Точка зрения

Валерий Афанасьев
Михалыч любовался осенью, не понимая, как люди могут всего этого не замечать. А если замечают, то куда бегут, почему не остановятся хотя бы на минуту, чтобы проводить этот замечательный осенний день? Он такой один, и тот, который будет завтра, уже не тот, который сегодня. Пусть и он хорош по-своему. Вот и сосед Миша. Торопится, подпрыгивая, как раз в сторону Михалыча, не замечая, что осень проходит мимо.
- Михалыч, что такое, правда? – огорошил Миша с ходу, - да, привет.
Вообще-то с этого следовало бы начать.
- Присядь Миша. Погода замечательная. Осень, - Михалыч удовлетворенно вздохнул, как будто осень была его заветным желанием, которое вдруг раз, и неожиданно исполнилось.
Михаил огляделся. Осень действительно выдалась замечательной.
- И все же, что такое, правда?
- С чего вдруг такие глубокомысленные вопросы? – Михалыч задумчиво разглядывал клены, размышляя о том, что листья на них становятся, особенно красивы, перед тем как опасть.
- Ты понимаешь, собрался я и высказал Сашке всю правду. Все, что я о нем думаю.
- Это ты, Миша погорячился. Нельзя же так сразу.
- Думаешь? Ну ладно, я не о том. Так вот, высказал я ему все. А он не согласен. Не правда говорит все это, а совсем наоборот. Вот как так может быть, ты мне объясни. Как он может отрицать очевидное? И самое главное, он считает, что не врет. Я тоже не соврал. Где же она, правда?
- Поспорили, значит. И причем же здесь, правда?
- Как это причем? Кто из нас говорит правду? Вот в чем вопрос.
Михалыч на секунду задумался, формулируя ответ.
- Вы оба правы, или неправы. И вообще к правде ваш спор не имеет никакого отношения.
- Ну, ты, Михалыч загнул. И правы и неправы. Понимай, как хочешь. И вообще, ты даже не знаешь, о чем мы спорили.
- А вот это не  имеет никакого отношения к сути твоего вопроса. Вот послушай одну занимательную историю, - Михалыч обернулся, отвлекаясь от созерцания кленов и начал рассказ, - Как-то, раз посреди океана затонул корабль. Как ни безопасны морские путешествия, такое иногда случается. И на находящийся неподалеку остров выплыли два человека.
Первый сказал, - «что за трагическая случайность. Как несправедлива ко мне судьба. За что мне все это? Почему я сел именно на этот корабль? Почему я оказался на этом злополучном острове? Как мне не повезло».
Второй сказал, - «как же мне повезло. Корабль мог затонуть далеко от острова. И остров замечательный. Много зелени, значит, здесь есть вода. На пальмах бананы, кокосы. Люди платят огромные деньги за то, чтобы попасть на такой остров. Как мне повезло».
- Они что, на разные острова попали? – удивился Миша.
- Да нет, на один. Остров был один, просто видели они его по-разному.
- И кто из них был прав?
- Миша, я еще раз повторяю. Ну, причем здесь, правда?
- Как причем. Речь ведь о ней.
- Во всей этой истории, правда, лишь то, что они оба попали на остров. И все. Все остальное - лишь точка зрения.
Миша задумался, - а как же? Да нет, - так задумавшись, он направился к дому. Размышляя по пути, прав ли он был, когда сказал Сашке всю правду? И где она? Есть ли среди всего того, что он наговорил?