Переработка Шветашватара Упанишады

Илья Клименчук
БЛАГО-ДАРЕНИЕ-БОГУ

Глава 1
 
1 Причина и источник бытия; 10 Тленное – душа; нетленное – Святой Дух; 23 Самопознание и подвижничество – путь постижения Бога.
 
Рассуждающие о Боге рассуждают: В чем причина? В Боге? Откуда мы родились? Чем живем? И где основаны? Знающие Бога, поведайте - Кем ведомые существуем мы в смене счастья и иных обстоятельств?
2 Время, собственная природа, необходимость, случайность, первичные элементы, внутреннее начало - считать ли их источником? Но сочетание их не является этим источником из-за природы души - ведь и душа бессильна перед причиной счастья и несчастья.
3 Следовавшие размышлению и единению с Богом видят силу Божьей сущности, скрытую ее собственными свойствами, которая одна управляет всеми этими причинами, связанными с временем и душой.
4 Ее мы почитаем как колесо мира с одним ободом из трех частей (мудрость, милость, согласие), шестнадцатью концами (пять стихий, пять органов восприятия, пять органов действия, разум), двенадцатью спицами, двенадцатью дополнительными спицами, с семью возрождающими качествами, с одними многообразными узами, делящуюся на три пути (освобождение, вдохновение, добрые деяния), с одним заблуждением от двух причин.
5 Мы почитаем ее как реку с пятью рукавами (органы восприятия), пятью истоками (стихии), могучую, извилистую, волны которой - пять дыханий, окончание которой – океан пяти чистых чувств, с пятью водоворотами объектов чувств, с пятью стремительными потоками счастья, возрождающими во Святом Духе, соединенных в небесных сияниях и в семи Небесах.
6 В этом великом колесе Бога, всеоживляющем, всеохватывающем, блуждает душа, мысля Святой Дух и Движущего различными; познавая же возлюбленную Им истину, она идет к вечности.
7 Это воспето как высший Бог, в Нем - триада, Он – единый, твердо основанный и нетленный. Знающие Бога, узнав, что содержится в Нем, погружаются в Бога; верные Ему, мы освобождаемся от земного рождения.
8 Владыка поддерживает все это сочетание тленного и нетленного, проявленного и непроявленного. Не будучи владыкой, индивидуальная душа связана, ибо по природе она - воспринимающая. Познав Бога, она освобождается ото всех уз.
9 Существуют двое нерожденных – знающий Святой Дух и незнающая душа, Владыка и не владыка, ибо душа, нерожденная, связана с воспринимающим и воспринимаемым предметом. И еще есть бесконечный Бог, принимающий все образы, недеятельный. Когда человек находит триаду, то постигает Бога.
10 Тленное - душа, бессмертное и нетленное – очищающий от невежества Святой Дух. Тленным и Святым Духом управляет один Бог. Размышлением о Нем, соединением с Ним, пребываем в Его сущности постепенно прекращается и в конце исчезает всякое заблуждение.
11 Когда познан Бог, спадают все узы, с уничтожением страданий исчезают рождение и смерть; Размышлением о Нем достигается высшее состояние, с распадом плоти - господство над всем, одинокий достигает исполнения желаний.
12 Следует узнать это вечное, пребывающее во Святом Духе; ничего не следует знать, кроме него. В помышлении о воспринимающем, воспринимаемом в Движущем высказано все. Это триединый Бог.
13 Как не виден облик огня, скрытого в своем источнике, но основа его не гибнет, и он снова добывается в своем источнике с помощью дерева, - так, истинно, в обоих случаях постигается Святой Дух в душе с помощью слога Благо-дарение-Богу.
14 Соделывая себя верхним вдохновенным и благодарным - нижним вдохновенным, усердным трением размышления человек увидит Бога, подобного скрытому огню.
15 Как сезамовое масло в зернах сезама, масло - в сливках, вода - в русле реки и огонь - в кусках дерева, постигает в самом себе Бога тот, кто взирает на него в правде и подвижничестве.
16 Он постигает Бога, проникающего во все, словно масло, находящееся в сливках, - корень самопознания и подвижничества. Это высшее учение о Боге! Это высшее учение о Боге!
17 Создатель, обуздавший вначале разум и мысль ради сущности, даруя постичь свет огня, несет его над землей.
18 С обузданным разумом мы - во власти Создателя, ради силы для постижения Неба.
19 Обуздав разум, достигнув Небес, идущих к Небу Небес, мыслью достигнув Небес, Создатель побуждает Небо, творящее великий свет.
20 Обуздывают разум и обуздывают мысль Небеса великого мудрого Бога. Сведущий в установлениях предписывает благословенные пения. Истинно велика хвала Богу Создателю.
21 С восхвалениями мы присоединяемся к их вечной молитве. Всегда движется стих, подобно солнцу, по Божьему пути. Всегда внимают ему все дети вечного, - которые достигли Божьих обителей.
22 Где благодарно воспевается гимн, где поднимается ветер небесных мыслей, где переливается радость, там рождается разум.
23 Побуждаемые Создателем, всегда радуются люди вечной молитве. Соделывают там свой источник, и прежние дела не поражают нас.
24 Подняв три части, держа ровно тело, заключив в сердце чувства и разум, всегда переправляются мудрые на ладье Бога через все потоки, несущие страх.
25 Сдерживая здесь дыхание, всегда владеющие своими чувствами дышат слабым дыханием через ноздри. Всегда мудрые, не отвлекаясь, управляют разумом, словно повозкой, запряженной дурными конями.
26 На ровном, чистом месте, свободном от камешков, огня, песка; своими звуками, водой и прочим благоприятствующем размышлению, не оскорбляющем взора; в скрытом, защищенном от ветра убежище всегда мы предаемся созерцанию.
27 Туман, Небо, солнце, ветер, огонь, светлячки, молния, кристалл, луна - эти предварительные образы суть проявления в Боге при воспеваниях славословия.
28 Когда с появлением земли, воды, огня, ветра, пространства развивается семеричное свойство единения с Богом, то нет ни болезни, ни старости, ни смерти для всех, кто обрел это тело из пламени славословия.
29 Легкость, здоровье, невозмутимость, чистый цвет лица, благозвучный голос, приятный запах, незначительное количество мочи и кала - вот, говорят, первые проявления единения с Богом.
30 Подобно тому как загрязненное пылью зеркало снова ярко блестит, когда оно очищено, так же, истинно, и наделенные телом, узрев сущность Бога, становятся едиными, достигшими цели, свободными от страданий.
31 Когда сущностью Святого Духа мы, словно наделенные светильником, видим сущность Бога, то, познавая нерожденного, постоянного, свободного от всех сущностей Бога, мы избавляемся от всех уз.
32 Истинно, это Бог, пребывающий во всех сторонах света, Он возрождает от начала и Он - внутри небесного лона. Он возрождает, Он и будет возрождать, Он стоит перед людьми, обращенный во все стороны.
33 Богу, Который в огне истины, Который в воде милости, Который проник в весь мир, Который в растениях помощи, Который в деревьях доброжелательности, - вечному Богу - поклонение, поклонение!
 
Глава 2
 
1 Познающие Бога становятся вечными; 28 Постижение Бога освобождает человека от смерти.
 
