Выход

Наталия Холодная
               
Ураган закончился так же внезапно, как и налетел. На улицах стали появляться редкие прохожие. Поваленные деревья, перевернутые киоски, помятые автомобили, валяющиеся рекламные щиты… Картина, которая напоминала о власти природы над человеком, о его бессилии перед  волей её стихии. Среди всего этого хлама, на тротуаре перед высотным домом, в неестественной позе лежал мужчина, лицом вниз. Было понятно – человек погиб. Только вот ураган ли в этом виноват?.. 
                ***
В дверь тихо постучали. Елена медленно поднялась с кровати: «Интересно,
 кого это с утра пораньше принесло...». Она только что отвела сынишку в детский сад и решила прилечь. Со вчерашнего  дня была небольшая температура, болела голова.
-Кто?
-Я, мам
-Ой, господи, опять из сада сбежал. Вот паршивец – приговаривала она, открывая двери – ни какого сладу  с ним.
 Сын стоял перед ней с виноватыми глазами
-Мам,  не ругайся.  Сама подумай, как я тебя больную брошу.
-Ну,  что с тобой делать, Лешка? Ты же уже большой, тебе целых шесть лет, должен понимать, что  хорошо, а что плохо...
-А я и понимаю, мам, что я большой. Ты же сама учила, что мужчины должны заботиться о женщинах. Вот я и подумал, раз ты болеешь, значит, я должен о тебе заботиться.
-Хорошо! А позавчера, почему сбежал? А на той неделе? Чего молчишь, язык проглотил?
-Мам, ну прости меня! Не хочу я в этот дурацкий,  детский сад ходить. Забери меня оттуда,… пожалуйста….
Сын уткнулся матери в колени
-Я всё буду дома делать, картошку жарить тебе, убираться, книжки читать.  Мам, не отводи меня туда.  А если отведёшь  – решительным голосом заявил он  – я все равно сбегу и домой не приду!
-Ну,  как ты будешь, один, целыми днями?
-А я даже гулять ходить не буду. Буду дома твои поручения выполнять, книжки читать, ты же сама говоришь, что их воз и маленькая тележка, читать, не перечитать….  честное слово, мам…
-Ой, сынок, не знаю, надо подумать. А сейчас давай позвоним воспитательнице, а то опять суматоха начнется.
Елена набрала номер детского сада, предупредила,  что Лешка дома, выслушала недовольство заведующей по этому поводу, извинилась.
-Вот видишь, сколько матери неприятностей – сын, склонив голову, молчал.
-Ладно, посмотрим, как себя вести будешь, а потом и решим, ходить тебе в сад или нет.
-Ура! Мам, я хорошо буду себя вести, вот увидишь.
Елена присела на стул, обняла сынишку, поцеловала в макушку
-Горе ты моё, луковое и в кого ты уродился таким, ума не приложу….
                ***
Елена вышла замуж по любви и была вполне счастлива. Но недолгим оказалось счастье. Муж запил. На все слезы и уговоры в ответ, сначала грубость, а потом и тумаки. Несмотря на то, что жена была, как говорят, на сносях, будущего папу это ничуть, не смущало.  Редкими трезвыми вечерами – больше молчали, чем говорили. Женщина в душе надеялась, что после рождения ребенка, муж остепенится и все наладится.  Но ничего не изменилось. Елене приходилось даже скрываться от пьяного мужа, чтобы избежать очередного скандала, который нередко оканчивался её избиением. Когда Алешке исполнилось четыре года, он в пьяном угаре попал под колеса грузовика, погиб на месте.  С тех пор Елена воспитывала сына одна. Алешка рос не по годам смышленым, послушным, во всем помогал матери. После смерти отца мальчик как – то быстро повзрослел. Несмотря на свой юный возраст, проявлял такую взрослую заботу о ней, что иногда  становилось не по себе. Казалось, что ему не шесть лет, а шестнадцать. Единственная проблема -  детский сад. Не хотел мальчишка посещать это учреждение и все тут. Елена не могла понять причину его абсолютного нежелания.  Однажды ей посоветовали сводить мальчика к психологу. И она решила воспользоваться этим советом. Психолог, мужчина солидного возраста, выдворил мамашу за дверь и остался наедине с Алешкой. Ей показалось вечностью время  нахождения сына в  кабинете врача.
