Петербургские огнеборцы Горница 37

Александр Раков
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ОГНЕБОРЦЫ
Отец Георгий Сычёв

— Вот что такое огонь? Объясните мне! Нет, я понимаю: горение, окисление, соединение с кислородом, выделение большого количества тепла… Это если по-научному. Но скажите: разве можно такими словами по-настоящему описать пламя? Язычок огонька на спичке? Костёр в поле? Вихрь пламени на пожаре? Нет, нет: наука безсильна раскрыть истинную сущность огня. А я вам скажу: огонь — вещь не простая, не вполне принадлежащая нашему, земному, материальному миру.
И отец Георгий смотрит на меня, ожидая возражений. А как я буду возражать ему, если огонь — его родная стихия? Он — отец Георгий Сычёв, настоятель храма во имя образа Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», стоящего во дворе 11-й части 1-го отряда пожарной охраны Калининского района. Он окормляет всех пожарных города. Он сам пожарный, подполковник — и не в отставке, а на действительной службе. И я буду вступать с ним в споры о природе огня?
— Огонь… Сколько раз Сам Господь являлся людям в языках пламени! Неопалимую Купину, виденную Моисеем, вспомните! А языки пламени над головами апостолов в день сошествия Духа Святого! А Благодатный огонь в Иерусалиме на Пасху! Огонь — он как благодать Божия! То есть он может быть своего рода овеществлённой благодатью, и в этом случае он не жжёт, не поядает материю. Но он же может быть карающей десницей Божией. Я вам скажу: посмотрите повнимательней на историю любого пожара — в девяноста случаях из ста вы увидите, что пламя вспыхивало по духовным причинам. Кто чаще всего горит? Горькие пьяницы, блудники, тяжкие грешники. Это не всегда так, но очень, очень часто. Вот когда кажется, что адское пламя вырвалось из преисподней, чтобы забрать обречённых огню… Гибнут в огне и пожарные — но это совсем другое. Я не устаю повторять нашему начальству: для Церкви люди, отдавшие жизнь за други своя, — это святые! Каждый год пожарные проводят на Серафимовском кладбище траурный митинг в память погибших товарищей — все ходят унылые, скорбные, каждый думает: «Не моя ли очередь завтра?..» Нет, нельзя так. Хотелось бы, чтобы день этот стал днём светлого духовного торжества, молитвенного, в Боге, общения с ушедшими братьями.
Слушаю батюшку и вспоминаю разговор с капитаном Мисником, начальником 11-й пожарной части. Владислав Владимирович в молодости принимал участие в тушении печально известного пожара в гостинице «Ленинград».
— Что запомнилось? Вообще-то мало что: я совсем неопытным был, растерялся… Только мы приехали — сразу стало известно, что целое звено пропало и не отвечает на вызовы… Дым, зарево огромное, мы линию тащим по лестнице мимо окон, а в окнах люди кричат, зовут на помощь, а мы выше поднимаемся — и они скрываются из глаз… Глянули вниз — а там какая-то куча тряпья лежит… Пригляделись: вот топор, вот пояс… Так это пожарный! Упал с высоты — уже не спасти его. В лифте двое наших ребят застряли и сгорели оба — а я с одним из них, с Сергеем, недавно курсы закончил… Что самое тяжёлое в нашей службе? — Понимать, что всех спасти невозможно. Приезжаешь — дом полыхает; и знаешь, что кто-то уже погиб, а кого-то вытащить всё равно не успеем; и ясно, что никакой твоей вины тут нет, но всё равно очень тяжело.
— Скажите, — спрашиваю Владислава Владимировича, — ведь вы понимаете, что не всегда всё зависит от человеческих сил. Неужели не бывало с вами такого случая, когда явственно была явлена помощь Божия? Когда вы сами никак не могли спастись, но помощь всё-таки пришла?
— Не знаю, — отвечает капитан Мисник, — не помню такого… Может быть, помощь Божия в том и заключается, что не доходит никогда до подобных положений?..
И не он один разводит руками, слыша подобный вопрос: не задумываются люди об участии воли Божией в их судьбе.

