Последняя ступень

София Павлова
  Когда я писала свой полу-иронический Upper Class,( http://proza.ru/2010/01/25/1402)
я бегло коснулась  упорядоченной системы  отношения США к своим гражданам .  Система  одним словом характеризуется как  гуманная и понимающая разницу   интеллектуального  уровня  разных слоёв общества. Без  унижения  тех, кто не вырастил головы  в форме  яиц.
 
  Именно эта вседоступность понимания  так раздражает  псевдо-интеллектуалов  из других культур, и даёт им право нагло и высокомерно давать характеристику  "америкосам"  как  "тупых" , " зажравшихся ", далее - по МЗ.
Даже здесь, на Прозе, люди ,никогда не жившие в США ,но читающие прессу своей страны ,воображают наш образ жизни , им неизвестный и осуждают до хрипоты.

Ещё есть категория побывавших здесь в качестве  туристов ( редко) или нелегалов( чаще ).

 В этом случае туши свет .  Ни слова о зелёном винограде !! См. "Чёрный  чёрный зачем ":

(http://www.proza.ru/2010/06/07/1213)

Колченогий  кордебалет  заявляет - " мы уже становимся похожими   на  американцев ".
В чём , мне интересно?
 
Я уже  писала о благотворительности . И я  пишу только о вещах, в которых компетентна   и объективна .

Поэтому сегодня  я  вам покажу , как Америка  относится к  специальным группам людей , которые  проходят сквозь  личный ад не в одиночку, не боясь  шёпота за спиной,  осуждения , омерзения  или просто  равнодушия .
 
Мне неизвестно ,есть ли нечто  подобное в  ваших странах.  Возможно . 
Но что -то заставляет меня сомневаться в  эффективности  таких групп и программ . Не буду раздражать  заранее -  обожду  рецензий .
 
 
 
Алкоголизм   и  наркомания .  WOW .
 
 Мой  личный опыт  свёл меня  с обоими  славными   монстрами ,поэтому я , наверное , не удержусь  от комментариев как  лица заинтересованного , мягко говоря.
 В группы   поддержки я не ходила ,  справлялась  сама или с помощью  тераписта ( не терапевта ), да и дочь у меня не лыком шита,а Британской  школой  психологии. Вот  мы вместе с ней  и плывём  через  этот океан горя .
 
Я не дам вам английские  постулаты в оригинале на этот раз . Ибо они всем известны , особенно Serenity Prayer .
Предлагаю собственный перевод , хотя для Алика Ш. всегда готова выложить латинские буквы  - сличить  с подлинником .
 
 Америка- страна с очень сильными  религиозными корнями , поэтому каждая  ступень  неизбежно  призывает  жертву  обратиться  к Всевышнему за  экстра  помощью.
 
Я опускаю алкоголизм , ибо  это тоже  зависимость , и шаги  к  новой  жизни  практически  неотличимы  от шагов наркоманов .
 
Теперь , пожалуйста , внимательно  проследите , как бережно  и медленно гуманное общество пытается ( а самое главное - ХОЧЕТ )- возвратить  этих  изгоев, от которых      отворачивается  нетерпимое общественное мнение , ставя  клеймо  совсем  пропащего  и используя  их болезнь  как пугало в наущение  другим, хорошим  ( ещё ) людям .
 
Знаменитые  12  ступеней  для  наркоманов / алкоголиков  звучат так :
 
1.  Мы признали , что бессильны  , наша жизнь стала невозможной, мы проиграли битву. Зависимость сильнее нас .
2.  Но мы верим,  что  есть сила  выше нашей воли и эта сила  поможет преодолеть наше безумие.
3.  Мы приняли решение  направить нашу волю  и надеемся на помошь высших сил.
4.  Мы бесстрашно заглянули в наши души  и  попытались найти хотя бы остатки морали.
5.  Мы признались нам  самим , высшим силам , и всем, нас окружающим  в чём  заключается  причина  нашего безобразного поведения .
6. Мы готовы  довериться помощи сил свыше  изгнать эти дефекты .
7. Мы смиренно молим Высшие силы избавить нас от  недостатков .
8. Мы составили список всех тех, кого мы  ранили и причинили боль , и готовы  искупить нашу вину перед ними .
9. Мы попросили прощения  напрямую у них, за исключением тех, кого это может  ранить ещё больше.
10.Мы продолжаем внутренний поиск  зол , причинённых нами , и каждый раз раскаиваемся .
11.Мы молимся , уповая на Высшие силы, мы медитируем, и надеемся, что  эти силы  помогут нам преодолеть этот тяжёлый путь.
12.Когда в наших душах произошло очищение, мы стараемся  обратиться к другим страдающим  и начать наш путь к исцелению .
 