-Ну, что мамаша, волнуетесь? А вы не волнуйтесь. Все в порядке  с вашим  сыном. Ему просто не интересно  со  сверстниками, он далеко вперед шагнул. И мой вам совет – не настаивайте, если он категорически откажется от посещения детского сада, найдите другой выход, в школу, наконец, отдайте, он же у вас по знаниям и подготовке, далеко не первоклассник.
                ***
Елена вспомнила совет психолога  и решила – значит, так тому и быть.
« Через полтора месяца учебный год начнется, отведу его в школу, а сейчас как нибудь перебьёмся. Все равно придется привыкать, что один будет оставаться. Только в школу  возьмут ли? Ведь шесть  лет, будет в ноябре».
-Ладно, Алешенька -  уже вслух произнесла она – зайду вечером к Татьяне Петровне, поговорю с ней, может быть, и договорюсь, чтобы тебя нынче в школу взяли.
-Договорись, мам! Я в школе на одни пятерки учиться буду.
                ***
Татьяна Петровна, соседка по площадке, была директором школы, которую когда то заканчивала Елена, встретила женщину очень доброжелательно
-Проходи,  проходи, Леночка. Я, кажется, догадываюсь,  о чем, вернее о ком ты хочешь поговорить. Об Алеше, да?
-Да, Татьяна Петровна, правильно догадались.
-А я сама хотела к вам зайти, уж больно у тебя сынишка толковый. Что ему в детском саду  делать?  Пусть в школу идет.
-Ой, спасибо Вам, а то я в растерянности, не знаю, как поступить.
-Ты Леночка, не торопись, посидим с тобой, чайку попьем, о себе расскажешь
-Так о себе то и нечего говорить, а вот Алешка меня тревожит не на шутку. Какой- то он у меня не от мира сего. То, что очень любознательный, читает все подряд это еще полбеды, но  восприятие.…   Вот, например, сходили мы с ним на фильм о животных, а там показывали слоненка маленького, как тот от матери отстал и попал  под охотничью пулю, так Алешка плакал навзрыд на весь зал. Пришлось уводить его, а потом больничный брать на неделю. А помните, какой рев был по поводу растаявшей снежной бабы. Тогда ему и было то всего года три, весь двор сбежал, успокаивать. И вообще очень он у меня впечатлительный. Другой  пацан и внимания бы не обратил, а мой все через себя, через своё маленькое сердечко пропускает. Я даже представить не могу, что ждет его во взрослой жизни. Ему только шесть будет, а рассуждает, взрослый не каждый так рассудит.
-Ты Леночка не бери в голову. Все равно он ещё ребенок. Повзрослеет и изменится его отношение к происходящему. Поймет, что не все по – книжному, что у жизни совсем другие законы.
                ***
Школу Алексей закончил хорошо, но в институт поступать категорически отказался. И как Елена не убеждала его, сын проявил  свойственную ему настойчивость и упрямство. За время учебы в школе, он как- то замкнулся в себе. Его не интересовали ни дискотеки, ни какие другие  мероприятия. Алексей все время проводил дома, много читал или мастерил что нибудь.  Сколько раз Елена пыталась поговорить с сыном по душам, но он всегда находил отговорку
-Мамулечка, все в порядке. Ты, пожалуйста, не забивай себе голову, а то не дай Бог, заболеешь. Что я тогда, а? Вот пойду работать, денег заработаю, тогда и про учебу можно будет подумать, сколько на твоей шее сидеть…
-Алеша, ну что ты говоришь….
-Все вопрос закрыт, я решил и точка.
Алексей очень любил мать, оберегая её от всех и вся. Всю домашнюю работу делал без лишних  напоминаний, не разделяя  мужскую и женскую.
-Ой, Алешка, как же повезет  твоей будущей жене – смеялась Елена. Всё - то ты у меня умеешь, когда только научился? У тебя на примете то кто есть?
