Радиопередача о Фатиме от 15 октября 2005 года

Иван Лупандин
         Тема сегодняшней передачи – явления Девы Марии в Фатиме. Тема передачи связана с 13 октября. В этот день Католическая Церковь отмечает годовщину заключительного явления Богородицы в Фатиме, которое состоялось 13 октября 1917 года. Но начнем мы с размышления о роли Девы Марии в истории спасения. Это необходимо для того, чтобы события, произошедшие в португальском селении Фатима в 1917 году, были нами рассмотрены в широком богословско-историческом контексте. Сначала я хотел бы вам сказать, дорогие радиослушатели, что в Католической Церкви октябрь – это месяц, особым образом посвященный Деве Марии. Это связано прежде всего с событием, имевшим место 7 октября 1571 года. Именно в этот день союзный флот Церковного государства, Венеции и ордена иоаннитов одержал победу при Лепанто над турецким флотом. В этот день Папа Пий V, позднее причисленный к лику святых, доминиканец, молился по четкам: эта молитва, известная как Розарий, была, по преданию, дана самой Девой Марией св. Доминику, основателю доминиканского ордена. И вот Папа Пий V, член доминиканского ордена, молился в этот день по четкам, т.е. читал Розарий, с интенцией (т.е. с намерением) испросить у Божьей Матери победу христианскому флоту. И эта победа была дана, и в память о победе при Лепанто 7 октября был установлен праздник Cвятого Розария, а в 1883 году Папа Лев XIII посвятил весь месяц октябрь Деве Марии.
        В Православной Церкви в октябре также есть Богородичный праздник – Покров Божией Матери. Этот праздник связан с чудесным спасением  города Константинополя от нашествия иноплеменников. И особенно торжественно этот праздник отмечается в России. Так что по многим причинам октябрь – это месяц, особым образом связанный с Девой Марией.
        И вот в ХХ веке мы имеем дополнительное событие, связанное с явлениями Девы Марии и вмешательством Ее в человеческую историю: а именно, заключительное из серии явлений Божьей Матери в Фатиме, первое из которых состоялось 13 мая 1917 года, а последнее – 13 октября 1917 года.
        Конечно, я понимаю, что для позитивистского сознания, для сознания атеистического такое посвящение календарных месяцев или дней святым или Богородице кажется чем-то странным и устаревшим. Но задумайтесь о том, что на самом деле Господь Иисус Христос, един из Троицы, является Творцом времени вообще. Поэтому, конечно, время прежде всего Божие и должно быть посвящено Богу. И как раз странным выглядит такое восприятие времени, как «серые будни», «день как день», такое неразличение дней… Были на протяжении человеческой истории также попытки окончательно изгнать христианские реминисценции из календаря. Первая такая попытка была предпринята во времена Французской революции, в 1792 году, когда неделя была заменена десятидневками, а вторая такая попытка была предпринята в 1929 году в Советской России, когда были введены так называемые «пятидневки». Удивительно, что все эти попытки оказались все же неудачными, и пришлось вернуться к христианской неделе, которая есть главное свидетельство того, что день все же отличается от дня и время каким-то образом все же посвящено Богу.
        Теперь я хотел бы сказать несколько слов о том, почему католики и православные особым образом почитают Деву Марию. Какова роль Девы Марии в истории спасения? На этот вопрос нам необходимо ответить, потому что иначе, вне ответа на этот вопрос, события, произошедшие при Лепанто, или события, произошедшие в Фатиме, покажутся вырванными из контекста, и люди скажут, что это некая выдумка или совпадение и здесь нечего особенно праздновать. Но когда мы поймем роль Девы Марии в истории спасения, когда будет построена соответствующая богословская теория, тогда мы, может быть, увидим, что эти события (в Лепанто и Фатиме) не только не случайны, но даже в каком-то смысле закономерны.
        Древнейшим сопоставлением и отчасти противопоставлением является сопоставление или противопоставление Евы и Марии (Ириней Лионский, Против ересей, кн. V, гл. 19). Ева – дева, поскольку она не знала мужа, пока была в Раю (Адам познал Еву уже по изгнании из Рая – об этом эксплицитно сказано в Библии), и, будучи девой, она проявила непослушание и съела запретный плод. Также важно отметить, что, когда Ева была сотворена и приведена к Адаму, он нарек ей имя «Иша» (жена), ибо она взята от мужа (муж по-еврейски «Иш»). И лишь потом Еве было дано второе имя, т.е. собственно Ева (жизнь), поскольку она, как сказано об этом в Библии, «мать всех живущих» (Быт 3, 20). И вот Мария – тоже дева, и Она – Мать всех живущих по благодати. Но кроме сопоставления, есть и противопоставление: потому что Ева, будучи девой, преступила заповедь Божию, а Мария, будучи девой, исполнила волю Божию, сказав: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Таким образом, уже в самом начале сотворения человека в Еве прообразительно уже присутствует Мария. И на этом примере мы видим, как устроена вся Библия. Библию нельзя понимать так, как ее понимают позитивисты, т.е. как некую совокупность сказок, преданий, хроник и т.д., как беспорядочное нагромождение каких-то письменных документов, дошедших до нас от еврейского народа. Потому что если мы так воспринимаем Библию, то теряется внутренняя связь, и Библия предстает как собрание отдельных произведений, каждое из которых, может быть, имеет внутреннюю логику, но при объединении этих произведений в одно целое  логика утрачивается. Конечно, если так рассматривать Библию, то нечего и пытаться найти в библейском повествовании единую связующую нить. Но не таково представление о Библии в Церкви.
