Плачевная история нашего краснознамённого флота

Анатолий Шиманский
ПЛАЧЕВНАЯ ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАСНОЗНАМЁННОГО ФЛОТА

   Поражения в войнах как правило стимулируют страны к преобразованиям и пересмотру своих политических и стратегических приоритетов. Это и произошло с Россией, проигравшей Крымскую войну 1854-1855 годов и потопившей в Севастопольской бухте Черноморский флот. Отпущенные 50 лет относительно мирного сосуществования с Европой и маленькая победоносная война с Турцией превратили Россию в мировую державу с вполне боеспособными армией и флотом. Роковым оказался 1905 год, в котором наша страна проиграла войну с доселе неведомой Японией.
   И в теле ослабевшей страны тогда завелась проказа под названием революция, возглавляемая местечковыми разночинцами. Историю нашего Краснознамённого Флота можно начать с 1905 года, когда большевики и эсеры подняли восстания на Черноморском флоте. Его чадящим факелом сделался лейтенант Петр Шмидт, возглаввший мятеж на крейсере «Очаков» и других судах Черноморского флота. На корабле был поднят красный флаг, а Шмидт объявил себя командующим Черноморским флотом, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». В тот же день он отправил телеграмму Николаю II: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от Вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более Вашим министрам. Командующий флотом П. Шмидт».
   С первыми выстрелами по «Очакову» кораблями Черноморского флота, лейтенант вместе со своим шестнадцатилетним сыном Евгением (прототипом Остапа Бендера), пользуясь всеобщей неразберихой, покинул обстреливаемый корабль, бросив на произвол судьбы поверивших ему матросов. Вскоре Шмидт был арестован и казнён, хотя и был психически болен.
Разгром Японией нашего военно-морского флота под Порт-Артуром  показал язвы кораблевождения и подготовки экипажей. Чего только стоит неудачный, самоубийственный выход крейсера «Варяг» на прорыв японской эскадры, а также совершенно непрофессиональное потопление собственного корабля и лодки «Кореец». Героический, самоубийственный эпизод сражения крейсера превратился в ещё более кровавый фарс после того как японцы уже через полгода подняли крейсер «Варяг» и под названием «Сойя» включили его в состав своего флота, чтобы теперь уж направить его пушки в сторону России.
Как и сейчас водится, правительство решило сделать мину при плохой игре: экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Геор¬гия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев награжден орденом Свято¬го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа. Учреждена была медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой отмечены все участники боя.
После фиаско в русско-японской войне флот Российской империи упал с третьего места в мире на шестое место. Тем не менее, поражение пошло на пользу и научило наших флотских начальников правильно строить морскую оборону страны, подрос новый офицерский корпус. К началу Первой мировой войны 1914 года значительно возросла боеспособность Балтийского флота, который из-за трудностей маневрирования в районе Кронштадта был переведен в Гельсингфорс, нынешний Хельсинки. Вначале войны флот успешно справлялся с противостоянием немецкому Кригсмарин, у него появились великолепные командиры типа Колчака, но период величия оказался недолог.
   Главный враг и вирус разложения Российского флота находился внутри еще с памятного 1905 года. Эсеры, анархисты и большевики сделали флот главным объектом антивоенной пропаганды, особенно после Февральской революции и приказа Петросовета №1 об отмене в армии и флоте единоначалия. 3 марта были убиты главный командир Кронштадтского порта адмирал Вирен, начальник штаба Кронштадтского порта адмирал Бутаков. 3 марта был убит командир 2-й бригады линкоров адмирал Небольсин, 4 марта — командующий Балтийским флотом адмирал Непенин. Были убиты также комендант Свеаборгской крепости Протопопов, командиры 1 и 2-го флотских экипажей Стронский и Гирс, командир линейного корабля «Император Александр II» Повалишин, командир крейсера «Аврора» Никольский и другие морские и сухопутные офицеры.
К концу 1917 г. флот насчитывал 7 линкоров, 9 крейсеров, 58 эсминцев, 7 миноносцев-тральщиков, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и 7 сетевых заградителей, 10 сторожевых судов, 49 сторожевых катеров, 7 катеров-истребителей. Корабли базировались в Гельсингфорсе, Ревеле и в районе Або-Аландских шхер (после потери Либавы, Риги, Пернова), тыловой базой стал Кронштадт.
