Притчи

Дмитриев
 В чем же отличие?

 Один философ признался перед другими, что совершил ошибку.

 - И ты не стыдишься в этом признаваться? - удивился другой
 - Я часто ошибаюсь,- заметил философ
 - Значит, ты глупец!
 - Глупец от мудрого отличается не тем, что один делает ошибки, а другой нет, а тем, что мудрец замечает свои ошибки, а глупый на это не способен, - спокойно ответил философ

 Подумай о людях, а не о себе

Однажды ученик пришел к мудрецу с жалобой на людскую жадность и корыстолюбие
- Но ты можешь изменить людей,- заметил ему учитель
- Как же, о учитель?
- Очень просто. Если ты желаешь, чтобы люди стали бескорыстны, начни с самого себя

 Через некоторое время ученик явился вконец опечаленный:
- Учитель, твой совет оказался совершенно бесполезным, люди неисправимы! Целый месяц я раздавал им щедрые подарки, но в ответ никто не подарил мне даже одной таньги. Мало того, пусть бы они отплатили мне уважением. Но вместо того соседи стали считать меня же транжирой и глупцом
- Как ты можешь утверждать, что совет бесполезен, если ты не выполнил главного условия? - вопросил мудрец
- Разве я не выполнил его?
- Конечно, друг мой. Если ты ждёшь от людей ответных подарков, где же твоё бескорыстие?

О тяжких камнях совести

 Однажды пришел к мудрецу за советом человек, измученный совестью за свои дурные поступки
 "Сделай так, - сказал ему мудрец - отныне каждый раз, совершив что-то недостойное, клади в мешок один камень. А мешок всегда носи с собой
 Через некоторое время человек снова пришел к мудрецу с жалобой:
 "Мне стало только труднее, и я уже почти не могу носить этот проклятый мешок!"
 "Не нагружай больше мешок камнями, и ты сможешь его носить, - ответил мудрец - точно также и с совестью: отягощай себя как можно меньше своими проступками - и её упреки перестанут быть невыносимыми. Ведь ты множил своё зло, потому тебе и становилось всё хуже"

Небо поможет Земле

 Однажды некий охотник случайно свалился в яму, которую люди вырыли для слона и, сколько ни прыгал, никак не мог выбраться наружу. Тогда он стал звать на помощь, и вскоре увидел наверху древнего старика
 "Экая досада,- закричал охотник - что нашелся лишь один человек, да и тот ничем не может мне помочь
 "Старик! - обратился он к пришедшему - нет ли поблизости молодого мужчины, который подаст руку, что бы мне выбраться отсюда?"
 "Нет никого, - ответил старик - но я помогу тебе словом. Я научу тебя, как выбраться из этой ямы, ведь ты можешь это сделать сам. Ты прыгал безуспешно только потому, что ставил себе слишком низкую цель. Ведь ты способен достичь неба, а пытаешься допрыгнуть до земли. Прыгай же в небеса"
 "Разве я это могу?"
 "Да,- ответил старик - попробуй, и ты убедишься, что я прав"
 Охотник собрал все свои силы и легко выпрыгнул из ямы. Но вместо радости он испытал лишь разочарование
 "Все же ты обманул меня, старик - сердито сказал он спасителю - ты обещал небо, и я тебе поверил, а ведь я нахожусь на земле"
 "Не спеши туда, - возразил старый мудрец - пока еще у тебя немало дел здесь. Заметить, что путь в небо уже позволил тебе выбраться из ямы. А ведь к этому ты и стремился, не так ли? Но не сомневайся: небо поможет тебе и в будущем. И лишь будущее покажет, лгал я или говорил правду"
 