         Во-первых, Церковь считает, что Библия – книга богодухновенная и ничего из написанного в Библии не написано в ней случайно. И второе – это то, что Библия – книга с единым сюжетом, т.е. то, что происходит и описывается в начале Библии, потом каким-то образом отражается и в конце. Но чтобы Библию понять как целостное произведение, надо рассматривать ее как состоящую из двух частей: Ветхий Завет, т.е. то, что происходило до центрального события мировой истории, т.е. до Боговоплощения, до принятия Вторым Лицом Пресвятой Троицы человеческого естества, т.е. до рождения Иисуса Христа, и Новый Завет, описывающий то, что происходило и будет происходить после Боговоплощения. И вот тогда, когда берутся эти две части и вместе соединяются, получается действительно целостное произведение. И эта целостность видна в сопоставлении Евы и Марии.
         В третьей главе книги Бытия, т.е. еще в самом начале Ветхого Завета, мы находим следующий эпизод. После нарушения заповеди Адам и Ева изгоняются из Рая, и к каждому из них Господь Бог обращается с неким словом. И с неким словом Господь Бог обращается и к змею, оказавшемуся причиной грехопадения Адама и Евы. В словах Бога, обращенных к змею, есть некая тайна и некое пророчество. Буквально было сказано следующее: «Положу вражду между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15). А в латинском переводе Библии – Вульгате – вместо оно – она (ipsa) и вместо его – ее. («Она сотрет твою главу, а ты будешь подстерегать пяту ее»). Отсюда два толкования этого фрагмента. На Востоке обычно толкуется так, что семя жены – это Иисус Христос, Который победит дьявола, а на Западе – что сама Жена, т.е. Богородица, сотрет главу змея.
         Тот же образ Жены, враждующей со змеем, мы встречаем и в завершающей книге Библии – в Откровении Иоанна Богослова. В 12 главе Откровения говорится: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце, под ногами ее – луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от боли и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон же стал перед Женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным, и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его. А Жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там 1260 дней» (Откр 12, 1-6).
         Таким образом, то, что началось и было предсказано в книге Бытия, осуществилось и описывается как осуществляющееся в книге Откровения Иоанна Богослова. Та же самая Жена, о которой говорится в 3 главе книге Бытия, что между ней и змеем будет существовать вражда, теперь описывается в 12 главе книги Откровения, и мы видим, как эта вражда начинается, разворачивается и завершается.
         Итак, Библия – это единая книга с единым сюжетом. Под Библией мы понимаем христианскую Библию, состоящую из Ветхого и Нового завета. И в Новом завете раскрывается то, о чем прообразительно говорится в Ветхом завете. Как говорил Антон Павлович Чехов, если ружье в первом акте висит на стене, то в пятом акте оно должно выстрелить.
         И вот, если в первых главах книги Бытия говорится о некоей «вражде», которая будет положена между женою и змеем, то мы должны ожидать, что в последующих книгах Библии и в завершающей книге Библии об этой вражде будет сказано подробнее. И действительно, мы находим описание этой вражды. Оно содержится в 12 главе книги Откровения Иоанна Богослова: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать Жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были Жене два крыла, как у большого орла, чтобы она улетела в пустыню, в свое место, от лица змея, и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змей из пасти своей вслед Жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла Жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на Жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр 12,  13-17).
         Здесь мы видим, как та вражда, о которой говорилось в 3 главе книги Бытия, в действительности разворачивается на протяжении человеческой истории. И история Церкви – это фактически реализация того, что было предсказано в Откровении Иоанна Богослова. В книге Откровения говорится о том, что Агнец снимает некие печати с книги, запечатанной семью печатями. Что это за книга? Это книга судеб человеческих, книга истории человечества после Боговоплощения. Снятие каждой из этих печатей знаменует наступление некоего нового этапа человеческой истории. В толковании Откровения Иоанна Богослова Церковь не сказала еще последнего слова, да и история сама еще не закончилась; но тем не менее мы можем догадываться о том, что снятие каждой из печатей – это определенное событие, «знаковое», как сейчас принято говорить, или «революционное», как говорили в недавнем прошлом. И фактически та же самая история описывается в терминах борьбы между змеем, или драконом, и Женой, борьбы, которая разворачивается на протяжении всей истории. Т.о. речь идет об участии Жены, т.е. Богородицы, в человеческой истории, прежде всего, в особые, ключевые ее моменты. Вот в таком широком богословско-историческом контексте следует рассматривать события, имевшие место в Фатиме с 13 мая по 13 октября 1917 года.