-Ну, мам, никого у меня нет, и не будет.
-Почему это?
-Да потому, что такой как ты – нет!- смеялся Алеша
-Ты сына не пугай меня. Как это не будет! Я хочу внуков под старость лет понянчить и вообще, что ты у меня маменькин сынок, что ли?
-Да я мам, пошутил. Придет время и женюсь. Мне ещё армию отслужить надо. Кстати, повестка пришла
-Как – повестка? А ты чего  молчишь то? Когда?
-Так через неделю. Мам, только не надо никаких проводов, ладно! Терпеть не могу все эти гулянки.
-ну, как же Алеша, не по – людски.
-Не по-людски, тебя одну оставлять. Меня это больше всего волнует.
-Дак я что? Не совсем дряхлая и здоровье - Слава Богу!
-Мам, короче, давай все по – тихому. Проводишь меня на призывной и все! Хорошо? И не спорь, пожалуйста.
                ****
После службы Алексей работал  в железнодорожном депо, сварщиком. После работы закрывался у себя в комнате, просиживая за компьютером. У  Елены разрывалось сердце от такого образа жизни сына. Но вмешиваться, допекать его расспросами, она не смела, да и знала – все равно отговорку найдет. Как то вечером зашел бывший одноклассник Алексея – Сергей.
-Теть Лен, Леха дома?
-Дома, дома, где  ему быть то? Только и знает дом. Никуда не выходит. Может быть, ты Сережа вытащишь его…  Алеша – крикнула она сына – к тебе пришли.
Алексей вышел, поздоровался с Сергеем
-Тебя каким ветром, Серый
-Леха, я к тебе за помощью. Я ведь четвертый курс в «железке» заканчиваю, вот с курсовой проблема, поможешь?
-Помогу, конечно, если смогу
-А то!… Ты же у нас профессор без диплома
Молодые люди прошли в комнату, а Елена присела на диван, напротив телевизора. Дверь осталась приоткрытой, и она слышала весь разговор  между Сергеем и Алексеем. С курсовой они управились быстро
-Ну, ты Леха, даешь! Не голова, а дом советов. Почему никуда не поступаешь? Тебе же диплом получить, раз плюнуть
-Так ты сам говоришь – раз плюнуть, значит, зачем мне туда, смысла нет…
-Ну, ты чудак – человек. Как же без диплома?
-А зачем мне такой диплом, в котором ничего нового. Я вон тебе без всяких лекций курсовую сделал.  А если честно – конечно поступать буду, только вот денег надо подкопить, не с матери же тянуть. На следующий год  -  обязательно.
-Все понятно с тобой. Давай сменим тему. У меня в субботу день рождения – приглашаю…. Ты подожди отказываться, успеешь. Подумай. Наши будут. Нинка Петрова, помнишь?
-Это твоя соседка по площадке?
-Она самая. Сейчас третий курс заканчивает в» педе», на историческом.
Леха, приходи,  может и с Нинкой что получится. Она девчонка красивая, да и не дура, правда, характерец, но я думаю обломать можно. Короче, отказ не принимаю, понял? Жду! Я потом время уточню и тебе перезвоню, лады? Ну, я пошел, до встречи!
Сергей вышел из комнаты, подмигнул Елене, дескать, все путем
-До свиданья, теть Лен
-До свидания, Сережа, заходи
Сергей кивнул головой в знак согласия и, напевая какую- то мелодию, весело побежал вниз
-Сереж, что не на лифт то? Все - таки у нас 10 этаж
-Да ну его, лифт,  я так, быстрее.

Все дни до субботы Елена думала, пойдет Алексей или нет. С утра никаких признаков его сборов на вечеринку она не заметила, а спросить боялась. «Ещё подумает, что я подслушивала». Ближе к вечеру Алексей спросил
-Мам, где мои джинсы, которые я ни разу не надевал?
-Так в твоем шкафу – обрадовано засуетилась она – а ты что, хочешь  куда пойти?
-Да  Серый на день рождения пригласил, пристал, как банный лист
-Вот и правильно, сына, сходи. А то все дома да дома, насидишься ещё под старость.