   В январе 1918 года капитан первого ранга Алексей Щастный спас остатки Балтийского флота (около 200 судов) от выдачи судов немцам. Он вывел корабли из осажденных немцами финляндских портов и привел их в Кронштадт. Причем ему не помешали ни противодействие комиссаров Ленина, намеревавшихся отдать флот немцам, ни замерзший Финский залив, ни преследование и обстрел немецкой эскадры.
По словам российского историка Сергея Мельгунова, капитан 1 ранга Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привел его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене со следующей формулировкой: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти». Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян «за спасение Балтийского флота». Декрет о восстановлении ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. и этот приговор настоящему герою был первым судебным смертным приговором в советской России.
На гребне революционной волны 1917 года пенились такие типажи как Дыбенко, который был членом Ревкома Петроградского Совета (штаба революции) и командиром матросской "армии". 26 октября 1917 года Дыбенко назначается членом Коллегии по военно-морским делам, а 21 ноября В.И. Ленин подписывает приказ о его назначении Народным комиссаром по морским делам.
Матросы с "Императора Павла Первого" кувалдами убивали лейтенантов и мичманов, а старшего офицера после избиений "пустили под лед". Дыбенко же катался на рысаках по плацу в Хельсинки, заваленному офицерскими трупами. Он приказывал "резать контру". За сдачу Нарвы, бегство с позиций, отказ подчиняться командованию боевого участка, за развал дисциплины и поощрение пьянства в боевой обстановке и за преступления по должности Дыбенко был отстранен от командования флотом и исключен из партии. Но именно по приказу Дыбенко прозвучали выстрелы "Авроры".
Оставшиеся без камбузов и кубриков, осатанелые матросы отправились грабить Петербург, брать почту и телеграф. Часть матросов, перебравшихся на базу в Кронштадте, вскоре поняли, что власть-то оказалась не в их руках, а у большевиков. Кронштадтский мятеж  1921 года был последним всплеском  сопротивления обманутых властью матросов, который был потоплен большевиками в крови, подавлял их бывший главарь, всё тот же Павел Дыбенко
Не в лучшем положении оказался и Черноморский флот, К тому времени он имел в своем составе: 8 линейных кораблей (в том числе два суперсовременных дредноута «Императрица Екатерина II» («Свободная Россия») и «Император Александр III» («Воля») (третий, и самый лучший, дредноут «Императрица Мария» подорвали 7 октября 1916 года на севастопольском рейде немецкие агенты из числа рабочих Путиловского завода, производившие на линкоре текущий ремонт); линейных крейсеров — 1; крейсеров — 2; крейсеров-авиаматок — 6; вспомогательных крейсеров — 1; эскадренных миноносцев — 13; миноносцев — 14; подводных лодок — 10. Этот мощный флот также вышел из-под контроля даже такого командующего, как контр-адмирал Колчак. И не удивительно, ведь Ленин с Троцким обещали Германии нейтрализовать  весь флот России. Следующий командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Саблин отказался топить жизнеспособный и ещё готовый постоять за себя флот, за что его, как и Щастного, Троцкий также приговорил к расстрелу, но Саблин перешёл служить под флаг Белого движения.
Сменивший его Фёдор Раскольников организует затопление оставшейся части флота. Один за другим уходят на дно 14 боевых кораблей, среди них дредноут «Свободная Россия». Позднее отправляются на дно еще и 25 коммерческих пароходов. А в Москве получают лаконичный отчет-телеграмму Раскольникова о проделанной работе: «Приехав в Новороссийск... взорвал на внешнем рейде все находившиеся... к моему приезду суда». Правда, Белой армии удалось увести во французский порт Бизерт  2 линкора, 2 крейсера, 10 эсминцев, 8 канонерок, 4 подводные лодки, 12 тральщиков и 16 вспомогательных кораблей. Там флот и сгнил, не дождавшись приказа отправиться на битву с большевистским беспределом.
Оставшиеся в руках большевиков боевые корабли уже не представляли существенной угрозы для стран Антанты. В угаре борьбы с вредительством большевики уморили оставшихся военспецов и Краснознаменным Военно-морским Флотом стали все, кому не лень, да и тех Сталин перестрелял. Павел Дыбенко был арестован, как участник "военно-фашистского заговора", как троцкист и как завербованный еще в 1915 году шпион Германии и США. На следствии, которое проходило пять месяцев, он "признал" под пытками и заговор, и шпионаж, дал показания на "заговорщика" Буденного... 1938 года он был казнен вместе с командующим Военно-морскими силами СССР В. Орловым и пятью командармами.