         Мы знаем, что 1917 год был судьбоносным для человечества. И, между прочим, это признают не только христиане, но и коммунисты. Когда я был ребенком, нас учили, что самым главным событием человеческой истории является Великая Октябрьская социалистическая революция, т.е. именно та революция, которая произошла в октябре 1917 года. И месяц октябрь в этой коммунистической традиции был посвящен вовсе не Деве Марии, а как раз революции. И вот, как ни странно, при полной, конечно, полярности оценок, мы видим, что и с христианской точки зрения октябрь 1917 был необыкновенным, ибо именно в октябре 1917 года произошло знаменитое чудо в Фатиме, когда солнце внезапно усилило свое свечение и как бы приблизилось к земле. Об этой «пляске солнца», произошедшей 13 октября 1917 года, писали многие португальские газеты.
         Теперь я расскажу нашим радиослушателям некоторые подробности о явлении Божьей Матери в Фатиме. Эти явления имели место с 13 мая по 13 октября 1917 года: они происходили 13 числа каждого месяца, кроме 13 августа 1917, ибо в тот день дети были арестованы португальской полицией и увезены в тюрьму, а потому не смогли прибыть на место явлений. Это были три ребенка: Жасинта, Франсишку и Лусия – простые деревенские дети, которые, конечно, не могли представить себе масштабов событий, происходящих в мире. Тем не менее, Богородица выбрала именно этих трех детей, чтобы поведать им о грядущих событиях ХХ века. Двое из детей – Франсишку и Жасинта – очень скоро умерли: Франсишку – в 1919 году, а Жасинта – в 1920. А вот Лусия душ Сантуш – последняя из трех детей – прожила весьма долгую жизнь и умерла 13 февраля 2005 года. Именно она рассказала миру о том, что, собственно, поведала Богородица во время этих явлений. Согласно свидетельству Лусии душ Сантуш, во время этих явлений Богородица упомянула нашу родину – Россию. Многие историки, которые пытаются взглянуть на историю с христианской точки зрения, видят здесь не просто совпадение, но некий промысел: ведь Фатимские явления имели место в то время, когда наша страна была на переломе, действительно переживала «революцию», т.е. смену традиций. После почти тысячи лет в той или иной степени теократического правления (царь все-таки считался помазанником Божиим и управлял Россией, как считалось, с Божьей помощью) Россия в 1917 году перешла к светской форме правления. В принципе, примерно то же самое произошло во Франции во время Великой французской революции. Для России 1917 год действительно был переломным, как для Франции – 1789. И поэтому, если мы верим откровениям, переданным через Лусию, то ничего нет удивительного в том, что Богородица явилась в Фатиме для того, чтобы предупредить Россию и весь мир об этих событиях. Конечно, здесь все построено на вере. Вера – это особое свойство человека, которое кардинал Ньюмен, известный английский богослов XIX века, определяет как согласие (assent). Т.е., чтобы уверовать, мы должны согласиться (to assent).
         Конечно, мы всегда можем выбрать «несогласие», мы можем не согласиться. В пределе мы можем сказать, что миром правит «его величество случай», Библия – это просто набор каких-то текстов, явления Богородицы есть плод галлюцинации и т.д. Т.е. мы можем выбрать позицию скептика. Но целой чего? Ценой того, что лишается смысла вся человеческая история. Подумайте! Если мы лишим смысла Библию, то какая книга будет иметь смысл?
         Если человечество, читая Библию вот уже на протяжении более двух тысяч лет, вводилось в заблуждение и не воспринимало эту книгу так, как ее на самом деле следовало было воспринимать, то тогда это человечество достойно лишь жалости. И что же нам тогда делать, и какая тогда книга сможет наполнить смыслом нашу жизнь и жизнь всего человечества? И если по поводу такого трагического, такого эпохального события, как Октябрьская революция 1917 года, возможна была бы такая чудовищная ложь и подтасовка, которую, как считают атеисты, осуществила Католическая Церковь, «спекулируя» вокруг событий в Фатиме, то как же Бог, если Он есть, зачем же Он тогда попустил такой обман? Т.е. все лишается смысла.
         Тогда кому вообще верить? И зачем тогда жить? Иное дело, если одновременно с теми событиями, которые несут и горе, и страдание людям, совершается другое событие, которое вселяет в людей надежду, что то горе и то страдание все же каким-то образом находится в сфере Божественного промысла, что они «попущены». В Откровении Иоанна Богослова говорится, например, о каком-то из апокалиптических всадников: «дана ему власть умерщвлять мечом и голодом» или «дано ему взять мир с земли, чтобы убивали друг друга». Вот это «дано» говорит о каком-то попущении Божием и дает нам, людям, какую-то надежду на то, что Господь, попустивший эти страдания, эти испытания для отдельных народов, для отдельных стран, Он же в конце концов принесет людям избавление. И, если мы принимаем свидетельство Лусии душ Сантуш, то Богородица сказала следующее: «Россия переживает отступление от Бога, и если Запад не покается и не будет молиться за Россию, то Россия распространит свои заблуждения на весь мир и многие народы будут стерты с лица земли». Но далее Богородица говорит: «В конце концов мое Непорочное Сердце восторжествует, Россия обратится, и миру будет дан мир». Вот на такой оптимистической ноте оканчивается послание Фатимы. И мы видим, что оно целиком и полностью связано с Россией.

