Что такое патриотизм

Баргилевич Олег
Актуальность духовно-религиозных ценностей патриотизма обусловлена состоянием современной общественной жизни, для которой больше всего подходит определение «кризисное». Такое положение вызвано социально-экономическими и политическими проблемами, переживаемыми современной Россией – социальным и имущественным расслоением, преобладанием технократического мышления, дегуманизацией общественных отношений.
Последние 15-20 лет Россия находится на новом судьбоносном повороте своей истории. В ряду ярко выраженных общественных изменений - тенденция действительно бережного отношения к отечественному прошлому, к светочам российской философии, сказавшим своё веское слово в национальном и мировом любомудрии, но незаслуженно забытым и «запрещенным» в родной и любимой ими стране.


К таким светочам принадлежит Иван Александрович Ильин (1883-1954), оригинальный мыслитель, правовед, общественный деятель и выдающийся философ. В своих произведениях он неоднократно затрагивает  проблему русской духовности, ценностей и духовной антропологии. Иваном Ильиным была создана цельная, универсальная теория, объединяющая проблематику личности, общества, права, государства, патриотизма, политики, власти и правосознания.


И.Ильин в чувстве патриотизма отмечал, прежде всего, духовность человека. «Именно духовная жизнь, – писал И. Ильин, – есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погиб¬нуть за него. Через нее все получает свое истинное значение и подлинную ценность». Русский патриотизм не будет пустой скорлупой, скорлупой без ядра только тогда, когда внутренним содержанием политической и экономической программы Великой России будут идеалы Святой Руси, и это внутреннее содержание будет религиозно-нравственным. Когда мы твердо будем помнить во всех наших делах, что для русского патриота Родина, по Ильину, – это «национальная обращенность к Богу, национальное служение Его зову и Его делу».


Подлинный патриотизм связан с Родиной, а Родина – это, прежде всего, народ. И она, словно мать, бережно растит и духовно поднимает своих граждан, создает условия для их творческой, созидательной деятельности.


Патриотизм как качество личности закладывается с детства. Слушая колыбельные песни, постигая картины окружающей действительности, заучивая первые стишки, дети инстинктивно привязываются к «своему». Затем эти прекрасные чувства поддерживаются и развиваются в школе, перерастают в осознанную любовь к Отечеству.


О патриотизме сегодня говорят люди разных убеждений и в основном - благожелательно: мол, надо воспитывать патриотов, необходимо думать о патриотическом сознании. И все же вопрос о патриотизме остается актуальным. Что заставляет нас вновь обращаться к этой теме? Во-первых, окружает нас подчас антипатриотическая среда, а демократические средства массовой информации откровенно "работают" на антипатриотизм. Во-вторых, катастрофически сокращены программы наших школ по русскому языку, литературе, отечественной истории - самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству. Это не дает возможности укрепиться в сознании нормальному миросозерцанию школьника и должным образом причаститься к русской культуре.


Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас - с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.
Размышляя о судьбах Отечества, о путях его спасения, Иван Александрович Ильин еще в 30-х годах прошлого столетия писал, что России, как воздух, требуется «ответственная идея, — на десятилетия, на века... Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная». В конечном итоге, «это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера». При этом существенной роли не играет, что за государственный строй на дворе. Формации меняются, правители приходят и уходят, а Россия, ее народ остаются.
Но кто обязан в нас воспитывать этот духовный характер? Разумеется, никто за нас наших проблем не решит.


 А если начнет это делать, то не станет в скором времени не только проблем, но и нас с вами. Следовательно,  воспитывать себя мы должны сами. И.Ильин говорит, «что это воспитание может быть только национальным самовоспитанием», что «русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы». Эта каждодневная кропотливая воспитательная работа, по мнению философа, должна строиться на духовных, то есть базисных основах нашего общества, а также на героических примерах из истории народной. В этом смысле поистине бесценным является сложившийся в веках образ непобедимой русской армии, которая (вновь процитируем И.Ильина) «искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредоточить свою выносливость и мужественность. Все это элементарные предпосылки характера». Мысли эти И.Ильиным были озвучены семь с лишним десятилетий назад. Но сколь они актуальны, злободневны, в особенности сейчас, когда Россия переживает очередные свои смутные времена, когда речь идет, ни много, ни мало, о сохранении ее целостности, ее территориального, экономического и какого угодно другого суверенитета. Россия все еще самая крупная держава на карте планеты.


