло в Ярославле, где Мусин-Пушкин когда-то и обнаружил древнюю рукопись. И опять все оказалось связано с любовью. Она влюбилась в Ярославле в парня, которого по счастливой случайности (?) звали Игорь Святославович. Он и стал отцом ее дочери Ипполиты. Сейчас Поля уже закончила Литинститут, сочиняет стихи и песни, сама исполняет их на гитаре. А пока подрастала дочь, в течение 23 лет, Татьяна продолжала изучать «Слово о полку Игореве». Пока не выучила его наизусть.

– Каждый раз при прочтении мне открывалось в нем что-то новое. По-новому звучали для меня слова, слова-откровения. Интуитивно находила их звучание, генетически выверяла каждую интонацию. Теперь знаю точно: именно так звучало бы это «Слово...» в устах  очередного «бояна». Я словно  заново рождалась и испытывала духовное озарение, была соавтором «Слова...». Находясь в параллельном живом потоке сознания, я отказалась от  всех путей, кроме откровения.

Сначала она догадалась сама, по наитию, соединить в одно единственное слово весь текст. А восемь лет назад, во сне, она услышала голос, который ей сказал, что «Слово о полку Игореве» – ее «славянская библия». С тех пор «Слово» помогает ей жить, открывать для себя новые пути и новые знания.

– Помню, я только взглянула на текст – и прочла его  без  всяких усилий над собой, без отягощения разными институтскими знаниями. Недаром мои предки родом из Чернигова: видимо, и мне передался по наследству их «черниговский корень». Поэтесса Светлана Алексеевич (которую помнят в основном по одной строчке – «У войны не женское лицо») как-то даже сказала, что у меня внешность исчезнувших славянских народов.

Никто не учил ее древнерусскому языку, но она знает, что именно так говорили ее предки. И именно так певуче проговаривали слова древние сказители: под перебор гусельных струн. В результате получалось своеобразное рокотание, свойственное сказительной древней русской речи.

ГУСЛИ И РОКОТАНИЕ

Рок, рокотание. Русский рок – это и есть рокот. В обоих случаях стихи сливаются в одно слово и исполняются с акцентным смещением, в результате которого и получается своеобразное «интонационное» пение. Аналоги такого пения встречаются среди современных эстрадных и «народных» исполнителей. Но мало кто из них всерьез задумывается о преемственности различных манер исполнения. Между тем «бояновая» гусельная традиция и русский рок тесно связаны. Но до понимания их внутренней связи предстоит пройти большой путь.

– Гусли ко мне пришли только в 40 лет. Интересно, что до этого я несколько раз безрезультатно пыталась выучиться игре на гитаре. Хотя всю жизнь меня и окружали барды. В 1991 году я даже подружилась с Еленой Фроловой из театра Камбуровой. Была зачарована ее оригинальным исполнением песен и даже решила вернуться к гитаре. Но вовремя поняла, что это все-таки не мое. А вот на гуслях меня никто не учил играть. Все пришло ко мне само: на ощупь, по наитию… Гусельное – доброе – рокотание нашло меня как откровение. Это мой собственный путь в искусстве, но я иду по нему в первую очередь для себя.

Под рокот гусель проговаривает она, как древний сказитель и «Слово о полку Игореве», и собственные стихи. И то и другое оказалось похоже на своего рода волхвование – одну из первых форм стихов, используемую для обращения к богам и нередко переходящую в индивидуальную молитву-медитацию. Как откровение к ней пришли и сами гусли. Просто очень захотелось самой сделать этот инструмент.

– Сначала вырезала образок Спаса Златовласого (Спас Златые Власы, Влас, Велес наш). А как вырезала, посмотрела на него, то так захотелось сделать гусли, что жар по спине пошел. Взяла доску, на которой у меня иконы стояли, и начала долбить форму. Все делала тайно, без чертежей, в потоке сознания. И все удалось, зазвучало с первого раза как надо. Первенца назвала Алатырик. После него сделала еще 16 гуслей. А затем просто перестала их считать.

Теперь она делает – бесплатно – старинный инструмент для близких людей и на продажу - для знаменитостей. Ее гусли находятся у признанных мастеров интонационного пения Елены Камбуровой и Елены Фроловой, художника Андрея Гусельникова и других. Есть русские гусли Татьяны Купреяновой и за границей. Причем, все они выглядят, как старинные инструменты. Не специально – просто так само получается. Иногда дело доходит до смешного. Как-то Елена Фролова поехала с новыми, только что выструганными гусельками в Германию на гастроли. Так на таможне ей объявили, что такой «антиквариат» вообще запрещено вывозить из России. Да еще спросили: какой это, мол, это век?