 Притча о знании и смерти

 Однажды пришла к крестьянину бедность, все забрали у него лихие люди. Так и мучался бедняга, пока не узнал, что в тех краях обитает могучий волшебник.
Пришел к нему крестьянин и говорит:
- Научи меня мастерству, я хочу, чтобы исполнялись все мои желания
Волшебник посмотрел на него внимательно:
- За это тебе нужно заплатить высокую цену
- Отдал бы все на свете - печально ответил крестьянин - но вот беда, я ведь гол как сокол. У меня ничего нет, чем можно заплатить за науку
- Ошибаешься, - ответил волшебник - у тебя есть бедность, а это ценность великая. Отдай мне ее в уплату
- Самая удачная сделка в моей жизни! - закричал крестьянин- да ты покладистый парень, как я вижу. Даешь мне такое сокровище, и берешь взамен то, от чего я сам рад с превеликим удовольствием избавиться
Волшебник вручил своему ученику золотую палочку. Что ей не вели - все сделает

И вот зажил крестьянин безбедно. Стало много у него и денег и власти
- Чудеса! - живет он и не нарадуется - раньше все шло из дому, а теперь норовит в дом.
Однажды к его роскошному особняку пришла убогая нищенка. Посмотрел на нее богач и жалко ему стало горемыку
- Знаешь что? - сказал он ей в порыве великодушия - бери все ценное что есть в моем доме. Мне нечего скупиться. Даром я все это получил от доброго волшебника. Да мне и разбогатеть недолго, ведь бедность свою я продал
- Хорошо, возьму самое ценное - покладисто ответила старушка, кивнув - я заберу тебя самого. Потому что ты сам - и есть самое дорогое среди своих побрякушек, да только забыл об этом
С этими словами она сгинула. И богач тотчас умер.
Его зовут Знание. А старушку убогую - Смертью

Притча о проявлениях любви

Два брата трудились на поле, которое поручил им отец. Один из них, мужественный весельчак, радовал колосья своей бодростью и энергией, вдохновлял хорошим настроением, заражал уверенностью. А другой был маменькин сынок, унылый и не уверенный в себе, мрачный да насупленный, грустный и сомневающийся, он только поливал колоски слезами, так что они столи мокрые и поникшие.
 "Знаешь что, брат - сказал веселый, - ступай-ка отсюда, только загубишь весь урожай. Ты делаешь мир таким мрачным. что зерна уж в сомнении, стоит ли им являться на свет".
 Тот еще пуще заплакал и ушел прочь. И веселые колосья завяли. Ведь грустный брат поливал их дождями своих слез.
Тому, что растет, печаль также важна, как и радость.

1.
Жили два мужика на селе. Дружили. Один был сильный, здоровый. Другой маленький и хилый. Здоровый мужик частенько смеялся над маленьким: «Ты со своей слабостью пропадешь, а я от любого врага отобьюсь».
Но однажды случилась буря. Застала она этих мужиков в лодке на реке. Лодка стала тонуть. Увидели односельчане такое дело и бросились спасать их. А тонущие, как известно, всегда стараются отбиться от спасателей – колотят руками и ногами куда ни попадя. Маленького мужика быстро спасли – схватили за волосы и выволокли на берег – он не смог сопротивляться. А сильный отбился от спасателей, нырнул, а вынырнуть уже не сумел.

2.
Однажды стая голодных волков напала в лесу на человека. Стал он от них отбиватся как мог, но вот уж видит, что смерть близка.  К счастью, на лесной тропинке показались два мужика.
 Уж из последних сил позвал он их себе на помощь. И в самом деле, один храбро бросился на выручку. А другой, повернувшись, пустился наутек.
- Спасибо тебе, друг - обратился человек к смелому - жаль лишь, что твой приятель трусоват.

 Начали они вместе сражаться с волками. Но вот храбрый крестьянин упал под напором волчьей стаи. Плохо пришлось бы и нашему герою, если бы не послышался лай собак. Это убежавший крестьянин привел помощь из близлежащей деревни.
 Волки исчезли в лесу как не бывало

- Спасибо и тебе великое! - сказал человек второму крестянину, который показался на тропинке вместе с другими - твой друг пожертвовал для меня жизнью, но и ты спас меня - своим умом

 Смелость и жертвы нужны жизни, но не сами по себе, а  для того, чтобы выиграть время, пока на помощь не придет сознание.

