я в Израиле 12 жизнь, работа, люди

Шеркин Роман
Я в Израиле 12
---------------------
     С двух до трёх ночи  – прогулка под дождём. С зонтиком. Тёмная  улица Нордау. Блестящие плачущие витрины. Как игрушки.
Левый сапог (резиновые сапожки я приобрёл давно) дырявый,  намок. Потом намок локоть. Тоже левый. Оч-ч-ень редкие машины, ночь в городе,  вздымающие водопады брызг, рассекающие потоки воды, как водорубы, мелькают тенями. Машина полиции проехала.. Не могу на них спокойно смотреть.
Прогулка длилась чуть меньше часа. Когда вышел из дома и первые брызги дождя попали на лицо,ещё подумал – а почему бы просто не стать одетым под душ?
Пьяный парень, бредёт вдоль стеночки здания, ему дождь до лампочки. Знакомо и понятно.
===========
«Матек».
И опять и снова я работаю у Ицика. Официально хозяин – Ами, его сын. Должен заметить, что сколько впоследствии  я работал на заводах, так, как делают детали на станках СНС Ицик и Ами – не встречал. Отлично делают. Точно, аккуратно. И, неуместное слово, но иначе не скажу – изящно. Детали, после станка, как игрушки, просятся в руки, чувство такое, будто только купил в магазине что то новое. Конечно,  были заводы, где тоже красиво работают, и детали там хорошие. Но вот так, как у Ицика – нет. Что есть, то есть. И ещё одно. Ицик ни разу не шёл на хитрости и обман в оплате работы, не соглашался на оформление «по чёрному».
У него были хитрости, как без этого, но в другом. И не большие. 
Из  дневника.
…..Работаю. Вчера проспал - сидел до пол-второго ночью, комп, чат. Сегодня на двух станках работал. Одновременно.
….. Эгуд, знакомый ветеринар, попросил, чтоб я ему сделал приспособление - инструмент для  лечения  переломов. Если получиться,  опробует и запатентует.  Я видел, как он детали, которые я делал и приносил, на три – четыре дня оставлял в миске с водой – проверял их,  подвержены  ли ржавчине.
…..сделал железную тросточку для Эдика. Этот  товарищ, он поляк,  становится всё более агрессивным по характеру, а по жизни наоборот – инсульт, в автоаварии побывал. Рука и нога плохо двигаются. И мозги тоже. А ведь такой золотой человек по сердцу, и талантливый. И поэт, и сварщик, и взрывник.  Был. Нет, он жив, но стал во многом другим.  Да ещё и антисемитом.  Или вылезли корни – из Польши же, или жизнь так его голову повернула. Думаю, первое. При этом, три раза был женат, все еврейки, последняя так ещё и из Одессы. И друзья – товарищи у него почти все евреи. Люди тянутся к нему. А вот озлобился. Я перестал с ним общаться, позднее, может,  расскажу почему, но вот просьбу его выполнил. Тросточку для защиты.
Хочу показать одно из его творений. Поздних. Ранее он писал сильнее, но  и тут это чувствуется.

Мирно живёт инвалид одинокий,
Руками катает коляску убогий,
дети соседские рвут всё и мечут,
окна и душу бедняге калечат.
Он позвонил в миштару за подмогой,
Всё объяснил он пкиде дюже строгой,
Выслать наряд обещала девчина,
Но в Хайфе плевать на больных тем скотинам.
Видно полиция только и может,
Что под сиренами мчаться как хочет,
Не соблюдая закона и правил,
Жопу тереть об сиденья и нравы.
Но господа! Вы забыли однако,
Под Богом единым мы ходим пока что,
И может быть вы с утреца да в народы
Помчите в колясках, в погонах уроды.

 ( миштара – полиция,  пкида – служащая, дежурная)
Не всё и всегда так, как он написал. Но, случается, да,  есть такая присказка – дерьмо случается. В жизни всякое бывает. Зато какой стиль, слог, эмоционально как!! Я не любитель поэзии и понимаю в ней мало. Хотя, разве надо понимать, а не чувствовать?

 Каждый раз, делая что то не по работе, говорил Ицику, и занимался этим  после того, как отбивал картис – карточку рабочего времени. Ещё в первые годы  работы в Израиле, обратил внимание  на то, что хозяева тут не любят делать что то постороннее, даже мелочь, только в том случае, если это их друзья, тогда допускают. Поэтому, взял за правило – спрашивать разрешения, надо же было отвыкать от привычки работать иначе, чем  до приезда.
….. работал с семи утра до пол-восьмого вечера. Обед брал с собой.  Работал на круглом столе. Детали из пластика. Одна заготовка  – материал – 100$, плюс стоимость  работы – 200 шекелей. Это деньги для хозяина. А мне – 27 шекелей в час. Надо будет десять деталей потом. Пока же неплохо бы сделать первую – представительскую.
