Сказка про пчелку Жужу и медвежонка Фомку

Светлана Джус
Весной, когда солнечные лучи начинают жарче припекать, а с юга прилетает теплый ветер – вся природа просыпается. Начинают весело журчать ручейки, появляется первая травка, громче щебечут птицы и все зверушки вылезают из своих норок, чтобы после зимы погреться на солнышке. Вот, в один из таких теплых деньков, в своей берлоге, после зимней спячки, проснулся маленький медвежонок Фомка. Вернее, он проснулся не сам, а его разбудил веселый солнечный зайчик, который пробрался, сквозь ветки и теперь щекотал ему нос. Фомка во сне подумал, что это маленькая мушка мешает ему спасть и лапой попытался прогнать её, но потом чихнул и, проснувшись, открыл глаза. Сквозь ветви берлоги он увидел солнце и очень обрадовался.
- Вставай, лежебока, весна пришла! – сказала бабушка медведица, ласково улыбаясь малышу.
- Ура! – весело закричал медвежонок и выбрался наружу.
Снег уже совсем растаял, и было удивительно тепло. Радостный Фомка скатился с пригорочка и заспешил к лесной полянке, на которой было мало деревьев, поэтому там можно было вволю насладиться солнечными лучами. Выбравшись из леса, медвежонок от удивления ахнул – такой красивой стала полянка. Она была вся покрыта зеленой травкой, а кое-где виднелись яркие цветочки, над которыми летали разные жучки и мошки. Маленькие кустики вокруг полянки тоже уже начали зеленеть и выглядели сочными и аппетитными. Только тут Фомка понял, что сильно проголодался, ведь медведи спят всю зиму, не просыпаясь, а когда проснутся, то стараются чем угодно насытить своё брюшко. Медвежонок быстро стал выдергивать кустики и жадно поедать корешки, как вдруг, он услышал, что кто-то хихикает. Оглянувшись по сторонам и, никого не увидев, Фомка продолжил своё вкусное занятие.
- Ты, бы хоть помыл их. – Опять захихикал кто-то рядом, и медвежонок опять, оглядевшись по сторонам, никого не увидел.
- Эй, ты кто? – озираясь, спросил он, - Выходи, хочешь, я тебе тоже дам вкусных корешков?
- Хи-хи-хи. Я не ем корешки. Мне больше нравится нектар из цветов.
- А, что такое «нектар»? - также озираясь, спросил мишутка.
- Нектар, это то, что есть внутри каждого цветочка. Его совсем не видно, но он сладкий и очень вкусный.
- Ха, наверное он как мед,- облизнулся Фомка, - только это сколько же мне надо нектара, если его даже не видно? Я, вон какой большой. А, почему ты всё время прячешься?
- Я не прячусь, я прямо перед тобой, посмотри внимательно.
Медвежонок стал внимательно смотреть вперед и тут, он увидел прямо возле глаз маленькую желтую мушку.
- Ах, вот ты где! – обрадовано, воскликнул он, - Я узнал тебя – это ты меня разбудила сегодня утром, щекоча нос.
- Хи-хи-хи, - весело засмеялась мушка, - И вовсе не я! Это был, наверное, солнечный лучик, он весь желтый, а я – нет.
- Действительно, - присмотревшись, согласился Фомка, - У тебя одна полосочка желтая, а другая черненькая. А, как тебя звать?
- Я, пчелка Жужа, а ты кто?

- Меня зовут Фомка, - смущаясь, ответил мишутка, - А, где ты живешь?
- Возле речки стоит старый дуб, вот там, наверху в дупле я и живу, а ты где?
- А, я живу там, - махнул лапой медвежонок в сторону леса, - Но хочешь, я каждый день буду приходить сюда на полянку и, и мы будем с тобой дружить?
- Конечно, хочу! Только давай, будем встречаться после обеда, потому что утром у меня много дел, - обрадовано, зажужжала пчелка.
С тех пор, каждый день маленький медвежонок и пчелка стали встречаться. Они очень весело проводили время – играли в догонялки и прятки и, конечно со стороны было смешно наблюдать, как Фомка один носится по полянке или ищет кого-то, а кого - было не видно.
Однажды, на небо наползли темные тучи, и дождь полил, как из ведра. К полудню небо чуть прояснилось, но дождь не прекращался, правда, он уже был не такой сильный, поэтому Фомка пошел на полянку, чтобы увидеться с Жужей, но веселая подружка так и не появилась. На следующий день дождь продолжался, но сразу после обеда медвежонок опять помчался к месту встречи, и опять он прождал пчелку до вечера, а она не прилетела. «Может быть, с ней что-то случилось?» - подумал обеспокоенный Фомка и решил, что завтра он обязательно найдет домик, где жила его подруга и увидится с ней.