3
Жил-был в селе старик такой древний что  еле волочил ноги. И многих  уже пережил, смотришь, другие и младше его уже умерли, а он все еще себе живет
И решили молодые пораспросить старика, как это ему удается

- Видите, как я медленно хожу, - ответил  дед - потому и живу так долго, что не могу догнать свою смерть
- Да ведь за смертью не гоняются, - удивились те - наоборот, смерть каждого старается догнать
- Разве она вас догоняет? - усмехнулся старик - это вы бегаете от нее.

Молчание - это инобытие слова

Некий монастырь на высочайшей и труднодоступной горе слыл источником мудрости и к нему время от времени стекались люди, чтобы узнать истину о мире и себе. Но вот беда - всякому, кто находил в себе силы добраться до вершины горы и позвонить в колокольчик у ворот монастыря, приходилось очень долго ждать, пока ему откроют двери. И никто не мог знать, когда откроется эта дверь - через сутки или месяц.
А причина была проста: в монастыре остался в живых только древний и ветхий настоятель, который очень долго поднимался со своего ложа и медленно, едва передвигая ноги, шел к воротам. А когда он доходил до ворот, то никого уже не обнаруживал за ними: люди, нашедшие в себе силы добраться до монастыря, теряли терпение, отчаивались получить доступ вовнутрь и ни с чем уходили восвояси.
Однажды настоятель, открыв ворота в очередной раз, к своему удивлению, обнаружил за ними юношу. Тот стоял на коленях в пыли и кланялся ему.
- Кто ты, дитя? - спросил его монах
Но юноша поднял к нему умоляющий взгляд и не ответил. Он был нем.
Юноша был немой и привык молчать. Это и помогло ему вытерпеть многодневное ожидание
Настоятель повел гостя к себе, обучил всему что знал сам. И вскоре умер. А его ученик стал открывать всем приходившим двери. Он быстро добегал до ворот и все приходящие заходили в его жилище чтобы поучиться мудрости, выслушать главные в своей жизни слова.

Но монах был нем. Он садился со вновь пришедшим у горящего огня и долго молчал.
Трещал огонь, тянулись часы, полные тишины, покоя и молчания.
Одни, не дождавшись мудрых слов, с досадой уходили. Другие же понимали очень многое  для себя.

У притчи два итога. Быстрый путь не всегда самый простой, но и у сложного есть свой резон. Молчание - это инобытие слова.

 Притча о пути обучения

 В древности некий юноша поступил на обучение к мастеру. Однако, дни проходили за днями, а пожилой мудрец только гонял ученика на тяжкие работы, приговаривая, что время учиться еще не настало

 - Помилуй, - взмолился наконец молодой человек - ты хочешь, чтобы у меня не осталось на учебу никаких сил?
-  Совсем наоборот,- возразил мастер - я хочу, чтобы у тебя не осталось сил на всё остальное

 Притча о смерти

 Когда пришло время умирать старшему брату, младший, в порыве любви и сострадания предложил:

- Позволь, я умру вместо тебя
- Нет, брат, я больше прожил

 Но смерть, которая подслушивала этот разговор, решила так, чтобы им умереть одновременно.
 Поэтому любовь между братьями хотя иная, сродни той, что возникает между мужем и женой: неважно, раньше или позже родился кто-то из них, но чтобы исполнить долг любви, им нужно умереть в один день

 Притча о жизни

 Некий путешественник вечно бродяжничал по свету, не мог усидеть на одном месте, потому что ему везде быстро надоедало. Поначалу, как приедет куда-то, все ему ново и чудесно, но проходит время, и вот жизнь кажется страннику обыденной, лишенной свежести впечатлений
 Однажды судьба занесла его холодным дождливым вечером на берег океана, где он нашел приют в хижине рыбаков
 Хозяева обогрели его и дали ухи
 - Как вкусно! - закричал он, едва проглотив первую же ложку, - нигде и никогда такого не пробовал
 Хозяин и хозяйка хижины переглянулись
- Мы живем здесь много лет, - сказала наконец женщина - муж рыбачит, а я варю суп. Рецепт моей ухи простой: я готовлю её всегда из свежей рыбы