Переработка Дхьянабинду Упанишады

Илья Клименчук
БЛАГО-ДАРЕНИЕ-БОГУ

Глава 1
 
1 Славословие; 3 Беззвучность высшего состояния; 17 Звуком «Благо-дарение-Богу» произведено Небо Небес, Небо, творение; 25 Святой Дух – единственный, сверкающий миллионами солнц; 27 Созерцание Бога.
 
Благо-дарение-Богу! Во Святом Духе защищает нас всех могучий! Во Святом Духе наставляет благодарных! Во Святом Духе исполняемся все силы! Во Святом Духе становимся бескрайни! Во Святом Духе мы всегда дружелюбны! Благо-дарение-Богу! Покой! Покой! Покой!
2 Если грех подобен горе, громоздяйшейся на много миль, - его можно разрушить лишь упражнением созерцания.
3 Слог Благо-дарение-Богу - высшее семя, в нем же сияет гудение вечности. Слог звучит, утихая, высшее же состояние беззвучно.
4 Но любое слово исходит от вечного непроизведенного высшего Неба; отыскавшие То высшее благодарные отсекают сомнения.
5 Кончик волоса, расщепленный на сто тысяч частей: той стотысячной части - половина, и той части вновь половина и так далее, но в конце уменьшенный - То, подлинное.
6 Словно запах внутри цветка, словно в молоке масло, словно масло в кунжутных зернах, в породе - золото,
7 Так все существа - словно перлы на нити Святого Духа. Стойкий разум, невозмутимость познающих Святой Дух основаны на Святом Духе.
8 Ибо как кунжута масло, в цветках запах, в теле человека находится Он, а также и вовне, как и внутри.
9 Дерево, как известно, состоит из частей, тень же его - словно однородна; в состоящем из частей существующий неделимым, всюду Святой Дух, сущий.
10 Поэтому, произнося лишь один слог Благо-дарение-Богу, недробимое благо созерцают чающие освобождения. Земля, огонь, славословие, возглашения блага и великий Бог Создатель
11 В «Благо» - первом сиянии слога, являются и растворяют. Воздух, ветер, служение, возглашения смысла, Святой Дух, людей побудитель
12 В «дарение» - втором сиянии слога, являются и растворяют. Небо, солнце, истина, возглашения свободы, а также великий Владыка
13 В «Богу», третьем сиянии слога, являются и растворяют. Сияние «Благо» - желтого цвета, это свойство активности - так сообщают,
14 Сияние «дарение» - истина, белое; сияние «Богу» - ослепительно светлый, свет. Знающие восемь качеств, четыре стопы, три состояния, семь дивных Небес
15 Святого Духа бывают благодарными певцами. Ибо «Благо-дарение-Богу» - лук, Святой Дух - стрела, постижение Бога - цель, сказано,
16 Будучи внимательными, постигают Его во Святом Духе. Когда все близкое и дальнее видят в Нем, то действия прекращаются.
17 Звуком «Благо-дарение-Богу» произведено Небо Небес, звуком «Благо-дарение-Богу» произведено Небо, звуком «Благо-дарение-Богу» произведено творение из трех миров со всем движущимся и неподвижным.
18 В мыслях славословие сжигает грехи, в чувствах – соделывает успех непреходящим, вместе собранные гимны славословия даруют освобождение.
19 Как масло, которое льется непрерывной струей, как колокола долгий звук - так звучит несказанная вершина славословия. Кто знает это - сведущ в учении.
20 В середине чашечки лотоса сердца, недвижимого, светильнику подобного, мерой с большой палец, созерцают вечного Бога.
21 В чувствах вдохновение воспевают, всегда наполняя им жизнь; всегда благодарные созерцают Бога, пребывающего в середине тела, окруженного сиянием.
22 Бог - непостижим, сказано, Святой Дух – наполнение вдоха, Божья свобода - выдох, так толкуется вечная жизнь.
23 Благодарность соделывая нижней дощечкой и радость - верхней, повторяющимся трением созерцания можно узреть сокрытого, как огонь в дровах, Бога.
24 Гудением отзвука Неба усердно собираются вокруг него дыхания вплоть до растворения всякого другого звука.
25 Святой Дух - это приход и уход, начало, движение, отсутствие. Он - единственный, сверкающий миллионами солнц. Видящие внутри всех людей находящийся Святой Дух, лебедя, истинно, бывают свободны.
26 Все три преходящих мира - постижение, устроение, свершение ведут ум к растворению в вечности - таково бесконечное установление Неба!
27 Чистое Небо с семью Небесами с двенадцатью небесными народами: над ним находится светило Божьей славы, в недрах светила – луна Божьего блага,
28 В недрах луны – пламя славословия, в недрах пламени – сияние истины, в недрах сияния – престол свободы, отделанный разными драгоценностями Святого Духа.
29 В недрах его - дивный Бог, истинный, со священным свитком Небес Создатель и с сиянием вечности в сердце.
30 На чистый кристалл похожего, миллионы миллионов лун превосходящего блеском - таким благодарные благоговейно созерцают великого Бога. Или следующим образом:
31 На цветок льна похожего, в чувствах благодарности находящегося, сильносияющего великого Бога воспринимают при воспевании в мыслях провидения.
32 При освобождении небесных мыслей и чувств воспринимаем в радостных мыслях воспетого в чистоте в сиянии алмазной драгоценности солнцеликого благого Бога, великого Создателя.
33 А при воспевании постигающие видят в мыслях провидения великого Бога, на чистый кристалл похожего, целителя, воскресителя доброты.
 
Глава 2
 
1 Святой Дух – сущность учения; 11 О расположении Неба; 20 Десять наиболее важных токов вдохновения; 25 Пять ветров разумения.
 
