За что я люблю 90-е

Майя Басова
У каждого человека есть особый период в жизни, который ему приятней всего вспоминать – несколько лет, десятилетия или ,если повезло и пара десятилетий….
У меня это 90-е.
Я знаю, что сейчас в меня полетят “камни” , но я повторю – “ я люблю 90-е годы”.
На днях довелось присутствовать на одном сборище – там пожилые и не очень люди предавались воспоминаниям о том как они жили и вздыхали,  как бы они могли жить, если бы не проклятые 90-е с их беспределом…
Я, как обычно, промолчать не смогла, но на все мои доводы получила ответ, что мой случай, мол частный, а большинству людей было плохо!
Пришлось согласиться, что это мое субъективное ощущение и я не буду никому его навязывать,
Но если субъективных отношений много – они становятся объективными! Или не так?
Моим подругам тоже  есть что вспомнить про эти годы- нас не так уж и мало!
Причем мы – это не олигархи, вовремя что-то приватизировавшие ине бывшие челноки, создавшие свою бизнес-империю.
Нам было хорошо – были свои проблемы и всякое было, но в целом - нормально!
В 90-е годы моя девочка была маленькой. Все наши дети были еще маленькие. Мы сами были молодые, красивые, на нас  оглядывались мужики  на улице и многое было еще впереди, хотя и минимальный жизненный опыт у нас тоже к тому времени был. Мы – это я и мои подружки.
Именно тогда появились красивые импортные вещи – пусть китайские подделки, но яркие и модные – долой страшные платья из ЦУМа и произвол частых портних!И именно эти тряпочки нас как-то вдруг стали украшать – благо мы были в той поре, что все сидело очень даже неплохо!

В 90-е годы мы все развелись. И это не было ни печально, ни трагично- это было закономерно.
От наших родителей, сформировавших свое мировоззрение в период хрущевской оттепели мы унаследовали  способность к романтическим отношениям с противоположным полом, но вот семейных ценностей, свойственных им, мы не усвоили . А может – мы просто были  решительнее?
Всем нашим разводам предшествовала более или менее долгая совместная жизнь, Причина у каждого была своя и в чем-то похожа одна на другую – суть сводилась к тому, что наши мужья не приняли и поняли и не поняли того, что произошло в 90-е, как это  приняли и поняли  мы.
Впрочем, это не совсем так. Были и такие, что восприняли все слишком буквально – и возможность быстро и не очень честно подзаработать денег и возможность их так же быстро прогулять, не успев иногда и донести до дома.
История  каждого развода – отдельный рассказ, а здесь речь пойдет  не об этом.
Итак, разведенные периода 90-х – это  в большинстве, не те, кого бросил муж и ушел в другую семью, и не те гордые  женщины, которые ушли сами из-за измены мужа, так и не простив ….
У нас все было по-другому.Нас как бы захлестнуло волной и разнесло  к разным берегам – и это было просто природное явление и обижаться на него было нельзя!
Главное, мы ощутили свою полную свободу. Почему-то все отметили развод ремонтом квартиры – освободившейся от присутствия мужчины или доставшейся от него.
Я впервые оформила дом  по своему вкусу -  насколько позволяли средства Предыдущий  ремонт делал муж – он делал его почти  3 месяца ( не один, а с бригадой маляров).  Мне не разрешалось смотреть на процесс работы и я томилась в это время с младенцем на даче.
Когда я увидела результаты моего плена и его сотрудничества с рабочим классом, было уже поздно – комната  была улеплена голубыми обоями, которые за 5 лет до этого “достала “ в 3-х часовой очереди моя бабушка и они предназначались в  полутемную прихожую ( где не так бросались бы в  глаза), а их сочетание с  желто-коричневой  мебелью и бордовыми шторами было таким ужасным, что я просто старалась не смотреть по сторонам. В срочном порядке пришлось заменить шторы, покрыть мебель  и сделать вид, что все более – менее прилично.
Аргумент “чистенько и ладно” меня  не устраивал, но перспектива искать новые обои, клеить их еще  2 месяца  тоже   не радовала.
Почему-то  спустя несколько лет после того эпохального ремонта, уже после развода, без проблем нашелся мужик с  золотыми руками, который за умеренную плату отремонтировал один всю квартиру, а светленькие обои я купила сама в магазине стройматериалов – уже не надо было ничего”доставать” – мы просто пошли с дочкой и выбрали!
