Красин - ледокол-легенда

Феликс Цыганенко
Ледокол «Красин» в Арктике.  Снимок из музея истории арктического пароходства.

   Разве можно было оставаться равнодушным к судьбе «дедушки» русского флота, ледокола «Красин»? Когда в период так называемых «реформ» 90-х годов, новоявленные коммерсанты, у которых за душой ничего святого, добрались до легендарного корабля. Поэтому моряки арктического пароходства внимательно следили за теми событиями, что происходили вокруг ледокола.

   Побывать на «Красине» мне довелось в Арктике в 1968 году. После окончания ленинградского арктического училища я работал электриком на ледоколе «Капитан Мелехов». Два ледокола встретились у архипелага Шпицберген, после того, как  капитаны договорились о рандеву по УКВ- связи. Такое случалось в Арктике: обменивались фильмами, продуктами, брали у «коллег» топливо и пресную воду.

   По трапу, опущенному на лёд, с радистом «Капитана Мелехова» Игорем Арефьевым  мы пожаловали в гости  к его  коллеге на «Красине». На ледоколе мы были приятно удивлены интерьерами коридоров и помещений судна-ветерана. Особенно смотрелись большие зеркала в инкрустированных рамах и  дорогие люстры. Куда там «Капитану Мелехову», построенному, кстати, значительно позднее «Красина», в 1956 году на верфи Хольстрем Хисталахти, концерна "Вяртсиля" в Хельсинки, Финляндия?!  Но тут следует сказать, что «Красин» побывал в большом ремонте  и модернизации - в Германии. Старую паровую машину сохранили, но перевели с угля на мазут. Перестроили помещения: вместо кубриков на двадцать мест оборудовали четырёх- и трёхместные каюты. А главное - сохранили корпус особо прочной конструкции...
О героических страницах «Красина» в летописи русского ледокольного флота, вплоть до его постановки на вечную стоянку, рассказывали  документы музея истории  Мурманского морского пароходства.  Его первоначальное название - «Святогор», а построен в 1917 году на верфи Ньюкасл-на-Тайне (Великобритания). Строительство осуществлялось по проекту адмирала Степана Осиповича Макарова и под наблюдением российских инженеров.

   Более 35 лет «Красин» был самым мощным ледоколом в мире. Прославилось судно спасением экспедиции воздухоплавателей под руководством Умберто Нобиле, потерпевшей крушение в Арктике в 1928 году. Дирижабль «Италия» неудачно пытался покорить Северный полюс. Шесть стран Европы послали 19 судов и 21 самолёт, но до 82-го градуса северной широты добрался только «Красин», взяв на борт оставшихся в живых членов экспедиции.

   В те же июльские дни 1928 года «Красин» спас и напоровшийся на льдину немецкий лайнер «Монте-Сервантес». На его борту находились 1500 туристов и 318 членов экипажа. Восемь дней и ночей латали моряки «Красина» немецкое судно, откачивая воду из затопленных трюмов. Глава нашей спасательной экспедиции профессор Рудольф Лазаревич  Самойлович особенно подчёркивал заслуги в спасении «немца» старшего механика «Красина» М.И. Ершова и старшего помощника капитана П.А Пономарёва – будущего первого капитана атомохода «Ленин».

   А сколько событий связано с кругосветным плаванием «Красина», начавшееся в 1934 году?  Преодолев Атлантический и Тихий океаны «Красин спешил спасать челюскинцев, оказавшихся на льдине в Чукотском море. Бедствующих, однако, сняли с льдины лётчики, ставшими первыми Героями Советского Союза. Ледокол было решено оставить для обычной работы на Дальнем Востоке, приписав к порту Владивосток. После нескольких навигаций в тяжёлых льдах судну потребовался ремонт. Прямо из порта Провидения ледокол отправили в США.