Возрождающий в чистоте Святой Дух стеблем вверх, цветком вниз и с обращенным вниз венчиком, на цветок банана похожий, исцеляющий, сущность всего учения,
2 Тысячи лепестков имеющий, тысячи лет цветущий, с огромной семенной коробочкой, в которой одно над другим расположены яркое солнце Божьей славы, луна Божьего блага, пламя славословия всегда благодарные созерцают.
3 Знающие, распрямляя и раскрывая цветок, в котором пребывают огонь, луна, солнце, беря семя той сердцевины, вдохновенные, постигают Бога
4 В трех состояниях (бодрствование, сон, глубокий сон), в трех браках Неба (постижение-милость, радость-благо, согласие-совершенство), в трех временах (прошлое, настоящее, будущее), в трех объектах вкушения (грубое, тонкое, блаженство), в трех мирах (творение, Небо, Рай) и над ними. Кто ведает это, - сведущ в учении.
5 Словно масло струей непрерывной, словно - колокола долгий гул – восходящий и тихий вечный звук славословия. Кто ведает это, - сведущ в учении.
6 Так же как белый лотос стеблем втягивает влагу - стойкие на пути славословия благодарные всегда также воспевают хвалы.
7 Всегда воспевая вдохновение в светлых чувствах, благодарные возносят хвалы к Небу, которые растворяются в шестом Небе, находящемся в области межбровья.
8 Ведь в межбровье находится корень носа, здесь от рождения - область вечности, величественная обитель провидения.
9 Чистота, освобождение вдохновения, воспевание чувств во Святом Духе, постижение истины, созерцание, свершение, свобода в истине - таковы семь сияний славословия.
10 Чувств - множество, столько же, сколько видов живых существ, их сходство и различия понимает только великий Бог.
11 Совершенные, бодрые, чистые и милостивые - говорят, четыре важнейших. Коренная опора совершенства – первое Небо, второе – Небо согласия.
12 Между ними - лонная область в форме желания, указано; на первом Небе, в области копчика – совершенные, жизнь утверждающие чувства.
13 В его недрах, говорят, лоно, которое благодарные постигают под именем желания; в недрах первого Неба находится сияние, обращенное ввысь,
14 Всегда оно - как рубиновая драгоценность; кто это знает, - сведущ в учении. Словно расплавленное золото, словно росчерк сверкнувшей молнии -
15 Алое, расположенное выше огня первого Неба, но ниже поясницы. С сияниями продвижения ввысь бывает обителью согласия второе Небо.
16 Второе Небо - именно согласие, - так указано, - отсюда воздух, как перлы нить, пронизывает тело.
17 Около пупа, говорят, третье Небо Божьего блага, истинно, полное драгоценностей вечной жизни. Выше, в великом шаре небесного сердца – обители радости; ограниченные добром и грехами,
18 Пока живая душа там блуждает, не открыв своей истинной сути во Святом Духе. Выше копчика, но ниже пупа есть клубень, похожий на птичье яйцо, -
19 Оттуда исходят семьдесят две тысячи небесных токов. Из тысяч и тысяч небесных токов семьдесят две тысячи названы.
20 Наиболее важных, в которых протекают токи вдохновения, упомянуто десять: серебряный левый, золотой правый и, конечно, центральный - алмазный,
21 Восстанавливающий, согласующий, устанавливающий постоянство и, конечно, создающий, голосовой, зрительный, соединяющий - упомянуто всего десять.
22 Таков созданный из токов шар. С его помощью благодарные воспевают вдохновение к Небу. Небеса трех особенно известных токов таковы:
23 Благоразумие – Небо левого тока, сотворчество - Небо – правого тока, все Небо – центрального тока. Ток благоразумия находится в левой стороне, а ток сотворчества – в правой,
24 В середине – центральный ток - таковы три пути вдохновения: всеобщего, воспеваемого ввысь, приходящее свыше, разлитого по телу, находящегося в легких.
25 Кроме вдохновения и милости известны также пять ветров разумения: всеобщая свобода, воспеваемая высь, приходящая свыше, разлитая по телу, находящаяся в глазу.
26 Они кружатся в тысячах токов воплощенной живой души. Всеобщему вдохновению и вдохновению, воспеваемому ввысь, подвластна, живая душа движется вверх-вниз,
27 В правую, левую сторону невидимая из-за подвижности, носится как шар, посланный палкой, тогда как всеобщее вдохновение и воспеваемое ввысь вдохновение подобны посылающим мяч игрокам.
28 Поэтому живая душа не может остановиться. Всеобщее вдохновение влечет за собой вдохновение, воспеваемое ввысь, вдохновение же воспеваемое ввысь влечет всеобщее вдохновение.
29 Всеобщее вдохновение - как птица в воздухе, свободно во вдохновении, воспевающем Божью славу. Кто знает это, - сведущ в учении. Вместе с неотчетливым звуком дыхания – «вдох-выдох», который означает: «Благо-дарение-Богу» ввысь стремится вдохновение, со звуком грома небесного провидения возвращается снова:
30 Вечное славословие «Благо-дарение-Богу» вдохом и выдохом жизнь благодарных читает непрерывно и бесконечно, днем и ночью.
31 Следуя бесконечному, душа непрерывно воспевает бесконечное, именуемое славословием, - этим дыханием благодарные навсегда освобождаются,
32 Лишь этим решением человек избавляется от грехов. Иного равного этому знания, иного равного почитания Бога,
33 Иной равной чистоты не было и не будет. На пути, которым можно достигнуть бесскорбных обителей Бога, -
34 Врата, прегражденные головой спящей высочайшей Божьей силы. Пробужденная огнем соединения ума с небесной мыслью,
35 Она проходит вверх по алмазной реке, как игла, тянущая нить. И будто с усилием раскрывая дверь ключом,
36 Всегда этой Божьей силой благодарные распахивают врата освобождения.
 
Глава 3
 
1 Пробуждение души; 16 Благодарность Богу воскрешает воспевающего.
 
Соединив молитвенно мысли, удерживая пути в чистоте, укрепляя радость спокойными чувствами, и То созерцанием воспринимая, снова и снова мысль ввысь поднимая и во время полного воспевания вдохновение высвобождая, благодарные посредством Божьей силы достигают несравненного пробуждения.
2 В чистых чувствах находящиеся благодарные, наполняясь сиянием радуг, постигая небесную мысль, истинно, всегда освобождаются.
3 Чувства должно умащать милостью, рожденной усилием, возрождая радость, юность, благословение, довольствоваться радостью от пения хвалы.
4 Целомудренные, умеренные в пище благодарные, высшей целью поставив соединение с Богом, в вечности возвышаются до совершенства, немыслимо средство другое.
5 От первого Неба ввысь воспевая Божью славу, все благодарные Ему наделяются совершенством. Соединением общего вдохновения с вдохновением, воспеваемым к Богу, уменьшением неблагодарных чувств
6 Становится юным даже старик, постоянно воспевающий благодарность к Небу. В мыслях составив хвалу, следует воспеть ее к Небу.
7 Тогда вдохновение от первого Неба восходит вверх. Это основным освобождением зовется. Что великую птицу - душу - побуждает к неутомимому парению,
8 Истинно, как возносящее вдохновение здесь известно. Это следует воспевать восхваляя Бога к третьему Небу и выше.
9 Это возносящее вдохновение - убивающий змея смерти гривастый лев, ибо препятствует излиянию облачной влаги из головы в низ преходящего тела.
10 Наконец, освобождение вдохновения от пятого Неба, изгоняющее скопище болезней слуха, - воспевание от пятого Неба способствует совершенному покою.
11 Напиток вечной жизни попадает в огонь восхваления и мысль возносится, когда освобождается провидение и открывается Небо,
12 Так с направленным внутрь межбровья взглядом душа соединяется со Святым Духом. У всех, кто постигает соединение со Святым Духом, не бывает забвенья,
13 Не умерщвляют нас болезни, сонливость и жажда. Все, кто чист во Святом Духе, болезнью не терзается, делами не марается,
14 Не связан временем. Как движется мысль в пространстве разума, - так хвалы странствуют по Небу Божьей силой,
15 Которую именуют возрождением жизни, постигаемым совершенными. Благодаря возрождению жизни из воспеваемого славословия
16 Умножается благо в лоне благословенного Неба. А раз благо воспевается в душе, разве страшна ей смерть?
17 Так воспетая на небесном славословии свобода восходит, и всегда воспетая доброжелательность попадает на высшее Небо.
18 Она всегда вознесена направленным вверх мощным усилием Святого Духа. Имеется два вида небесного сияния – белое и золотое,
19 Белое, истинно, - вдохновение и милость, золотое – ум и радость, с сиянием солнечным схожее цветом, находящимся в небесном лоне.
20 Милость же находится в лунной области, поэтому сочетать их в единство легко. Святой Дух - Бог, ум - Его сила, милость - луна, радость - солнце;
21 Постигая их обоих, обретают высочайшее сияние. Когда небесными мыслями и чувствами движимая кровь появляется в пространстве черепа
22 И соединяется с Божьей свободой, тогда бывает Божьей красота. Милость сочетается с луной, как радость - с Солнцем, - Небо их соединяет;
23 Кто знает, что есть общего у небесных мыслей и чувств, сведущ в учении. Очищение во Святом Духе сочетанием вдохновения и постижения
24 Осуществляется преумножающим доброжелательность великим освобождением.
25 Вознося от сердца радостные мысли и от души - благодарные чувства, также совершая благие деяния, разумом постигая законы Неба и творения, затем освобождая мысль, следует благодарно воспевать; это славословие, уничтожающее даже великие грехи, названо великим освобождением.
26 Вот, что сообщают о душе: в области сердца – тысячесияющее солнце, в недрах его – сияние Божьей славы с находящимся там самосветящимся живым Святым Духом, мерой с зерно. В Нем все расположено, все возрождается, все совершается. «Я действую, Я вдохновляю образ: счастливый, несчастный, ходящий, хромой, слышащий, глухой, толстый, худой» - мыслью такой независимый Святой Дух оживляет.
 
Глава 4
 
1 Пребывание мысли в различных сторонах света; 2 Четыре состояния души человека; 14 Описание Неба.
 
