Интервью с Мастером Зен

Станович
То, что выбор редакции в написании этой статьи пал на мою кандидатуру, объясняется просто. Знаком я с героем интервью уже давно. Предвижу обвинения в непрофессионализме, уж извиняйте, они, возможно, будут объективными, так как к журналистике имею отношение весьма отдалённое. Но, может, оно и к лучшему. Иногда непрофессиональный взгляд, бывает более объективным. Хотя и тут я не совсем прав, ибо Мастер Зен Куку, Доктор Куку (слово Доктор написано с большой буквы не случайно, не путать с понятием «врач», происходящим от слова ВРАТЬ ;), вот уже три года является моим другом, по крайней мере, я его таковым считаю и у меня есть основания. Услышал я о нём ещё в 2004 году, когда приезжал в Гоа туристом, гостиница была недалеко от его клиники в Кандолиме. Но, представляя себе сей благодатный край как место, где собираются различные целители, врачи, йоги, шаманы, шарлатаны и просто не совсем адекватные люди, пристального внимания к его персоне не проявил. Ну, один из них. Однако, спустя три года судьба, а именно, проблемы со здоровьем члена моей семьи, свели нас более плотно, и с тех пор мы постоянно общаемся, хотя причины, по которым к нему обращались, устранены им полностью. Вот и задумался я после этого: ведь была мне предоставлена возможность, однако, не воспользовался. Тогда вот тебе ситуация посерьёзней,  выход из которой был один: длительное, дорогостоящее лечение в Европейской клинике и последующая инвалидность, или... тогда в нашей жизни опять появился Куку. С тех пор она радикально переменилась. Причём переменилась до такой степени, что вместо меня на свете появился совершенно другой человек. От прежнего остался только паспорт, квартира в Москве и пара-тройка друзей.  Даже взаимоотношения в семье изменились. Общение с Мастером, его ненавязчивые, как бы между делом, высказанные мысли, открывают совершенно новое восприятие мира и его устройства. А уж что мы творим с собой, своим телом и сознанием, как питаемся, какие проблемы считаем первостепенными, да и вообще проблемами?!... сначала было страшно поверить, а теперь даже смешно;. Это можно проследить в книге «Гоанские хроники», последняя глава, в которой я довольно подробно рассказал о Куку (не без художественных дополнений), написана несколько другим языком и стилем, нежели всё предыдущее. Видимо, наша дружба переформатировала мои мозги и взгляд на жизнь;.
Он появился в Гоа в 1991 году. С несколькими сотнями рупий в кармане и пятилетним сыном. Тогда Кандолим, где он решил заночевать на пляже, даже не напоминал то, что представляется взору теперь. Баржа с надписью «Москва ДМБ 94»  ещё не села на мель возле форта Агуада. Иностранцев было немного. Гест хаусов два с половиной. Шеков не было вовсе, и на пустынном пляже играли обломками вёсел в крикет оборванцы – дети рыбаков, ныне отрастившие животики от сытной жизни, владельцы гостиниц и ресортов. Именно они стали первыми собеседниками и слушателями «сумасшедшего китайца». Цены в то время были куда более смешными, чем сейчас, но всё же были ;. Поэтому деньги на жизнь приходилось зарабатывать. Он не чурался никакой работы. И это после прежней жизни на Тайване, где бизнес приносил ему по три миллиона долларов в год….
Куку трудно застать в одиночестве. Вокруг него всегда люди. И люди слушают его. Даже непонятно, как он не устаёт от общения и где находит время на свои стихи и картины.
- Куку, предлагаю игру - я буду журналистом и попытаюсь взять у тебя интервью. – Обратился я к нему, зная его стиль жизни. Для Куку жизнь – игра. Или игра это – жизнь?
- Только прежде чем печатать, переведи и прочти мне, а то знаю я тебя, мне рассказали, что в твоей книге написано. – Доктор улыбнулся.
- Так книга-то как художественная задумывалась, и имя твоё изменено. Ты – прототип того героя. Имеешь в виду про то, что герой мафиози был?