Утром, дождь кончился и, выглянуло солнышко, но бабушка заставила его перебирать корешки, которые она принесла с дальнего леса, потом попросила собрать малины на ужин, и только потом, мишутка отправился на поиски Жужи. За полянкой была небольшая роща, а за ней протекала речка, на берегу которой стоял старый высокий дуб. Вот про этот дуб и говорила пчелка, когда рассказывала, где она живет. Медвежонок подошел к дубу и, посмотрев вверх, громко крикнул:
- Эй, Жужжа-а-а, где ты?
Но, ему никто не ответил, а так как крона дерева была густо покрыта листвой и, он ничего не мог рассмотреть, то решил залезть по стволу, чтобы отыскать домик подружки. Так он и сделал, но поднимаясь всё выше, мишутка, вдруг, почуял запах, который помнил с самого раннего детства. Запах, который каждый медведь любит больше всего, потому что принадлежит он самому чудесному лакомству. Так мог пахнуть только мед – самая вкусная еда на свете! Медведи очень хорошо лазают по деревьям, поэтому Фомка быстро поднялся вверх и увидел небольшое дупло, из которого доносился гул и, оттуда же, шел приятный аромат меда. Он вежливо постучался, и гул сразу затих, но из дупла выглянули несколько пчелок.
- Здравствуйте, - вежливо сказал медвежонок, - А, не могли бы вы позвать Жужжу?
- Караул! - испуганно и сердито зажужжали пчелки, - К нам забрался медведь! Все на вылет, защищаться!
И не успел мишутка что-то ответить, как целые полчища сердито жужжащих пчел начали вылетать из дупла и грозно кружить над ним, пытаясь ужалить его в нос. Держась одной лапой, Фомка стал потихоньку сползать с дерева, второй лапой он отчаянно отмахивался.
- Да, погодите… я…, - пытался сказать он, - Я…я… у меня тут…
С каждой секундой пчел становилось всё больше и больше, казалось, что их уже целая туча, и все они преследовали медвежонка, который кубарем скатился с дерева и бросился бежать к реке, отмахиваясь лапами от сердито жужжащего роя. Со всего разбега он плюхнулся в речку и сидел в воде до тех пор, пока хватило воздуха. Когда Фомка вынырнул, то над водой уже почти никого из преследователей не осталось, только возле берега кружили несколько сердитых пчел, да и те скоро улетели. Мокрый, покусанный медвежонок вылез на берег и присел на бревно. Ему было очень больно, а главное – обидно, что его не выслушали, а просто с позором прогнали.
- Тебе больно? – услышал он знакомый голосок подружки.
- Больно, - поглаживая лапой искусанный нос, грустно ответил мишка, - За что они меня так? Я ведь не сделал ничего плохого, я только хотел найти тебя, потому что очень скучал.
- Прости меня, пожалуйста, но я не могла с тобой встретиться, потому что в дождливую погоду мои крылышки становятся влажными, и я не могу летать. А, почему ты не сказал мне, что ты медведь?
- Ну да, я – медведь, а что в этом плохого?
- Понимаешь, нас учат, что медведи очень злые и опасные, потому что они залезают на деревья за медом и разоряют, ломают наши ульи, и потом нам негде жить, приходится искать и строить новый дом-улей. Наверное, теперь так и поступят, и мы улетим куда-нибудь далеко-далеко, - вздохнула пчелка.
Фомка сразу представил, что останется без любимой подруги и, ему стало ещё грустней. Он опустил голову и задумался.
- Знаешь, - вдруг решительно поднялся он, - я сейчас пойду и объясню им, что я не враг, а твой друг. Значит, и им буду другом, и переезжать никуда не надо!
- Хорошо, - обрадовалась Жужа, - Я тоже им скажу, что ты лучший друг в мире.
Они подошли к дубу, пчелка взлетела вверх, а медвежонок остался ждать внизу. Через некоторое время он увидел знакомый грозно-жужжащий рой, который опускался словно черная туча прямо на него. От страха Фомка опустил голову и закрыл нос лапой.
- Не бойся, - услышал он звонкий голосок своей подруги, - я им всё рассказала.
Мишутка поднял голову и увидел сотни внимательных пчелиных глаз, которые смотрели на него с любопытством.