……. Стол поворачивался с таким трудом, что я работал в буквальном смысле упираясь. Руки болят. Плечи, кисти, пальцы гудят. А деталь подпорчена. Причина – я не уследил  и Ицик накомандовал. Завтра с утра получу. Свою то ошибку он, конечно, замнёт. Не хо-о-очеться слушать крики..
…С утра хозяин  «наехал». Но  живы остались. И я – от его крика.  И он – от моего в ответ….
..сегодня в конце дня шлифовка, ручная. Доводка деталей на наждачной бумаге – плоская круглая деталь, лист наждачки на плите, деталью по листу  трёшь, трёшь, трёшь, меняя направления, давление. Поверхность детали нужна не просто ровная, а чуть ли не блестящая, как после полировки, без намёка на царапинку. Материал – сплав специальный,  хоть и железо с добавками, но мягкий. Работать надо одновременно и жёстко и нежно.   Стёр пальцы до крови. Больно.  Работал до семи вечера.
…Давид, токарь. Местный. Из марокканских евреев. Его брат держит  магазинчик вещевой во Франции. Так Давид часто и нам что приносит.  Он знает по русски слово – «мама». И выучил ещё одно – «бабушка». Когда  я как то по телефону говорил с мамой, он потом спросил – это «мабушка»?  Так с тех появилось новое слово и в нашем лексиконе.
 Дима – киевлянин. Крикун, каких поискать. Учит Давида русскому мату. В армии служил – я как услышал, как то и не по себе стало – в восках ВВ, заключённых возил. А в Израиле пробовал разное, даже как то работал извозчиком для девушек по вызову. Приводил своих двух сыновей на завод, чтоб привыкали к работе, они работали по месяцу. Он на них так кричал, когда был недоволен, так кричал, что мне нехорошо было. Кричал и матом и по всякому. Забавная привычка у него – стоит подойти, чтоб посмотреть, как работает, так тут же выключает станок и вопрошает – что нужно? Прямо таки секретный работник.
Он ранее работал и слесарем, и токарем. У Ицика стал фрезеровщиком. Надо сказать, как специалист он – большой молодец и умелец и головаст. Хозяин это видел и признавал.  Но крик…
Ицик его выдержал только  два года.
Фима. Тоже фрезеровщик. Мягкий, интеллигентный, добродушный, начитанный человек. Двигал большую плиту на столе станка, прищемил кожицу на причинном месте. Смешно? Кому как. Ему было больно, травма!!!! Хотя, надо заметить, в определённом месте и повезло ещё. Могло бы быть хуже.  Когда он вышел на работу, поправив здоровье, у ребят всё возникал вопрос – а гипс не накладывали в том месте?
Фима меня часто подвозил, ему по дороге было. Беседовали о разном: его интересовали мои места работы, меня его опыт жизни в одиночку,  обсуждали прошедший день.
……стою как то, разговариваю  с Ициком. Подходит Дима и начинает тоже беседу с хозяином. По работе. И тот ему отвечает. Ну что ж, раз хозяин не считает  нужным быть вежливым, я это поправлю. И высказал  всё  –  и Диме, и Ицику.
А через неделю хозяин позвал меня в свой кабинет. Сказал, что хочет на работе спокойствия и не хочет скандалов, что в настоящее время мало работы и поэтому он сокращения начинает. Вот так и выходит, что я могу отдыхать.
Когда я шёл домой, так хотелось выпить. Жаль, что я теперь не пью.
Ровно два месяца отработал. Опять и снова, «с чистой совестью на свободу» , я – безработный.
---------
В последующие годы ещё раз по месяцу, иногда по два работал у Ицика. В последний раз у него были сложности с деньгами. Он выдал мне половину заработанного, в следующий месяц половину оставшейся половины, а ещё через месяц последнее.
Ещё через несколько лет я узнал, что Фима во время работы упал возле станка – инсульт. Поправился, ходит, но и рука  и нога увы – плохи. История похожая на ту, что у Эдика. А завод Ицика прекратил работу вообще. Не думаю, что надолго. Но больше не довелось что узнать. Жаль, Ицик и Ами немало мне помогли по жизни, не только в смысле работы. Именно по жизни.
 ============
«Биомед».
Смотрю в бумажку с адресом, затем на табличку с названием улицы и номера дома на здании. Непонятно. Обычный жилой дом. Пять этажей. Мне на пятый.
Четыре комнаты. Пять человек: две женщины, один инженер, сам хозяин и слесарь – я.  Серьёзным делом занимаются. Сборка из деталей гидронасосов для программных станков. Существуют уже лет пять.