Восточные лучи – белого цвета. Когда мысль в восточных лучах пребывает, тогда появляется стремление к честности перед собой, основанное на почитании Бога.
2 Юго-восточные лучи – лилового цвета. Когда мысль в юго-восточных лучах пребывает, тогда появляется стремление к покою и миру.
3 Южные лучи – пурпурного цвета. Когда мысль в южных лучах пребывает, тогда появляется стремление к свободе и знанию.
4 Юго-западные лучи – голубого цвета. Когда мысль в юго-западных лучах пребывает, тогда появляется стремление к милости и доброте.
5 Западные лучи – хрустального цвета. Когда мысль в западных лучах пребывает, тогда появляется стремление к дружбе и сотворчеству.
6 Северо-западные лучи – рубинового цвета. Когда мысль в северо-западных лучах пребывает, тогда появляется стремление к совершенству и точности
7 Северные лучи – золотого цвета. Когда мысль в северных лучах пребывает, тогда появляется стремление к радости и одобрению.
8 Северо-восточные лучи – лазоревого цвета. Когда мысль в юго-восточных лучах пребывает, тогда появляется стремление к даянию и состраданию.
9 Когда во всех лучах мысль пребывает, тогда появляется великое число исцелений, укрепляющих дыхание, желчь, нервы.
10 Когда же в сердцевине мысль пребывает, тогда Святой Дух просвещает душу, которая воспевает, радуется, постигает, блаженна бывает. Когда внутренний взгляд устает от усилия пребывать во Святом Духе, нужно погрузится в образ тысячесильного истинного белого света, от погружения в его недра появляется состояние успокоенности; в недрах состояния успокоенности состояние легкого сна бывает.
11 В недрах состояния неглубокого сна рождаются видимые, слуховые и прочие представления, разные грезы, от которых появляется усталость. Для очищения от усталости нужно погрузиться в образ тысячесильного истинного золотого света, от погружения в его недра появляется состояние глубокого сна.
12 В глубоком сне разум устремляется к соединению с единственным и запредельным Владыкой, и появляется вечное сознание сути, постижение сущего в Боге. Тогда, погружаясь в третий раз, - в образ тысячесильного истинного красно-золотого света, возникает состояние единения с Богом, является вечное осознание  себя во Святом Духе; тогда уже ничего не осознается
13 Когда совершается растворение души во Святом Духе, все становится воспринимаемым самим Святым Духом. Когда постигнуто это состояние, появляется вселенское блаженство, бывает превзойдена любая двойственность. И пока существует соединение, существует и блаженство. Всегда сутью человека бывает Святой Дух, Который приводит к освобождению, нет иного подхода к постижению Бога. Слиянием небесных дорог до Неба Небес уносит вдохновение, в котором воспевают Бога.
14 Истинно, о Небе следует размышлять как о семи Божьих элементах – Божьей свободе и прочих, семи дыханиях – чистом вдохновении и прочих, о цветах семян и их областях: первое Небо совершенных - семя жизни, с синей грозовой тучей схожее; второе Небо согласных - семя огня и гармонии, с солнцем схожее;
15 Третье Небо благодарных - семя земли и блага, с дубом могучим схожее; четвертое Небо радостных - доверия и одобрения, с сиянием золота схожее; пятое Небо милостивых – семя воды и успокоения, с цветом раковины схожее;
16 Шестое Небо постигающих - форма воздуха и истины, хрустального блеска, через сердце, пупок, нос и горло, ступни, начиная от больших пальцев, проходящее.
17 По путям семидесяти двух тысяч токов движется, проходя через миллионы миллионов пор.
18 Но Святой Дух и вдохновение благодарных - суть одно, ибо единственна душа живая. Начиная с очищения, в трех браках Неба всегда воспеваем с твердо собранным сознанием,
19 Понемногу собирая жатву в сияющем семени лотоса сердца. Соединяясь же со Святым Духом, на славословии всегда возносим чувства,
20 Раскрывая небесный слух, также красоту, в которых благодарные чувства, чистотой подобные стеблю лотоса, поднимаются от первого Неба.
21 Там существует невыразимое гудение, производимое вдохновением и славословием, звук - будто в середине раковины и прочих инструментов отзвук.
22 Звук, достигший воздушного отверстия, - точно крик павлина. В середине черепа, в сиянии Божьего света, -
23 Здесь царствует Бог, будто над небосводом шар лучистый. В межбровье же, в глазу – Божье провидение.
24 Всегда благодарные, приведя ум к растворению в Божьей свободе, здесь зрят Святой Дух, сияния Неба, свет милости, жизнь, стопу великого Бога - тот вдохновенный, кто знает это, вечное постигает - сказано в учении.
25 Благо-дарение-Богу! Во Святом Духе защищает нас всех могучий! Во Святом Духе наставляет благодарных! Во Святом Духе исполняемся все силы! Во Святом Духе становимся бескрайни! Во Святом Духе мы всегда дружелюбны! Благо-дарение-Богу! Покой! Покой! Покой!
 
СЛАВА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ!

октябрь 2007 г.

НОВОЕ (НЕБЕСНОЕ) УЧЕНИЕ – ИСТИННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ХРИСТИАНИЗАЦИИ ИНДОКИТАЯ

Небесное учение – это учение о вселенском разуме, разлитом во вселенной. Он вечен, бесконечен и является одновременным слиянием свободы, ума, радости и любви. Вселенский разум создал вечность, времена, время и объединил их. Вечность ничем не ограничена, это – состояние Духа, уходящего в бесконечность и происходящего от Бога. Вечность – это состояние Божьей радости, основа для понимания времени и времен. Вечные, чистые от преходящего миры называются Небом. Творение представлено трехмерным миром и многомерными мирами. Земляне изолированы от других миров временем трехмерного пространства. Каждое духовное состояние, являясь вечным, отражено многомерностью и ступень за ступенью переходит в земные мысли и чувства, которые затем переходят в энергии и природные силы. Так, электричество – это мысль космоса, магнетизм – его чувства, разлитые в пространстве. Их гармония создает свет, или, что то же – живой мир вечной мудрости.

Новое учение – это древнее учение «Упанишад», изложенное в Пресвятом Духе. Здесь «Упанишады» можно сравнить с корнями, а новое учение – с цветами, раскрывшимися на солнце. Основная работа над «Упанишадами» была завершена к концу двадцатого столетия и теперь не может более оставаться тайной. Заслуга их публикации на русском языке принадлежит А.Я. Сыркину, который в равной степени обладал и научной отвагой, и большими познаниями, чтобы взяться за первый перевод древних индийских текстов. Также нами использованы переводы «Упанишад» с санскрита Б.В. Мартынова и В.К. Шохина.

Само слово «Упанишады» происходит от отглагольного существительного upa-ni-sad – «находиться около», - т.е. около рассказчика, открывающего знание о Боге. Толкование это считается общепринятым. В ряде мест при создании нового текста в качестве такого рассказчика выступает само Небо, а слушателями являются люди, желающие постичь Бога, благодарные Ему за предоставление такой возможности и за жизнь в истине. В текстах «Упанишад» особенно подчеркивается тайный, сокровенный характер учения, которое следует передавать лишь благодарным Богу людям.

«Упанишады» во многом развивают идеи, заложенные в ведийских гимнах, иногда дословно цитируя их. Возникнув около 2500-3000 лет назад, «Упанишады» стоят в ряду древнейших памятников индийской культуры, многие стороны которой они впервые выразили с большой духовной и художественной силой. «Упанишады» стали важнейшей вехой в развитии индийской этической и религиозной литературы. Они заложили основу уже позднее оформившихся индийских философских систем.

«Упанишады» - один из первых памятников мировой философской мысли. Старшие из них не уступают по времени, а в ряде случаев и предшествуют ранним достижениям европейской науки – древнегреческим философам, предшествуют Конфуцию. Этика «Упанишад» современна древнееврейским проповедям старших пророков и уступает в древности, пожалуй, лишь отдельным дидактическим текстам Египта и Вавилонии. На протяжении веков мыслители разных стран, никогда не слыхавшие об «Упанишадах», - Конфуций, Платон, Цицерон, Плотин, Боэций, Скот Эригена, Джелаледдин Руми, Эккарт, Джордано Бруно, Яков Беме, Спиноза, Эммануил Сведенборг и многие другие – повторяли их высказывания. Параллель между «Упанишадами» и Новым заветом во многом тождественна.