- Нет, это можешь писать. Как вы в России говорите, из песни слов не выбросить? Что было, то было. Лет с шестнадцати и пока в армию не пошёл, я действительно состоял в мафии.
- Ну, раз сам навёл, вот тебе первый вопрос – расскажи про свою службу в армии.
- Это не самое интересное из моей биографии. Так как я был очень боевым, то служить пошёл в подразделение диверсантов. В Тайваньской армии служат три года. После подготовки несколько раз высаживались на китайскую территорию. Тайвань и сейчас не признан китайцами как суверенное государство, а тогда постоянно происходили столкновения и диверсии с обеих сторон.
- И людей приходилось убивать? Как-то это не сочетается с твоим жизнелюбием.
- То был другой человек. – Куку подмигнул. – Злодей может стать святым, а вот обратной дороги нет.
- Ладно, давай сначала. В 91 году ты приехал в Гоа и открыл тут свою клинику?
- Нет, клиника и ресторан появились в 95. Я искал гармонию в мире, приехал сюда на море, решил сменить образ жизни. С Гоа, пешком и автостопом, отправился на север, вместе с сыном. Больше года мы бродили по Гималаям. Непал, Тибет, монастыри, Ламы… потом, сын взмолился отправить его домой.
- Так он же совсем маленький был, немудрено, как без мамы, дома, заботы?
- Он с шести лет сам себе готовил завтрак и обслуживал себя сам, стирал и прочее. До плиты не доставал, подставлял стульчик и готовил… и на меня тоже.
В разговор вмешался Самодан, сидящий рядом - так зовут его сына.
- А куда было деваться, есть хочется, а Куку говорит: «Вот продукты, вот газ, готовь, и чтобы нам обоим хватило». Помню, как он плавать меня научил. Пришли на море, я же не умею, сижу на берегу. Так он меня с камня бросил в воду и говорит, чтобы я выплывал. Сразу научился.
- А чего ты отца Куку зовёшь, а не папой.
- Он ещё в детстве запретил, я, говорит, тебе или старший брат, который может научить чему-либо, или просто Куку.
- Но ведь «Куку» означает – сумасшедший, нормально так к папе обращаться?
- А кто в своём уме?
Куку заварил чай, выращенный на Тайване, на его высокогорной плантации, и вернулся к разговору.
- Тут мои друзья с Тайваня приехали, которых я 35 лет знаю. Вот у них и спрашивай, каким я был в юности бандитом. А я тебе лучше о сегодняшнем дне расскажу. За прошлое не стоит цепляться, его уже нет. И сожалеть о содеянном не стоит, не отягощай свой ум грузом прошлого.
- Всё-таки давай к прошлому относиться, как к истории, хронологии, так сказать, расскажи по порядку.
- Когда сын стал проситься домой, я отвёз его к матери, на Тайвань. А сам отправился в Китай и оттуда опять в Гималаи, Пакистан и так далее. Потом вернулся в Гоа. Люди уже знали обо мне. Снял домик у женщины по имени Сицилия, неподалёку от йога центра, стал лечить людей, которые его посещали, разговаривал с ними на смеси китайского, английского… все, какие слова знал, всё в кучу сваливал, но они как-то понимали. По триста человек на пляже собиралось со мной пообщаться. Сатсанги проводил, учеников себе искал. Готовили обеды на всю ораву. Тут Сицилия и говорит: «Так вкусно готовишь, давай ресторан откроем. Деньги уже какие-то появились, начал строить ресторан, и в клинике уже нужда назрела, где людей-то принимать. А их всё больше и больше становилось, многие уже о «чокнутом китайце» узнали. Вот так всё и началось, шел тогда уже 95 год.
 Теперь эта женщина в возрасте и авторитете, окружающие зовут её Мама Сицилия, а министры из правительства Гоа и звёзды из Болливуда обязательно заходят после приёма у Доктора к ней, выразить своё уважение. Куку умеет общаться с людьми и держать аудиторию в заинтересованно-напряжённом состоянии. Но это уже было после… а до этого?