Кто познает Того, Который един, простирает сеть, владеет с помощью сил владычества, владеет всеми мирами с помощью сил владычества, Который един в возникновении и пребывании мира., - те становятся вечными.
2 Ибо Бог, Который владеет этими мирами с помощью сил владычества, един, - мудрецы не держат второго. Он стоит перед людьми; сотворив все миры, Он, пастырь, свертывает их в конце времени.
3 Имеющий повсюду глаз и повсюду лицо, повсюду руку и повсюду ногу, сотворив Небо и землю, единый Бог выковывает их руками добрых деяний и крыльями вдохновения.
4 Тот, Кто повелитель и творец Небес, всеобщий Владыка, Бог, великий мудрец, породивший вначале золотой зародыш, - всегда наделяет Он благодарных способностью ясного постижения!
5 Его благодетельный образ, Бога, прекрасен, являет доброту, - глядит на нас этим несущим покой образом, обитатель гор!
6 Стрелу провидения, которую Он, обитатель гор небесного постижения, держит в руке, чтобы метнуть ее, - соделывает ее благодетельной, хранитель гор, дарует жизнь человеку и животному!
7 Выше всего - Бог, высший, великий, скрытый во всех существах, в теле каждого, единый, объемлющий вселенную, - познав вечного Владыку, становятся вечными.
8 Мы знаем вечного Бога, великого, цвета солнца, находящегося по ту сторону Неба, - лишь познавая Его, идут благодарные за пределы смерти; нет иного пути, которым можно было бы следовать.
9 Выше Которого нет ничего, меньше или больше Которого нет ничего, единый, Он стоит словно дерево, утвержденное в Небе; вечным Святым Духом наполнен весь этот мир.
10 Лишено образа, свободно от страдания все, что выше этого мира; все, кто знают это, становятся вечными, прочие достигают лишь несчастья.
11 Пребывающий во всех чистых лицах, головах, шеях, в тайнике сердца всех существ, Он - всепроникающий, Владыка и потому - вездесущий Бог.
12 Истинно, вечный Бог - великий властитель, движущая сила существующего; незапятнано это постижение Его, Он - владыка, непреходящий свет.
13 Огонь, величиной с большой палец, постоянно пребывающий внутри тела, в сердце людей, постигнут сердцем, мыслью, разумом. Все, кто знают Его, становятся вечными.
14 Тысячеголовый Бог, тысячеглазый, тысяченогий - окружая все творение Он простирается на вечность над ним.
15 Вечный Бог – все чистое, что было и что будет, а также Владыка вечности и того, что воспеваемо благодаря вдохновению.
16 Со всех сторон у Него руки и ноги, со всех сторон - глаза, головы, рты, со всех сторон - уши; Он стоит, охватывая все в мире.
17 Отражающий свойства всех чистых чувств, лишенный всех чувств, Он - повелитель, Владыка всего, великое убежище всего.
18 В граде тела с девятью вратами наделенный сиянием лебедь устремляется наружу - властитель всего мира, неподвижного и движущегося.
19 Без рук и ног, Он быстрый и хватающий; Он видит без глаз. Слышит без ушей; Он знает то, что следует знать; Его же - никто не знает. Его зовут высшим великим Богом.
20 Меньше малого, больше большого скрыт Святой Дух в сердце этого существа. Его, лишенного стремлений, великого Владыку, видит человек, свободный от печали, благодаря умиротворению чувств.
21 Мы знаем этого всегда юного, изначального, всеобщего Бога, вошедшего во все непреходящее благодаря Своей вездесущности, Которого называют прекращением рождений, к Которому рассуждающие о Боге обращаются как к вечному.
22 Тот, Который един, лишен цвета, посредством многообразной силы творит, согласно Своей скрытой цели, различные цвета, и в Котором в конце и в начале сосредоточена вселенная, Он - Бог; всегда наделяет Он нас способностью ясного постижения!
23 Это, истинно, огонь сотворчества, это солнце славы, это ветер разумения, это и луна блага; это, истинно, чистое, это Бог, это вода чистоты, это побуждение.
24 Он - женщина, Он - мужчина, Он - юноша и, истинно, - девушка. Он - старик, ковыляющий с палкой, Он - новорожденный, поворачивающийся во все стороны.
25 Он - синяя птица, зеленая птица с красными глазами, облако с молнией в лоне Неба, времена года, моря. Он - безначальный, благодаря вездесущности; от Него рождены все чистые миры.
26 Существуют нерожденные Небеса, единые, сияющие, белые и золотые, производящие многочисленное потомство, подобное им; и всегда вечные, любящие, воспевают Его; всегда вечные едины с Ним, вкушая вдохновение.
27 Две птицы, соединенные вместе друзья, льнут к одному и тому же дереву, - одна из них поедает сладкую ягоду; другая смотрит на это, не поедая.
28 На том же дереве - человек, погруженный в горести мира, ослепленный, скорбит о своем бессилии, когда же он зрит другого - возлюбленного Владыку и Его величие, то Он освобождается от скорби.
29 Непреходящая истина - высшее Небо, в котором пребывают все небесные мысли и чувства, - Что принесет эта истина тем, кто не знает ее? Те же, истинно, кто знает ее, сидят здесь вместе.
30 Священные стихи, славословия, пение, обеты, бывшее, будущие и то, о чем говорит учение, - все это Творец истины создал из него, в нем и другой свободен в истине.
31 Знайте же, что Святой Дух - истина и великий Владыка - Творец истины, весь этот мир пронизан чистыми существами - его членами.
32 Постигая Того, Кто единый властвует над каждым лоном, в Котором все это соединяется и разъединяется, - этого Владыку, подателя благ, досточтимого Бога, человек идет к бесконечному покою.
33 Тот, Кто повелитель и творец Неба, всеобщий Владыка, Бог, великий мудрец. Увидевший возникающий золотой зародыш, всегда наделяет Он нас способностью ясного постижения.
34 Кто властитель Неба, в Ком пребывают чистые миры, кто управляет этими двуногими и четвероногими - какому Богу совершаем мы вдохновенное подношение?
35 Познавая Того, Кто тоньше тонкого, пребывающего в средоточии гармонии, всеобщего Творца, многообразного, единого, объемлющего вселенную, приносящего счастье, человек идет к вечному покою.
36 Истинно, Он хранитель мира во времени, всеобщий властитель, скрытый во всех существах, в Котором соединены мудрецы-мысли и Небо. Познавая Его так, человек рассекает узы смерти.
37 Познавая тончайшего, подобного пленке на краю очищенного масла, приносящего счастье, скрытого во всех существах; познавая единого Бога, объемлющего вселенную, человек освобождается от всех уз.
38 Этот Бог, созидатель всего, великий Святой Дух, постоянно пребывающий в сердце людей, постигаем сердцем, мыслью, разумом. Те, кто познают Его, становятся вечными.
39 Когда нет тьмы, то нет ни дня, ни ночи, ни сущего, ни не-сущего, - есть лишь один, приносящий счастье. Это - непреходящее, это - желанное сияние Создателя, и от Него простираются вечные наставления.
40 Ни сверху, ни поперек, ни в середине никто не охватил Его; нет подобного Ему, Которого имя - «Великая слава».
41 Образ Его незрим, никто не видит его глазом; те, кто сердцем и разумом познает Его, пребывающего в сердце, становятся вечными.
42 «Возрождающий!» - с такой мыслью благодарные прибегают к Нему. Вечно сияющий лик Бога, который благосклонен, всегда охраняет нас.
43 Дарует благо нам в детях и потомстве, в нашей жизни, в наших чувствах, в наших мыслях, возрождает во Святом Духе у нас провидение, - всегда непрестанно мы взываем к Нему, воспевая славословия.
 
Глава 3
 
1 Знание, скрытое в Боге; 13 Освобождение человека от всех уз преходящего; 36 Кому не следует передавать учение.
 