          Вопросы радиослушательницы (Татьяна Ивановна): «Происходит ли сейчас что-нибудь в Фатиме? Когда умерла Лусия, сколько ей было лет?»

          Сейчас в Фатиме не происходит никаких необычных явлений, но в Фатиме была построена большая базилика и сейчас строится еще одна новая церковь. В Фатиме регулярно совершаются богослужения; кроме того, там находятся тела причисленных к лику блаженных Франсишку и Жасинты, и через год туда будут перенесены останки Лусии. Матушка Лусия (она была монахиней-кармелиткой) умерла 13 февраля 2005 года. Ей было 97 лет.

          Вопросы радиослушательницы (Алла Анатольевна): «Предполагаете ли Вы в некоторых деталях с общих позиций рассмотреть явления Богородицы детям: ведь к ним, кроме Фатимских явлений, можно отнести явления в Лурде и Меджугорье, а также и некоторые другие явления? Почему рупорами, «агентами» Богородицы оказываются дети, и не приводит ли это к тому, что искажается то увещевание или обращение, которое адресуется народу устами Богородицы?»

          Отвечая на Ваш вопрос, я прежде всего хотел бы сказать о том, что я выступаю здесь в качестве историка и могу сказать, что таковы исторические факты, а именно, что Богородица являлась детям. Но, насколько я понимаю, в Новом Завете Господь говорил: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»; и Он же, говоря о детях, сказал: «Таковых есть Царство Небесное». Ребенок всегда считался символом невинности. Более того, сама Пресвятая Дева, когда Ее встретил ангел и объявил Ей благую весть, была 14-летней отроковицей. Это, по нашим понятиям, достаточно юный возраст. Евангелист Иоанн был еще юношей, когда его встретил и призвал Господь. Так что здесь речь идет скорее о девственности детей, о нерастленности их душ. Вот что я, наверное, подчеркнул бы в первую очередь.

           Вопрос радиослушателя (Алексей Кириллович): «Дети обычно не обладают способностью различения. Это качество – различение – достигается со зрелостью. Как же они могли понять, что им явилась Богородица, если они незрелые еще?»