Тогда возможность купить, а не “достать” радовала нас  ежедневно и ежечасно. У нас раньше  не было никогда в друзьях”нужных “людей ( завскладов, мясников  и товароведов)  и “доставание” сводилось к часовым стояниям в очередях ( поэтому я сейчас не в состоянии выдержать даже 10-минутную очередь в кассу в супермаркете) или к редким поездкам в Москву или еще реже – за границу.
Меня радовали ряды китайско-турецкого тряпья на барахолках и ярмарках,  прилавки, заваленные продуктами на рынках ( мы тогда еще не были так озабочены “качеством жизни” и здоровым питанием и не понимали, что часть продуктов были не слишком съедобны и расчитаны на полуголодный третий мир, но насколько же это было лучше  пустых прилавков советского периода! У нас впервые в жизни появилась одежда, которая не просто грела и прикрывала – она даже украшала!Появилась обувь, которая сразу подходила по размеру – не надо было ее разнашивать.
“ У истории нет сослагательного наклонения”- эту фразу любит повторять мой папа, а в его мудрости у меня нет пока оснований усомниться…
И все же иногда я задумываюсь, что было бы если бы 90-е годы были похожи на 80-е как 80 на 70? Конечно, что-то бы поменялось, но в целом?
Мой бывший делал бы вид, что работает  в НИИ за 120 р, ходил бы туда на несколько часов в день  и   страшно ругал бы за тупость  начальников, если бы кто заметил его “работу” – он не ездил бы на “картошку” с другими сотрудниками,( он был выше этого) а отлеживался бы на диване с томиком “Фэнтези” в руках, пил бы  сутками   свежезаваренный чай и создавал видимость умственной  деятельности. Он делает это и сейчас, только не нашлись еще желающие платить за все это даже те 120 р в нынешнем эквиваленте и он, конечно,  обижен на этот жестокий мир.
Но  мы бы так и не узнали до конца – кто с нами рядом, если бы  не наступило  это время.
Отметили бы давно наши серебряные свадьбы и думали, что, хотя могло бы быть и лучше, но все таки жизнь сложилась не так плохо.
Мы не узнали бы, что  прожили жизнь с людьми, неспособными защитить свою семью, не понимающими ответственности за близкого человека, не узнали бы на что способны мы сами и чего мы стоим на самом деле.
Мы уже не сердимся на них – наших бывших.  В конце концов -мы их сами выбирали.  Наши любимые дети – от них! Поэтому мы им  не желаем зла. Им просто не повезло – их  молодость пришлась на 90-е, а они не были к этому готовы!
Жизнь обошлась с ними куда хуже, чем с нами –неприкаянные и неухоженные пожилые мужики зрелище гораздо  более печальное, чем одинокие женщины.
 Их родители уже состарились, но отношения с ними были испорчены еще в период ранней молодости, для них это сейчас  просто посторонние старики, их дети выросли без них  и даже без их денег – это чужие молодые люди,  со своими проблемами, которые никогда не станут и их проблемами (а могли бы!),  у некоторых уже внуки, которые  никогда их не назовут дедушкой, Случайные подружки – их сейчас становится меньше и их  потенциальный интерес к неустроенным мужикам почему-то  слабеет.
Никто не рвется связать с ними судьбу, да и нашим стареющим лысым, седым ибородатым  “парням”это тоже не так и надо. Они ведь и раньше  не усвоили, что такое семья.
Они все разные,  наши бывшие, у них разный достаток – у кого как сложилось, но связывает их между собой что-то общее  – у них нет связи с прошлым и будущим.  Они сами отрезали путь к своим детям. – просто забыли о их существовании.
 Иногда – раз в 5 лет, они говорят про свою любовь к ним, но эта любовь не находит никакого выражения кроме вербального.
Они винят  в своих бедах нас –бывших жен, правительство  Горбачева и Ельцина, но никогда не винят себя. Мы сломали их жизнь- ушли, уехали, остались, но  построили свою, обзавелись другими – адекватными  времени и месту семьями и живем. А  они мучаются. А ведь все было так хорошо!
В 90-е годы стало вдруг понятно кто есть кто – просто все вышло наружу: и добро и зло. Появилось так много зла, что все ужаснулись,но оно ведь не  родилось  само по себе – оно просто вышло из того”добра”, которое было с нами постоянно и мы его даже не замечали!
А теперь – начинайте ругать 90-е!