Сердце или время?

Саша Гезалов
Полчаса вспоминал название этой статьи, которое придумал раньше самой статьи. Потому что оно емко отражает нынешнюю ситуацию с добровольчеством России. Люди готовы отдавать свое время, которое у них есть, потому что это стильно, дает новые ощущения, а так же придаёт вес в глазах других людей. Куда деть свое время? А отдам-ка я его сироткам, это дело. Даже появилось такое направление - социальный туризм, но не тот, что в культуре некоторых зарубежных стран, где за поездку для работы в детский дом платят деньги, он другой. Наш, российский. Придти к сиротам, как в зоопарк, или кино, чтобы увидеть то, о чем читал на чьих-то форумах. Получить гештальт-ощущения и не отдавать свое сердце тем, кому не нужно их время. Тем, к кому приходят, не нужны часы присутствия, часы, которые равно меняются на тусовки в кафе или на дискотеке, или на поездку в монастырь. Нуждающемуся нужны сердце и душа приходящего к нему человека. Который тоже выкроил время, но именно потому, что его сердцу и душе это надо. Время отдавать сердце. Да, может его меньше, чем у мальчиков и девочек в одинаковых футболках с шариками, но теплее станет именно от такого участия. По сию пору добровольчество в России считается делом простым, недушезатратным. То есть можно просто прийти к кому-то, сказать «привет», и побыть рядом, изредка шевеля игрушками. При этом мысленно пребывая на той же дискотеке или тусовке.

И дело не в том, что добровольцы не захотят идти по другому пути, их просто может не оказаться. Ведь обученный доброволец на западе стоит дорогого, потому что в него вложились, он уже боевая единица, и просто так его не сунут тушить пожары с веткой в лес. Это человек уже ценится и организацией, и системой, в которую он направляется. Такой доброволец может быть качественным помощником специалиста, его ассистентом, понимающим, что делать, как, зачем и почему. Не берущий на себя больше того, что есть в его должностной инструкции. Это называется границы безопасности. Когда доброволец понимает, что его компетенции в этом и этом, не более того.

Важно, что вкладывающаяся в добровольца организация получает адекватное желание добровольца обучаться. Если доброволец в анкете написал, что не желает обучаться, что у него есть высшее образование, такого человека не допустят до работы с теми, кому нужны люди с обновляющимися знаниями. А придти в социальное учреждение по собственному желанию он не сможет, потому что есть понятие ответственности сторон: стороны, которая направляет, и стороны, которая принимает. Это и возможность сделать оценку труду добровольца, предъявить претензии не к нему, а к организации, которая его не подготовила . Даже в судебном порядке. А у нас пока что практика такова: побежали кто куда. Никто ни за что не отвечает, программы никто не лицензирует, делай что хочешь. Между тем в нормах западной практики до начала реализации проекта - получить на него хотя бы рецензию, согласование, что этот проект хотя бы не навредит. У нас же - кто во что горазд. Нашли спонсора, ворвались в детский дом, оглоушили всех непомерной энергией, одарили непомерно, и, довольные, сели строчить отчеты-ощущения от счастья, забыв, что в том же детском доме есть свой ритм, своя жизнь, и она такая, какая есть. И передозировка молодыми задорными добровольческими телами для нее трудноперевариваема, надо это учесть и "снизить градус горячки набегов". Ведь и воспитателям нужно тогда поддержать эту гонку, а они не могут так, они в рамках системы и своей энергетики. Учесть это не так сложно. Но этому тоже надо учить. Обучение добровольцев ( точнее, необученные добровольцы)- это просто бич нашей добровольческой системы. Много ли есть организаций, где есть качественное обучение? Поэтапное, сертифицированное?

От небольших знаний, к большим и более качественным. Ведь даже введение в тему должно быть дозированным, с учетом здоровья и компетенции добровольца. Горящие глаза и стремление свернуть горы не в счет. Часто именно присутствие данных компонентов в добровольце приводит к его быстрому выгоранию. А вот реабилитация такого добровольца дело многотрудное, и вложение средств туда требуется даже больше, чем на работу с клиентом социальной группы. Между тем обученный доброволец получает знания и техники для возможности «оставлять работу за порогом учреждения». Или умения переключиться от мыслей об оставленной в больнице девочке, способности не продолжать страдать потом, ведь сострадать надо рядом с нуждающимся. Как бы жёстко это не звучало, но это спасительно для добровольца. Часто можно услышать такое: « Ведь мы ушли и оставили их там, в беде!» Но Вы БЫЛИ С НИМИ и остались в памяти тех, о ком заботились, значит, оставили частичку себя. И они ждут Вас снова, и Ваш новый приход вновь окрылит их. Ведь это главное.

Чем может помочь Ваше переживание больной девочке? Вот если бы человек после участия в жизни опекаемого еще и молился о нем, и сам переключался на общение с Богом , тогда и польза дополнительная была бы тому, о ком молится тот или иной доброволец. Добровольцу, идущему на помощь нуждающимся, нужно вглядеться в свое свободное время, которое он предлагает, и, если там нет самого главного, что необходимо- сердечного и душевного участия, а есть просто время, то лучше отдайте его родным людям, вреда точно не будет.

http://sirotinka.ru/ravnovesie/6546.html