Большинство военных кораблей российского флота было построено за границей, итак незначительный опыт отечественного кораблестроения был загублен. Нет ничего удивительного, что Советский Союз имел к началу Отечественной войны следующий состав:
 3 линкора
• 7 крейсеров
• 59 лидеров и эсминцев
• 218 подводных лодок
• 269 торпедных катеров
• 22 патрульных судов
• 88 тральщиков
• 77 подводных охотников и ряд других небольших судов
• На различных стадиях завершения были еще 219 судов в том числе 3 линкора, 2 тяжелых и 7 легких крейсеров, 45 эсминцев и 91 подводная лодка.
В Отечественной войне флот сыграл весьма незначительную роль, но всё-таки оказался более готов к войне, чем Красная армия. Из-за промедления при эвакуации гарнизона Таллина противник успел блокировать позиции кораблей Балфлота, перегородив узкий залив между Коткой и мысом Юминданина. Советским командованием был выбран в Финском заливе только один фарватер - центральный. Всего до Кронштадта добрались 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна.
Во время перехода погибли 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подлодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, канонерская лодка, сторожевой и торпедный катер), 51 транспорт и вспомогательное судно. Людские потери - более 20 тысяч человек, но это количество, которое подлежало учёту - военнообязанные. А какое число гражданских лиц эвакуировалось из Таллина - неизвестно, так как эвакуация осуществлялась стихийно. Из примерно 42 тысяч участников эвакуации достигло Кронштадта  около 18 тысяч человек.
• До 1945 года Балтийский флот был заперт в Кронштадте и Невской губе превосходящими силами Кригсмарин. Корабельная артиллерия выполняла чисто сухопутные задачи, а подводные лодки очень редко и с большими потерями продирались на оперативный простор из-за немецких заградительных минных полей и сетей. «Атака века» подводника Маринеско с потоплением транспортного судна «Вильгельм Густлофф», перевозившего эвакуированное население Восточной Пруссии вряд ли можно назвать гордостью флота. 
• На Чёрном море к началу Великой Отечественной войны СССР располагал флотом в составе 1 линкора («Парижская коммуна»), 5 крейсеров («Червона Украина», «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Ворошилов», «Молотов»), 3 лидеров(«Москва», «Харьков (лидер эсминцев)Харьков», «Ташкент»), 16 эскадренных миноносцев, 1 учебного крейсера «Профинтерн», 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (600 самолётов) и сильной береговой обороны.
• За годы войны у флота были колоссальные потери: 1 крейсер, 3 лидера эсминцев, 11 эсминцев, 32 подводные лодки Потери среди кораблей остальных классов составили 5 минных заградителей, 2 канонерские лодки, 6 базовых тральщиков, 15 вспомогательных тральщиков, 56 малых охотников за подводными лодками, 23 сторожевых катера, 59 торпедных катера, 75 вспомогательных катеров, 13 катеров ПВО, 18 тендеров, 57 десантных ботов. Потери в личном составе флота насчитывали 82 394 человека.
• После войны наш флот пополнялся в основном за счет кораблей, которые были захвачены советскими войсками у Румынии, Болгарии, адмирал Колчак,Германии, Маньчжоу-Го и Японии в качестве трофеев в ходе боевых действий Великой Отечественной войны и получены по репарациям от Германии, Италии и Японии по окончании Второй мировой войны. Строительство надводного флота перешло на второй план после переключения Генерального штаба на подводный флот. Качество их всегда было очень плохим. Вспоминается мой знакомый-военпред, принимавший для Северного флота вновь построенные подводные лодки, которые его заставляли принимать в эксплуатацию, не смотря на массу недоделок. Он спрашивал у меня, может ли его живая душа протиснуться наружу после смерти его тела потонувшего вместе с подводной лодкой. Гибель в 2000 году без выявленных причин «Курска» была кульминацией развития нашего Краснознамённого флота.
• Не осталось у России сейчас никакого Военно-морского флота, да и не может быть будущего у флота, который забыл о таких своих героях как адмирал Колчак, капитан 1 ранга Александр Щастный или адмирал Михаил Саблин, спасавшие флот от уничтожения большевиками, но до сих пор славит таких своих разрушителей как Павел Дыбенко, либо Пётр Шмидт. Не может быть будущего у страны, которая более 90 лет продолжающегося геноцида своего народа считает годами прогресса, славы и геройства.

Черный список русского флота.