Суммируя многовековой опыт русских мыслителей, Иван Ильин точно определяет содержание понятия «патриотизм»:

1. Родина и любовь к ней – есть понятия духовные. Достаточно сложно определить, что значит духовное. Но можно несколько утрировано сказать: духовное, значит внутреннее, исходящее изнутри, из сердца человека; а не от рационального мышления и логики.

2. Чтобы проникнуть в глубину такого понимания Родины и стать сопричастным ему, необходимо иметь личную духовность. И причем не просто некую отвлеченную духовность, не привязанную ни к чему, а духовность созвучную духовности родины.

3. Чтобы достичь этого, необходимо духовный опыт Родины сделать своим личным опытом.
Как это ни покажется странным, но воспитание патриотического чувства начинается с привития человеку нравственности и моральной чистоты.


Кто такой патриот?

– Это человек, который любит свою страну, свой народ.

– Это человек, который готов к самопожертвованию ради своей страны и ее народа.

– Это человек, который верит в свою страну, в свой народ.

– Это человек, который следует нормам добра и нравственности.


Самое главное в патриотизме – самопожертвование, а кто способен жертвовать собой? Только человек нравственный, человек, имеющий свод высоких жизненных ценностей и идеалов. Невозможно самопожертвование без этого наполнения. Человек безнравственный не может быть патриотом, он не способен к героизму во имя Родины.


Но Россия не была бы Россией, а русский народ - русским, если бы в самую лихую годину не находили мы в себе силы противостоять злу. Посудите сами: без чьей-либо указки, то есть исключительно по инициативе «снизу», в период безвременья, социальной и личностной апатии по всей России развернулось поистине всенародное движение, направленное на военно-патриотического воспитания молодежи. Школьники, студенчество, рабочая молодежь под руководством энтузиастов - взрослых с большой выдумкой и фантазией начинают отмечать памятные (победные) для России дни, ходить в походы по местам боевой славы русского воинства, устраивать сборы, слеты, заниматься поиском и перезахоронением останков павших воинов, изучать истинную историю родного края и Отечества, осваивать техники различных единоборств, дабы в нужный момент и в физическом плане дать надлежащий отпор врагу.


Сегодня это движение охватывает практически все регионы России: города, районные центры, рабочие поселки и крупные села. Оно очень разнообразно по форме: это может быть рядовой кружок или секция, кадетский класс, корпус или клуб, ассоциация, объединение.
Рассмотреть это можно на примере деятельности крупнейшей в мире газотранспортной компании «Газпом трансгаз Югорск». ООО «Газпром трансгаз Югорск» с начала 90-х годов занимается финансовой поддержкой энтузиастов военно-патриотического движения в регионе своей деятельности на территории Ямало-Ненецкого, Ханты-Манскийского автономных округов и Свердловской области.


В городе Ивделе (Ивдельское  линейно-производственное управление магистральных газопроводов) Свердловской области в 1990 году был создан военно-патриотический клуб «ШАНС». Небольшой уральский городок испытывает большие трудности нашего времени, когда не хватает сил и средств на достойное образование и спорт, культуру и досуг. Когда молодежь не знает, куда себя деть, чем занять. В этих условиях деятельность военно-патриотического клуба заслуживает большого уважения и всеобщей поддержки. Занятия клуба посещают подростки 10-18 лет, самого «опасного», переходного возраста, многие из так называемых неблагополучных семей, с «трудным», как говорят, характером. В клубе существует обширная программа общефизической и спортивной подготовки, за проведение которой отвечает бессменный руководитель Игорь Иванович Шабалов. «ШАНС» дает возможность ребятам раскрыть и закрепить самые лучшие свои качества, поверить в себя, добиться в жизни первых побед, научиться мечтать и претворять мечту в жизнь.

