Витя в Древней школе - фантазия

Громов Егор
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
"Хорошо было древним, - подумал Витя, раскладывая на столе учебники, - история перед ними короткая - одно первобытное общество, математика на низком уровне, физики - никакой".

Он посмотрел в дневник - уроков было задано много.

"Вот бы в их школу попасть! Изобрести машину времени и перенестись. Сначала от них ничем не отличаться, чтобы не догадались, а потом... Да они меня за бога какого-нибудь примут".

Приёмник, настроенный на радио Европа+, играл модными ритмами. Витя бросил взгляд на часы, висевшие на стене и глазам своим не поверил: там, где положено быть цифре 12, теперь сверкал ноль, а в обе стороны от него разлетались римские цифры. От ноля до двадцати влево и от ноля до двадцати вправо!

"Машина! Она! Двадцать прошедших столетий! Наш век я знаю - сам в нём живу. Значится... Три, два, один, пуск!" - Витя зажмурил глаза и перевёл стрелку до отказа влево.

* * *
"Помещением учения" называют, а у "помещения" даже крыши нет, - подумал он, входя в просторный двор храма Амона-Ра.
Тридцать или около того пацанов лет по двенадцать-тринадцать сидели, скрестив ноги, в тёмном углу двора и писали диктант. Темой для диктанта было "Поучение школьнику". Учитель диктовал размеренно и громко. Папирус с текстом лежал у него на коленях. Одет учитель был в белый набедренник. Голова, в знак чистоты, выбрита наголо. А на груди маленькая подвеска-павиан, священный зверь бога Тота, покровителя наук. В ногах у учителя лежала трёххвостая плеть.

Витя поклонился, быстро расстелил циновку, достал из плетёной сумки дощечку с углублениями для чёрной и красной краски, маленькую коробочку с кистями, бутылочку с водой и глиняную табличку для письма. Папирус для Вити был слишком дорогим удовольствием. Такое счастье могли себе позволить лишь старшеклассники.
- Пиши рукой своей, читай своими устами, - продолжал диктовать учитель.
"Подружись с письменным прибором, он сладостней, чем самый сладкий напиток", - начал выводить Витя вместе с остальными учениками. При этом он успел подумать: "Эх, тетради бы сюда, вот удивились бы".

* * *
На первом же уроке Витя понял, что учиться в египетской школе совсем не просто. И хотя, он знал то, чего не знали древние египтяне, умел читать и писать, как и они, тем не менее работать с семью сотнями иероглифов оказалось намного труднее, чем с тридцатью тремя буквами родного русского алфавита. К тому же всё время приходилось следить за красотой письма и ровностью строк.

И без того сложная задача усложнялась тем, что писать приходилось то слева направо, то справа налево, то сверху вниз. Но самое интересное заключалось в том, что интервалов между словами не было и знаки препинания отсутствовали. Весь смысловой акцент расставлялся при помощи цвета. Первые слова каждой новой мысли выделялись красной краской, т.е. в прямом смысле слова писались с красной строки.

"Ладно, - подумал Витя, меняя красную кисть на основную чёрную, - язык - дело трудное, хоть русский возьми, хоть английский или египетский. Зато на математике я им покажу!"

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Но и на математике он тоже ничего не "показал". Сначала всё было просто, но потом внезапно усложнилось. Египетская цифровая система во многом напоминала римскую. Единица изображалась вертикальной палочкой. Число меньше десяти простым повторением этих палочек, а многоразрядные числа писались знаками и палочками. Сложение и вычитание сводилось к прибавлению или отниманию знаков одного разряда.

Для подсчёта крупных цифр существовал прибор, напоминавший Вите счёты. Отличие было в том, что счётные камни не были нанизаны на ось, а клались в разрядные деления счётной доски. Умножение было совсем примитивным: числа просто удваивали в каждом последовательном шаге.

- Ну и правила у вас. В двадцать первом веке куда проще, - шепнул он толстому мальчишке с золотой серьгой в ухе.
- О чём это ты?! - удивлённо уставился тот.
Витя ответить не успел. Подошёл учитель и стал ругать обоих словами из "Поучения школьнику":
- Вы подобны кривому колесу. Вы, как ручей без воды. Верблюд и тот понимает. Обучают даже ослов, но только не вас. Смотрите у меня. Будете биты. Уши ученика на его седалище и они слышат, когда их бьют!

Очень скоро Вите пришлось отказаться от мысли, что египетская математика была примитивной. Учитель продиктовал задание на возведение в степень, а это уже была алгебраическая задача.
"Молодцы египтяне, - подумал Витя. - И вообще они много знают для своего времени. И учиться им совсем не легче, чем нам".
Он посмотрел на учеников, на учителя и решил, что довольно постигать египетские науки, пора и дальше двигаться. А затем... Затем он передвинул стрелку часов на цифру один.

* * *
- Виктор! - учитель прислонил к спинке стула мраморную доску и продолжил читать вслух. Он читал поэму Гомера. Мальчики, сидевшие вокруг, широко раскрыв глаза, внимательно слушали. А Вите нравилось смотреть на них. Эти мальчики потом станут сильными, бесстрашными, с обострённым чувством чести преторианцами, умеющими биться, любить, страдать. Он не удивлялся, что здешние пацаны хотели быть похожими на Ахилла и Аякса, на Цезаря и Гая Мария.

- Слушай внимательно, Виктор! Любовь к Родине, проявляемая в битвах, является высшей доблестью свободного человека. И этому учит Илиада.
- И история легко запоминается по битвам, - весело добавил Витя.
- Не будучи спрошенным, мальчик должен молчать! - интонация учителя не обещала ничего хорошего. Убрав мраморную доску, он поставил на стол амфору с изображением порки школьника.

- Марк! Коль хочешь от науки счастья и радости...
- ...нерадивому как следует всыплешь! - весело продолжил мальчик вскакивая.
- Справедливо. Садись. Теперь ответьте, кто исписал стены?
Тридцать римских пацанов насторожились и напряглись.
- Сегодня учителя выпорют вас, и не столько за испорченное помещение, сколько за мысли, высказанные вами в надписях.

- Возьмите стилет и напишите по сорок раз: "Будь прилежен, мальчик, иначе будешь бит!"
Витя тяжело вздохнул: "В Египте - плеть, в Риме - розги! Одно счастье - родителей в школу не вызывают. Зато преподы: "Громко не говори, ногу на ногу не клади. Встань, когда входит старший, хлеб бери левой рукой, а мясо правой. Надоело!" И Витя в отчаянии повернул стрелку часов обратно, в двадцать первый век.

- Пливет! - услышал он картавый голос младшего брата. Максим стоял рядом с ним и протягивал ему конструкцию из кубиков.
- Я уроки делаю. Не мешай, - сердито отмахнулся Витя и, с огромным удовольствием погрузился в вычисления, которые были гораздо понятнее египетских и римских. Теперь Витя точно знал, что современная школа намного проще, чем любая древняя, а знания получаются легче и понятнее.