 
Когда я в своё время звонила в самые  роскошные клиники по исцелению , всегда , в любое время , отвечал  безумно  радостный голос, немедленно сообщающий мне :
 
- " Я чист ( чиста ) уже 6 лет , 3 месяца, 12 дней , 7 часов и 3 минуты!!"
 
Комментарии ?
 
А Васька слушает , да колется ( нюхает, глотает, курит ). 

Сколько фильмов на эту тему , сколько историй ,  сколько информации разного толка.  Да, есть остановившиеся люди.  Которые считают минуты , прошедшие от их последнего fix. Это излечение ?
Не  знаю.
 
Бывших наркоманов ( алкоголиков ) не бывает .  Увы , их мозг , особенно тех, кто использовал  сильные наркотики, претерпел  более сильные изменения , чем все раскаяния и списки 12- ступенной программы  пытались исцелить.

Самое главное  желание наркомана - это   испепеляющее, безудержное желание  загнать в своё тело  субстанцию их выбора. И хоть трава не  расти .

Поэтому , увы , эта система в целом не работает.

Работает только желание остановиться самому. Не осознание- куда я качусь- это они осознают . Но желание сказать - всё. Так больше невозможно .
 
И я знаю людей , сказавших - нет. 
Самое важное - они избавились от  пожара ХОЧУ.
Воля ли это ? Сила характера ?  Особенности работы их мозга ?
Дочь говорит мне - вот ты можешь представить  такое  безудержное желание, что всё тебе безразлично, лишь бы ... И я долго думаю .. и говорю тихо-  нет....
 
Но на наших глазах гибнет  близкий человек , который всё понимает, знает, и тем не менее  катится в пропасть, где конца нет. Ибо мы думали 5 лет назад- конец....3 года назад- куда дальше .. 1 год назад- всё .. приехали..  позавчера - ....и так до бесконечности...???
 
 
Поэтому у нас  другая проблема . И эта штука посильнее, чем Фауст Гёте - 100% . 
 
Жизнь с  алкоголиком/ наркоманом .
 
Личный опыт -  закачаешься.
Можно писать романы и труды .
Но американский подход к этому несчастью потрясающе честный и безжалостный.  Никакого сиропа со списками . Жёстко и по морде !!
 
CODEPENDANCY    -   СО-ЗАВИСИМОСТЬ .
 
 
Готовы ли вы заглянуть правде в глаза ? Лично я содрогнулась, когда впервые увидела это .
Помогло ли ?
В какой-то степени .
Как вчера сказали на Прозе :
 
Вооружён - защищён .
 
Насчёт защиты как-то жидковато, но хоть знаешь, что это так и должно быть.
 
 
1. ОТРИЦАЛОВКА .
 
   Мне сложно понять, что же я чувствую на самом деле .
   Я свожу к минимуму или вообще наглухо отрицаю , что же я чувствую на самом деле .
   Я кажусь себе  абсолютно  неэгоистичной и посвящаю  себя  другим, чтобы им жилось  хорошо.
 
2. НИЗКАЯ САМООЦЕНКА.
 
    Как мне трудно принять решение .
    Я без конца себя осуждаю -  что и как я сказала, не слишком ли жёстко я сказала , нет, нет , никогда у  меня не получится именно так как надо было !
    Мне всегда неловко , когда  кто-либо наконец признаёт мои достоинства. А уж подарки получать - полный кошмар !
    Я в жизни не попрошу  других  пойти мне навстречу  и исполнить мои желания или дать мне то, что  необходимо.
    Мне гораздо важнее , чтобы кто-то одобрил  то, что я думаю, чувствую , и вообще моё поведение.  Что при этом думаю я - не имеет никакого значения !
    Как можно меня любить или ценить ?  Вы все безумцы !  Я же - последнее на земле  существо .
 
 
3.   СОГЛАШАТЕЛЬСТВО .
 
     Я лучше откажусь от системы своих ценностей и самой сущности моей натуры , лишь бы не быть отвергнутой  или , не дай Бог, кого-то рассердить.
     Я ужасно чувствительна  к переживаниям других , до такой степени, что чувствую их беды  как свои .
     Я чрезвычайно верна и преданна , хотя живу в адских  условиях  так долго, что никто бы уже , кроме меня, не выдержал .
     Мнения  и  чувства других мне  гораздо важнее моих собственных, и я просто боюсь  выразить свою точку зрения , а  вдруг  она отличается . Я не переживу .
     Я откажусь от  своих хобби и увлечений , лишь бы  делать то, что другие от меня хотят.
     Когда мне хочется любви , я вынуждена  довольствоваться сексом .
 