Куку мало рассказывает о своём прошлом. Во время приёма он сосредоточен на пациентах. А так как принимает он более 50-ти человек за день, то лучше его во время приёма не отвлекать.
 Не так уж и редко он собирает по вечерам друзей на ужин в свой ресторан «Куку Зен Гарден». Особенно часто это происходит, когда приезжают русские знакомые, которым он помог со здоровьем и выбором жизненных приоритетов, или просто, поставил на ноги, в прямом и переносном смысле. Русские традиционно привозят в подарок водку из «Дьюти фри». Доктор любит русскую водку, Россия и славяне очень ему близки.
- А почему ты так любишь русских? Я так понимаю, дело не только в русской водке ;?
- Мы во многом братья. Вы ведь тоже по духу – азиаты. И традиции у вас так же сильны. Как Запад ни старается всё унифицировать, стандартизировать, привести к общему знаменателю, с вами это ему будет трудно сделать. Вы можете этому противостоять. Что русские, что китайцы, мы как дети, которые сидели взаперти. Теперь нас выпустили, и мы навёрстываем упущенное. Всё надо попробовать, потрогать руками, а привычки-то остались, и руки потом в рот тянем, не всегда мытые. Но у вас огромный потенциал…

Его первый учитель по лекарственным травам и акупунктуре был врач жены первого Президента Тайваня, диктатора, как называли его в СССР, Чан Кайши. Они встретились ещё до того, как будущий Куку пошёл в армию. А служба утвердила его в решимости освоить премудрости древней науки о здоровье и посвятить ей жизнь. Семья его была небогатой, и он очень хотел создать ей условия для нормальной, достойной жизни. Он начал учиться и работать, работать и учиться… и до сих пор не может остановиться.

-… в России сейчас появились деньги, вы приезжаете в Индию, из суеты, забот и постоянного стресса. Здоровье ваше подрывается тяжёлой работой и ужасной экологией, особенно это касается москвичей и жителей больших городов. Здесь красиво, спокойно и дёшево. Но у вас большое Эго, вы любите широко гулять, и надо, чтобы все это видели. Деньги для вас ерунда, что 100 рублей, что 100 долларов, что 100 рупий, вам всё равно, «бабки есть», я правильно произнёс? Теперь в Гоа уже не так дёшево, и вы приложили к этому немало усилий. Вы приезжаете на неделю, месяц, отдохнуть и зарядиться энергией, чтобы вернуться домой и продолжать работать с новыми силами. А здесь всё дозволено и свободно. Вы много пьёте и употребляете наркотики, желая расслабиться, но это только отнимает ваши силы. Потом садитесь на байки и начинаете носиться по Гоа. Знаете, сколько русских гибнет тут ежегодно? В начале декабря, когда я приехал, меня прямо с самолёта повезли во Врандаван, там лежали двое русских ребят в коме. Одного уже невозможно было спасти, другой останется инвалидом на всю жизнь. Индию, Гоа надо любить и наслаждаться ими, здесь потрясающая Природа. Но Индия голодная и ненасытная, несмотря на все её богатства, с огромным, в основном бедным, населением. И вы, ваши деньги, которыми вы разбрасываетесь, пробуждают её жадность. В Китае говорят: «Даже самый сильный тигр не справится со стаей обезьян». Каким бы сильным тигром вы не были, не злите стаю, не провоцируйте её, иначе может случиться беда. Откройте Индии своё сердце, наслаждайтесь ею, её природой, морем, мудростью, но не дразните её своим Эго.
- Куку, ты так хорошо знаешь русских, откуда это - основные посетители и друзья из России?
- Последние два года, да, их больше, чем людей других национальностей.
- То есть, я могу отнести это на свой счет, как раз в то время вышли «Гоанские хроники»?