 
«ШАНС» - неоднократный чемпион России и Свердловской области по военно-прикладным видам спорта и рукопашному бою. Военно-патриотический клуб является лауреатом Премии «Белая птица» в области популяризации здорового образа жизни, ежегодно присуждаемой ООО «Газпром трансгаз Югорск». Клуб держится на энтузиазме и патриотизме руководителя Игоря Шабалова. Он, не считаясь с личным временем, полностью отдает себя благородному делу, воспитывая патриотов и будущих защитников Отечества. Более 1500 выпускников клуба ушли в элитные воздушно-десантные войска, где честно отдали свой воинский долг Родине. Многим пришлось служить в «горячих» точках, все они вернулись домой живыми. В 2008 году за большой вклад в патриотическое воспитание молодежи Игорь Иванович Шабалов награжден медалью «Патриот России».


Еще один яркий пример – военно-патриотический клуб «Гвардеец», созданный летом 2008 для ребят поселка Сорум Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа силами шефов – работников Сорумского ЛПУ МГ.


Отзывы  участников проекта:

«Гвардеец» - это настоящее дело для настоящих мужчин. Здесь каждый может почувствовать себя в роли солдата и понять, что умение защитить - почетная обязанность, которую возлагаешь на себя, прежде всего, ты сам. Школа выживания, элементы самообороны, строевая и огневая подготовка, оказание первой помощи... Такие интересные занятия проводили с нами наши шефы. У них за плечами армейская служба, а Борисов Александр Анатольевич – кадровый офицер, подполковник запаса.
Я думаю, рано говорить о каких  – то наших успехах. Но каждый из нас стал выше. Не в росте дело, конечно. Мы в определенной степени преодолели свои слабости.  Хочется поблагодарить руководство ЛПУ за поддержку клуба «Гвардеец». Надеюсь, что он станет постоянным в нашей школе.

Гвардеец, зам. комвзвода Артем Дружинин, 11 класс.
Я многому научился: правильно шагать в строю, стрелять, «оживлять Гошу», накладывать шины, жгуты... Мне очень понравилось играть со взрослыми в футбол, петь у костра песни под гитару, париться в бане по–настоящему, а потом обливаться холодной водой. Что во мне изменилось за это время? Я стал дисциплинированнее и серьезнее.
Большое спасибо всем, кто придумал эту идею и реализовал ее.

 Гвардеец Данил Сулимов, 7 класс.
Уважаемые руководители и воспитатели клуба «Гвардеец»!
Вся наша семья хочет отблагодарить вас за то, что вы смогли организовать, объединить, сплотить ребят разных интересов и характеров в единую «ребячью семью». Знали бы вы, с каким нетерпением наш Данил ждал наступления следующего дня! Физически было тяжело, но упорство и сила характера брали свое. Ни одного дня не было, чтобы сын сказал: «Я не пойду, я не хочу», я не буду».

Каждый вечер всей семьей мы с интересом слушали рассказы сына о каких-то его маленьких победах, курьезах, событиях прошедшего дня. Самое большое впечатление - это, конечно же, сплав по реке. Но главное – форма! С гордостью, с бережностью вместе с папой гладили брюки, куртку, подшивали воротничок. Этот вечер превратился в вечер воспоминаний о папиной службе в армии. А маленький период в жизни Данила стал одним из ярких событий всей нашей семьи…Наверное, мы выразим мнение и пожелание многих родителей, чтобы начатое дело продолжилось и семья «гвардейцев» росла, крепла, чтобы воспитывался патриотический дух наших сорумчат.

 Семья Сулимовых.
Энтузиазм организаторов клуба «Гвардеец» не мог остаться незамеченным. Как результат – творческая группа работников Сорумского линейно-производственного управления магистральных газопроводов (БорисовА.А., Супонников С.Ф., Курепта В.С., Сидоров А.С., Артамонов И.Н., Болехович В.В., Сутчак В.В. Стрельцов С.Н.) стала лауреатом Премии «Белая птица» в номинации «За лучший проект в области здорового образа жизни». Это означает, что проект «Как вырастают настоящие мужчины? «Клуб «Гвардеец» обязательно продолжит свое существование.