В непреходящем, высшем, бесконечном Боге, в Котором скрыты двое - знание и незнание, незнание - непрочно, знание же - вечно. Кто властвует над знанием и незнанием, Тот - свидетель.
2 Он – Тот, Кто единый властвует над каждым лоном - над всеми образами и всеми лонами; Который носит в мыслях возникающее вначале сияющее вдохновение и глядит на него, рожденное.
3 Этот Бог, простирающий одну за другой многочисленные сияния, освобождает ими в этом поле. Так Владыка, вновь сотворяя господ, осуществляет господство над всеми - великий Святой Дух.
4 Как сияет солнце Божьей славы, освещая все стороны света - сверху, снизу и поперек, так и этот Бог, желанный, чтимый, единый, властвует над всеми существами, рожденными из материнского лона Неба.
5 Он - всеобщее лоно - Тот, Который дарует созреть собственной чистой природе и Который растит все, что способно созревать, властвует над всем этим миром - единый, Который распределяет все чистые качества.
6 Это скрытое в учении, скрытое в Писании; Бог знает это лоно Неба. Все Небеса и мудрые, которые сначала познают это, истинно, обретают это и становятся вечными.
7 Но тот, кто наделен свойствами, совершает действия, несущие добрые плоды, истинно, вкушает содеянное Им. Он, вдохновляющий все образы, три брака Неба, три пути (постижение, милость, добрые деяния), повелитель жизненных сил, перетекает, согласно Своим действиям.
8 Он - Тот, Кто величиной с большой палец, видом подобен солнцу, наделен волей и самосознанием, но, благодаря свойствам способности постижения и свойствам Святого Духа, кажется размером меньше даже, чем острие шила.
9 Как часть сотой части кончика волоса, разделенной на сто, следует распознавать это Существо, - и Оно способно быть бесконечным.
10 Он не женщина и не мужчина, Он и не бесполый. Какую телесную оболочку Он принимает, ту и охраняет.
11 Благодаря воле, осязанию, зрению, питанию, изобилию еды и питья рождается и растет тело. Соответственно Своим действиям, наделенный плотью принимает постепенно разные образы в разных состояниях.
12 Благодаря Своим сияниям, наделенный плотью выбирает многочисленные образы - грубые и тонкие; вызывая соединение с ними, благодаря свойствам Своих дел и свойствам тела, Он кажется другим. -
13 Познав безначального, бесконечного, пребывающего в средоточии беспорядка, всеобщего Творца, многообразного, единого, объемлющего вселенную, Бога, человек освобождается ото всех уз.
14 Кто знает постигаемого сердцем, бестелесного, творящего бытие и небытие, приносящего счастье, Бога, творящего элементы, - те оставляют свое тело.
15 Одни мудрецы говорят в постижении о собственной природе, другие же - о времени, но лишь величие Бога в мире - то, чем вращается колесо творения.
16 Тот, Которым постоянно покрыт весь этот мир, Кто мудр, Творец времени, наделен свойствами, - под властью Того развертывается действие - то, которое мыслится как земля, вода, огонь, ветер, пространство.
17 Совершая это действие, снова оставляя его, Он вступает в соединение с сущностью сущности при помощи одного, двух, трех или восьми, а также - и времени, и тонких свойств души.
18 Он – Тот, Кто, начав действия, связанные со свойствами, распределяет все существа. Когда их нет, то гибнет совершенное действие; с гибелью действия Он, истинно, движется, будучи иным, нежели сотворенное Им прежде.
19 Он - начало, причина, вызывающая соединение; даже лишенный частей, Он видим за пределами трех времен (прошлое, настоящее, будущее), когда Его почтят сначала как единого, основу бытия, досточтимого Бога, пребывающего в наших мыслях.
20 Он выше древа мира, времени и всех образов и отличен от них; от Него распространяется это многообразие мира. Познавая Его как несущего добродетели, удаляющего зло, Владыку процветания, пребывающего в самом познающем, вечного, всеобщее прибежище, - благодарные достигают блаженства.
21 Его - высшего, великого Владыку среди владык; Его – высшего Бога среди Небес, высшего Господина среди господ, потустороннего - всегда познаем мы - Бога, властителя мира, досточтимого!
22 Неизвестны Его действия и сияния действия, не видно никакого равного Ему и превосходящего Его; Его высшее могущество открывается как многообразное, Ему присуща по сиянию деятельность знания и силы.
23 Нет у Него никакого господина в мире, ни властителя, нет у Него и признака. Он - причина, Владыка владык органов действия, нет у него никакого родителя, нет и владыки.
24 Кто, словно рябь, сверканием, возникшим из Святого Духа, покрывает Себя, следуя собственной природе, единый Бог - всегда Он дарует нам постигать Бога.
25 Единый Бог, скрытый во всех существах, всепроникающий, Святой Дух внутри всех существ, надзирающий за действиями, обитающий во всех существах, свидетель, мыслитель, единственный и лишенный свойств;
26 Единый властитель многих бездействующих, Который умножает небесное семя, - лишь тем мудрецам, которые видят Его между собой, суждено вечное счастье, и не иным.
27 Познавая вечного среди невечных, мыслящего среди немыслящих, единого среди многих, Который доставляет исполнение желаний, - эту причину Бога, постигаемого наукой и единением с Богом, - люди освобождаются ото всех уз.
28 Там не светит ни солнце, ни луна и звезды, не светят эти молнии, откуда может быть там этот огонь? Все светит лишь вслед за Ним, светящим; весь этот мир отсвечивает Его светом.
29 Единый лебедь в середине этого мира, Он, истинно, огонь, проникший в океан; лишь познавая Его, идут люди за пределы смерти; нет иного пути, которым можно было бы следовать.
30 Он - все делающий, знающий собственный источник, мудрый, Творец времени, наделенный свойствами, всеведущий, Господин творения и сознающего начала, причина освобождения, постоянства и разума в круговороте бытия.
31 Будучи таковым, Он, вечный, пребывает Владыкой - мудрый, вездесущий, хранитель этого мира, Который вечно владеет этим миром, ибо неизвестно другой основы этого владычества.
32 Кто вначале сотворил Небо, Кто, истинно, передал ему учение, - к вечному Богу, светящемуся собственной способностью постижения, мы, стремясь к спасению, истинно, прибегаем как к защите, -
33 К Нему, лишенному частей, бездействующему, успокоенному, безупречному, незапятнанному, высшему мосту, ведущему к вечности, подобному пламени со сгоревшим топливом.
34 Когда люди свернут пространство, словно кожу, тогда и без распознавания Бога наступит конец нашему страданию.
35 Силою подвижничества и милостью Бога мудрое Небо открывает так о высшем и чистом Боге лучшим постигающим - знание, доставляющее радость собранию мудрых.
36 Эта высшая тайна в учении, высказываемая в вечные времена, не должна передаваться неуспокоенному, а также не сыну Неба или неблагодарному.
37 Кто полон высшей верности Богу и верен Небу во Святом Духе, тем изреченные здесь истины сияют - великим Святым Духом, сияют - великим Святым Духом.

СЛАВА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ!

октябрь 2007 г.

НОВОЕ (НЕБЕСНОЕ) УЧЕНИЕ – ИСТИННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ХРИСТИАНИЗАЦИИ ИНДОКИТАЯ

Небесное учение – это учение о вселенском разуме, разлитом во вселенной. Он вечен, бесконечен и является одновременным слиянием свободы, ума, радости и любви. Вселенский разум создал вечность, времена, время и объединил их. Вечность ничем не ограничена, это – состояние Духа, уходящего в бесконечность и происходящего от Бога. Вечность – это состояние Божьей радости, основа для понимания времени и времен. Вечные, чистые от преходящего миры называются Небом. Творение представлено трехмерным миром и многомерными мирами. Земляне изолированы от других миров временем трехмерного пространства. Каждое духовное состояние, являясь вечным, отражено многомерностью и ступень за ступенью переходит в земные мысли и чувства, которые затем переходят в энергии и природные силы. Так, электричество – это мысль космоса, магнетизм – его чувства, разлитые в пространстве. Их гармония создает свет, или, что то же – живой мир вечной мудрости.

Новое учение – это древнее учение «Упанишад», изложенное в Пресвятом Духе. Здесь «Упанишады» можно сравнить с корнями, а новое учение – с цветами, раскрывшимися на солнце. Основная работа над «Упанишадами» была завершена к концу двадцатого столетия и теперь не может более оставаться тайной. Заслуга их публикации на русском языке принадлежит А.Я. Сыркину, который в равной степени обладал и научной отвагой, и большими познаниями, чтобы взяться за первый перевод древних индийских текстов. Также нами использованы переводы «Упанишад» с санскрита Б.В. Мартынова и В.К. Шохина.

Само слово «Упанишады» происходит от отглагольного существительного upa-ni-sad – «находиться около», - т.е. около рассказчика, открывающего знание о Боге. Толкование это считается общепринятым. В ряде мест при создании нового текста в качестве такого рассказчика выступает само Небо, а слушателями являются люди, желающие постичь Бога, благодарные Ему за предоставление такой возможности и за жизнь в истине. В текстах «Упанишад» особенно подчеркивается тайный, сокровенный характер учения, которое следует передавать лишь благодарным Богу людям.

«Упанишады» во многом развивают идеи, заложенные в ведийских гимнах, иногда дословно цитируя их. Возникнув около 2500-3000 лет назад, «Упанишады» стоят в ряду древнейших памятников индийской культуры, многие стороны которой они впервые выразили с большой духовной и художественной силой. «Упанишады» стали важнейшей вехой в развитии индийской этической и религиозной литературы. Они заложили основу уже позднее оформившихся индийских философских систем.