- Чтобы потешить своё Эго, можешь считать, что ты тоже внёс свой вклад. – Доктор хитро улыбнулся. – Но, я уже шесть лет приезжаю в Россию, каждый июнь. Встречаюсь с людьми, провожу беседы, принимаю пациентов, участвую в акции «Лавка мира», это когда собираются художники и рисуют свои картины на больших деревянных скамейках, обычно действие происходит возле Третьяковской галереи. Но не в этом дело, вы обращаетесь ко мне, потому, что у вас очень напряжённый ритм жизни, много негатива, много проблем, и в отличие от других, вы подсознательно чувствуете их, понимаете, что живёте неправильно, что с ними надо как-то бороться, научиться справляться. Вы посмотрите, сколько в Москве сумасшедших, и этот стиль жизни вы берёте с собой в Гоа. Не надо, отдохните от него, откройте своё сердце, держитесь своего ЦЕНТРА. Заботьтесь о себе, своём теле. Ведь каждый из вас – Будда.
- Легко сказать, а как же это сделать, ведь столько забот, столько вопросов к этой жизни?
- В этом-то и главная ошибка. Не задавай жизни вопросов, просто живи, и наслаждайся ЖИЗНЬЮ.
- С тобой многие не согласятся, как же не задавать, а смысл жизни в чём, а Карма, а наши достижения, устремления?
- А кто-нибудь уже получил ответы на эти вопросы? Достижения, забудь о них, это в прошлом. Какая Карма? Это всё «буллшит», все ваши заботы о завтрашнем дне не имеют никакого значения. Жизнь сама всё расставляет на свои места, и от вас, вашего отношения, зависит ваша, так называемая, Карма. А задавая жизни вопросы, вы уверены, что тот ответ, который получили, если вообще получили, дала вам именно жизнь, а не сами вы всё придумали за неё? И тогда появляются новые вопросы, а если ответ был неправильным, и последующие вопросы накапливаются снежным комом уже в искажённом виде? Так люди и портят себе жизнь. Только принимая её такой, какая она есть, и постоянно учась у неё, делая из уроков выводы, вы проживёте её счастливо. Ведь счастье – единственное, что нужно человеку. Заботьтесь о себе, ведь вы самый главный для себя в этой жизни. Живите сейчас, не откладываёте жизнь на потом, кто знает, что будет потом?
- Куку, все понимают, что гамбургеры, макдональдс и прочий фастфуд, это – гадость, однако многие его едят, так как это удобно и просто, время, опять же, экономит.
- Люди медленно, а иногда и довольно быстро убивают себя этим. Это ведь всё бизнес, и ради выгоды вам подсовывают весь этот «гарбаджфуд», это нельзя употреблять в пищу, сегодня сэкономил время, завтра отдал большие деньги за лечение. Но это личное дело каждого. Выбирать между жизнью и смертью, каждый волен сам. Вы едите много сладостей, а сахар нарушает правильную работу внутренних органов. В Малайзии проводили исследования, давали группе людей по килограмму сахара в неделю. И выяснили, что употребление сахара вызывает около семидесяти болезней, а некоторые из подопытных даже умерли через год. Мои рекомендации – полностью исключить из рациона сахар, оставьте мёд, это продукт природный и его можно есть без ограничений. Даже не берите в руки различные кока колы, забудьте о Макдоналдсе и главное - «фак Америка».
- Что, можно так и написать?
- Нужно, только адрес мой не указывай, а то ЦРУ приедет, а они же все насквозь больные, у меня на нормальных людей времени не останется. – Куку засмеялся, но вполне по-доброму.
- И последний вопрос в нашей игре. Некоторые утверждают, будто видят и знают будущее, ты не из них?
- Единственное, что мы можем знать на 100%, что когда-то каждый из нас умрёт. А в остальном не верьте, всё это сказки. Может, кто-то что-то и видит… но я пока на эту тему ничего, никому не расскажу.
Доктор устало улыбнулся, сегодня у него было много работы, на приём пришло около шестидесяти человек.

P.S. В интервью помогала мне Юлия Пискулина, переводчик, правая рука и ученица Доктора Мастера Зена Куку.