Blackmore s Night Осеннее Небо

Лилия Внукова
Прослушала новый альбом Blackmore`s Night Осеннее Небо ( уже можно скачать на торенте).
Альбом получился живой, во многих композициях танцевальный. И АБСОЛЮТНО СОВРЕМЕННЫЙ ! Это уже совершенно современная поп-музыка, с красивыми, под Средневековье, вставками. Никакого Духа Средневековья там больше не присутствует. В целом альбом неплохо слушается. Сделан вполне под эстрадный вокал и эстрадную манеру мс.Найт. Она женщина вполне современная, по духу своему, не Средневекового типажа. Вполне американка. И поэтому иного решения просто и быть не могло. Как всегда красивы гитарные инструменталы Ричи -- в них истинные отголоски Средневековья ещё можно услышать, вероятно, потому, что гитара акустическая. Интересным было соло на бас-гитаре (в одной из песен), необычен мужской бэк-вокал (так же в одной из песен).
               
                Даркнесс
Darkness (3:21)
Ritchie Blackmore Komponist, Bearbeiter Traditional Komponist C. Night Texter Pat Regan Produzent.  Ричи сделал аранжировку народной музыки. Текст -- мс. Найт (это и понятно по стилистике и системе образов).
 
Наиболее приглянувшаяся (уже многим..) песня «Тьма» -- «Даркнесс» – и на меня произвела впечатление, заставила глубже «покопаться» в тексте.
Вот её примерный подстрочник (хотя каждый будет воспринимать английский текст по-своему (в какой-то степени, в деталях, в оттенках. А они-то, порой, и есть главное... ))  ):
 Тьма
Однажды, тёмной осенней ночью Я не спала,Желала прогуляться под звёздами, В тёмный густой лес // Ни мифы, ни сказки Не могли предостеречь меня от прогулки в этот лабиринт,Но я чувствовала взгляд,Всегда смотрящий, скрытый в тенях.// * Что-то из тьмы позвало меня,
Безумие ослабило мой ум,Проснулась ли я – или оставалась в сновидении,Но связь со всем человеческим прервалась.// Я сидела в своей комнате,То был зимний, серебряный день,
Я услышала потустороннее требование,Я могла бы, могла бы не отзываться.// * // Ветер и лес стали моим домом, Меж мхом и камнями,Когда вырастает плющ,Ложусь на зелёный дёрн,
и никогда не смогу вернуться.// * "

 Текст песни сразу же вызвал прямые ассоциации с известным стихотворением Эдгара По «Ворон». Действие, как в «Вороне», происходит осенней ночью. Присутствут и некая, ни во что не оформившаяся потусторонняя сила, зовущая прогуляться героиню текста по ночному лесу – или Лесу Перерождений, или Лесу Мёртвых.

У Эдгара По эту разрушительную силу выражает Ворон, появившийся из осенней тьмы. И этот «гость ужасный» (можно сказать, что персонифицированные гнетущие мысли об умершей любимой  жене) – сводит с ума героя стихотворения.
В тексте мс. Найт, конечно, никакого ворона не присутствует, но всё тоже заканчивается безумием героини, её окончательным погружением в Мир Мёртвых, или Лес Перерождений. Собственное любопытство и некий таинственный зов (взгляд из темноты) завели её туда, и закончилось всё печально.

Этот текст – образное размышление о поиске мистических знаний. Тема центральная для всех текстов мс.Найт. Любопытство и некий странный зов толкают нас искать эти знания, погружают в мир бессознательного. Потому что Лес Перерождений, или Мир Мёртвых – и есть наше Бессознательное. Но не так просто пройти этот Лес, или лабиринт, как ещё называет его мс.Найт. Пройти – и не запутаться. А остаться в здравом уме после такого путешествия уже почти невозможно.

Музыка песни, в стиле BN, выражает веселье, граничащее с безумием. Тональность песни не радостная, но исполняется всё живо и даже весело. Как будто бы это пир, или танец во время чумы. Мелодия песни завораживает. Особенно пластично с музыкой звучит ключевое слово всего текста – «Даркнесс…» -- чему аналогов в русском языке, конечно, не подберёшь. Музыка словно бы и выражает очарование и притягательность Тьмы.