Андрей Лебедев написал вчера в 20:29 
20 оценок, 629 просмотровОбсудить (134)
 
       Самый первый Корабельный Устав Петра I (Морской Устав, 1720 года) определял, что «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага, вымпелы и морсели, под страхом лишения живота, а Капитану ж должно учинить присягу верного служения, что ему корабль врученный неприятелю не отдавать, а буде увидит, что корабль сохранить и увести невозможно, и ему лучше корабль зажечь или потопить, чтоб тем неприятелю укрепления не было».
   Как же происходило реально исполнение данного петровского устава  в ходе морских сражений на русском императорском флоте?
     Исторические факты говорят о том, что морской устав не только не исполнялся, но и грубо и позорно нарушался, оказывается, русские моряки и флаги спускали и противнику сдавались.    Было даже такое, что сами предлагали сдачу в плен, и даже флаг врага сами поднимали. При том, что им было заповедано идти на дно, чтоб корабль супостату не достался, однако оказывается не всегда шли, а частенько даже и не помышляли об этом. Известно, что за время существования Российского флота спустили флаг, сдались в плен либо былизахвачены противником в бою (после боя) многие корабли, вот он этот черный список:
1. Бот Петра I – захвачен шведами, Северная война, 1700 г.
2. Шнява “Фалк” – захвачена шведами, 1709 г.
3. Фрегат “Булинбрук” – захвачен шведами, 1713 г.
4. Галера “Конфай” – захвачена шведами, 1714 г.
5. 32-пушечный фрегат “Эндрахт” – захвачен шведами, 1720 г.
6. 32-пушечный фрегат “Митау” – захвачен французами без сопротивления, 1734 г.
7. Фрегат “Санторино” – захвачен турками, 1771 г.
8. 66-пушечный корабль «Мария Магдалина» – захвачен вместе с экипажем; плавучая батарея № 1 – захвачена (турками, 1787 г.)
9. Фрегат “Гектор”– сдался шведам по первому требованию; фрегат “Ярославец” – спустил перед шведами Андреевский флаг (1788 г.).
10. 74-пушечный корабль “Владислав” – спустил Андреевский флаг, сдался в плен шведам (Гогландское сражение, 1788 г.).
11. 26-пушечный пинк “Кильдин”, 24-пушечный пинк “Соломбала”, 38-пушечный пинк без названия и 7 мелких судов – захвачены шведами (Фридрихгамское сражение, 1790 г.).
12. Потеряны (захвачены шведами, сдались в плен либо потоплены) во время Роченсхальмского сражения (1790 г.) 52 корабля – среди них:
- фрегаты “Мария”, “Александр”, “Константин” и “Николай”;
- шебеки “Минерва”, “Белона”, “Прозерпина” и “Диана”;
- полушебеки “Лев”, “Медведь”, “Орёл”, “Дракон”, “Кит”, “Олень”, “Тигр”, “Барс”, “Рысь” и “Волк”;
- полупрамы “Барс” и “Леопард”;
- галеры “Безделка”, “Петербург”, “Хитрая”, “Сорока”, “Ворона”, “Иверь”, “Тихвин”, “Устюжна”, “Орёл” и “Кулик”;
- полугалеры “Ясная”, “Пригожая”, “Перехват”, “Светлая”, “Залёт”, “Весёлая”, “Прилежная”, “Пролёт” и “Злобная”;
- три 8-пушечные плавучие батареи;
- четыре бомбардирских катера;
- пять дубель-шлюпок под флагом.
13. 44-пушечный фрегат “Спешный”, военный транспорт “Вильгельмина” – захвачены англичанами при стоянке в Портсмуте (1807 г.).
14. 19-пушечный катер “Опыт” – захвачен англичанами в Финском заливе (1808 г.).
15. Эскадра адмирала Сенявина (7 линейных кораблей) интернирована в Англии (1808 г.) – корабли спустили Андреевские флаги.
16. Линейные корабли “Азия”, “Св. Праскева”, “Уриил” и “Сед-эль-Бахр”, также 2 фрегата и корвет в Триесте; фрегат, 3 корвета и 3 брига (в том числе “Александр”) в Венеции – блокированы английским флотом в гаванях и были переданы французам (1808 г.)
17. 74-пушечный корабль “Всеволод” в Финском заливе – захвачен и сожжён англичанами (1808 г.).
18. Четыре иола Беломорской флотилии – захвачены англичанами (1808 г.).