«Упанишады» - один из первых памятников мировой философской мысли. Старшие из них не уступают по времени, а в ряде случаев и предшествуют ранним достижениям европейской науки – древнегреческим философам, предшествуют Конфуцию. Этика «Упанишад» современна древнееврейским проповедям старших пророков и уступает в древности, пожалуй, лишь отдельным дидактическим текстам Египта и Вавилонии. На протяжении веков мыслители разных стран, никогда не слыхавшие об «Упанишадах», - Конфуций, Платон, Цицерон, Плотин, Боэций, Скот Эригена, Джелаледдин Руми, Эккарт, Джордано Бруно, Яков Беме, Спиноза, Эммануил Сведенборг и многие другие – повторяли их высказывания. Параллель между «Упанишадами» и Новым заветом во многом тождественна.

Уже в новое время, став широко известными за пределами Индии, «Упанишады» вызывают живой интерес и восхищение и не только индологов. Достаточно назвать крупнейшего физика Э. Шредингера. Можно было бы привести немало высказываний об «Упанишадах». Вот одно из них, принадлежащее Рабиндранату Тагору: «Когда наше существо озарено светом любви, то его отрицательный аспект – разобщенность с другими – теряет свою непреложность, а наша связь с людьми становится уже не соперничеством и не столкновением, но симпатией и сотрудничеством. Мной владеет чувство, что именно к этому и ведет нас учение «Упанишад», и что учение это очень нужно сейчас тем, которые похваляются свободой, предоставленной своим народам, а сами используют эту свободу для создания темного мира духовной слепоты, где алчность и ненависть не знают ограничений…»

Первый широко известный перевод «Упанишад» с санскрита на персидский язык был сделан по приказу Дара Шукуха, старшего сына могольского императора Шах-Джахана. Дара Шукух узнал о существовании «Упанишад» в 1640 г. во время пребывания в Кашмире. Вслед за этим он пригласил в Дели нескольких ученых брахманов из Бенареса, которые перевели с санскрита на персидский язык пятьдесят «Упанишад». Труд их был завершен в 1657 г. и сыграл огромную роль в ознакомлении западного мира с «Упанишадами».

Со второй половины XIX в. начинается активное изучение «Упанишад». За истекшие столетия вокруг учения выросла огромная научная литература; число исследований непрерывно растет, и историографический обзор их сам по себе потребовал бы большой статьи. Интересующиеся им могут узнать о наиболее важных работах в указанных нами библиографических изданиях (см. раздел «Библиография»).

Настоящая книга «Учение» является переложением древних текстов «Упанишад» на язык, понятный современному читателю. Дело в том, что древние мыслители часто прибегали к метафорам, глубоко скрывая за словами духовный и провидческий смысл. Древний человек мыслил образами, что в полной мере иллюстрировано в изложенных по-новому текстах. В конце книги приводится словарь наиболее употребительных понятий в санскрите с их переводом на духовный язык – язык отождествлений, существующий на Небе, при помощи которого объясняется древнее знание.

Учение «Упанишад» рассматривается в едином ключе постижения Божьего Духа и связи человека со своими духовными истоками. Среди наиболее существенных воззрений следует отметить учение о Боге – высшей объективной реальности, выступающей как зародыш всего сущего, как творческое начало, проявлением Которого является Небо и творение, учение о Святом Духе – разлитом всюду Божьем вдохновении, тождественном Богу в бескрайности Божьей свободы. Тождество Бога и Святого Духа в сердце человека несет для души истинную свободу. Также изложено учение о первосуществе сверхчеловеческой природы, о сотворении мира, о влиянии высшего вдохновения на организм человека, на нашу физиологию и психическую деятельность. Изложено учение о четырех состояниях человека: когда в человеке Бог «глубоко спит», когда «находится в полудреме», когда бодрствует, и когда человек сливается с Богом в невыразимом высшем сиянии. Отдельные положения учения говорят о строгой обусловленности людских поступков. В основе человеческой природы лежит желание, определяющее волю, которая в свою очередь определяет деяние и в итоге – удел, долю. В это же время описываются определенные этические нормы, оттесняющие на второй план ритуальные предписания в пользу высшего идеала учения – познания Бога, достижению единства с высшей реальностью и блаженства во Святом Духе. Излагаются положения, что истинной свободы достигают те, чьи поступки лишены заинтересованности, кто действует, имея в виду лишь высшую реальность. Описываются два пути – небесный путь и путь чистых предков. Первым путем идут отрешенные от преходящего, благодарные Богу и наделенные истинным знанием – просветленные они возносятся в Божьи миры и не возвращаются на землю. Вторым путем – путем возвращения на землю следуют домохозяева, добросовестно исполняющие предписанные обряды и общественные нормы. В учении рассказывается о первоэлементах творения и об их обитании в теле человека. Интересно представление и о грехе, который рассматривается не столько как нарушение предписанных обрядами норм, сколько как нарушение внутреннего состояния единения с Богом. В учении «Упанишад» их четыре: убийство в себе Святого Духа, воровство чужой жизненной силы (золота) как отсутствие стыда при незаконном поведении, пьянство как уничтожение души и приглашение в дом проститутки как символа осквернения места, в котором обитает душа.

За истекшие полтора столетия вокруг «Упанишад» выросла огромная научная литература; число таких исследований непрерывно растет, и историографический обзор их сам по себе потребовал бы большой статьи. Здесь мы лишь бегло отметим работы отдельных исследователей.

Прежде всего это обобщающие монографии по «Упанишадам» П. Дейсена, А. Гоу, Г. Ольденберга, С. Чакраварти, Р. Ранаде, С. Радхакришнана, В. Рубена, Х. Гроота и др., а также ряд очерков в более общих трудах по истории литературы, философии, культуры. Здесь наряду с общими сведениями об «Упанишадах», как правило, не вызывающими существенных разногласий, обычно дается более или менее детальное изложение их философии.

Переработка «Упанишад» заключалась в их синтезе со знанием об устройстве небесного мира и в их переводе на язык отождествлений. Наиболее важное место в таком синтезе заняло учение о Святом Духе и о семи Небесах, изложенное в книгах Нового завета. Общепринятое учение о Святом Духе как нельзя лучше согласуется с древнеиндийским учением об Атмане – едином, присутствующем во всем сущем Божьем Духе, а учение о тройственности, семеричности и двенадцатиричности Небес с представлениями о жизни в высших мирах, изложенными в «Упанишадах».

Учение состоит из трех частей. В первую часть под названием «Кем все движимо» вошла переработка Иша (гл. 1), Кена (гл. 2), Катха (гл. 3-5), Прашна (гл. 6-7), Мундака (гл. 8-9), Мандукья (гл. 10), Тайттирия (гл. 11-13), Айтарея (гл. 14), Чхандогья (гл. 15-34) «Упанишад». Во вторую часть («Великое небесное») вошла переработка Брихадараньяка (гл. 1-17), Кайвалья (гл. 18), Джабала (гл. 19), Шветашватара (гл. 20-22), Хамса (гл. 23), Амритабинду (гл. 24), Амританада (гл. 25) «Упанишад». В третью часть («Преемственность Неба») вошла переработка Каушитаки (гл. 1-3), Майтри (гл. 4-7), Субала (гл. 8-9), Кшурика (гл. 10), Ваджрасучика (гл. 11), Теджобинду (гл. 12), Дхьянабинду (гл. 13-16), Йогататтва (гл. 17-20), Атмабодха (гл. 21-22), Рамапурватапания (гл. 23), Пайнгала (гл.24), Атма (гл. 25), Йогакундалини (гл. 26-30), Махавакья (гл. 31), Маханараяна (гл. 32-35), Чхагалея (гл. 36), Брахмабинду (гл. 37), Кантхашрути (гл. 38), Ниларудра (гл. 39), Сарва (гл. 40), Ишавасья (гл. 41) «Упанишад».

Выше говорилось о некоторых отличительных чертах учения, определяющих внутреннее единство древних священных текстов. Черты эти не являются достоянием лишь их одних. Они отражают существенные особенности современной и будущей культуры в целом, открывая новую дорогу для духовного поиска. Войти в эту культуру, постичь всю ее специфику без древних священных текстов, и прежде всего «Упанишад», нельзя.