Алексей  улыбнулся матери
-Ты мам, прям, как будто сама идешь, такая радостная, вдруг стала
-А как же сынок, конечно, радостная. Мне очень хочется, чтобы ты из затворничества своего вышел. Ведь у тебя что? Компьютер да работа. А жизнь, она сына, махом пролетит, глазом не успеешь моргнуть.
Елена проводила сына, перекрестила его в спину
-Господи, сделай так, чтоб он, хоть немного встряхнулся, да жить полной жизнью начал.
                ***
Вечеринка, действительно, изменила жизнь Алексея. Теперь он встречался с Ниной. Стал чаще улыбаться да и разговаривать с матерью. Елена не могла нарадоваться  этим переменам. Нина бывала у них в доме. Что - то настораживало пожилую женщину в этой красивой молодой девушке, но она все списывала на материнскую ревность. «Главное, Алексею с ней хорошо, а я - дело десятое «- думала она. Наступил день, когда Алексей объявил матери о свадьбе. Елена, конечно, расплакалась, но поддержала сына
-Совет вам да любовь, сынок.
После свадьбы решили, что молодые будут жить со свекровью. Не думала Елена и не гадала, к чему приведет это совместное проживание. Нина оказалась очень капризной и строптивой невесткой, к тому же ленивой. После лекций Нина запиралась  в комнате и не выходила до самого прихода Алексея. Елена, как могла,  пыталась стереть эту грань: свекровь – невестка, но Нина упрямо не шла на сближение. Обстановка  была более, чем напряженной. Алексей метался между двумя, самыми любимыми для него женщинами, но безуспешно. Нина принимала в штыки каждую его попытку примирить её с матерью. И, однажды, разразился небывалый скандал.
                ***
 Елена проводила генеральную уборку в доме. Нина, как всегда равнодушно наблюдала за свекровью, лежа  на диване, перед телевизором. На столе были разбросаны, какие- то бумаги, чертежи. Тубус попал Елене прямо под ноги и она, нечаянно наступив на него, раскатилась, ударилась затылком об косяк двери  и упала на правую руку. У неё потемнело в глазах от двойного удара. Резкая боль в запястье, заставила Елену вскрикнуть. Невестка,  как фурия, вскочила с дивана, схватила помятый тубус:
-Вы что это? Специально да? В чем теперь я чертежи понесу. Совсем ослепли, ничего перед носом не видите
-Ниночка, но как же, специально, ты сама видела, что нет. И вообще, в таком беспорядке не только на тубус наступишь. Можно, хотя бы, за собой порядок навести, черт ногу сломит в вашей комнате, помоги мне лучше подняться…
-А вам то, какое дело? Наша комната! И вообще – я теперь здесь хозяйка, меня что, Леша зря прописал? – кричала невестка, не обращая внимания на просьбу свекрови.
С трудом поднявшись, Елена, забыв на какое- то время о боли в руке, ошеломленно смотрела на невестку
-Нина, дочка, ты что говоришь то?
-Что слышишь – перейдя на «ты», грубо ответила невестка.
Елена, еле сдерживая слезы, прошла мимо разъяренной снохи, придерживая посиневшую и отекшую руку.
Вечером, когда вернулся с работы Алексей, она сказало, что поскользнулась, когда выносила мусор к мусоропроводу.
-Мам, срочно в травмпункт. У тебя же явный перелом.
У женщины, действительно оказался перелом кисти. Ей наложили гипс.
-Как же теперь, Алешенька, не посуду помыть, не приготовить…
-Мам, ну ты чего, а Нина то на что?
Елена, тяжело вздохнув, промолчала.
                ***
Нет, ничего не изменилось. Разбросанные вещи, грязная посуда молодую «хозяйку»  нисколько не смущали. На замечания мужа, она отвечала, что на носу сессия и ей некогда заниматься  «ерундой». Варили в основном полуфабрикаты, купленные в магазине. Елена тяжело переживала происходящее, зная, как сын относится к беспорядку в доме, к питанию  полуфабрикатами. Несмотря на то, что он сам неплохо готовил, время, проведенное на работе, занимало  много времени и, поэтому домашней пищей он мог побаловать только в  редкие выходные дни. Нина же сказала, как отрезала, что она готовить не умеет и учиться не собирается
-Не для того я замуж выходила, чтоб из меня кухарку делали.