- А, ты что, не любишь мед? – удивилась самая толстенькая пчела, летающая ближе всех.
- Ну, что вы, - улыбнулся медвежонок и облизнулся, - я очень люблю мед. В прошлое лето, когда я был совсем маленьким, меня им бабушка угощала. Вкуснее, я ничего не пробовал.
- Интересно, а где твоя бабушка его взяла? - сердито насупив брови, спросила, толстенькая.
- Я… я… я не знаю, но она принесла его в горшочке.
- Это не наш! Это не наш мед! – хором зажужжали пчелы.
- Ты даешь нам слово, что никогда не будешь ломать наши домики, чтобы полакомиться медом? – опять спросила его толстенькая.
- Даю честное медвежье слово, что никогда этого не произойдет! Я никогда не буду вас обижать, поверьте мне!
Медвежонок так разволновался, что даже забыл о своем опухшем носе, который у него жутко болел.
- Ладно, мы верим тебе - одобрительно зажужжали пчелы, - раз ты нам дал обещание, то мы поможем тебе, - сказали они и полетели к себе.
Через некоторое время рой опять спустился вниз, только на этот раз, медвежонку показалось, что их стало намного больше – огромным плотным шаром они опускались всё ниже и ниже. Потом этот шар, громко жужжа, опустились до самой земли, где распался и разлетелся. И тут Фомка увидел на земле кусочек коры, в котором находилось что-то темное и блестящее, а рядом на большом листе лопуха лежало вообще что-то непонятное, прозрачное и вязкое как смола, только лежало оно в каких-то маленьких клеточках и вкусно пахло медом. Несколько пчелок окунули травинки в темное и блестящее, а потом, подлетев к Фомке, осторожно положили травинки ему на нос, так что эта непонятная масса прилипла. Мишка сразу почувствовал прохладу, а боль стала затихать, а через некоторое время пропала и вовсе.
- Что это такое? – удивился он.
- Это наше пчелиное лекарство, которое называется прополис. Оно заживляет все ранки, снимает боль и удаляет опухоль, – Гордо ответила за всех толстенькая пчелка.
- Спасибо вам, милые пчелки, у меня уже совсем ничего не болит, а это что такое? – спросил медвежонок, указывая на листик лопуха, - Так вкусно пахнет!
- А, это тебе от нас маленькое угощение, - весело прожужжала Жужа, - попробуй нашего меду.
- Но, почему он такой странный, в клеточку?
- Ж-ж-ж-ж, - рассмеялись пчелки, - он не странный, он самый настоящий, только в сотах.
- В чем? – не понял Фомка
- Понимаешь, - стала объяснять ему подружка, - соты мы делаем сами из воска, а когда приносим нектар, который собираем из цветов, то складываем его в соты уже в виде меда. Так мед не растекается. Пробуй!
- А можно, я отнесу его своей бабушке?
- Конечно, - одобрительно зажужжали пчелки.
Довольный медвежонок поблагодарил всех, договорился с Жужей, что они встретятся завтра и, подхватив лист лопуха, на котором лежал мед, побежал домой.
- Бабушка! – радостно закричал он, вбегая в берлогу, - ты посмотри, что я тебе принес!
- Ох, внучек, что-то совсем мне худо стало, спина разболелась – ни согнуться, ни разогнуться не могу – еле до лежанки добралась. – услышал Фомка, стоны старой медведицы.
- Как же так, бабуля? - расстроился мишутка, - Ты лежи, не вставай, я сам всё буду делать, а пока, вот – я тебе медку принес.
- Ух, ты, и где же ты его взял? На старый дуб полез, а пчелы тебя не покусали?
- Нет, - засмеялся медвежонок и потрогал лапой нос, - мы с ними большие друзья.
- Друзья? Да, как же можно с ними дружить, если они злые и жалят так, что без носа можно остаться, а то и совсем могут закусать до смерти.
- Ну, как видишь, я жив и здоров.
На следующий день, Фомка прибежал на полянку и стал звать Жужжу.
- Знаешь, - сказал он пчелке, когда та подлетела к нему, - я не могу сегодня долго с тобой играть – у меня много дел. Бабушка заболела, поэтому я должен всё делать сам.
- А, что с твоей бабушкой? – озабоченно спросила подруга.
- Она вчера собирала ветки, чтобы подправить берлогу к зиме, но видимо не так согнулась, вот спина у неё и разболелась. Я ей помог выйти утром, чтобы погреться на солнышке, так она там сидит на пенечке. Пойду я, а то она без меня и не встанет.