Уже в новое время, став широко известными за пределами Индии, «Упанишады» вызывают живой интерес и восхищение и не только индологов. Достаточно назвать крупнейшего физика Э. Шредингера. Можно было бы привести немало высказываний об «Упанишадах». Вот одно из них, принадлежащее Рабиндранату Тагору: «Когда наше существо озарено светом любви, то его отрицательный аспект – разобщенность с другими – теряет свою непреложность, а наша связь с людьми становится уже не соперничеством и не столкновением, но симпатией и сотрудничеством. Мной владеет чувство, что именно к этому и ведет нас учение «Упанишад», и что учение это очень нужно сейчас тем, которые похваляются свободой, предоставленной своим народам, а сами используют эту свободу для создания темного мира духовной слепоты, где алчность и ненависть не знают ограничений…»

Первый широко известный перевод «Упанишад» с санскрита на персидский язык был сделан по приказу Дара Шукуха, старшего сына могольского императора Шах-Джахана. Дара Шукух узнал о существовании «Упанишад» в 1640 г. во время пребывания в Кашмире. Вслед за этим он пригласил в Дели нескольких ученых брахманов из Бенареса, которые перевели с санскрита на персидский язык пятьдесят «Упанишад». Труд их был завершен в 1657 г. и сыграл огромную роль в ознакомлении западного мира с «Упанишадами».

Со второй половины XIX в. начинается активное изучение «Упанишад». За истекшие столетия вокруг учения выросла огромная научная литература; число исследований непрерывно растет, и историографический обзор их сам по себе потребовал бы большой статьи. Интересующиеся им могут узнать о наиболее важных работах в указанных нами библиографических изданиях (см. раздел «Библиография»).

Настоящая книга «Учение» является переложением древних текстов «Упанишад» на язык, понятный современному читателю. Дело в том, что древние мыслители часто прибегали к метафорам, глубоко скрывая за словами духовный и провидческий смысл. Древний человек мыслил образами, что в полной мере иллюстрировано в изложенных по-новому текстах. В конце книги приводится словарь наиболее употребительных понятий в санскрите с их переводом на духовный язык – язык отождествлений, существующий на Небе, при помощи которого объясняется древнее знание.

Учение «Упанишад» рассматривается в едином ключе постижения Божьего Духа и связи человека со своими духовными истоками. Среди наиболее существенных воззрений следует отметить учение о Боге – высшей объективной реальности, выступающей как зародыш всего сущего, как творческое начало, проявлением Которого является Небо и творение, учение о Святом Духе – разлитом всюду Божьем вдохновении, тождественном Богу в бескрайности Божьей свободы. Тождество Бога и Святого Духа в сердце человека несет для души истинную свободу. Также изложено учение о первосуществе сверхчеловеческой природы, о сотворении мира, о влиянии высшего вдохновения на организм человека, на нашу физиологию и психическую деятельность. Изложено учение о четырех состояниях человека: когда в человеке Бог «глубоко спит», когда «находится в полудреме», когда бодрствует, и когда человек сливается с Богом в невыразимом высшем сиянии. Отдельные положения учения говорят о строгой обусловленности людских поступков. В основе человеческой природы лежит желание, определяющее волю, которая в свою очередь определяет деяние и в итоге – удел, долю. В это же время описываются определенные этические нормы, оттесняющие на второй план ритуальные предписания в пользу высшего идеала учения – познания Бога, достижению единства с высшей реальностью и блаженства во Святом Духе. Излагаются положения, что истинной свободы достигают те, чьи поступки лишены заинтересованности, кто действует, имея в виду лишь высшую реальность. Описываются два пути – небесный путь и путь чистых предков. Первым путем идут отрешенные от преходящего, благодарные Богу и наделенные истинным знанием – просветленные они возносятся в Божьи миры и не возвращаются на землю. Вторым путем – путем возвращения на землю следуют домохозяева, добросовестно исполняющие предписанные обряды и общественные нормы. В учении рассказывается о первоэлементах творения и об их обитании в теле человека. Интересно представление и о грехе, который рассматривается не столько как нарушение предписанных обрядами норм, сколько как нарушение внутреннего состояния единения с Богом. В учении «Упанишад» их четыре: убийство в себе Святого Духа, воровство чужой жизненной силы (золота) как отсутствие стыда при незаконном поведении, пьянство как уничтожение души и приглашение в дом проститутки как символа осквернения места, в котором обитает душа.

За истекшие полтора столетия вокруг «Упанишад» выросла огромная научная литература; число таких исследований непрерывно растет, и историографический обзор их сам по себе потребовал бы большой статьи. Здесь мы лишь бегло отметим работы отдельных исследователей.

Прежде всего это обобщающие монографии по «Упанишадам» П. Дейсена, А. Гоу, Г. Ольденберга, С. Чакраварти, Р. Ранаде, С. Радхакришнана, В. Рубена, Х. Гроота и др., а также ряд очерков в более общих трудах по истории литературы, философии, культуры. Здесь наряду с общими сведениями об «Упанишадах», как правило, не вызывающими существенных разногласий, обычно дается более или менее детальное изложение их философии.

Переработка «Упанишад» заключалась в их синтезе со знанием об устройстве небесного мира и в их переводе на язык отождествлений. Наиболее важное место в таком синтезе заняло учение о Святом Духе и о семи Небесах, изложенное в книгах Нового завета. Общепринятое учение о Святом Духе как нельзя лучше согласуется с древнеиндийским учением об Атмане – едином, присутствующем во всем сущем Божьем Духе, а учение о тройственности, семеричности и двенадцатиричности Небес с представлениями о жизни в высших мирах, изложенными в «Упанишадах».

Учение состоит из трех частей. В первую часть под названием «Кем все движимо» вошла переработка Иша (гл. 1), Кена (гл. 2), Катха (гл. 3-5), Прашна (гл. 6-7), Мундака (гл. 8-9), Мандукья (гл. 10), Тайттирия (гл. 11-13), Айтарея (гл. 14), Чхандогья (гл. 15-34) «Упанишад». Во вторую часть («Великое небесное») вошла переработка Брихадараньяка (гл. 1-17), Кайвалья (гл. 18), Джабала (гл. 19), Шветашватара (гл. 20-22), Хамса (гл. 23), Амритабинду (гл. 24), Амританада (гл. 25) «Упанишад». В третью часть («Преемственность Неба») вошла переработка Каушитаки (гл. 1-3), Майтри (гл. 4-7), Субала (гл. 8-9), Кшурика (гл. 10), Ваджрасучика (гл. 11), Теджобинду (гл. 12), Дхьянабинду (гл. 13-16), Йогататтва (гл. 17-20), Атмабодха (гл. 21-22), Рамапурватапания (гл. 23), Пайнгала (гл.24), Атма (гл. 25), Йогакундалини (гл. 26-30), Махавакья (гл. 31), Маханараяна (гл. 32-35), Чхагалея (гл. 36), Брахмабинду (гл. 37), Кантхашрути (гл. 38), Ниларудра (гл. 39), Сарва (гл. 40), Ишавасья (гл. 41) «Упанишад».

Выше говорилось о некоторых отличительных чертах учения, определяющих внутреннее единство древних священных текстов. Черты эти не являются достоянием лишь их одних. Они отражают существенные особенности современной и будущей культуры в целом, открывая новую дорогу для духовного поиска. Войти в эту культуру, постичь всю ее специфику без древних священных текстов, и прежде всего «Упанишад», нельзя.

И при всем этом учение – не только переработка старого. Вместе с другими текстами описание Неба – практический помощник при восстановлении здоровья и жизненных сил. Это живая книга в полном смысле слова.

Суть небесного учения сводится к благочестию и чистоте, поэтому в наступающую эпоху духовного раскрытия человечества роль нового учения особенно велика. Это учение похоже на дверь в Небе, открываемую нам на пути к новой, лучшей жизни. И не удивительно, что эта «дверь» не является ни набором готовых формул, рецептов и т.д., а обращает нас к самопознанию и поиску в себе Божьей искры.