Елена видела, как мучается сын, из – за сложившейся ситуации. Но выхода, казалось, не было. Она успокаивала его
-Ничего сына, потерпи немного. Все наладится. Нина молодая, глупая. Пройдет немного времени, она повзрослеет и поймет все.
Алексей в ответ молчал, только качал головой, то ли в знак согласия, то ли наоборот.
                ***
Проходило время, а Елена с каждым днем чувствовала себя хуже и хуже. Кружилась голова, подташнивало. Постоянная слабость, с каждым днем усиливалась. Пропал аппетит. Алексей убеждал мать пойти к врачу, но Елена категорически отказывалась, списывая все на июньскую аномальную жару, повышенное давление и  сломанную руку. Он теперь старался всегда возвратиться пораньше и, если была возможность, прибежать в обед, для того, чтобы проверить все ли в порядке с матерью. Вот и сегодня Алексей торопился домой в обеденный перерыв. По пути ему попался Сергей
-Привет, Леха! Куда летишь
- Привет, Серега! Домой. Мама болеет, вот и бегаю по возможности в обед
-А Нина?
-Ты же знаешь у неё сессия, она целыми днями в институте пропадает
-А сам то, как, надумал?
-Да знаешь, Серый, нынче опять не получается
-Почему?
-Так сам понимаешь, свадьба, да за Нину надо заплатить за последний курс. Пусть уж сначала она заканчивает, пойдет работать, а потом и моя очередь подойдет. Серый, ты прости, у меня времени в обрез, потом как нибудь поболтаем
-Понимаю, ну будь здоров
-Пока!
Алексей открыл дверь своим ключом, зная, что Нины дома в это время  не бывает
-Мам, я пришел
Но в ответ не услышал привычное
-Вот и хорошо
Он влетел в комнату матери. Елена лежала на полу бессознания. Скорая приехала удивительно быстро.
-Доктор, ну что? – голос у Алексея дрожал
-Гипертонический криз. Мы забираем женщину в стационар. Соберите все необходимое…
-Сейчас… сейчас – повторял Алексей, растерянный, испуганный обмороком матери он, кажется, потерял возможность мыслить.
 Прошла неделя. Алексей не вылезал из больницы. Глядя на мать, он не мог поверить, что это она. Елена как то сразу постарела, круги под глазами, неестественная худоба прибавили женщине не один десяток лет. Сегодня его поджидал лечащий врач
-Молодой человек, зайдите ко мне в ординаторскую
Алексей насторожился и, не мигая, смотрел на доктора, предчувствуя, что - то не хорошее.
-Я должен вам сказать – начал осторожно врач – дело в том, что у вашей матери злокачественная опухоль мозга.
Алексей стоял, смотрел на доктора остановившимися глазами
Видимо, какой- то сильный стресс и удар ускорили процесс…
-Извините,… какой удар? О чем вы?
-Ну, вам лучше знать, где ваша мама могла так упасть, при обследовании  у неё была обнаружении гематома затылка….
-Но я впервые слышу об этом, может быть тогда, когда она сломала руку
-Возможно. Но об этом теперь поздно говорить, слишком поздно… Вы
успокойтесь, пожалуйста. К сожалению, мы ничего не можем изменить.… Извините…. – врач виновато опустил глаза.
Казалось, что пол под ногами превратился в зыбучий песок и Алексей медленно проваливается куда- то вниз, но не может выбраться из этого песка и вот- вот,  он сомкнется над его головой. Чернота и неимоверная тяжесть, с которой он не может справиться. Чернота…  Он не может пошевельнуть ни рукой, ни ногой, не может произнести ни единого слова…
Сквозь туман он видел лицо медсестры, которая что- то говорила…
Потом он почувствовал запах нашатырного спирта и начал приходить в себя
-Ну – ну, все хорошо, вы меня слышите?