19. Две гребные канонерские лодки Беломорской флотилии – захвачены англичанами (1809 г.)
20. Транспортное судно под командованием М. Герасимова – захвачено англичанами у мыса Нордкап (1810 г.), правда, затем отбито экипажем.
21. Фрегат “Рафаил” – спустил Андреевский флаг, захвачен турками между Трапезундом и Батумом (1829 г.).
22. Шхуна “Анадырь” и военный транспорт “Ситка” – спустили флаги, захвачены англо-французской эскадрой в Авачинском заливе (1854 г.).
23. Броненосцы “Ретвизан”, “Пересвет”, “Победа” и “Полтава”; броненосный крейсер “Баян”; бронепалубный крейсер “Паллада”; минные крейсера “Гайдамак” и “Всадник”; миноносец “Сильный”; минный заградитель “Амур”; госпитальное судно “Ангара” – захвачены японцами в Порт-Артуре (1905 г.).
24. Броненосцы “Император Николай I” и “Орёл”; броненосцы береговой обороны “Генерал-адмирал Апраксин” и “Адмирал Сенявин”; миноносец “Бедовый” – спустили Андреевские флаги и подняли флаги Японии, сдались в плен японцам (Цусимское сражение, 1905 г.). Перед затоплением спустили Андреевские и поднимали японские флаги броненосец “Сисой Великий” и броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”.
25. Тральщик Балтийского флота “Китобой” – перешёл на сторону белых (Гражданская война 1918-1922 гг.), спустил флаг Рабоче-Крестьянского Красного флота и поднял Андреевский флаг.
26. Более ста кораблей и судов, не спуская флаги РККФ, просто перешли на сторону белых в Гражданскую войну – линкор “Воля”; миноносцы “Пылкий”, “Поспешный”, “Дерзкий”, “Беспокойный”, “Жаркий” и “Жуткий”; транспорт “Троян” и другие. Чудская флотилия (четыре вооружённых парохода) также перешла на сторону белых.
27. Миноносец “Спартак” спустил флаг РККФ, поднял белый и сдался англичанам (1918 г.).
28. Миноносец “Автроил” – сдался англичанам без единого выстрела (1918 г.).
29. Посыльное судно (переоборудованное под канонерскую лодку) “Диомид”, канонерская лодка “Монгутай”, катер “Амур”, вспомогательный крейсер “Лейтенант Дыдымов” и катер “Рында” – брошены экипажами и захвачены белогвардейцами (Ольгинская операция, 1921 г.). “Диомид” белые захватывали даже дважды.
     На одном из случаев хочется остановиться особо, события происходили на Камчатке, в Авачинском заливе. Когда Шхуна “Анадырь” и военный транспорт “Ситка” действительно были захвачены фрегатом “President” и пароходо-фрегатом “Virago”, спустили Андреевские флаги - из безысходности.
       Силы неравные, ветра нет, уйти невозможно… Англо-французам достался весь груз, экипажи и пассажиры. Единственное, что успели сделать командиры кораблей - это утопить секретные депеши. Надо сказать, что среди пассажиров были дамы - а они военными моряками не являются и, стало быть, идти на дно с кораблями, не спуская флага, права не имеют. Это, несомненно, может  служить оправданием.
http://filibuster60.livejournal.com/20845.html.    
        По сравнению с историей Русского императорского флота, история Советского военно-морского флота была сравнительно не долгой, всего то 73 года.
        Многие любители морской истории утверждают, что за всю эту свою недолгую историю Флаг Военно-морского флота СССР - перед врагом не был спущен НИ РАЗУ.
       Так ли это было на самом деле? В одном из справочников ВМФ России есть информация о потерях Советского ВМФ в годы ВМВ на Балтике, в ней указано что:
ТК-51 захвачен фин. кор. в ночном бою 17 июня 1944 в Финском зал. (в составе ВМС Финляндии - ТКА V3, после сентября 1944 возвращен СССР)
БК-215 23 августа 1941 в повр. состоянии захвачен финнами в Выборгском зал. (у о. Паатио), в составе фин. Онежской воен. фл. как VTV1, после 4 сентября 1944 возвращен СССР
№ 52 14 октября 1941 захвачен финнами у о. Суурсаари (в ВМС Финляндии СКА «Васама», в 1944 г. возвращен СССР) http://www.navy.su/other/lost/baltic.htm
        Таким образом, получается, что ранее захваченные советские корабли были возвращены и продолжили воевать в составе флота до самого окончания войны.