В одной из новелл (вроде бы Анатоля Франца) рассказывалось о художнике, который всю свою жизнь рисовал картины, изображающие Люцифера отталкивающе уродливым, отвратительно безобразным. И вот ему явился во сне Люцифер, и художник увидел ПРЕКРАСНЫЙ лик падшего Тёмного ангела… И, по крайней мере, безобразным больше его не рисовал.
То, что зовёт нас Туда, и должно казаться прекрасным – иначе многие ли пойдут?...

Обращён ли текст мс.Найт к прежним векам? Нет, он вполне современен – он о проблемах современного человека, заражённого и терзаемого мистическими откровениями разных, заблудившихся в Лабиринте.

Главное в том, что в душе героини нет цели и чёткого смысла – ЗАЧЕМ ей нужно попасть в этот Лес? Чаще всего во всех текстах мс.Найт героиню ведёт в этот лес любопытство, или отчаяние (как в тексте «Тень от луны», более подробный разбор в «Переводах и комментариях BN», среди других моих статей, выложенных на Прозе.ру ). Но у героини нет того ориентира в глубине души, той путеводной, спасительной звезды, нет нити Ариадны, которая помогла бы ей выбраться обратно на свет божий -- снова к людям. Нет любви, вспомним, что даже Иванушку в тёмный лес вела любовь к Василисе Премудрой. Нет веры.

Человек ищет запретных знаний из вечного влечения к ним своей натуры, но не часто понимает, что ступать в этот  лабиринт только по какому-то неясному влечению – опасно. Слишком  велика вероятность остаться там.
Так и случается с героиней песни «Даркнесс». Она остаётся в этом лабиринте. Она оказывается не в волшебно-прекрасном мире своей мечты, нет. Там – безжизненный лес, ветер, мох и камни, там холодно и неуютно, и нет ничего человеческого – ни тепла, ни любви, ни сочувствия. Есть только глухое одиночество. 

…………………………………

И всё-таки философия мс.Найт – языческая. В ней есть вера в доброту Великой Матери, Природы – Геи, но нет веры в Бога и Провидение Божье. Это яснее всего выражено в тексте,  который мс. Найт посвятила свое крошечной дочке Strawberry Girl. Персональный подарок мс.Найт своей малютке. Strawberry Girl (3:59)
муз. Ritchie Blackmore, текст C.Night 
 Песенка живая и весёлая, вполне детская.

 В ней образ ребёнка, Земляничной Малышки, слит с Природой. Кэндика говорит о ребёнке словно бы о том, что подарено ей свыше, что её девочка --  подарок самой Природы, роскошно-сладостной. Что (судя по всему ) ещё до физического рождения малышки, она уже общалась с её духовной сущностью в извечном и прекрасном Лесу. Только, в данной песне, этот лес радостный, солнечный, освещённый улыбкой Земляничной Девочки. В прежних же текстах этот Лес (тоже неизменно присутствовал, хотя бы в песне Под Фиолетовой Луной), но был сумеречным, или ещё более мрачным ( в первом альбоме -- песня Тень от Луны) -- ночным. И некоторые детали, например, корзинка в руках девочки, или её сравнение с земляникой, ягодой красного цвета (кстати, любимая ягода Кэндис), Сказочный Лес, недалеко от которого происходит их встреча, вызывают ассоциацию со сказкой "Красная Шапочка". 

…………………………………….

В другой песне -- Vagabond (Make A Princess Of Me)/ ( vagabond -- 1) бродяга 2) разг. бездельник; мерзавец... ) -- музыка какая-то грустная... и взрослая..., несколько монотонная ( муз. Ritchie Blackmore, текст C.Night). В тексте Мс.Найт полемизирует с образом принцессы, который ей приписывают -- мол, вы считаете меня принцессой, но на самом деле я скиталец ... И даже применяет в этом плане слово менее романтичное, чем "скиталец". Хотя это в стиле мс. Найт, написать в альбоме о радостном для себя событии, всё же об иных аспектах с долей грусти. Сравнивая эти две песни, получается такое целое высказывание:  "я не принцесса, хотя каждый видит то, что ему хочется видеть, я странница. И единственная радость моей жизни -- это мои песни, и моя Земляничная Малышка".