- Хорошо, - ответила пчелка и, задумавшись, не заметила, как медвежонок убежал. Затем она быстро полетела в сторону реки, а через некоторое время целый пчелиный рой, во главе которого была Жужа, летел в сторону медвежьей берлоги.
- Ой, что же это такое, ты только посмотри! – запричитала старушка, когда увидела их, - Скорее беги в берлогу, Фомка, спасайся, все щели закрой ветками, а я уж как-нибудь… .
- Да, не бойся, бабуля, - успокоил её медвежонок, увидев свою подружку во главе роя.
И действительно, пчелы подлетели, но остановились и сбились в кучку, словно что-то обсуждали, затем Жужа подлетела к медведице.
- Здравствуйте, бабушка, скажите, где у вас болит?
- Так, вот, - растерянно забормотала старушка, - спина совсем не сгибается и ноет, ноет… .
- Ну, это мы сейчас исправим, только сидите спокойно, не вставайте и ничего не бойтесь.
Несколько пчелок подлетели к медведице, потом сели ей на спину и скрылись в густой шерсти.
- Ох, ах, - вдруг застонала бабушка, но мужественно продолжала сидеть до тех пор, пока пчелки не выбрались из шерсти и не взлетели. Потом она, морщась и постанывая, медленно стала подниматься с бревна, на котором сидела.
- Ух, ты! – выпрямившись, заулыбалась она, - Ай, да пчелки! Ай да молодцы! Боль то в спине совсем прошла! Спасибо вам, мои хорошие – вылечили, как же вам удалось?
- Наши укусы лечебные, если конечно мы не кусаем все вместе – засмеялась Жужа.
Покружив немного над медведями, пчелки улетели в сторону реки.
- Ах, какие у тебя чудесные друзья! – обняла внука бабушка.
Совсем скоро кончилось лето, и наступила осень. Дни стали короче, а ночи холоднее. Солнышко припекало уже не так жарко, а тяжелые тучи всё чаще и чаще приносили с собой дожди. В лесу становилось всё тише и мрачней – многие птицы улетели в теплые края, чтобы переждать там зиму, а те, кто остались свили себе теплые гнездышки и ждали прихода холодов. Зверушки тоже стали всё чаще оставаться в своих теплых норках, где у них лежали припасы, заготовленные за лето на всю зиму. Старушка медведица тоже залегла в берлогу, и только Фомка, уже подросший и окрепший, всё ещё ходил на полянку, в теплые дни, чтобы встречаться со своей подружкой.
Однажды, когда они сидели и болтали, налетел холодный ветер и пригнал черные свинцовые тучи, из которых сначала полил дождь, а потом посыпал снег крупными хлопьями. Одна такая снежинка упала на пчелку и прижала её к земле.
- Жужа, ты где? – испуганно позвал Фомка, увидев, что пчелка, которая была перед его глазами - вдруг пропала.
- Ж-ж-ж…, - услышал он где-то под ногами.
Не двигаясь, медвежонок нагнулся к земле и еле-еле разглядел, лежащую под снежинкой подружку. Он осторожно взял её в лапу:
- Как ты?
- Мне очень холодно, я замерзаю - чуть слышно прожужжала пчелка.
- Я не дам тебе замерзнуть, - выкрикнул Фомка и стал дышать на Жужу.
Пчелка зашевелила усиками, потом приподнялась на лапки и отряхнула крылышки:
- Так уже теплее, только я долго не продержусь. Мне надо домой, но я не смогу лететь.
- Я отнесу тебя, - сказал мишка и, что есть мочи, помчался к старому дубу.
Ветер и дождь со снегом хлестали прямо в лицо, но он стал взбираться по скользкому стволу, держась одной лапой, потому что в другой он бережно держал свою подружку. Добравшись до дупла, Фомка осторожно выпустил Жужу прямо перед входом. С поврежденными и поникшими крылышками, пчелка медленно вползла во внутрь и исчезла в темноте.
- До свидания, Жужа, до следующей весны, - грустно сказал медвежонок, и вдруг услышал, как из дупла раздалось дружное жужжание:
- До свидания, Фомка, до весны! Спасибо!
- Да, не за что, - счастливо рассмеялся медвежонок и, спустившись с дерева, помчался домой в берлогу, где его ждала бабушка и теплая уютная постель, в которой он будет спать всю зиму, а весной они опять встретятся – медвежонок Фомка и его маленькая подруга – пчелка Жужа.