Инженер оказался моим земляком. На работу он приезжает на мотоцикле. Аппарат весь сверкает, манит разными ручками, удобными сидениями. Парень купил его три года назад. Стоит такая машина немногим меньше автомобиля. Обещал меня подвезти на работу. Не успел. Я выдержал там дня четыре. Ну дикость – мне, такому, ух какому фрезеровщику, стоять у сверлильного станка по пять часов, резать ножом резину и пластик, упаковывать в коробочки детали.
===========
Стройка.
Огромнейшее здание в ущелье, шесть этажей вверх, три вниз, под землю. Первый день я  пробивал канавку в потолке, стоя на лестнице. Весь в пыли, в каменной крошке. На второй день работал тоже стоя на лестнице, только уже более чистое занятие – крепил в канавках потолочных кронштейны, на которые потом устанавливались трубы противопожарной системы. После обеда – взял с собой пару бутербродов, меня попросили принести из бытовки некоторый инструмент. Бытовка стояла рядом со зданием. Я спустился. Взял нужное и пошёл обратно.
Полтора часа я искал своё место работы. Полтора!!!  В прямом смысле слова – заблудился. Нашёл, злой – не то слово, взбешенный, отдал инструмент и, отказавшись от дальнейшей работы, отправился домой.
Что удивительно, мне за полтора дня работы заплатили.
Через восемь лет, оказался в этом месте.Огромнейший  Универмаг. Приехал я вечером – у меня украли пелефон, дело было в субботу. К пелефону я уже привык так же, как к часам на руке. Без пелефона чувство такое, будто отрезали от всех и всего.
Приехал, с толпой попал внутрь, нашёл нужный отдел и купил новый аппарат. В Израиле не так уж много мест, где собирается одновременно много народу. А тут… человек  с девятьсот. На всех этажах идёшь лавируя между людьми. Вспомнилась родимая сторонка, Минск, поездки в Москву….
А вот выйти наружу я не смог. Прямо таки проклятие – заклятие какое. Пробовал ориентироваться по табличкам, вроде ничего сложного, по табличкам с картинками, спрашивая людей – ну затмение какое то. То   забрёл в какие то коридоры, то попал в закоулки между огромными трубами, еле вышел, каждое возвращение в залы магазина –  это чувство Робинзона, увидевшего на горизонте парус.
Сорок пять минут блуждания. И вот я на улице. Правда, не в том месте, где хотелось бы. Надо спуститься в переход, немного вдоль магазина  и тогда окажусь на остановке транспорта. Спускаться вниз я уже не решился. Пошёл на дальний переход, там перешёл, двинулся вдоль стеночки, ещё раз перешёл дорогу, в этот раз пролез под ограждение, нарушая всякие правила. Но не было уж сил на большее. Ночь на носу. Домой хочу.
На остановке ждал автобус.  Решил – быстрее на маршрутке будет. Тогда дорога займёт минут десять, пятнадцать.  Залез в машину, заплатил, устроился поудобнее.
Двадцать минут водитель стоял, собирая пассажиров. А потом…. Поехали. И всё ехали и ехали, ехали и ехали….ёханный бабай.
Оказалось, эта маршрутка – я спрашивал: на Адар? – Да! – да, Адар, да, но предварительно по дальним горам и улицам проезжает.
Домой я добрался. Пробыв в дороге ещё сорок минут.
Это место не очень прозрачным оказалось и для ещё нескольких моих знакомых. Они мне рассказали подобные истории, с некоторыми дополнения. Ребята всё таки освоили впоследствии движение в этом здании. А я  нет. И туда уж ни ногой. Ни за что!!! Неееет, не хочу туда……
================
И была у меня ещё одна стройка. Из коахадама позвонили поздно вечером – им нужен человек на стройку. Согласен ли я там поработать?
Почему бы и нет? Надоело дома сидеть. Деньги нужны.  Согласился.
Утром, собрав рюкзак с рабочими вещами, отправился на указанное место. Пол часа на автобусе. Это за Хайфой, в новом районе. Двадцатиэтажное здание электрокомпании. Ещё пол часа пробирался через строительные конструкции по колено в пыли, весь мокрый.
У строительных бытовок собралось человек десять. Таких же, как я. Нас по одному приглашали в конторку, где записывали данные и отправляли затем на рабочие места.
В этот момент я почувствовал -  внутри начинает давить на сердце, какое то неприятие окружения.
Пригласили меня. Я зашёл. Служащая повернулась ко мне – фамилия?
Даже не задумываясь, ответил:
- извините, я передумал.
Повернулся и вышел.
А через неделю нашёл работу на заводе по специальности.
================