Конечно, материнство удивительным образом красит и вдохновляет женщину, словно бы даёт ей второе дыхание, обновлённую свежесть и красоту... Это и в самом деле так. Впервые давая жизнь ребёнку, ты сама тоже испытываешь перерождение, рождаешься как мать... Четыре месяца это ещё очень-очень крохотный малыш, едва переживший кризис рождения.

………………………………………..

Некоторый опыт в работе с материалом Blackmore`s Night научил меня осторожно относиться к авторству текстов и музыки. Очень часто группа использует народные мелодии и песни, а так же перепевает песни групп менее известных, работающих (или работавших) в рок или фолк направлениях.
Так и на этом альбоме песня Celluloid Heroes -- исполнялась молоизвестной у нас группой The Kinks, написана её вокалистом и фронт-лидером Рэем Дэвисом, в 1972 году. (*из англ. Вики)

Сразу же обратил на себя внимание текст Barbara Allen, своим фольклорным сюжетом и некоторыми параллелями с известным средневековым романом о Тристане и Изольде. Песня оказалась старинной шотландской балладой, самое раннее упоминание о ней -- в 1666 году, в частных дневниках, где она называется как "песенка с шотландского, Барбара Ален". Позже этот текст был напечатан в Англии ( в 1750г.) , в сборнике Детских Баллад. Песня эта имеет десятки версий, широко известна, много раз исполнялась разными певцами, конечно, использовалась в фильмах. Мс.Найт исполняет одну из версий.

Подстрочник того варианта, который, обычно, поётся (во всех представленных ссылках, в том числе и мс. Найт):

Барбара Аллен

Всё произошло в весёлом мае,
Когда набухают древесные почки,
Красавец-Вильям лежит на смертном одре
Из-за любви к Барбаре Аллен.

Он прислал своего слугу
К её дому (* в другом городе)
Со словами: "Вы должны приехать к моему дорогому господину,
Если ваше имя Барбара Аллен".

И медленно-медленно она поднялась с места,
Неспеша пошла,
И только то и сказала ему --
"Молодой человек, я думаю, вы всё равно умрёте".

И неспеша шла она обратно,
И вскоре услышала весть смерти -- похоронный звон,
И каждый удар (колокола), казалось, говорил ей --
"Жестокосердная Барбара Аллен"

"О, матушка, расстелите постель,
Приготовьте постель мне долгую и узкую,
Милый Вильям умер из-за меня сегодня,
А я умру из-за него завтра."

Похоронили её на старом кладбище,
И его похоронили рядом с нею,
Из его могилы выросла красная роза,
Из её могилы -- зелёный колючий вереск.

Они тянулись, росли к шпилю церкви,
Пока не переросли его,
И выше сплелись в узах любви --
Красная роза и зелёный колючий вереск.
 
Вот по этой ссылке (на ютубе) можно услышать разные исполнения этой баллады. В данном варианте -- очень домашнее пение, просто под гитару, знаменитой фолк-певицы Джоан Баэз :
www.youtube.com/watch?v=8woUkSu7FBs&feature=rel...

www.youtube.com/watch?v=_AWjJ7F2_hI&feature=rel...

Здесь а-капелло мужской вокал, т.е без всякого сопровождения:
www.youtube.com/watch?v=8TexZD9_8LM&feature=rel...
(чисто-фольклорная традиция!...)
.........................