           Действительно, здесь мы стоим как бы перед некой дилеммой. С одной стороны, детское восприятие фрагментарно, несовершенно. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, рассказывая о своей встрече с матушкой Лусией, говорил, что матушка Лусия сама сказала ему, что когда она, будучи 10-летним ребенком, услышала из уст Богородицы слово «Россия» (по-португальски «Рушиа»), она подумала, что речь идет о какой-то женщине. Она сначала даже не поняла, что речь идет о стране. Так что я понимаю Ваши опасения, что ребенок может исказить послание. С другой стороны, однако, детскому сознанию присуща впечатлительность, и поэтому в памяти ребенка глубоко отпечатывается то необычное, что с ним происходит. Детское сознание вообще более чувствительно и восприимчиво, нежели взрослое. Особенно нечувствительным может быть сознание человека, обремененного семьей, детьми, какими-то церковными или иными обязанностями или чересчур увлеченного какой-либо профессиональной деятельностью – такой человек может, пожалуй, даже и не заметить или неправильно истолковать сверхъестественное явление, особенно если он предубежден. Ведь предубеждение, как говорил известный английский философ Фрэнсис Бэкон, – это одна из причин нашего невежества, "идол пещеры". Мы, взрослые, рассуждаем как сформировавшиеся люди, имеем зачастую предвзятую точку зрения. Так что непонятно, с кем лучше работать: со взрослыми или с детьми. Вот преподобный Серафим Саровский даже специально отделил девушек от женщин, имевших опыт замужества, и устроил девичью обитель, потому что девушки, как он говорил, более послушны, а тех женщин, которые успели побывать замужем, бывает трудно в чем-либо убедить, ибо они, как правило, упрямы.


            Вопрос радиослушательницы (Алла Анатольевна): «Предполагаете ли Вы обсуждать в дальнейшем откровения, даваемые через Богородицу, сопоставить их не только с откровением, данным через Сына, но и с тем, что было дано через пророков Ветхого Завета? И вообще в какой мере эта тема будет у Вас развертываться, или этой передачей Вы заканчиваете обсуждение этой темы?

            Дело в том, что наши передачи как-то увязываются с литургическим годом. Например, 11 февраля этого года я был один в студии и вел передачу о явлении Богородицы в Лурде. Так что не исключено, что мы поговорим в дальнейшем и о других явлениях Богородицы, в т.ч. и о явлениях в Меджугорье. Но дело в том, что критерием здесь является позиция Церкви. Хотя, конечно, Вы лично можете верить в какие-то другие явления, но все-таки есть явления, которые удостоились общецерковного почитания. И к таким явлениям относятся явления в Лурде и явления в Фатиме. Т.е. речь идет о явлениях, признанных Церковью. Сама величественность комплекса церковных зданий, воздвигнутых в Фатиме, явно не пропорциональных экономическому и политическому значению этой маленькой португальской деревушки, говорит о значительности имевших там место событий. То же самое касается и Лурда. Аналогично и в Православной Церкви. Вспомните Дивеевский монастырь. Маленькое село Дивеево, конечно, несоизмеримо с теми двумя огромными церквями, которые были там воздвигнуты еще в XIX веке. И это показывает, что здесь имело место какое-то необычное событие.
Я еще скажу несколько слов о детях и о том, как вообще интерпретировать какие-либо частные откровения. Проблема интерпретации – это вообще очень серьезная проблема: интерпретация Св. Писания, интерпретация частных откровений… И здесь не надо спешить сказать «последнее слово».

        Вопрос радиослушателя: «Смерть есть следствие греха. Или насилия (смерть Иисуса Христа). А почему умерла Богородица?»
        Время нашей передачи подходит к концу, и я могу только сказать, что в Католической Церкви усматривается определенная связь между догматом о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии и догматом о Ее телесном вознесении (взятии на небо). Т.е. речь идет о связи между неподвластностью души Богородицы первородному и личному греху и Ее безболезненной кончиной; причем Церковь не говорит о смерти Богородицы, а говорит лишь, что «по окончании Ее земной жизни Она с душой и телом была взята в небесную славу». Т.е. Церковь не утверждает, что Богородица претерпела смерть, т.е. разлучение души с телом. Есть церковное предание, достаточно древнее, чтимое и в Византии, и на Руси, и на Западе, повествующее о том, что когда апостолы пришли к Ее гробу через три дня после Ее кончины и открыли гроб, он оказался пуст. И также в книге Откровения Иоанна Богослова есть некий фрагмент, который можно толковать как свидетельствующий в пользу догмата о взятии Богородицы на небо: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град» (Откр 11, 19). Если мы понимаем под ковчегом завета Богородицу, т.е. Она – ковчег Нового Завета, то можно сказать, что на небе произошло событие: на небе явился ковчег Нового Завета, т.е. Богородица, взятая в небесную славу. Это толкование, как одно из возможных, принято в Католической Церкви, а только что процитированный мною фрагмент из Апокалипсиса читается в праздник Явления Пресвятой Девы Марии в Лурде. К сожалению, наше время истекло. Я благодарю всех, кто принял участие в этой передаче, желаю всем слушавшим эту передачу достойно завершить октябрь месяц, посвященный Богородице, и надеюсь на дальнейшие встречи с вами в эфире.