Кто есть человек? – Бездушный механизм, животное, наделенное лишь инстинктами, или смелый новатор, творец, по образу Бога носитель бесконечного и вечного Неба? На эти вопросы отвечает изложенные в учении знания, почерпнутые в древних священных текстах Индии, которые будут вечно сиять своими бесценными гранями в мягком бело-золотом свечении Святого Духа.

Какова практическая польза от учения? Прежде всего, это обеспечение закономерного перехода от ограниченного и конечного мышления к бесконечному и вечному разуму, разлитому во вселенной. После такого «растворения» мыслей и чувств человека в мыслях и чувствах всего творения наступает момент очищения сознания, воли и жизненных сил – процесс для многих, даже духовно подготовленных людей, зачастую оказывающийся весьма болезненным. Учение позволяет «сгладить» все резкие, отрицательные и болезненные эффекты, возникающие в процессе постижения Божьих миров, а во многом и вовсе сводит на нет болезни духовного роста. В условиях постижения скрытой за внешней стороной жизни Божьей гармонии при помощи учения душа естественно раскрывается для воссоединения с вечным «эфиром» истинного света.

В итоге цель каждой души, хочет того человек, или нет, - сочетание со Святым Духом, что становится возможным, когда душа отождествляется с Небесами. Так, брак между Богом и Небом утверждаясь в душе, определяет серьезную работу каждого человека над своими мыслями, чувствами, устремлениями и мечтой. Неизбывная мечта человечества – счастливая, лучшая, свободная жизнь. Это может быть возможно только в условиях постижения истин Святого Духа и утверждения их среди людей как естественных норм жизни.

Общеизвестно, что функциональность природного человека со всеми нашими пристрастиями и привычками сильно отличается от души духовного человека, постоянно постигающего Бога и ищущего совершенства. На определенном этапе самопознания душа очищается, сливается с Небом, дополняет его, становясь при этом сама сильнее и многообразнее. В этот момент, который называют вторым рождением, или духовным возрождением человека, происходит мощный прилив вдохновения, эмоциональных и психических сил, а у многих открываются сверхъестественные, надчеловеческие способности. При этом весьма важно, что мы на деле располагаем руководством к такому исканию, специально составленным древними людьми для сбалансированного духовного и эмоционально-телесного развития.

Что такое Небо? Небо - это духовный мир чистоты. Оно состоит из семи уровней, называемых также Небесами. От одного уровня до другого одна ступень абсолютного знания. Это соответствует семи уровням в организме и экологии человека: I уровень – копчик, бедра, половые органы; II уровень – поясница, почки; III уровень – солнечное сплетение, печень, селезенка, желудочно-кишечный тракт; IV уровень – грудь, сердце, легкие; V уровень – горло, уши, нос; VI уровень – глаза, мозг, голова; VII уровень – макушка, общее пространство.

Небо – духовный мир, поэтому существа там, хотя по видимости духовными глазами и похожи на людей, внутренне составляют чистые, т.е. истинные мысли и чувства, свободные от гнева. Само Небо сияет подобно хрустальному позолоченному яйцу, внутри которого находится первочеловек сверхчеловеческой природы. Чем ближе приближаемся мы по состоянию души к совершенному первосуществу творения, тем на более высоком духовном уровне оказываемся.

Что определяет сверхчеловеческую природу этого существа? – Вечность и бесконечность всех признаков, присущих человеку, бесконечность пространства, мысли и чувств, абсолютная свобода, совершенство и неограниченность.

Небесное Царство многообразно и велико. Будучи чистым миром духовных принципов и идей, оно наделяет человека умением мыслить, творить, постигать Бога и верить в лучшую, счастливую долю. Естественно, что процесс становления Неба в душе человека, подобно течению большой реки, не может быть остановлен самим человеком: рано или поздно «плотины» такого рода не выдерживают напора, и мир духовных ценностей врывается в жизнь мощным, а в целом ряде случаев и разрушительным потоком. Чтобы смягчить последствия таких самонадеянных экспериментов человека с вопросами веры, становления Святого Духа и «перегораживания» русла небесной реки, новое учение изложено прямо на ясном и понятном современному читателю языке, - и не только настроенному на духовный поиск.

В учении недвусмысленно разъясняется, что наибольшим проступком перед Богом является убийство в себе души и Святого Духа ради корыстного, властного интереса и преходящих спекуляций, не зависимо от «инструмента» - будь то пьянство, приглашение в дом проститутки, алчность, отрицание Бога или другие ухищрения, свойственные современной жизни. Так учение восстанавливает Божий закон. Все многообразие церковных и государственных предписаний теряет силу, когда нарушен основной принцип творения: человек создан Богом и принадлежит (подотчетен) Богу, а не самому себе. В этом смысле учение различает между искренне познающими и постигающими Бога и теми, кто прикрываясь религиозными лозунгами, преследует лишь узкий житейский интерес.

Честность перед собой как постоянная исповедь совести – определяющий фактор эволюции новейшего времени, критерий, по которому люди смогут войти в будущее – в новую науку, культуру, на новый уровень общественного сознания, когда Небом и церковью станет душа человека, называемая в этом случае Святым Духом и Небесным Царством.

Каково Небо? Небо едино в семи Небесах. Оно подобно солнцу, которое в недрах содержит семь солнц и сияет бесконечностью сфер истинного света. Каждое сияние представляет собой Божью мысль и чувство, которые являются одновременно как жителями Неба, так и содружеством жителей Неба. Бесконечность мыслей чистых миров есть Божья свобода и называется Божьим разумом или Сыном. Бесконечность чувств чистых миров есть Божье вдохновение и называется Святым Духом.

Небо дышит посредством вдоха - Святого Духа и выдоха – Божьего разума. Дыхание Неба едино и живо в едином Создателе, являясь учением и славословием, которые в свою очередь составляют все Небо. Бесконечности духовных солнц рождаются и укрепляются в Боге на семи Небесах, которые таковы: первое Небо – сила, второе Небо – воля, третье Небо – благо, четвертое Небо – радость, пятое Небо – милость, шестое Небо – постижение, седьмое Небо – вдохновение.

Единство первого-третьего-пятого-седьмого Неба (сила-благо-милость-вдохновение) являются небесными чувствами и воспеваются как мудрость. Мудрость возрождает в человеке жизнь, здоровье и силу. Единство второго-четвертого-шестого Небес (воля-радость-постижение) являются небесными мыслями и воспеваются как любовь. Любовь возрождает в человеке красоту, волю и энтузиазм. Небесные мысли называются также пространствами Неба, а Божьи чувства – небесными временами. Все они являются сияниями и едины в Боге как дыхание в человеке. Божье дыхание постоянно наполняет и движет творение.

Гимны и славословие первого и второго Неба называются ангелами. Гимны и славословие третьего и четвертого Неба называются силами, а пятого и шестого Неба – серафимами. Как Божьи мысли и чувства они едины в содружествах, которые также называют небесными браками. Вечность Неба передается творению в виде многомерного и привычного для нас времени, каждый отрезок которого создается постоянным воспеванием небесных принципов.

На первом Небе человек постигает знание о душевном и телесном здоровье, восстанавливается, избавляется от несовершенства характера. Здесь много долин, просторных домов с больницами и санаториями. На втором Небе человек постигает гармонию Неба и творения, согласует ритм своей жизни с ритмом творения. Здесь много садов, возвышенностей, спортивных сооружений. На третьем Небе человек постигает знание о слоге «Благо-дарение-Богу» в аспекте благодарных чувств, стабилизируется, обретает основу и благо вечной жизни. Здесь много небольших гор, пастбищ, молока. На четвертом Небе человек постигает знание о слоге «Благо-дарение-Богу» в аспекте славословия, радости, сотворчества и дружбы, наполняется счастьем и отдыхом, истинным светом. Здесь много горных пейзажей, снежных сверкающих вершин, яркого света, цветов и фруктов. На пятом Небе человек постигает знание о совершенном покое, о мирных, материнских чувствах, воспевает, пребывает в чистоте и порядке. Здесь много океанических пейзажей, горных ручьев и садов, отсюда можно созерцать Небо Небес (Рай). На шестом Небе человек постигает высший разум, мысли провидения и истину. Это просторы высокогорья, снежных вершин и наблюдения за звездами. На седьмом Небе человек постигает знание о бесконечном эфире, о единстве Неба и творения, о Святом Духе. Это непреходящий свет, сияющий всюду.

