Незванный гость

Влад Ривлин
Марсель возвращался домой после ежедневной прогулки  вдоль берега моря. Любуясь закатом и наслаждаясь видом моря, старик подумал о том, что это и есть наверное последняя страничка в его не легкой жизни.
Именно так он и хотел закончить свою жизнь- забыв о заботах наслаждаться каждой оставшейся минутой жизни.
После житейских бурь и тяжелого , многолетнего труда, хотелось покоя. Просто покоя.
Он заслужил этот покой своим трудом и тяжелой  жизнью.
Доживал он по-стариковски: Днем сидел в кафе , вечером слонялся вдоль моря , которое было совсем рядом с домом.

По характеру, старик был угрюмым и раздражительным. Встречаясь на улице с соседями , он никогда и ни с кем не здоровался.
Соседи на него за это не обижались, потому что во-первых, сами не отличались благодушным нравом, а во-вторых, считали  старика выжившим из ума. А что взять  с придурка?
Мнение окружающих мало что значило для старика- ему никто не был нужен.
Старик был зациклен на себе и жил очень замкнуто. Его жена давно умерла и снова жениться он не захотел. Люди по разному реагируют на жизненные невзгоды. Одни становятся мягче и терпимее. Другие же наоборот- делаются злыми на жизнь. Марсель принадлежал именно ко второму типу людей. В молодости он мечтал учиться, но жизнь распорядилась иначе. Вместо учебы была сначала эмиграция, потом жизнь в палаточном городке посреди пустыни … Он всю жизнь тяжело трудился. Сорок лет Марсель проработал на стройке. Работал , пока были силы- нужно было строить семью и поднимать детей… Мечтал он тогда уже не об учебе, а о собственном доме. Мечта его сбылась не скоро- лишь через десять лет он получил от министерства иммиграции этот дом , стоявший на месте арабской деревне. Здесь он  и доживал свой век , так же как и другие эмигранты которых так же как и старика  поселили  здесь же. Дети давно уже жили отдельно со своими семьями. После смерти жены он замкнулся и даже с собственными детьми общался в основном по телефону. Его дети были уже совсем другими- непохожими на него. На иврите они говорили как уроженцы этих мест и думали тоже, совсем не так, как он. Марсель давно уже примирился с новой жизнью, но так ее и не принял. Может быть еще и поэтому он был замкнутым и раздражительным. Сын , и дочь навещали его крайне редко, считая характер отца несносным.
Старик жил в своем доме как медведь в берлоге- все время что-то достраивал, переделывал… Он хотел, чтобы дом стал неотъемлемой частью его самого. Но достичь этого старику никак не удавалось и от этого он все время злился и без конца искал свой особый стиль, который бы отличал его дом от всех остальных… Вокруг своего дома он установил высокий забор из какого-то очень прочного материала , дабы еще надежнее отгородиться от соседей и утвердить свое право на пространство вокруг.
Если он не занимался домом, то сидел где-нибудь в кафе , пил кофе и курил. Домой он возвращался по берегу моря уже под вечер.
И вот однажды, возвращаясь уже поздно вечером с прогулки, он вдруг наткнулся на пожилого араба, который стоял прямо перед оградой его дома.
-Что тебе здесь нужно?-Недовольно спросил незванного гостя  хозяин по-арабски, который он помнил еще со школы..
-Я бы хотел войти в дом,- ответил незнакомец.
От неожиданности хозяин даже растерялся Но тут же растерянность уступила в его душе место возмущению –«Да как он смеет?! Может еще ночевать попросится?!»
-Что ты забыл в моем доме?!- воскликнул хозяин.
-Я бы хотел зайти внутрь лишь на минуту… Поверьте, мне хватит,- вежливо попросил гость. Он был само обаяние- выразительные, темно-карие глаза, а седина на висках и аккуратно подстриженная бородка еще больше подчеркивали благородные черты его лица. Одет гость был в дорогой , небросский летний костюм, на ногах- тоже дорогая кожанная обувь. По тому как уверенно держался незнакомец, чувствовалось, что он здесь не случайно. Гость вообще был из тех, кто умел вести себя в различных ситуациях и похоже, что к этому визиту он готовился уже давно. Обаяние гостя могло подкупить кого угодно, но только не Марселя.
Ни один мускул не дрогнул на лице хозяина и дабы смягчить его сердце, пришелец продолжал:-Дело в том, что когда-то этот дом принадлежал моему деду и, мы, его внуки, больше всего на свете любили этот дом…Здесь было так хорошо… Я помню, вот здесь,- рассказчик протянул руку в сторону огромного пустыря, который местные подростки использовали в качестве футбольного поля,- Были виноградники, а там- огороды…
-Какой дом?!-возмутился хозяин, -Ты что-то перепутал...-Про какого деда ты говоришь?! Я прожил в этом доме сорок лет! Сорок!- Марсель растопырил пальцы своей руки , чтобы показать как это много. Старик стоял напротив незванного гостя с выпученными, не то от недоумения, не то от возмущения, глазами.