Русская Православная Церковь не стоит в стороне от важнейшего на сегодняшний день дела военно-патриотического воспитания молодежи. Будучи вселенской, по своей природе, Церковь в то же время включает в себя и национальное начало. Русская Православная Церковь многажды благословляла народ свою возлюбленную паству в освободительной войне.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» - документе, определяющем пути социального служения Церкви обществу и народу, принятом Юбилейным Архиерейским Собором, проходившем 13-16 августа 2000 г. в Москве, прямо сказано: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде во благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе,  путем участия в делах государственного управления.


Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание». Деятельному участию Церкви в военно-париотическом воспитании молодежи немало способствует и то обстоятельство, что многие нынешние православные священники некогда в миру были кадровыми офицерами российской армии, военнослужащими срочной службы, прошедшими многие «горячие» точки: от Афганистана до Северного Кавказа. И кому, как не им, прекрасно известно, что значит в груди защитника Отечества чувство любви к Родине, чувство боевого братства, что значит быть не только отважным, смелым, но и физически сильным, во всех смыслах уметь постоять за себя и ближних своих.


Зададимся таким вопросом: почему военно-патриотическое воспитание молодежи сплошь и рядом остается частным делом отдельных энтузиастов-педагогов, финансируется из их личных доходов (то есть трудятся они идеи ради) или же за счет средств меценатов-спонсоров, но практически никак не субсидируется государством, местными органами власти на местах? А если и субсидируется, то почему эти средства не регулярны? Их хватает лишь для латания дыр в бюджете того ли иного задуманного организаторами и их воспитанниками мероприятия. По этой, на первый взгляд, банальной причине движение сковано в своем развитии, охватывает десятки, а не сотни тысяч, как предполагается, наших детей.


К подвигу никто не бывает готов от рождения. К этому ведут долгие годы учения, преодоления препятствий, выковки характера. Неудачи и страдания образуют основу будущего подвига, основу грядущей победы. России нужны люди, способные не к прислуживанию, приспособлению, а к служению. Это люди долга, дела и чести. Это люди неподкупные. Это люди, не боящиеся ответственности. Это «люди характера и гражданского мужества».
Сегодня для России обращение к традиционным духовным ценностям патриотизма не кратковременный политический ход власти, стремящейся утвердить свой легитимный характер. Это краеугольный камень долгосрочной политической стратегии, призванный сплотить общество, установить доверительные отношения консенсуса между властью, народом, бизнесом. Патриотизм должен стать универсальным идеологическим ориентиром и воплощением объединяющих стабильных ценностей.


Хотелось  бы вспомнить слова Апостола: Вера без дел мертва! Будем же не только рассуждать, и дискутировать - будем действовать! К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Точно так нельзя заставить верить; нельзя просто привести в храм и сказать: вот тебе вера, верь. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего, надо воспитывать личность.


Без  патриотизма нет личности, а без личности каждый превращается в получеловека, лишенного человеческого разумения жизни. Мы же хотим, чтобы школьники не потеряли человеческого разумения, чтобы все они были личностями. И мы должны преследовать единственную цель - воспитать в молодежи человека, взрастить, укрепить духовное начало. А это невозможно без патриотизма. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей задачей нашего общества.


Россия сегодня переживает, возможно, один из самых сложных и динамичных периодов своей истории, который характеризуется радикальной сменой ценностных ориентиров и общественных идеалов. Этот процесс актуализировал поиски духовных ценностей, как созидательной силы, без которых реформация жизни бессмысленна, невозможна, и вызвал интерес к идейному национальному наследию: к великой русской культуре, к русской религиозной философии, к отечественной духовной традиции.


Именно в работах Ильина представлены глубокие размышления о предпосылках духовного обновления человека – о вере, знании, любви, свободе,  патриотизме, воинском служении.
Произведения Ивана Ильина открывают нам путь к осознанию и возрождению русскости. В безбрежном потоке разлагающей народ порнографии и мелодраматического мещанства работы великого философа дают народу, и особенно молодёжи, правильный ориентир к чести и нравственности, национальной гордости и достоинству, следование которым - оптимальная дорога в будущее России и, вне всякого сомнения, эта дорога ведёт нас к Храму и постижению православной культуры.