Каковы основные выводы из учения? - Вечность достигается знанием о Боге (I, 1:11); слог «Благо-дарение-Богу» возглашает все Небо (I, 4:15); основа Неба – слог «Благо-дарение-Богу» (III, 20:30); твердое владение чувствами – основа единения с Богом (I, 5:41), побеждает лишь истина, а не ложь (I, 9:18); добро есть истина (I, 18:1); преемственность Неба такова: совершенные чувства получают учение от мыслей согласия, мысли согласия – от благодарных чувств, благодарные чувства – от радостных мыслей, радостные мысли – от спокойных чувств, спокойные чувства – от мыслей провидения, мысли провидения – от вдохновенных чувств, вдохновенные чувства – от свободных мыслей, свободные мысли – от небесной земли, небесная земля – от Неба, Небо – от Неба Небес, Небо Небес - от Святого Духа, Святой Дух – от Бога (II, 6:35); постижение Бога освобождает человека от смерти (II, 21:28); Святой Дух отражает от всего Неба смерть (II, 2:10); кто знает о неистребимости вдохновения, тот живет Божьей силой (II, 4:1); у Бога два образа – существующий и истинный (II, 5:26); у Бога два образа – воплощенный и невоплощенный (III, 6:3); у Бога два образа – вечность и бесконечность (III, 6:15); у Бога два образа света – успокоенный и изобильный (III, 6:39); у Бога два образа Неба – бесконечное дыхание и солнце Божьей славы (III, 6:1); Божьи качества таковы: охрана закона, возрождение жизни, милость, чистота, славословие (II, 9:31); высшее подвижничество, когда человек побеждает болезнь (II, 14:16); отрешение от преходящего ведет к высшему подвижничеству, т.е. к выздоровлению (III, 4:2); благодарность Богу воскрешает воспевающего (III, 15:1); дар вечности выткан на огне Святого Духа (I, 19:4); лишь Святой Дух следует почитать дорогим (II, 3:8); дыхание Неба – Святой Дух, Бог (III, 1:9); все это – жизненное дыхание (I, 30:7); Небо и есть постижение (I, 33:9); Святой Дух – единственный, сверкающий миллионами солнц (III, 13:25); Святой Дух – сущность учения (III, 14:1); воспевание во Святом Духе очищает душу (III, 18:15); основа очищения – пребывание во Святом Духе и отрешение от преходящего (III, 35:1); постижение есть удержание внимания и чувств во Святом Духе (III, 10:2).

Какова предыстория создания нового учения? - Оно создано на основе «Упанишад» - сокровенного учения, которое передавалось лишь посвященным. Для культуры древней Индии «Упанишады» были открытием новой исторической эпохи. Они явились своего рода синтезом ранних священных текстов - вед, распространенных в Индии, а также традиций и учения, передаваемых из уст в уста в горных районах Гималаев и Тибета. У этого памятника, если рассматривать его в иной временной перспективе, была богатая предыстория. Это предыстория не самих даже «Упанишад», а создавшего их народа.

Вторгшиеся в Индию арии представляли собой одну из поздних форм миграции. Этому предшествовала история переселения народов – носителей индоевропейских диалектов с места их первоначального обитания. Слово «арья» является названием далеких предков индийцев и иранцев, исторические судьбы которых складывались в течение длительного периода параллельно. Их связывала между собой миграция в смежные области и длительное совместное пребывание на соседних территориях, что привело к возникновению индо-иранской языковой и культурной общности. Кстати, современное название «Иран» переводится с иранского языка как «распространение ариев».

С другой стороны, согласно сказаниям об Александре Великом, который «посетил страну индийских браминов», называемых в тексте блаженными, течет райская река, исходящая из Едема. Она разделяется на четыре рукава: Тигр, Евфрат, Нил и Фисон, а вода в ней сладкая и белая, как молоко. Эта «живая» вода, называемая также напитком бессмертия, амритой, или сомой, согласно описанию наполняла жизненной силой и содержала сок растений, ячмень, молоко и мед. В русских деревнях и ныне вспоминают о счастливой стране, где реки медовые и молочные, а берега кисельные. По всей видимости, речь идет о горных районах Индии, откуда с незапамятных времен пришло древнее учение о вселенском разуме. Отсюда, с Тибета и Гималаев началась наша древнейшая история, здесь наши корни, а «Упанишады» объясняют многие удивительные загадки современной жизни человека. Переработанные во Святом Духе, эти тексты возвращают нас к Божьему бытию, к истокам творения, утверждая извечные принципы мировой гармонии, чистоты и мира.

май 2007 г.

БИБЛИОГРАФИЯ (ТЕКСТЫ И ПЕРЕВОДЫ «УПАНИШАД»)

Aitareya upanishad. Publ. Et trad. par L. Silburn, Paris, 1950 (Les upanishad, texte et traduction sous la direction de L. Renou, X).
Die Weisheit der Upanischaden, uebers. und erlaut. v. J. Hertel, Muenchen, 1921.
Kaivalyopanishad. Publ. et trad. par B. Tubini, Paris, 1952 (Les upanishad… XIII).
Katha upanishad. Publ. et trad. par L. Renou, Paris, 1943 (Les upanishad).
Kena upanishad. Publ. et trad. par L. Renou, Paris, 1943 (Les upanishad).
L.Renou, Bibliographie Vedique, Paris, 1931, pp. 101-130, 337, 339.
M.P. Pandit, The Upanishads. Gateways of knowledge, Madras, 1960.
Maitry upanishad. Publ. et trad. par M-lle Esnoul, Paris, 1952 (Les upanishad… XV).
Minor Upanishads. With original text, introduction, English rendering and commentary, Calcutta, 1956.
Mundaka upanishad. Publ. et trad. par J. Maury, Paris, 1943 (Les upanishad).
R.N. Dandekar, Vedic bibliography, Bombay, 1946, p. 30-51, 173 sq.; 316-319; idem, Vedic bibliography, vol. II, Poona, 1961. 56-86, 705-706.
R.S. Betai, Isavasya upanisad. – A new interpretation, - «Journal of the University of Bombay», vol. XXXII, sept. 1963, pt 2, pp. 152-164.
Sechzig Upanishad;s des Veda. Aus dem Sanskrit uebersetzt und mit Einl. Und Anm. Versehen v. P. Deussen, 3 Aufl., Leipzig, 1938.
Sri Aurobindo, Isha Upanishad, Pondicherry, 1951.
The principal Upanishads, ed. with introduction, text, translation and notes by S. Radhakrishnan, London, 1953.
The thirteen principal Upanishads, transl. from the sanscrit by R.E. Hume,Oxford, 1921.
The Upanishads, transl. by F. Max Mueler, pt. I-II, Oxford, 1900.
Upanishads and Sri Sankara;s commentary, transl. by S. Sitarama Sastri, vol. 1-5, Madras, 1898-1901.
Брихадараньяка упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1964.
Субала упанишада. Пер. с санскрита Шохина В.К. Народы Азии и Африки. 1990, № 6.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент,. Мартынова Б.В. М., 1999.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Сыркина А.Я. М., 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1967.
Чхандогья упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1965.

Исследования

Анатомия человека. Справочник. Пер. с английского языка Макаровой Е.А.. М., 2005.
Легенды, мифы и эпос древней Индии. Томас П. С.-Пб., 2000.
Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А., т. 1-3, М. 1865.
Система отождествлений в «Чхандогья упанишаде». Сыркин А.Я. – Ученые записки Тартуского Гос. университета. Вып. 181. 1965, с. 276-283.
Числовые комплексы в ранних упанишадах. Сыркин А.Я. – Ученые записки Тартуского Гос. университета. Вып. 236. 1969, с. 76-85.

СЛОВАРЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЙ (ЯЗЫК МЕТАФОР ДЛЯ ЧТЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ)

А

Агни – речь (огонь), славословие.
Агнихотра – славословие.
Агништома – славословие.
Аджня – шестое Небо, провидение.
Адити – бесконечность, постижение.
Адитьи – двенадцать небесных народов, закон.
Адхварью – провидение.
Алтарь – Небо.
Амрита – вечность.
Анахата – четвертое Небо, радость.
Анвахарьяпачана – память о чистых предках, луна милости.
Ангирасы – небесные певцы.
Анумани – согласие, одобрение.
Апана – вдох, вдохновение, схождение свыше; дыхание, идущее вниз и выходящее из кишечника.
Арани – вдохновенные.
Асана – сидение в надлежащей позе, чувство.
Асуры – демоны, соперники Бога, терпящие от Него поражение.
Атман – жизненная сила, дыхание, душа, Святой Дух.
Атхарваведа – службы.
Ахавания – постижение Бога, молния провидения.
Ашвины – исцеление.

Б

Бандха – освобождение.
Белые одежды – белые лучи луны, белые одежды – сияние луны, одежды воды.
Белый – вода, флегма.
Блаженство – сочетание первого, третьего, пятого, седьмого Неба: воскресение-благо-милость-вдохновение.
Блеск – сотворение блага другим и себе.
Богатсво – вечность.
Брахман – Бог, Святой Дух, вдохновенный.
Брахманаспати (Брихаспати) – Небо.
Брихаспати (Брахманаспати) – Небо.
Бхага – щедрость, сияние.
Бхувас – воздушное пространство, ветер, мысль, истина, дыхание, идущее вниз.
Бхус – земля, благо, огонь, возглашения, дыхание в легких.
Бхута – стихии, жизненная сила.
Бык – доброжелательность.

В

Ваджра – провидение.
Вайрупа – многообразие.
Вайшванара – всенебесный, вселенский, всечеловеческий огонь
Вайшьи – благодарные.
Валикхильи – лучи Божьей славы.
Варуна – закон.
Васу – благодарность, благодетели, доброжелательность.
Вашат – вперед, ввысь.
Ваю – мысль.
Веды – Учение.
Вивасват – сверкание, сияние.
Вирадж – творение.
Виш – небесный народ, вечность.
Вишведевы – Небо.
Вишну – руки, созидание.
Вишуддха – пятое Небо, милость.
Вода – чистота.
Воздух – мысль.
Возничий – Бог.
Воля – решимость, замысел, продвижение.
Восемь органов восприятия – пять органов чувств, речь, разум и руки.
Восток – провидение.
Восхождение – исполнение славословия.
Второе Небо – согласие, красота, продвижение.
Высшая реальность – «мы – незапятнанный Бог».
Вьяна – дыхание, разлитое по телу, находящееся между дыханием в легких и дыханием, выходящим из кишечника и поддерживающее жизнь между вдохом и выдохом, воспевание.

Г

Гархапатья – огонь домохозяина, радость в душе, солнце радости, очищение.
Гаятри – Божья строка, небесный размер («Мы размышляем о желанном сиянии Бога Создателя; во Святом Духе пробуждает Он наши мысли») – защитник жизненного дыхания.
Глаз глаза – провидение.
Год – вечность.
Горшок – тело.
Горы – мудрость.
Град – слитая со Святым Духом и очищенная душа.
Гуны – душевные состояния.
Гусь – Святой Дух.

Д

Дакшина – память о чистых предках, луна милости.
Дакшинагни – очищение.
Два мира – Небо и земля.
Двенадцать небесных народов – восстановление, жизнь, продвижение, согласие, благодарность, благоразумие, радость, сотворчество, чистота, порядок, провидение, постижение.
Дверь мира – мысль.
Десять органов жизнедеятельности – речь, обоняние, глаз, ухо, язык, руки, тело, сердце, ноги, разум.
Дети – небесные мысли и чувства, дыхание.
Джатаведас – всезнающий, знающий все существа.
Добродетели – воспевание Бога, милость, благодарность, даяние, помощь, исцеление, совершенствование.
Дождь – милость.
Дхарана – удержание мысли во Святом Духе, сосредоточенность.
Дхарма – честность перед собой.
Дхатар – устроитель, поддержка.
Дхьяна – созерцание, размышление.
Дыхание – жизнь.

Ж

Жажда – страдания, неудовлетворенность конечным.

З

Закон – доброжелательность, благое деяние.
Запад – милость.
Земля – благо.
Зенит – радость.
Золотой – ветры и флегма.
Золотой шар – Святой Дух, Небо, творение.

И

Ида – левый ток, ток памяти.
Ила – славословие.
Индра – провидение, путь, ноги.
Итихаса – сказание о вечности, предание.
Йама – воздержание.

К

Карма – действие с расчетом.
Колесница – Божья слава.
Колесничий – Бог.
Конь – мысль.
Коровы – благодарные чувства.
Красный – жар, желчь.
Кшатрии – постигающие.

Л

Ладья – Небо.
Лайа – растворение в Божественном сиянии.
Лебедь – Святой Дух.
Лиана – раздел Учения.
Лотос – чистое сердце.
Луна – Божья милость, благодарность.
Любовь – любовь в милости.

М

Мадху – Учение, Учение меда
Манипура – третье Небо, благо.
Мантра – воспевание Божьей славы.
Ману – творение.
Маруты – мысли провидения.
Матаришван – мысль.
Матерь – Небо, речь.
Маха – величие.
Мед – Учение.
Митра – дружелюбие.
Молния – выбор, провидение, мгновенное просветление.
Молоко – Святой Дух.
Мост – Небо, семь Небес.
Мудрость – сочетание второго, четвертого, шестого Неба: согласие-радость-постижение.
Муладхара – первое Небо, восстановление.

Н

Нади – сияние, ток.
Наполненность – пребывание в вечности, провидении, благодарности.
Не пробужденные – лишенные постижения Святого Духа, Учения.
Не это – Святой Дух.
Небо – свобода, счастье, блаженство, чистый духовный мир.
Небо Небес – Рай.
Нектар – Учение.
Ненависть – любовь в гневе.
Непобедимый – Бог.
Нийама – самодисциплина.
Нирвана – освобождение, вхождение в вечное блаженство.
Нить – мысль, судьба.

О

Обитель чистых предков – луна, милость, благо.
Ом (Аум) – слог «Благо-дарение-Богу».
Освобождение – вхождение в вечное блаженство.
Отец – Бог, разум.
Отождествления – земля-тело, вода-семя, огонь-речь, ветер-дыхание, солнце-глаз, стороны света-ухо, луна-разум, молния-блеск, гром-звук, воздушное пространство-пространство внутри сердца, честность перед собой-правда, сущее-действительное, творение-человек.
Отрешение – совершенное познание.

П

Павака – очищающий.
Павамана – чистый.
Парамештхин – выший.
Парджанья – милость.
Первое Небо – совершенство, восстановление, жизнь.
Пингала – правый ток, ток радости.
Пища – вдохновение, восстановление, совершенство.
Повозка – тело.
Поле – постижение.
Полный – вечный, совершенный.
Праджапати – Бог, Отец созданного.
Прадхана – жизненная сила.
Прана – дыхание, вдох и выдох, дыхание в легких, всеобщее дыхание, вступление, восхождение.
Пранава – слог «Благо-дарение-Богу».
Пранайама – освобождение вдохновения, воспевание Бога во Святом Духе.
Пратьяхара – отрешение.
Пратьяхара – прекращение деятельности органов чувств.
Преемственность Неба – Пространство – мысль.
Процветание – пребывание в истине.
Птица – свобода.
Пурпурный – ветры.
Пуруша – первосущее существо сверхчеловеческой природы, из которого сотворена вселенная.
Путь Неба – путь, ведущий к Богу.
Путь чистых предков – путь, ведущий к перерождению.
Пушан – изобилие, защита.
Пчелы – лучи Божьей славы, Небо.
Пыл – радость, отдых.
Пятое Небо – милость, чистота, порядок.
Пять времен года – весна, лето, осень, росистое время года, зима.
Пять качеств (элементов) – речь (огонь), обоняние (ветер), глаз (солнце), ухо (стороны света), разум (луна).