И при всем этом учение – не только переработка старого. Вместе с другими текстами описание Неба – практический помощник при восстановлении здоровья и жизненных сил. Это живая книга в полном смысле слова.

Суть небесного учения сводится к благочестию и чистоте, поэтому в наступающую эпоху духовного раскрытия человечества роль нового учения особенно велика. Это учение похоже на дверь в Небе, открываемую нам на пути к новой, лучшей жизни. И не удивительно, что эта «дверь» не является ни набором готовых формул, рецептов и т.д., а обращает нас к самопознанию и поиску в себе Божьей искры.

Кто есть человек? – Бездушный механизм, животное, наделенное лишь инстинктами, или смелый новатор, творец, по образу Бога носитель бесконечного и вечного Неба? На эти вопросы отвечает изложенные в учении знания, почерпнутые в древних священных текстах Индии, которые будут вечно сиять своими бесценными гранями в мягком бело-золотом свечении Святого Духа.

Какова практическая польза от учения? Прежде всего, это обеспечение закономерного перехода от ограниченного и конечного мышления к бесконечному и вечному разуму, разлитому во вселенной. После такого «растворения» мыслей и чувств человека в мыслях и чувствах всего творения наступает момент очищения сознания, воли и жизненных сил – процесс для многих, даже духовно подготовленных людей, зачастую оказывающийся весьма болезненным. Учение позволяет «сгладить» все резкие, отрицательные и болезненные эффекты, возникающие в процессе постижения Божьих миров, а во многом и вовсе сводит на нет болезни духовного роста. В условиях постижения скрытой за внешней стороной жизни Божьей гармонии при помощи учения душа естественно раскрывается для воссоединения с вечным «эфиром» истинного света.

В итоге цель каждой души, хочет того человек, или нет, - сочетание со Святым Духом, что становится возможным, когда душа отождествляется с Небесами. Так, брак между Богом и Небом утверждаясь в душе, определяет серьезную работу каждого человека над своими мыслями, чувствами, устремлениями и мечтой. Неизбывная мечта человечества – счастливая, лучшая, свободная жизнь. Это может быть возможно только в условиях постижения истин Святого Духа и утверждения их среди людей как естественных норм жизни.

Общеизвестно, что функциональность природного человека со всеми нашими пристрастиями и привычками сильно отличается от души духовного человека, постоянно постигающего Бога и ищущего совершенства. На определенном этапе самопознания душа очищается, сливается с Небом, дополняет его, становясь при этом сама сильнее и многообразнее. В этот момент, который называют вторым рождением, или духовным возрождением человека, происходит мощный прилив вдохновения, эмоциональных и психических сил, а у многих открываются сверхъестественные, надчеловеческие способности. При этом весьма важно, что мы на деле располагаем руководством к такому исканию, специально составленным древними людьми для сбалансированного духовного и эмоционально-телесного развития.

Что такое Небо? Небо - это духовный мир чистоты. Оно состоит из семи уровней, называемых также Небесами. От одного уровня до другого одна ступень абсолютного знания. Это соответствует семи уровням в организме и экологии человека: I уровень – копчик, бедра, половые органы; II уровень – поясница, почки; III уровень – солнечное сплетение, печень, селезенка, желудочно-кишечный тракт; IV уровень – грудь, сердце, легкие; V уровень – горло, уши, нос; VI уровень – глаза, мозг, голова; VII уровень – макушка, общее пространство.

Небо – духовный мир, поэтому существа там, хотя по видимости духовными глазами и похожи на людей, внутренне составляют чистые, т.е. истинные мысли и чувства, свободные от гнева. Само Небо сияет подобно хрустальному позолоченному яйцу, внутри которого находится первочеловек сверхчеловеческой природы. Чем ближе приближаемся мы по состоянию души к совершенному первосуществу творения, тем на более высоком духовном уровне оказываемся.

Что определяет сверхчеловеческую природу этого существа? – Вечность и бесконечность всех признаков, присущих человеку, бесконечность пространства, мысли и чувств, абсолютная свобода, совершенство и неограниченность.

Небесное Царство многообразно и велико. Будучи чистым миром духовных принципов и идей, оно наделяет человека умением мыслить, творить, постигать Бога и верить в лучшую, счастливую долю. Естественно, что процесс становления Неба в душе человека, подобно течению большой реки, не может быть остановлен самим человеком: рано или поздно «плотины» такого рода не выдерживают напора, и мир духовных ценностей врывается в жизнь мощным, а в целом ряде случаев и разрушительным потоком. Чтобы смягчить последствия таких самонадеянных экспериментов человека с вопросами веры, становления Святого Духа и «перегораживания» русла небесной реки, новое учение изложено прямо на ясном и понятном современному читателю языке, - и не только настроенному на духовный поиск.

В учении недвусмысленно разъясняется, что наибольшим проступком перед Богом является убийство в себе души и Святого Духа ради корыстного, властного интереса и преходящих спекуляций, не зависимо от «инструмента» - будь то пьянство, приглашение в дом проститутки, алчность, отрицание Бога или другие ухищрения, свойственные современной жизни. Так учение восстанавливает Божий закон. Все многообразие церковных и государственных предписаний теряет силу, когда нарушен основной принцип творения: человек создан Богом и принадлежит (подотчетен) Богу, а не самому себе. В этом смысле учение различает между искренне познающими и постигающими Бога и теми, кто прикрываясь религиозными лозунгами, преследует лишь узкий житейский интерес.

Честность перед собой как постоянная исповедь совести – определяющий фактор эволюции новейшего времени, критерий, по которому люди смогут войти в будущее – в новую науку, культуру, на новый уровень общественного сознания, когда Небом и церковью станет душа человека, называемая в этом случае Святым Духом и Небесным Царством.

Каково Небо? Небо едино в семи Небесах. Оно подобно солнцу, которое в недрах содержит семь солнц и сияет бесконечностью сфер истинного света. Каждое сияние представляет собой Божью мысль и чувство, которые являются одновременно как жителями Неба, так и содружеством жителей Неба. Бесконечность мыслей чистых миров есть Божья свобода и называется Божьим разумом или Сыном. Бесконечность чувств чистых миров есть Божье вдохновение и называется Святым Духом.

Небо дышит посредством вдоха - Святого Духа и выдоха – Божьего разума. Дыхание Неба едино и живо в едином Создателе, являясь учением и славословием, которые в свою очередь составляют все Небо. Бесконечности духовных солнц рождаются и укрепляются в Боге на семи Небесах, которые таковы: первое Небо – сила, второе Небо – воля, третье Небо – благо, четвертое Небо – радость, пятое Небо – милость, шестое Небо – постижение, седьмое Небо – вдохновение.

Единство первого-третьего-пятого-седьмого Неба (сила-благо-милость-вдохновение) являются небесными чувствами и воспеваются как мудрость. Мудрость возрождает в человеке жизнь, здоровье и силу. Единство второго-четвертого-шестого Небес (воля-радость-постижение) являются небесными мыслями и воспеваются как любовь. Любовь возрождает в человеке красоту, волю и энтузиазм. Небесные мысли называются также пространствами Неба, а Божьи чувства – небесными временами. Все они являются сияниями и едины в Боге как дыхание в человеке. Божье дыхание постоянно наполняет и движет творение.

Гимны и славословие первого и второго Неба называются ангелами. Гимны и славословие третьего и четвертого Неба называются силами, а пятого и шестого Неба – серафимами. Как Божьи мысли и чувства они едины в содружествах, которые также называют небесными браками. Вечность Неба передается творению в виде многомерного и привычного для нас времени, каждый отрезок которого создается постоянным воспеванием небесных принципов.