 
 
3.  КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ .
   
    Я убеждена,  что большинство людей неспособны о себе позаботиться .
    Мне надо убедить  этих людей  , что им следует думать , а также рассказать им, что же они чувствуют на самом деле .
    Я страшно обижаюсь, когда люди отказываются от моей помощи .
    Я раздаю советы направо и налево , особенно когда меня  не просят .
    Если кто-то из взятых мной под опеку дарит мне подарок - я не могу вдоволь им налюбоваться .
    Я использую секс  только чтобы  меня одобрили  и  не отвергли.
    Мне позарез надо быть нужной - какая ешё причина  может быть  для отношений ?
 

.......
Полный кошмар. правда ?
Самое главное- это выдохнуть и признать.
Но , учитывая  бесполезность 12 ступеней в никуда , сознание собственной никчемности и безжалостного препарирования  тех, кто живёт с алкоголиками / наркоманами , нас  не отпускает
 
 
                ГОРЕ
 

   Американцы всё-таки молодцы . Всё у них по полочкам . Поэтому  даже горе можно  пережить. Знаменитое исследование Элизабет Кюблер - Росс  разделило этот процесс на 5 ступеней .
 
1.     ОТРИЦАНИЕ.
 
        Это не могло произойти со мной.  Я в полном порядке.
         Но, увы , этот момент краткосрочен , и является  защитой организма от шока. Проходит быстро , и начинается ..
 

2.     ЗЛОСТЬ.
 
         За что ?? Почему это случилось со мной ??  Кто виноват ??
         Эта стадия так опасна , что вина перекладывается на случай , обстоятельства, или на абсолютно невинных в происшедшем . Зачастую люди, не преодолевшие эту ступень, заканчивают тяжёлыми ментальными заболеваниями . Зацикленность обвинений других в несовершённом  , но воображаемом  преступлении  превращает жертв трагедии в неузнаваемых чудовищ.  С ними становится невозможно общаться - их переполняет злоба , зависть, ярость, тяга к насилию , они проецируют  свои чувства на любого живущего , ревнуют , желают им  испытать ту же потерю. Ментальные госпитали переполненны  такими пациенатми. Часто они заканчивают  кататонией или суицидом.
 
 

3.                СДЕЛКИ .
      
         Я сделаю всё , только позволь мне увидеть, как мой ребёнок закончит школу ..
         Я готова на всё , только бы он остановился ..
         Прими любую жерву , но дай мне хотя бы пару лет нормальной  жизни..
 
   Эта стадия болезненна  попытками заменить, выторговать невозможное .. Психологически  это уже поражение , но одновременно и готовность к реформированию прошлой жизни.
 
 


4.                ДЕПРЕССИЯ .
    
            К чему всё .. я умру скоро .. скорее бы всё это закончилось ...
        ничего не имеет смысла .. что я здесь делаю.. бесполезно.. мне грустно.. мне больно... 

на этой стадии горюющий становится замкнутым в себе, отказывается от человеческого общения, проводит день за днём в слезах и отчаяньи. Помощь друзей не воспринимается адекватно. Зачастую  им необходимы антидепрессанты. Если депрессия становится затяжной и принимает тежёлую клиническую форму, эта группа присоединяется к тем , кто не преодолел ЗЛОСТЬ.
 
 
 
5.                ПРИНЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ
 
 Ну что же, пора посмотреть  правде в глаза. Ушедших не вернуть .  Живых надо принимать такими, какими они есть. Если мы их любим - что нам ещё остаётся?
 
Жизнь продолжается.

Я сделала всё, что могла . Я не могу бороться с этим. Но я готова  к завтрашнему дню.
 
 
 
....он курит восьмую сигарету , и в комнате невозможно дышать. Его глаза бегают из стороны в сторону и он тянет время, спрашивая бессмысленные  вопросы и я даже не отвечаю на них.. я изучила все образцы поведения , запах того, что  он использовал  за те полчаса, проведённом в  туалете ... я вижу цвет его лица и состояние кожи и знаю, что последует.. а..можно ещё сигаретку .. бери..  у меня ..это ... проблемы...   мне надо на ( перечень того, что было якобы надо  миллион раз, но никогда ...)... у меня проблемы на работе ..( а то я не знаю )...  и вообще как мне всё надоело ( а мне ... если бы ты знал ) ... если бы ты имела представление как мне надо ( я не имею представления , но я не могу тебя видеть уже ..).. я бы рад ,но ... ( ты не готов ..) ....   ну вот  последний раз и ....(  не дам...)   ...  что от тебя ешё ожидать можно !.. ( а что ты ждал ? )