Гость в ответ лишь улыбнулся своей мягкой улыбкой.-Я все очень хорошо помню,- сказал он,- Мне было тогда семь лет… Помню, как мы собирались всей семьей на веранде перед домом… У нас была очень большая семья и дед любил, когда мы собирались все вместе… Когда он был весел, то любил пошутить и смех в нашем доме не умолкал… Помню , как мы собирали маслины в его оливковой роще- все, от мала до велика… Я набирал целое ведро маслин и относил его к бабушке… Она сидела прямо на земле, подстелив лишь коврик и вместе со своими дочерьми перебирала плоды, отбирая спелые  от порченных… А мои старшие братья на машине отвозили плоды на маслодавильню- отжать масло нужно было как можно скорее, иначе все пропадет….
Это было самое счастливое время в моей жизни!- мечтательно произнес гость.
-Слушай, что ты мне тут сказки рассказываешь про маслины, про своего деда?! Не знаю я никакого деда и тебя знать не хочу!- заорал Марсель,-Мало ли что здесь было?!
-Здесь был дом моего деда, -Вежливо, но с нажимом сказал пришелец.
-Какой еще дом?! Не знаю я никакого дома!- взвился хозяин.-Не было здесь ничего!
-Я могу вам рассказать все и об этом доме-каким он был раньше и о его прежних хозяевах,- в свою очередь возразил гость.
-Не хочу я ничего знать!- Заорал старик. Он привык  в щекотливых ситуациях брать на горло. Ему это не всегда удавалось, но тем не менее он всегда старался в этом следовать местным традициям.-Мне нет дело ни до твоего деда , ни до тебя, ни до вашего дома!- Перешел в контратаку хозяин,- Я сам строил этот и все другие дома  здесь… Сорок лет, я проработал на стройке! Сорок лет!  И у меня есть все документы в которых черным по белому написано, что дом принадлежит мне! А что есть  у тебя?!- С вызовом спросил старик.
У меня тоже есть все документы и … Вот еще… -Гость достал из кармана пиджака огромные ключи.
-Что это? Удивился Марсель.
-Это ключи от нашего дома.
-У меня другие ключи,- ответил Марсель. – В его голосе явно слышалось злорадство. –Моими ключами можно открыть дверь этого дома,- Он вытащил свои ключи и указал на входную дверь. –А что можно открыть твоими ключами?
-Это ключи от истории,- все так же вежливо но твердо ответил гость.
-От истории!- ядовито усмехнулся старик.- Ну так и открывай этими ключами свою историю, а я тем временем открою входную дверь в свой дом !
-Когда войдешь, приглядись внимательнее- твой дом построен на фундаменте нашего дома. И стены его из камней, которые закладывал еще прадед моего деда.- сказал гость.
-Убирайся отсюда по добру по здорову, сказал Марсель, -А не то я вызову полицию! Полицейские быстро вправят тебе мозги. Откуда ты вообще взялся?!
-Из Иордании,-ответил гость, -Туда нас выгнали израильские солдаты пятьдесят лет назад… Моего отца убили израильские солдаты, бабушка умерла в дороге… Дед умер уже в лагере беженцев… Но я все помню,- сказал гость.
-Зачем тогда пришел, если все помнишь?- С ехидством спросил старик.
-Чтобы напомнить тебе,- ответил гость.
-Слушай, оставь меня наконец в покое! Чего тебе от меня надо?!-заорал старик. Из домов вокруг вышли соседи старика и недобро смотрели на незванного гостя. Они слышали весь разговор и впервые были на стороне старика. –Молодец, старик, -одобрительно сказал смуглый с огромным, жирным брюхом сосед старика, - Их только пусти… Завтра мы все окажемся на улице. Его дом… А мой тогда где?! 
-Эй,- крикнул он гостю,- вот ты говоришь, что это дом твоего деда,- Сейчас ты пришел посмотреть, потом явишься и скажешь, что все это твое… А мне куда идти прикажешь? Мой дом где? Меня привезли сюда, когда мне было пять лет… Я и языка другого кроме иврита не знаю… Куда мне возвращатьс?
Но незванный гость исчез так же неожиданно, как и появился. Соседи недоуменно озирались вокруг не находя объяснения происходящему. Откуда он взялся вообще? Может это вообще был призрак? Соседи понедоумевали разошлись.
А старик войдя в дом, наглухо закрыл за собой дверь. Чуть позже, он вышел во дворик и проверил , надежно ли он запер забор.
Убедившись, что все надежно закрыто, старик вернулся в дом и запер дверь на оба замка.