Находные деньги

Анатолий Шуклецов
Не суббота для человека, но я – антураж для рынка. Квёлый от недосыпа, волоку громыхающую коляску. Опередивший меня парень живо нагибается и подбирает с тропы пачку денежных знаков. «Обронили!..» – выдыхаю я по команде «стоп!» Незнакомец крайне озадачен находкой. Купюры достоинством в десять и пятьдесят тысяч рублей, опоясанные резинкой. Карман с прорехой по ним  хохочет.


– Может, поделим? – вполголоса произносит попутчик, меряя взглядом дистанцию до входа.


– Не здесь же, – слабым эхом отзываюсь я, тупо глядя на ассигнации. Погоня за прибылью произвела тлетворную деструкцию сознания. Чувства обуревают двоякие. Податливым телёнком плетусь за ним, огибая запрудившие площадку автомобили. На углу высотного дома хоронимся за торговый киоск. Унять бы алчность, да обволакивая быстротой, действие закручивается неудержимо. Истошный глас мольбы и непритворного отчаяния накрывает волной цунами.


– Мужики! Деньги не находили?!.. – в полный голос орёт настигший парень. Глаза выпучил, пиджак нараспах, рот скосило гримасой. Беда не красит, чумовой с потери. Владей натычкой, пропади они кинью!..


– Мужики! Бля буду, вы подняли! Миллион семьсот… – с бабьим истеричным надрывом в голосе наседает нагнавший. Жалко остолопа, и досадно.


– Да нет же! Не находили мы, – отнекивается хмурый сообщник. Рядовое неприметное лицо. Страдалец кажет спину и кидается прочь. «Четыреста баксов по обменному курсу! Миллион находчику, остальные...» Додумать не успеваю. Ломая кусты, пострадавший снова ринулся к нам. Кляну уведшую в трясину слабость. Совестно наблюдать судорожные метания отчаявшегося человека. Жертвой людского коварства мог оказаться и сам. Вернуть треклятые деньги и забыть постыдные грёзы. Однако негласный сговор держит на месте. Я глубоко заглотал наживку.


– Мужики! Неужели не находили?!.. Ну, вы точно не находили?.. Миллион семьсот… Помечены они у меня…


– Да нет же, сказали тебе! – зло отшивает напарник. – Своих как спичек, убедись!.. – Тычет в нос надвое смятые банкноты. Обычный набор потребителя с достатком. Страдалец впивается в деньги, отыскивая меты. Оборачивается ко мне.


– Личные, – винюсь как нашкодивший школьник. Он бегло проглядывает все мои.


– Но вы же находили, мужики! Находили!.. – с болью сердечной стенает воплем. Ястребом кидается к моему партнёру, грубо лапая за карманы.


– Вот же они!!! – Дико взвизгнув, он цепко выдирает из брючины злополучную пачку. – Серёга!.. сюда!.. – как резаный хряк ревёт в пространство.


Изведай человека на деньгах. Пети-мети, жёлтый дьявол!.. Такому унижению я не подвергался с рождения. Ступни как пригвоздило к асфальту. Спасая шкуру, соумышленник резво метнулся за киоск. Смекнул паразит, что бить прибегут гурьбой. Удивительное дело, пропал и заполошный крикун. Подобрав опрокинутую коляску, я медленно двинулся рядами ларьков. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра. Позарился, и получай! Страстотерпец ославит меня на весь книжный базар! Прощай реноме честного предпринимателя. Срамом, как кислотой, выедало душу. Не удавалось придать лицу обыденное выражение. На рынке ждал поставщик с товаром из Москвы.


…Не всякая шальная находка клад. Суббота для человека, а не человек для субботы. Мои купюры беспорядочно смешаны. Безумный жулик поворошил их как ветер. Крупных банкнот подозрительно мало. Считаю оборотные капиталы один раз, туго прозревая, пересчитываю на второй. Нравственно мне становится легче, материально делается грустней. Обучение лохов в России – высоко платное!..