Традиционной ирландской балладой является и ещё одна песня из альбома BN :
 Health to the Company ( сайт ирландской народной музыки). Человек, поместивший песню на сайте, рассказывает что впервые услышал её на одной из народных Ярмарок (о традиции этих ярмарок в Европе я рассказываю в статье Скарборская Ярмарка)
Такой текст приведён на сайте народных ирландских песен:

 Health to the Company

Listen: LoFi | Download | Send-Card | Chords
From: A Faire To Remember
words and music Traditional

Kind friends and companions, come join me in rhyme
Come lift up your voices in chorus with mine
Let us drink and be merry, all grief to refrain
For we may and might never all meet here again
Here's a health to the company and one to my lass
Let us drink and be merry all out of one glass
Let us drink and be merry, all grief to refrain
For we may and might never all meet here again
Here's a health to the dear lass that I love so well
Her style and her beauty, sure none can excel
There's a smile upon her countenance as she sits on my knee
Sure there's no one in in this wide world as happy as we
Our ship lies at harbor, she's ready to dock
I hope she's safe landed without any shock
If ever we should meet again by land or by sea
I will always remember your kindness to me
KEY Dm
verse/chorus:
Dm F C Dm
Dm F F C
Dm F F C
Dm F C Dm
Background: I first heard this song at the West Texas Renaissance Festival. Admittedly, I didn't like it. But after numerous requests and suggestions by Andrew, we decided to learn it. Andrew found a couple good recorded versions by artists he doesn't remember. Then we went to work. And we love the resulting arrangement.


Некоторые сведения об авторстве песен:

(Komponist --композитор, Texter -- лирик, Produzent -- продюсер, Bearbeiter -- аранжировщик, язык немецкий)

Highland (5:46) ( авторы не BN)
Nordqvist Komponist P. Grenvall Texter Pat Regan Produzent

2 Vagabond (Make A Princess Of Me) (5:18) (муз. и текст BN)
Ritchie Blackmore Komponist C. Night Texter Pat Regan Produzent

3 Journeyman (Vandraren) (5:35) (целый ряд авторов музыки и текста, я думаю, что Ричи, написал соло, сделал аранжировку песни, а Кэнди подправила текст)) )
Hakan Hemlin Komponist C. Night Texter M. Wester Komponist Pat Regan Produzent Py Backman Texter Helena Backman Texter

4 Believe In Me (4:20) (сразу же видно по тексту -- Найт!, и Блэкмор)
Ritchie Blackmore Komponist C. Night Texter Pat Regan Produzent

5 Sake Of The Song (2:46) (авторы BN)
Ritchie Blackmore Komponist C. Night Texter Pat Regan Produzent

6 Song And Dance (pt 2) (1:58) (автор Ричи)
Ritchie Blackmore Komponist Pat Regan Produzent

7 Celluloid Heroes (5:23) (автор и слов и музыки -- Рэй Дэвис)
Ray Davies Komponist Pat Regan Produzent

8 Keeper Of The Flame (4:36) ( BN)
Ritchie Blackmore Komponist C. Night Texter Pat Regan Produzent

9 Night At Eggersberg (2:10) (очень красивый иструментал! Ричи )) )
Ritchie Blackmore Komponist Pat Regan Produzent

10 Strawberry Girl (3:59) (по всему понятно -- BN)
Ritchie Blackmore Komponist C. Night Texter Pat Regan Produzent

11 All The Fun Of The Fayre (3:50) (тоже без всякий сомнений, BN/ Только музыка (мне лично) сильно напоминает "Семь Сорок"... )
Ritchie Blackmore Komponist C. Night Texter Pat Regan Produzent

12 Darkness (3:21) (Слова, без всякого сомненья, Найт. Ричи здесь выступил как аранжировщик традиционной мелодии)
Ritchie Blackmore Komponist, Bearbeiter Traditional Komponist C. Night Texter Pat Regan Produzent

13 Dance Of The Darkness (3:32) (аранжировали традиционную музыку -- "-- )
Ritchie Blackmore Komponist, Bearbeiter Traditional Komponist Pat Regan Produzent

14 Health To The Company (4:13) (народная ирландская песня, аранжировка -- Ричи)
Ritchie Blackmore Komponist, Bearbeiter Traditional Komponist, Texter Pat Regan Produzent