-Слышу – тихо произнес Алексей, каким- то чужим голосом  – сколько  осталось, доктор?
-Думаю – не больше месяца. Вы можете забрать её домой сегодня же
-Конечно, доктор, спасибо Вам, извините…
                ***
Похоронив мать, Алексей жил, как говорят, на автопилоте. Утром, молча, уходил на работу. Вечером, так же, молча, сидел тупо или у телевизора или у компьютера. Нина старалась быть меньше дома. Несмотря на то, что сессия давным-давно закончилась, она продолжала пропадать, где то целыми днями. Смерть свекрови её ничуть не тронула. На время похорон, она ушла к матери, мотивируя тем, что ей плохо при виде мертвой свекрови. Алексей не настаивал.
-Как хочешь – сказал он, когда жена сообщила ему о своем решении.
Вчера был сороковой день. Но зеркала были все закрыты. Алексей не обращал на них никакого внимания. Он никак не мог поверить в то, что матери больше нет, и он никогда не услышит её голос. Разумом он понимал,  что смерть неизбежна, но почему- то никогда не думал об этом. Да и думать было рано. Елене только- только, исполнилось 48 лет.
В дверь позвонили. Алексей поднялся, подошел к двери, открыл. На пороге стояла Нина.
-Привет
-Привет.
Она прошла на кухню, включила чайник. Потом сдернула простыни с зеркал
-Что не мог  снять? Обязательно меня ждать, чтобы я снова расстроилась. Да?
-Замолчи!
-А что это я молчать то  буду. Я не виновата, что она на этот проклятый тубус наступила. Не надо было в нашу комнату со своей чистотой лезть! Вот и не упала бы и не ударилась бы головой и рука – в целости и сохранности...
У Алексея потемнело в глазах, он, не дослушав жену, прошептал:
-Так ты знала,…  ты видела….  Почему ты ничего мне не сказала?
-А зачем? Скажи тебе,…  Себе дороже будет. Ей надо было вот, и жаловалась бы своему сыночку….
Алексей побледнел, как полотно, даже цвет губ слился с цветом его лица:
-Уходи
-Куда это я уйду. Это и моя квартира. Тебе надо, ты и уходи…
-У-хо – ди – по слогам, кажется, из последних сил, произнес Алексей, медленно поднимаясь со стула. Нина никогда не видела мужа в таком состоянии. Ей стало страшно. Она быстро,  почти бегом, вылетела в подъезд, на ходу надевая обувь.
-Дурак, я все равно не отступлю. Подаю на развод и на раздел. Понял?
Алексей не сдвинулся с места. Перед его глазами, всплывали  события последних дней. Руки затекли от сжатых кулаков, а лицо стало восковым, как будто застыло…«Как же я не разглядел её…. Это я виноват во всем.…  Если бы я раньше понял её гнилое меркантильное нутро, мама была бы жива. Нет, я же понимал, но на что- то надеялся. На что? Господи как я мог надеяться? Ведь не было же семьи, одна видимость. Нина не любила меня, а маму просто ненавидела. Почему я не хотел этого видеть? Мама, мама! Бедная моя! Почему ты не говорила мне ничего, почему? А я делал вид, что не замечаю всего. Меня это устраивало. Какой же я идиот… Я никогда не прощу себе.… Как мне  дальше жить, как?»
Мысли крутились в голове у него с бешеной скоростью. Он вздрогнул от ужасного грохота, поднял глаза. Окно распахнулось настежь. Небо, кажется, раскололось от разбушевавшейся грозы. Поднявшийся ураган выворачивал деревья и как щепки бросал их на припаркованные машины. Летели рекламные щиты, ветки от деревьев, какие- то коробки. Кажется, ураган сметал все на своем пути. Небо освещалось сверкающими молниями, а гром, был такой силы, что казалось, земля не выдержит и треснет напополам. С неба лил не дождь, а водопад – стеной. Алексей подошел к окну, взялся за створки оконной рамы:
-А вот и выход…. Сам Бог мне открыл его. Это он  раскрыл мне это окно…
Он встал на подоконник и сделал шаг вперед….