На первом Небе человек постигает знание о душевном и телесном здоровье, восстанавливается, избавляется от несовершенства характера. Здесь много долин, просторных домов с больницами и санаториями. На втором Небе человек постигает гармонию Неба и творения, согласует ритм своей жизни с ритмом творения. Здесь много садов, возвышенностей, спортивных сооружений. На третьем Небе человек постигает знание о слоге «Благо-дарение-Богу» в аспекте благодарных чувств, стабилизируется, обретает основу и благо вечной жизни. Здесь много небольших гор, пастбищ, молока. На четвертом Небе человек постигает знание о слоге «Благо-дарение-Богу» в аспекте славословия, радости, сотворчества и дружбы, наполняется счастьем и отдыхом, истинным светом. Здесь много горных пейзажей, снежных сверкающих вершин, яркого света, цветов и фруктов. На пятом Небе человек постигает знание о совершенном покое, о мирных, материнских чувствах, воспевает, пребывает в чистоте и порядке. Здесь много океанических пейзажей, горных ручьев и садов, отсюда можно созерцать Небо Небес (Рай). На шестом Небе человек постигает высший разум, мысли провидения и истину. Это просторы высокогорья, снежных вершин и наблюдения за звездами. На седьмом Небе человек постигает знание о бесконечном эфире, о единстве Неба и творения, о Святом Духе. Это непреходящий свет, сияющий всюду.

Каковы основные выводы из учения? - Вечность достигается знанием о Боге (I, 1:11); слог «Благо-дарение-Богу» возглашает все Небо (I, 4:15); основа Неба – слог «Благо-дарение-Богу» (III, 20:30); твердое владение чувствами – основа единения с Богом (I, 5:41), побеждает лишь истина, а не ложь (I, 9:18); добро есть истина (I, 18:1); преемственность Неба такова: совершенные чувства получают учение от мыслей согласия, мысли согласия – от благодарных чувств, благодарные чувства – от радостных мыслей, радостные мысли – от спокойных чувств, спокойные чувства – от мыслей провидения, мысли провидения – от вдохновенных чувств, вдохновенные чувства – от свободных мыслей, свободные мысли – от небесной земли, небесная земля – от Неба, Небо – от Неба Небес, Небо Небес - от Святого Духа, Святой Дух – от Бога (II, 6:35); постижение Бога освобождает человека от смерти (II, 21:28); Святой Дух отражает от всего Неба смерть (II, 2:10); кто знает о неистребимости вдохновения, тот живет Божьей силой (II, 4:1); у Бога два образа – существующий и истинный (II, 5:26); у Бога два образа – воплощенный и невоплощенный (III, 6:3); у Бога два образа – вечность и бесконечность (III, 6:15); у Бога два образа света – успокоенный и изобильный (III, 6:39); у Бога два образа Неба – бесконечное дыхание и солнце Божьей славы (III, 6:1); Божьи качества таковы: охрана закона, возрождение жизни, милость, чистота, славословие (II, 9:31); высшее подвижничество, когда человек побеждает болезнь (II, 14:16); отрешение от преходящего ведет к высшему подвижничеству, т.е. к выздоровлению (III, 4:2); благодарность Богу воскрешает воспевающего (III, 15:1); дар вечности выткан на огне Святого Духа (I, 19:4); лишь Святой Дух следует почитать дорогим (II, 3:8); дыхание Неба – Святой Дух, Бог (III, 1:9); все это – жизненное дыхание (I, 30:7); Небо и есть постижение (I, 33:9); Святой Дух – единственный, сверкающий миллионами солнц (III, 13:25); Святой Дух – сущность учения (III, 14:1); воспевание во Святом Духе очищает душу (III, 18:15); основа очищения – пребывание во Святом Духе и отрешение от преходящего (III, 35:1); постижение есть удержание внимания и чувств во Святом Духе (III, 10:2).

Какова предыстория создания нового учения? - Оно создано на основе «Упанишад» - сокровенного учения, которое передавалось лишь посвященным. Для культуры древней Индии «Упанишады» были открытием новой исторической эпохи. Они явились своего рода синтезом ранних священных текстов - вед, распространенных в Индии, а также традиций и учения, передаваемых из уст в уста в горных районах Гималаев и Тибета. У этого памятника, если рассматривать его в иной временной перспективе, была богатая предыстория. Это предыстория не самих даже «Упанишад», а создавшего их народа.

Вторгшиеся в Индию арии представляли собой одну из поздних форм миграции. Этому предшествовала история переселения народов – носителей индоевропейских диалектов с места их первоначального обитания. Слово «арья» является названием далеких предков индийцев и иранцев, исторические судьбы которых складывались в течение длительного периода параллельно. Их связывала между собой миграция в смежные области и длительное совместное пребывание на соседних территориях, что привело к возникновению индо-иранской языковой и культурной общности. Кстати, современное название «Иран» переводится с иранского языка как «распространение ариев».

С другой стороны, согласно сказаниям об Александре Великом, который «посетил страну индийских браминов», называемых в тексте блаженными, течет райская река, исходящая из Едема. Она разделяется на четыре рукава: Тигр, Евфрат, Нил и Фисон, а вода в ней сладкая и белая, как молоко. Эта «живая» вода, называемая также напитком бессмертия, амритой, или сомой, согласно описанию наполняла жизненной силой и содержала сок растений, ячмень, молоко и мед. В русских деревнях и ныне вспоминают о счастливой стране, где реки медовые и молочные, а берега кисельные. По всей видимости, речь идет о горных районах Индии, откуда с незапамятных времен пришло древнее учение о вселенском разуме. Отсюда, с Тибета и Гималаев началась наша древнейшая история, здесь наши корни, а «Упанишады» объясняют многие удивительные загадки современной жизни человека. Переработанные во Святом Духе, эти тексты возвращают нас к Божьему бытию, к истокам творения, утверждая извечные принципы мировой гармонии, чистоты и мира.

май 2007 г.

БИБЛИОГРАФИЯ (ТЕКСТЫ И ПЕРЕВОДЫ «УПАНИШАД»)

Aitareya upanishad. Publ. Et trad. par L. Silburn, Paris, 1950 (Les upanishad, texte et traduction sous la direction de L. Renou, X).
Die Weisheit der Upanischaden, uebers. und erlaut. v. J. Hertel, Muenchen, 1921.
Kaivalyopanishad. Publ. et trad. par B. Tubini, Paris, 1952 (Les upanishad… XIII).
Katha upanishad. Publ. et trad. par L. Renou, Paris, 1943 (Les upanishad).
Kena upanishad. Publ. et trad. par L. Renou, Paris, 1943 (Les upanishad).
L.Renou, Bibliographie Vedique, Paris, 1931, pp. 101-130, 337, 339.
M.P. Pandit, The Upanishads. Gateways of knowledge, Madras, 1960.
Maitry upanishad. Publ. et trad. par M-lle Esnoul, Paris, 1952 (Les upanishad… XV).
Minor Upanishads. With original text, introduction, English rendering and commentary, Calcutta, 1956.
Mundaka upanishad. Publ. et trad. par J. Maury, Paris, 1943 (Les upanishad).
R.N. Dandekar, Vedic bibliography, Bombay, 1946, p. 30-51, 173 sq.; 316-319; idem, Vedic bibliography, vol. II, Poona, 1961. 56-86, 705-706.
R.S. Betai, Isavasya upanisad. – A new interpretation, - «Journal of the University of Bombay», vol. XXXII, sept. 1963, pt 2, pp. 152-164.
Sechzig Upanishad;s des Veda. Aus dem Sanskrit uebersetzt und mit Einl. Und Anm. Versehen v. P. Deussen, 3 Aufl., Leipzig, 1938.
Sri Aurobindo, Isha Upanishad, Pondicherry, 1951.
The principal Upanishads, ed. with introduction, text, translation and notes by S. Radhakrishnan, London, 1953.
The thirteen principal Upanishads, transl. from the sanscrit by R.E. Hume,Oxford, 1921.
The Upanishads, transl. by F. Max Mueler, pt. I-II, Oxford, 1900.
Upanishads and Sri Sankara;s commentary, transl. by S. Sitarama Sastri, vol. 1-5, Madras, 1898-1901.
Брихадараньяка упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1964.
Субала упанишада. Пер. с санскрита Шохина В.К. Народы Азии и Африки. 1990, № 6.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент,. Мартынова Б.В. М., 1999.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Сыркина А.Я. М., 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1967.
Чхандогья упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1965.

Исследования

Анатомия человека. Справочник. Пер. с английского языка Макаровой Е.А.. М., 2005.
Легенды, мифы и эпос древней Индии. Томас П. С.-Пб., 2000.
Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А., т. 1-3, М. 1865.
Система отождествлений в «Чхандогья упанишаде». Сыркин А.Я. – Ученые записки Тартуского Гос. университета. Вып. 181. 1965, с. 276-283.
Числовые комплексы в ранних упанишадах. Сыркин А.Я. – Ученые записки Тартуского Гос. университета. Вып. 236. 1969, с. 76-85.

СЛОВАРЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЙ (ЯЗЫК МЕТАФОР ДЛЯ ЧТЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ)

А

Агни – речь (огонь), славословие.
Агнихотра – славословие.
Агништома – славословие.
Аджня – шестое Небо, провидение.
Адити – бесконечность, постижение.
Адитьи – двенадцать небесных народов, закон.
Адхварью – провидение.
Алтарь – Небо.
Амрита – вечность.
Анахата – четвертое Небо, радость.
Анвахарьяпачана – память о чистых предках, луна милости.
Ангирасы – небесные певцы.
Анумани – согласие, одобрение.
Апана – вдох, вдохновение, схождение свыше; дыхание, идущее вниз и выходящее из кишечника.
Арани – вдохновенные.
Асана – сидение в надлежащей позе, чувство.
Асуры – демоны, соперники Бога, терпящие от Него поражение.
Атман – жизненная сила, дыхание, душа, Святой Дух.
Атхарваведа – службы.
Ахавания – постижение Бога, молния провидения.
Ашвины – исцеление.

Б

Бандха – освобождение.
Белые одежды – белые лучи луны, белые одежды – сияние луны, одежды воды.
Белый – вода, флегма.
Блаженство – сочетание первого, третьего, пятого, седьмого Неба: воскресение-благо-милость-вдохновение.
Блеск – сотворение блага другим и себе.
Богатсво – вечность.
Брахман – Бог, Святой Дух, вдохновенный.
Брахманаспати (Брихаспати) – Небо.
Брихаспати (Брахманаспати) – Небо.
Бхага – щедрость, сияние.
Бхувас – воздушное пространство, ветер, мысль, истина, дыхание, идущее вниз.
Бхус – земля, благо, огонь, возглашения, дыхание в легких.
Бхута – стихии, жизненная сила.
Бык – доброжелательность.

В

Ваджра – провидение.
Вайрупа – многообразие.
Вайшванара – всенебесный, вселенский, всечеловеческий огонь
Вайшьи – благодарные.
Валикхильи – лучи Божьей славы.
Варуна – закон.
Васу – благодарность, благодетели, доброжелательность.
Вашат – вперед, ввысь.
Ваю – мысль.
Веды – Учение.
Вивасват – сверкание, сияние.
Вирадж – творение.
Виш – небесный народ, вечность.
Вишведевы – Небо.
Вишну – руки, созидание.
Вишуддха – пятое Небо, милость.
Вода – чистота.
Воздух – мысль.
Возничий – Бог.
Воля – решимость, замысел, продвижение.
Восемь органов восприятия – пять органов чувств, речь, разум и руки.
Восток – провидение.
Восхождение – исполнение славословия.
Второе Небо – согласие, красота, продвижение.
Высшая реальность – «мы – незапятнанный Бог».
Вьяна – дыхание, разлитое по телу, находящееся между дыханием в легких и дыханием, выходящим из кишечника и поддерживающее жизнь между вдохом и выдохом, воспевание.

Г

Гархапатья – огонь домохозяина, радость в душе, солнце радости, очищение.
Гаятри – Божья строка, небесный размер («Мы размышляем о желанном сиянии Бога Создателя; во Святом Духе пробуждает Он наши мысли») – защитник жизненного дыхания.
Глаз глаза – провидение.
Год – вечность.
Горшок – тело.
Горы – мудрость.
Град – слитая со Святым Духом и очищенная душа.
Гуны – душевные состояния.
Гусь – Святой Дух.

Д

Дакшина – память о чистых предках, луна милости.
Дакшинагни – очищение.
Два мира – Небо и земля.
Двенадцать небесных народов – восстановление, жизнь, продвижение, согласие, благодарность, благоразумие, радость, сотворчество, чистота, порядок, провидение, постижение.
Дверь мира – мысль.
Десять органов жизнедеятельности – речь, обоняние, глаз, ухо, язык, руки, тело, сердце, ноги, разум.
Дети – небесные мысли и чувства, дыхание.
Джатаведас – всезнающий, знающий все существа.
Добродетели – воспевание Бога, милость, благодарность, даяние, помощь, исцеление, совершенствование.
Дождь – милость.
Дхарана – удержание мысли во Святом Духе, сосредоточенность.
Дхарма – честность перед собой.
Дхатар – устроитель, поддержка.
Дхьяна – созерцание, размышление.
Дыхание – жизнь.

Ж

Жажда – страдания, неудовлетворенность конечным.

З

Закон – доброжелательность, благое деяние.
Запад – милость.
Земля – благо.
Зенит – радость.
Золотой – ветры и флегма.
Золотой шар – Святой Дух, Небо, творение.

И

Ида – левый ток, ток памяти.
Ила – славословие.
Индра – провидение, путь, ноги.
Итихаса – сказание о вечности, предание.
Йама – воздержание.

К

Карма – действие с расчетом.
Колесница – Божья слава.
Колесничий – Бог.
Конь – мысль.
Коровы – благодарные чувства.
Красный – жар, желчь.
Кшатрии – постигающие.

Л

Ладья – Небо.
Лайа – растворение в Божественном сиянии.
Лебедь – Святой Дух.
Лиана – раздел Учения.
Лотос – чистое сердце.
Луна – Божья милость, благодарность.
Любовь – любовь в милости.

М

Мадху – Учение, Учение меда
Манипура – третье Небо, благо.
Мантра – воспевание Божьей славы.
Ману – творение.
Маруты – мысли провидения.
Матаришван – мысль.
Матерь – Небо, речь.
Маха – величие.
Мед – Учение.
Митра – дружелюбие.
Молния – выбор, провидение, мгновенное просветление.
Молоко – Святой Дух.
Мост – Небо, семь Небес.
Мудрость – сочетание второго, четвертого, шестого Неба: согласие-радость-постижение.
Муладхара – первое Небо, восстановление.

Н

Нади – сияние, ток.
Наполненность – пребывание в вечности, провидении, благодарности.
Не пробужденные – лишенные постижения Святого Духа, Учения.
Не это – Святой Дух.
Небо – свобода, счастье, блаженство, чистый духовный мир.
Небо Небес – Рай.
Нектар – Учение.
Ненависть – любовь в гневе.
Непобедимый – Бог.
Нийама – самодисциплина.
Нирвана – освобождение, вхождение в вечное блаженство.
Нить – мысль, судьба.

О

Обитель чистых предков – луна, милость, благо.
Ом (Аум) – слог «Благо-дарение-Богу».
Освобождение – вхождение в вечное блаженство.
Отец – Бог, разум.
Отождествления – земля-тело, вода-семя, огонь-речь, ветер-дыхание, солнце-глаз, стороны света-ухо, луна-разум, молния-блеск, гром-звук, воздушное пространство-пространство внутри сердца, честность перед собой-правда, сущее-действительное, творение-человек.
Отрешение – совершенное познание.

П

Павака – очищающий.
Павамана – чистый.
Парамештхин – выший.
Парджанья – милость.
Первое Небо – совершенство, восстановление, жизнь.
Пингала – правый ток, ток радости.
Пища – вдохновение, восстановление, совершенство.
Повозка – тело.
Поле – постижение.
Полный – вечный, совершенный.
Праджапати – Бог, Отец созданного.
Прадхана – жизненная сила.
Прана – дыхание, вдох и выдох, дыхание в легких, всеобщее дыхание, вступление, восхождение.
Пранава – слог «Благо-дарение-Богу».
Пранайама – освобождение вдохновения, воспевание Бога во Святом Духе.
Пратьяхара – отрешение.
Пратьяхара – прекращение деятельности органов чувств.
Преемственность Неба – Пространство – мысль.
Процветание – пребывание в истине.
Птица – свобода.
Пурпурный – ветры.
Пуруша – первосущее существо сверхчеловеческой природы, из которого сотворена вселенная.
Путь Неба – путь, ведущий к Богу.
Путь чистых предков – путь, ведущий к перерождению.
Пушан – изобилие, защита.
Пчелы – лучи Божьей славы, Небо.
Пыл – радость, отдых.
Пятое Небо – милость, чистота, порядок.
Пять времен года – весна, лето, осень, росистое время года, зима.
Пять качеств (элементов) – речь (огонь), обоняние (ветер), глаз (солнце), ухо (стороны света), разум (луна).