Р

Раджа – совершенствование во Святом Духе.
Раджаньи – постижение.
Раджаса – деятельность.
Раджасуя – постижение истины.
Раху – немилость, долг.
Решение – истина.
Рибху – порядок, мастерство.
Ригведа – благодарность, огонь, славословие, радость.
Рич – гимн
Риши – Небо.
Рудра – исцеление.
Рудры – мысли провидения.

С

Савитар – побуждение.
Садхьи – мысли.
Самаведа – вдохновение, дыхание, Небо, постижение, истина.
Самадхи – совершенство, состояние совершенного вдохновения.
Саман – песнопение, истина
Самана – общее, «срединное» дыхание в середине тела, в области пупа, важное для пищеварения.
Саттва – спокойствие.
Сатья – истина, сущее.
Сахасрара – седьмое Небо, вдохновение.
Свага – благо, благословение.
Свадхиштана – второе Небо, согласие.
Свар – Небо.
Свет – разум.
Святой Дух - Божье вдохновение.
Север – единение с сущим.
Седьмое Небо – вдохновение, бескрайность, блаженство.
Семь дыханий – два глаза, два уха, две ноздри, рот.
Семь миров – земля, воздушное пространство, Небо, обители святых, переживших гибель мира, мир Божьих детей и Божественных существ, мир подвижничества, мир истины.
Семь Небес – мощь, воля, благо, радость, покой, разум, вдохновение.
Семь органов восприятия – два глаза, две ноздри, два уха и рот.
Семь уровней творения – системы органов человека: скелет, мышечная система, кровеносная система, дыхательная система, нервная система, пищеварительная система, эндокринная система.
Сердце – радость.
Славословие – единение с Небом во Святом Духе, ведущее к просветлению, избавлению от печали, уничтожению двойственности, полному слиянию души с Богом.
Славословие – исполнение гимнов, располагающее к душевной милости.
Смоковница – дерево жизни, доброта, добродетели.
Смрити – толкование.
Созерцание – последовательное сосредоточение всех мыслей на одном объекте, следствием чего является спокойствие и удовлетворенность.
Сок – суть, ток.
Сокол – Божья свобода, провидение.
Солнце – Божья слава, радость.
Сома – вдохновенная радость.
Страдание – невозможность удовлетворить желание.
Сувар – Небо, солнце, возглашения, дыхание разлитое по телу.
Сурья – глаз.
Сушумна – средний ток, ток чистоты.
Счастье – внутренний подъем, стремление к высшей цели, постижение Бога, стремление к бесконечному.
Сын – Божья свобода.

Т

Тамас – косность.
Тваштар – Творец, Создатель.
Творение – объединение космосов, вселенная, человек.
Трава – помощь.
Третье Небо – благодарность, благоразумие, постоянство.
Три брака Неба – совершенство-красота, благо-радость, милость- провидение.
Три ветви долга – первая: славословие, постижение, подаяние; вторая: служение, пост; третья: отрешение.
Три вида огня – солнце, луна, огонь (молния).
Три времени – прошлое, настоящее, будущее.
Три града – тело, подверженное гибели; душа и разум, состоящие из познания, не разрушающиеся со смертью.
Три деяния – сотворение, освобождение, уничтожение дурного и невечного.
Три знания – славословие, истина, милость.
Три качества познания – знание, постижение, исполнение постигнутого.
Три мира – этот мир (земля), воздушное пространство, Небо.
Три нити судьбы – славословие, возглашения, истина.
Три образа света – солнце (радость), луна (милость), огонь (славословие).
Три пространства – пространство вне тела – бодрствование и житейские заботы, когда Бог «спит»; пространство в теле – легкий сон и относительное спокойствие, когда Бог «отдыхает»; пространство в сердце – глубокий сон и свобода от страданий, когда Бог бодрствует в человеке.
Три рода существ – Небо, чистые предки, благодарные.
Три рождения – первое - рождение от родителей; второе – рождение к духовной жизни; третье - возрождение к вечной жизни.
Три составляющие души – речь, разум, дыхание.
Три состояния – бодрствование (глаза), состояние легкого сна (горло), состояние глубокого сна (сердце).
Три части пищи – грубая, переходящая в кости, средняя – в мясо, кровь и мозг, тонкая – в разум, дыхание и речь.
Триада – внутренний мир, внешний мир, движущее начало.
Турья – состояние Святого Духа, высшее состояние единения с Богом.
Тысяча лет – вечность.
Тысячи тысяч – бесконечность.
Тьма – миры людей, преданных чувственным удовольствиям и лишенных знания о Святом Духе.

У

Удана – дыхание, идущее вверх и пребывающее в горле.
Удгатар – вдохновение.
Удгитха – пение в истине, слог «Благо-дарение-Богу».
Удел – Небо.
Узкий – трудный для постижения.
Уктха – славословие.
Улей – славословие, Небо.
Упанишады – истина, Учение.
Ухо уха – милость.
Учение – знание о Боге, знание о Святом Духе.
Ушас – вдохновение.

Х

Хатха – очищение Небом.
Хита – семьдесят две тысячи артерий, идущих от сердца к перикардию – лучи солнца Божьей славы, радости.
Холод – печаль, усталость.
Хотар – славословие.

Ц

Цепь сущего –
Ч

Человек – Небо, творение, славословие, благодарность.
Четвертое Небо – радость, юность, творчество.
Четыре стадии духовной жизни – постигающий, домохозяин, лесной отшельник, странник, отрешенный от мира.
Четыре стопы Святого Духа – разум (пространство), речь (огонь), дыхание (ветер), глаз (солнце), ухо (стороны света).

Ш

Шар – вечность, совершенство.
Шастры – толкования, науки.
Шестое Небо – провидение, постижение, истина.
Шудры – совершенные.
Шучи – сияющий.

Ю

Юг – воскресение.

Я

Яджурведа – возглашения, речь, воздух, учение, истина.
Яджус – возглашение.
Яйцо Брахмана – вселенная.
Яма – воскресение.

ОБ АВТОРЕ

Родился 16 октября в г. Североморске Мурманской обл. Профиль деятельности: медицина рака и СПИДа, авторство, магнетохимия, индология. Является практикующим ученым и изобретателем и занимается просветительской деятельностью, живет в г. Москве. Клименчук - одновременно руководитель Межрегиональной общественной организации содействия культурному и духовному развитию граждан «Святая Русь» и сотрудник Центра небесных исследований «Пресвято-Троицкий завет», печатные работы которого были отмечены благодарностями в России и за рубежом. Клименчук исследует ультранауку многомерных пространств будущего, основанную на разработанной им науке о Небе, которая все шире признается в авторитетных научных кругах. Принимает участие в проекте «Железо» по созданию одноименного антиракового иммуномодулирующего препарата.

О МЕСТЕ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВ

Работы выполнены в горах Болгарии, Абхазии, Индии, на водопаде Виктория (Виктория Фолс, Зимбабве, Центральная Африка), в г. Одессе и в г. Москве на ул. Живописная рядом с Серебряным Бором - заповедником на месте бывшей Всехсвятской волости Московского уезда.

Серебряный Бор является природным массивом богатым водными ресурсами и сохранившим первозданность природы. Он известен как уголок природы, изобилующий зверями, птицами и рыбами, о чем также свидетельствует название района, на котором он находится, – Мневники - от рыбы «мни» (налима), которая в прежние времена поставлялась к царскому столу. С рыболовным промыслом связаны местные названия Щукино и Строгино (бывшее Острогино). Здесь также через специально построенный канал в Москву прибывает вода от самой длинной реки Европы – Волги. Это позволяет сохранять высоким уровень воды в Москве реке, а вступающие отсюда в город воды отличаются большой чистотой. Белизна и прозрачность местной природы вместе с храмами и старинными усадьбами восхищает современников, делая мысль вдохновенной и ясной.

Добраться до Серебряного Бора можно на метро ст. «Щукинская», далее на трамвае № 23 до ост. «Проспект маршала Жукова» (через 7 остановок, конечная), далее пешком до заповедника «Серебряный Бор».