А митрофанову милее полицаи

Александр Раков
Фильм режиссёра В.И.Хотиненко «Поп» был удостоен первой Патриаршей премии в области киноискусства. «Я присоединяюсь к положительным оценкам этого фильма, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — И с художественной точки зрения, и с точки зрения постановки, игры актёров, и с точки зрения сценария он заслуживает очень высокой оценки». Что же касается негативных отзывов, они, по мнению Его Святейшества, «обусловливаются чаще всего априори некоторой идеологической установкой критикующих».
К таким критикам относится и печально известный протоиерей Георгий Митрофанов (СПбДА). Митрофанов, выступая в культурном центре «Покровские ворота», где обсуждался фильм «Поп», заявил, что этот фильм «очень противоречивое явление»: с одной стороны, это первая попытка рассказать языком кинематографа о деятельности православных священников во время Великой Отечественной войны, а с другой — к фильму есть немало претензий. Главный герой С.Маковецкого оказывается «как будто на стороне сталинского режима»: он якобы симпатизирует партизанам, «от мародёрства которых в первые годы войны страдало мирное население», и отказывается отпевать полицаев, которые, по словам о.Георгия, для местных жителей были «более свои, чем партизаны». «Фильм недосказанный, непонятно, на чьей стороне герой», но, как священник, он должен служить не земному Отечеству, а Небесному, заявил Митрофанов. Финал же фильма, по мнению о.Георгия, «очень верный и очень безысходный». В молодых гуляках, случайно встретившихся с постаревшим главным героем у стен Псково-Печерского монастыря, Митрофанов видит «свидетельство того, что вся его (о.Александра — героя Маковецкого) работа перечёркнута: он видит Псковщину, лишённую церковной жизни, так как победила Красная армия». Подытоживая дискуссию, о.Георгий Митрофанов сделал вывод: «Фильм «Поп» не только не даёт подлинной картины происходящего, но подлинная религиозность уступает в нём место идеологии».
РНЛ