Р

Раджа – совершенствование во Святом Духе.
Раджаньи – постижение.
Раджаса – деятельность.
Раджасуя – постижение истины.
Раху – немилость, долг.
Решение – истина.
Рибху – порядок, мастерство.
Ригведа – благодарность, огонь, славословие, радость.
Рич – гимн
Риши – Небо.
Рудра – исцеление.
Рудры – мысли провидения.

С

Савитар – побуждение.
Садхьи – мысли.
Самаведа – вдохновение, дыхание, Небо, постижение, истина.
Самадхи – совершенство, состояние совершенного вдохновения.
Саман – песнопение, истина
Самана – общее, «срединное» дыхание в середине тела, в области пупа, важное для пищеварения.
Саттва – спокойствие.
Сатья – истина, сущее.
Сахасрара – седьмое Небо, вдохновение.
Свага – благо, благословение.
Свадхиштана – второе Небо, согласие.
Свар – Небо.
Свет – разум.
Святой Дух - Божье вдохновение.
Север – единение с сущим.
Седьмое Небо – вдохновение, бескрайность, блаженство.
Семь дыханий – два глаза, два уха, две ноздри, рот.
Семь миров – земля, воздушное пространство, Небо, обители святых, переживших гибель мира, мир Божьих детей и Божественных существ, мир подвижничества, мир истины.
Семь Небес – мощь, воля, благо, радость, покой, разум, вдохновение.
Семь органов восприятия – два глаза, две ноздри, два уха и рот.
Семь уровней творения – системы органов человека: скелет, мышечная система, кровеносная система, дыхательная система, нервная система, пищеварительная система, эндокринная система.
Сердце – радость.
Славословие – единение с Небом во Святом Духе, ведущее к просветлению, избавлению от печали, уничтожению двойственности, полному слиянию души с Богом.
Славословие – исполнение гимнов, располагающее к душевной милости.
Смоковница – дерево жизни, доброта, добродетели.
Смрити – толкование.
Созерцание – последовательное сосредоточение всех мыслей на одном объекте, следствием чего является спокойствие и удовлетворенность.
Сок – суть, ток.
Сокол – Божья свобода, провидение.
Солнце – Божья слава, радость.
Сома – вдохновенная радость.
Страдание – невозможность удовлетворить желание.
Сувар – Небо, солнце, возглашения, дыхание разлитое по телу.
Сурья – глаз.
Сушумна – средний ток, ток чистоты.
Счастье – внутренний подъем, стремление к высшей цели, постижение Бога, стремление к бесконечному.
Сын – Божья свобода.

Т

Тамас – косность.
Тваштар – Творец, Создатель.
Творение – объединение космосов, вселенная, человек.
Трава – помощь.
Третье Небо – благодарность, благоразумие, постоянство.
Три брака Неба – совершенство-красота, благо-радость, милость- провидение.
Три ветви долга – первая: славословие, постижение, подаяние; вторая: служение, пост; третья: отрешение.
Три вида огня – солнце, луна, огонь (молния).
Три времени – прошлое, настоящее, будущее.
Три града – тело, подверженное гибели; душа и разум, состоящие из познания, не разрушающиеся со смертью.
Три деяния – сотворение, освобождение, уничтожение дурного и невечного.
Три знания – славословие, истина, милость.
Три качества познания – знание, постижение, исполнение постигнутого.
Три мира – этот мир (земля), воздушное пространство, Небо.
Три нити судьбы – славословие, возглашения, истина.
Три образа света – солнце (радость), луна (милость), огонь (славословие).
Три пространства – пространство вне тела – бодрствование и житейские заботы, когда Бог «спит»; пространство в теле – легкий сон и относительное спокойствие, когда Бог «отдыхает»; пространство в сердце – глубокий сон и свобода от страданий, когда Бог бодрствует в человеке.
Три рода существ – Небо, чистые предки, благодарные.
Три рождения – первое - рождение от родителей; второе – рождение к духовной жизни; третье - возрождение к вечной жизни.
Три составляющие души – речь, разум, дыхание.
Три состояния – бодрствование (глаза), состояние легкого сна (горло), состояние глубокого сна (сердце).
Три части пищи – грубая, переходящая в кости, средняя – в мясо, кровь и мозг, тонкая – в разум, дыхание и речь.
Триада – внутренний мир, внешний мир, движущее начало.
Турья – состояние Святого Духа, высшее состояние единения с Богом.
Тысяча лет – вечность.
Тысячи тысяч – бесконечность.
Тьма – миры людей, преданных чувственным удовольствиям и лишенных знания о Святом Духе.

У

Удана – дыхание, идущее вверх и пребывающее в горле.
Удгатар – вдохновение.
Удгитха – пение в истине, слог «Благо-дарение-Богу».
Удел – Небо.
Узкий – трудный для постижения.
Уктха – славословие.
Улей – славословие, Небо.
Упанишады – истина, Учение.
Ухо уха – милость.
Учение – знание о Боге, знание о Святом Духе.
Ушас – вдохновение.

Х

Хатха – очищение Небом.
Хита – семьдесят две тысячи артерий, идущих от сердца к перикардию – лучи солнца Божьей славы, радости.
Холод – печаль, усталость.
Хотар – славословие.

Ц

Цепь сущего –
Ч

Человек – Небо, творение, славословие, благодарность.
Четвертое Небо – радость, юность, творчество.
Четыре стадии духовной жизни – постигающий, домохозяин, лесной отшельник, странник, отрешенный от мира.
Четыре стопы Святого Духа – разум (пространство), речь (огонь), дыхание (ветер), глаз (солнце), ухо (стороны света).

Ш

Шар – вечность, совершенство.
Шастры – толкования, науки.
Шестое Небо – провидение, постижение, истина.
Шудры – совершенные.
Шучи – сияющий.

Ю

Юг – воскресение.

Я

Яджурведа – возглашения, речь, воздух, учение, истина.
Яджус – возглашение.
Яйцо Брахмана – вселенная.
Яма – воскресение.

ОБ АВТОРЕ

Родился 16 октября в г. Североморске Мурманской обл. Профиль деятельности: медицина рака и СПИДа, авторство, магнетохимия, индология. Является практикующим ученым и изобретателем и занимается просветительской деятельностью, живет в г. Москве. Клименчук - одновременно руководитель Межрегиональной общественной организации содействия культурному и духовному развитию граждан «Святая Русь» и сотрудник Центра небесных исследований «Пресвято-Троицкий завет», печатные работы которого были отмечены благодарностями в России и за рубежом. Клименчук исследует ультранауку многомерных пространств будущего, основанную на разработанной им науке о Небе, которая все шире признается в авторитетных научных кругах. Принимает участие в проекте «Железо» по созданию одноименного антиракового иммуномодулирующего препарата.

О МЕСТЕ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВ

Работы выполнены в горах Болгарии, Абхазии, Индии, на водопаде Виктория (Виктория Фолс, Зимбабве, Центральная Африка), в г. Одессе и в г. Москве на ул. Живописная рядом с Серебряным Бором - заповедником на месте бывшей Всехсвятской волости Московского уезда.

Серебряный Бор является природным массивом богатым водными ресурсами и сохранившим первозданность природы. Он известен как уголок природы, изобилующий зверями, птицами и рыбами, о чем также свидетельствует название района, на котором он находится, – Мневники - от рыбы «мни» (налима), которая в прежние времена поставлялась к царскому столу. С рыболовным промыслом связаны местные названия Щукино и Строгино (бывшее Острогино). Здесь также через специально построенный канал в Москву прибывает вода от самой длинной реки Европы – Волги. Это позволяет сохранять высоким уровень воды в Москве реке, а вступающие отсюда в город воды отличаются большой чистотой. Белизна и прозрачность местной природы вместе с храмами и старинными усадьбами восхищает современников, делая мысль вдохновенной и ясной.

Добраться до Серебряного Бора можно на метро ст. «Щукинская», далее на трамвае № 23 до ост. «Проспект маршала Жукова» (через 7 остановок, конечная), далее пешком до заповедника «Серебряный Бор».