   После ремонта «Красин» должен был вернуться в Западный район Арктики на помощь воюющему флоту. Так что, замыкая давно начатый кругосветный маршрут, «Красин» возвращался. Тихий океан, Панамский канал, Атлантика...   На этом отрезке были заходы в Балтимор, Галифакс и Глазго. Рискуя встретиться с рыскающими вдоль американского побережья фашистскими подводными лодками, ледокол шёл безоружным. В Глазго «Красин» вооружили, поставив три пушки и шестнадцать пулемётов. Судно стало похожим на крейсер прошлого века. Готовясь к последнему этапу пути, ледокол перешёл в Исландию.

   Из исландского порта Рейкьявик в северные порты России очередной конвой выходил под кодовым названием PQ-15. В его составе шли 25 транспортов и 20 кораблей охранения. «Красин» в составе конвоя был под вторым номером.
За время перехода экипажу неоднократно приходилось отбивать атаки фашистских бомбардировщиков. Мощный огонь орудий «Красина» и умелые действия его капитана М.Г. Маркова выручали ледокол. На счету ледокола два подбитых торпедоносца. Активное сопротивление моряков транспортных судов и военных моряков кораблей эскорта сделали своё дело - противник был отбит, военные грузы доставлены по назначению.

   И вот ледокол «Красин» вошёл в Мурманск. Боевая кругосветка завершена, но впереди ещё три года войны, в которой героический ледокол продолжил боевую службу…

   Долгие годы судно проходило под флагом Мурманского морского пароходства.  Но время брало своё. На вооружение флота стали поступать могучие атомные ледоколы и «дедушка» «Красин» скромно ушёл в тень, уступив место молодым и сильным. В 1989 году «Красин» пришёл в Ленинград для продолжения службы в почётной должности единственного в мире плавучего ледокола-музея.

   Удивительные  приключения легендарного корабля произошли в пучине рыночных отношений.  Постановлением Совмина в 1990 году «Красин» был передан для научных целей  сомнительной организации  под громким названием  «Международный фонд истории науки». «Научный» фонд, состоящий из нескольких россиян и одного чеха, сразу же стал использовать ледокол в коммерческих целях.  На «Леониде Красине» - так назвали теперь судно, стали перевозить подержанные автомобили, совершив по Европе три рейса. Однако «учёным» показалось, что затея приносит мало доходов. Ледокол-легенду они решили... продать в США через подставную московскую фирму. В свою очередь американцы намеревались превратить «Леонид Красин» в музей, поставить его на Аляске на вечный прикол и зарабатывать деньги с охочих до русских сувениров и экзотики богатых туристов Нового света. Вот какое было «замечательное» время неразберихи и безвластия в стране!

   На пути коммерсантов встал вновь назначенный капитан ледокола - Лев Бурак. Итогом его нелёгкой борьбы стало постановление Правительства в 1992 году  о том, что «Леонид Красин» является историческим памятником и охраняется государством. В судебном порядке, ледокол был возвращён государству.

   Однако мытарства корабля на этом не закончились. Через некоторое время группа рядового состава экипажа фактически захватила его, поставив нового капитана. С позволения сказать, моряки, набранные фондом в злачных заведениях Кронштадта, выносили и продавали всё - хронометры, одеяла, предметы сервировки, детали интерьера корабля. Многочисленные группы иностранцев обманывались предприимчивыми дельцами. Пожертвования посетителей на содержание ледокола распределялись между новоявленными бизнесменами, едва нога милосердного визитёра ступала с судна на берег.

   Дело дошло до рукопашной. В мае 1994 года начальник транспортной милиции северной столицы генерал Власов предоставил изгнанному капитану  взвод ОМОНа, который вместе с новым, набранным экипажем, взял судно на абордаж.

   С тех пор чёрная полоса новой жизни для «Леонида Красина» закончилась.  Ледокол встал у причала Балтийского завода в Санкт-Петербурге и выполнял свою прямую роль - славить историю освоения Арктики. Эта стоянка носила временный характер. Постоянное место стоянки, исторически закреплённое за ним - это набережная лейтенанта Шмидта  у 15 линии Васильевского острова, где 5 октября 1928 года сотни тысяч ленинградцев, руководство города и страны торжественно встречали знаменитое судно…