15 Barbara Allen (3:39) (народная шотландская баллада, аранжировка Ричи)
Ritchie Blackmore Komponist, Bearbeiter Traditional Komponist, Texter Pat Regan Produzent

Из пятнадцати композиций, представленных на альбоме, заглавная, первая песня -- кстати, она очень сильно выбивается и по стилистике и по музыке, и по необычной обработке, одна из удачных -- авторство не BN. Две народных баллады. "Целлулоидные герои" (многие слушатели отметили как удачную) -- песня не BN, и песня Тьма (Даркнесс) -- одна из удачных песен, обработка традиционной мелодии. Но более половины альбома написаны таки самолично Блэкмором и Найт )). Мне особенно понравился инструментал Ричи и текст песни "Тьма". Резвящиеся феи проигрывают из-за музыки. Очень неплохой текст Земляничная Малышка, прозрачный, ясный. Остальные тексты можно расценивать скорее как приятное дополнение к музыке. Текст Believe In Me оставляет в лёгком недоумении... К кому направленно сие обращение? (весь текст развивает эту тему)... В стиле марксизма-ленинизма -- "Верьте в меня". А что -- нужно верить?... Как в Господа Бога и Пресвятую Богородицу?... )))
Что касается аранжировок средневековых мелодий, то здесь, действительно, Ричи выступает как композитор. Эту мелодию ещё нужно найти, нужно почувствовать, что она зазвучит, как песня. Бездарной аранжировкой можно убить самую красивую  песню. И наоборот -- талантливая аранжировка поможет, до той поры никем не замеченной песне -- засиять всеми гранями. Да, это словно бы огранить драгоценный камень. И мастерство -- но и вдохновение. А главное нужно суметь УВИДЕТЬ в непримечательном камне алмаз.

..........................

В целом альбом Blackmore`s Night   Осеннее Небо можно назвать очередной удачной работой творческого дуэта – Ричи Блэкмора и Кэндис Найт. Альбом приятно и легко слушается. В нём есть интересные тексты, красивые мелодии и красивые их обработки. Хотя есть и слабые песни, от которых слишком уж веет эстрадой и поп-культурой. Он выполнен в духе Blackmore`s Night – ПОД Средневековье (но НЕ Средневековье), и вполне современен, что ясно выразилось и в музыке, и в текстах. Красивая стилизация с внешним антуражем – приглушённого старинного золота народных мелодий.



............................
Ричи рассказывает о песнях с альбома Autumn Sky:
Vagabond: «Вступление было сымпровизировано. Для этой песни я около пяти минут импровизировал на мандоле. Потом мы просто вырезали четыре минуты и сделали из этого минутное вступление. Тогда я не имел представления, что буду играть. Я просто импровизировал с темой песни в голове».
Celluloid Heroes: «Я люблю эту песню, любил ее всегда с тех пор, как я впервые услышал ее в 75-м или 76-м. Мы часто играли ее на музыкальных вечеринках с нашими друзьями. После того как я услышал как Кэнди поет ее, я понял, что у песни большой потенциал. Мне кажется, в этой песне очень хорош вокал Кэнди, хотя нам пришлось изменить стихи, так как мы делали модуляцию, и нужно было, чтобы стихи подходили к аранжировке. То, что Джордж Саундерс один из моих любимых актеров, никак не связано с этой песней».
Straberry Girl: «Сначала я написал мелодию, а потом Кэнди придумала стихи, наша обычная процедура. Я не занимаюсь стихами, но мы посвятили этот альбом, а точнее – эту песню нашему пополнению, нашей дочери Отэмн. Кэнди сказала мне, когда была беременна и мы записывали этот диск, что она не знает, будет ли у нас мальчик или девочка. Так что когда она писала песни, они имели особое значение для нее. Потом оказалось, что у родилась маленькая девочка, эта песня начала иметь значение на другом уровне, и она знала, что причиной для написания таких стихов была Отэмн. Так что то, что началось как творчество, стало реальностью».(*перевод не мой, взято из паблика Ритчи http://vk.com/richard_hugh_blackmore )