Как стать писателем Мастер-класс

Олег Хлобустов
   Пожалуй, это первый, или один из первых опытов «писать по заказу», когда тема предложена (задана) заинтересованным лицом, которое видит смысл в раскрытии какой-то конкретной темы.
   А началось это, как всегда это и происходит, неожиданно, с пришедшего «по мылу» письма. (Впрочем, это, собственно, второй аналогичный случай в жизни, первым было письмо из издательства, результатом чего стала моя третья книга).
   Пришедшее послание приглашало принять участие в мастер-классах на одном из сайтов, посвященных литературному творчеству.
   Самый распространенный и, тем не менее, правдивый и верный ответ на вынесенный в заголовок вопрос – для этого надо много знать и самоотверженно трудиться!
   Именно самоотверженно, порой целенаправленно ограничивая желания, стремления – пытаясь «получить от жизни все», ты нередко предаешь свой талант, или задатки, или то, что мог бы сделать или чего мог бы достичь, но чем  непростительно бездумно пренебрег, поддавшись мимолетному искушению.
   В юности не свойственно задумываться об ограниченности земного существования, да и жизненного опыта недостает для того, чтобы выработать стратегию жизни и творчества.
   Эти не очень серьезные, не систематизированные заметки – «мысли вслух» – для тех, кто хочет больше узнать о содержании и особенностях литературного ремесла. Да, да, именно ремесла, и в этом слове нет ничего «низкого» или «зазорного», ибо ремесло – это прежде всего умение изготавливать качественный продукт, удовлетворяющий некоторым требованиям потребителей (в нашем случае – потенциальных читателей).
   Каковы же, на мой взгляд, правила и принципы этого одного из древнейших человеческих увлечений?
   - Лучше всего писать о том, что ты знаешь, знаешь хорошо.
  Ибо как раз твои знания, что ты знаешь в отличие от других, и вызовут интерес.
  - И не менее важно – уметь доходчиво выражать, излагать свои мысли, а также отражать увиденные тобой образы, что бы они адекватно отражались, возникали в воображении читателя, порождаемые создаваемыми тобой сочетаниями букв, знаков и слов.
  То есть, творчество, литературное творчество – это соединение мыслей, нередко – и чувств, и даже предчувствий, с формой, то есть стремлением и умением их дистанционной передачи, когда нет ни голоса, ни интонации, ни жеста, ни взгляда, а лишь абстактно-холодная система знаковой передачи информации, каковой и является письменная речь.
   По-настоящему творческому человеку, мечтающему о «самореализации» (именно о ней!, а не о «лаврах» или славе, деньгах – на литературные гонорары ты вряд ли сможешь прожить в современных условиях, хотя некогда, еще лет 20 назад, они и были крайне заметным подспорьем для моего личного бюджета), крайне сложно писать только для себя, «в стол», без возможности увидеть свое творение опубликованным, без возможности услышать (увидеть) мнения и отклики читателей, узнать как именно они восприняли созданное, написанное тобой...
   Когда на встрече, посвященной 25-летию окончания института, двое моих товарищей напомнили мне о знакомстве с моими первыми прозаическими опытами, я был крайне удивлен, ибо эти, на тот период времени, безусловно очень важные, значимые для меня события, истерлись, ушли из памяти, не оставив в ней яркого следа….
   А вот другого своего читателя, ценителя и взыскательного критика, Валеру П., я помню прекрасно, равно как и его замечания, советы, подсказки, мысли и т.д.
   Валера писал стихи, не стесняясь знакомить с ними однокурсников, и был известным автором не только курсовой, но и институтской стенгазеты. Не знаю, как сейчас, но в начале 90-х годов (чувствуете, как это впечатляюще звучит – прошлого века? А какой знак  препинания лучше поставить для подчеркивания личной авторской значимости самого этого факта объективной разности эпох: тире или двоеточие? Наверное, - «тире» - оно как бы «удлиняет» текст, заставляет сделать интонационную остановку, чтобы обратить внимание на последующие слова…), во многих вузах вместо привычных стенгазет появились многотиражки, в которых «пробовали перо» многие ставшие впоследствии известными журналисты….
   Я искренне признателен и благодарен ему за поддержку моих первых, безусловно, ученически-подражательных, «экзерсисов».
   И тем более значима для меня была встреча и беседа с поэтессой Диной Анатольевной Терещенко, хотя я и пришел к ней не с поэтическими, а прозаическими экзерсисами*….
Дина Анатольевна не была лапидарны, довольно – и справедливо!, жестка в оценках и советах, и, наверное, именно поэтому – по контрасту ожидания и итога, – они  и запомнились и произведи впечатление. Тем, что для достижения цели надо много учиться писать, трудиться пиша, пробуя, экспериментируя, подбирая, нащупывая нужную словестную форму выражения чувств.
   И не следует сразу же замахиваться на нечто великое – эпопею или роман! Думаю, что противопоказано категорически, хотя, как знать – Юрий Герман написал первую повесть «Рафаэль из парикмахерской» в семнадцать….
   Начинать можно (и нужно?) с «малых» литературных форм – зарисовка, сказка,  заметка, стихотворение в прозе, рассказ, эссе.
   И далеко не все из них станут «классикой», тем не менее, являясь необходимым «кирпичиком», ступенькой, слагаемым на пути к мастерству.
   Обычно авторам свойственно делить, градуировать свои творения на ученические опыты («экзерсисы»), проходные произведения, о которых вспоминаешь нечасто, «нетленки», которым суждена относительно долгая(?),  и, наконец, «эпохалки», которые, кажется, будут жить вечно….
   … 30 лет назад мне пришлось познакомиться практически со всеми ИВС (изоляторами временного содержания) Москвы, за исключением разве что знаменитой «Бутырки», и Пресненской «крытки» (пересыльной тюрьмы)….
   А 10 лет назад я начал с подобным же энтузиазмом изучать «изнанку», точнее – «творчески-производственный процесс» нашего документального кино для телевидения….
   Первое же знакомство с ним, приключившееся аккурат 10 лет назад, оставило по себе чувство законного удовлетворения. Хотя бы потому, что мое выступление в «Суде присяжных» было показано целиком.
   …три часовых телеинтервью за год (не считая нескольких документальных фильмов), а также 4 радиопередачи, я считаю очень даже неплохим итогом и результатом.
   Кто посчитает иначе – пусть попробует сделать больше!
   Впрочем, я уже рискую утомить своих читателей и не лучше ли отложить продолжение нашей беседы до следующего раза?

   * Экзерсис [от французского - exercice] – система упражнений в музыке или танцах. В широком смысле слова – учебные упражнения.