— …А вот мне рассказывали о таких случаях, — говорит о. Георгий. — Сергей Павлов при тушении гостиницы «Ленинград» начал молиться, когда лифт у них не раскрылся. У них сапоги кирзовые начали обугливаться, и тогда только ему пришла молитва на ум — и тут лифт открылся и они ушли. Но и ушли-то не в ту сторону, куда хотели, а почему-то совсем в другую, а если бы пошли туда, куда задумывали, сгорели бы заживо — там очень опасно было. Или другой случай: 13-й этаж, 25 градусов мороза, вода замерзает, даже горячая, а время-то идёт, а люди гибнут. Пожарный взмолился: «Господи, помоги!» Один раз сказал, и вода пошла! И человек верующим стал. А бывает и такое: выносят пожарные из сгоревшей квартиры деньги (все найденные деньги всегда сдаются, все до копейки). Деньги-то спасли, а хозяин-то их погиб — бывает и такое! Копил-копил всю жизнь, а Господь его прибрал, не дав воспользоваться… Пожарные на это смотрят, и многие начинают понимать тщету земного…

— Так что же заставляет людей идти в пожарные? Тяжёлая — и физически, и душевно

— работа, и жизнь всегда в опасности… Что их привлекает? Почёт? Награды?

— Да какие награды! — говорит о. Георгий. — Дело не в этом. Просто мужчине нужно чувствовать себя мужчиной. Нужно бороться с опасностью — настоящей, а не мнимой. Нужно делать доброе дело, — по-настоящему доброе, — а ведь труд пожарных всегда, у всех народов, при любых режимах считается почётным. Нужно кого-то спасать — рисковать жизнью не ради своей корысти и не ради чьих-то сомнительных интересов. Вот что людей привлекает, вот где ценность для них: не в деньгах и не в славе, а в сознании того, что служишь добру, причём на таком месте, где не многие выстоят.

— Многие хотели бы служить добру, многие хотели бы найти для себя такое дело, чтобы ни на йоту не сомневаться в его праведности. Но ведь не все способны стать пожарными. Какое качество необходимо для человека, выбравшего эту дорогу?

— Выдержка, — отвечает заместитель начальника отряда по работе с кадрами капитан, Андрей Лобанов. — Потом, спокойствие, сила — и душевная, и телесная. Но я-то считаю, что прежде всего — выдержка. Людям с неустойчивой психикой тут вообще делать нечего. Ответственность нужна, потому что здесь отвечаешь не только за себя, но и за других.

Отец Георгий рассказывал мне о пожарном Николае Громове, который в прошлом году спас своих двух человек: оттолкнул их от загоревшейся солярки и от толчка сам упал в огненное озеро. Жизнь ему спасли, но вернуться к работе он уже не сможет… Вот, собственно, что подразумевается под несколько отвлечённым словом «ответственность»: готовность в любую минуту пожертвовать жизнью за товарищей — тех самых товарищей, с которыми ещё вчера, быть может, ссорился, на кого обижался, к кому не питал особой симпатии…

— Пожарное братство, вот как это называется, — говорит о. Георгий. — Пока всё спокойно, это коллектив как коллектив, но как только прозвучала тревога — тут является уже не коллектив, а самое высокое дружество. Да, они ещё плохо воцерковлены, но мы будем молиться за них, и Господь всё устроит. Мы и молимся: всякий раз, когда начинается серьёзный пожар, мне звонят из Управления и просят молитв… Пожарных Господь никогда не оставит: как может Спаситель забыть тех, кто спасает людей из огня? Огнём души очищаются, как золото, — только нужно, чтобы это золото имелось в душе, — тогда и засияет она, непременно засияет.